Положение богобоязненных верующих.




 

Людей в Судный день охватит ужас, а праведных верующих Аллах убережёт от этого. Есть такие рабы Аллаха, которых не охватит страх, когда испугаются все люди, и которые не будут опечалены, когда всем людям станет грустно и они будут скорбеть. Это — приближённые Милосердного, которые уверовали в Него, были послушны Ему и готовились к этому Дню, запасаясь благими делами. Их Аллах защитит в этот День, и когда они будут воскрешены, ангелы Милосердного встретят их и успокоят, прогнав из их сердец страх: «А те, кому Мы изначально определили наилучшее, будут отдалены от неё [Геенны]. Они не услышат даже малейшего её звука и вечно пребудут среди того, что возжелали их души. Их не опечалит величайший ужас, а ангелы встретят их словами: «Вот ваш день, который был вам обещан!»». Сура 21 «Пророки», аяты 101-103.

 

Величайший ужас — это ужас, который охватит людей, когда они воскреснут и поднимутся из своих могил: «Он лишь даёт им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры» (сура 14 «Ибрахим», аят 42).

 

В этот День глашатай Всевышнего воззовёт к Его приближённым, успокаивая их: «О рабы Мои! Сегодня вы не познаете страха и не будете опечалены. Вы были теми, которые уверовали в Наши знамения и были мусульманами» (сура 43 «Украшения», аяты 68-69).

 

А в другом месте в Коране Всевышний говорит: «Воистину, приближённые Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненными. Им — радостная весть в этом мире и в Последней жизни» (сура 10 «Юнус», аяты 62-64).

 

Всевышний позаботится об этих богобоязненных людях подобным образом и обеспечит им безопасность потому, что в земной жизни их сердца были преисполнены страхом перед Ним. Они простаивали ночи в молитве, а дни проводили в посте, готовясь к тому Дню, в который они предстанут перед Всевышним. Их Господь поведал нам о том, что они говорили: «Поистине, мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня» (сура 76 «Человек», аят 10).

 

А кто был таким в этом мире, того Аллах непременно защитит от зла этого Дня и дарует ему безопасность: «Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью. А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им райскими садами и шелками» (сура 76 «Человек», аяты 11-12).

 

Шаддад ибн Аус передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах сказал: "Клянусь Величием Моим, не будет у раба Моего двойной безопасности и спокойствия, как не будет у него и двойного страха. Если он жил в этом мире, не боясь Меня, Я напугаю его в День, когда Я соберу Моих рабов. Если же он боялся Меня в этом мире, Я обеспечу ему безопасность и спокойствие в День, когда Я соберу Моих рабов"» [Абу Ну'айм; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 742].

 

И чем более искренним по отношению к своему Господу был человек, тем большая защита и забота Всевышнего обеспечена ему в Судный день. Приверженцев единобожия, которые не запятнали свою веру никакими проявлениями ширка (то есть не поклонялись никому наряду с Аллахом и никого не придавали Ему в сотоварищи), ждёт защита от всего страшного, тяжкого и неприятного в Судный день. На это указывает ответ Ибрахима (Да благословит его Аллах и приветствует) своему народу, когда они начали пугать его своими идолами. Он сказал им: «Как я могу бояться тех, кого вы приобщаете в сотоварищи Аллаху, если вы не боитесь приобщать в сотоварищи к Аллаху тех, о ком Он не ниспослал вам никакого доказательства? Какая же из двух групп имеет больше оснований чувствовать себя в безопасности, если вы только знаете? Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путём». Сура 6 «Скот», аяты 81-82

Те, кого укроет Аллах в Своей тени. Когда люди будут стоять вэтот страшный День под палящим солнцем, им придётся перенести такие страдания, которых не выдержали бы даже горы. А в это время часть людей — самые лучшие, преуспевшие — будут находиться в тени Трона Милосердного, и их минуют эти ужасные мучения.

Это люди, которые в земной жизни стремились к достижению высоких целей. Они были живым воплощением учения ислама и его ценностей и, возможно, совершали дела, которые ислам считает великими.

Кто же они? Это справедливый правитель, который, обладая могуществом и властью, не был тираном и не притеснял людей. Он соблюдал законы Всевышнего, и правление его было справедливым.

К этим людям относится также юноша, который вырос в поклонении Аллаху, сдерживал душу свою уздой богобоязненности, смирял страсти свои, побеждал в себе стремление ко всему запретному и всю свою последующую жизнь прожил незапятнанным, праведным и благочестивым.

Среди этих людей — те, кто часто посещал мечети — дома Аллаха — и находил покой в их стенах, поклоняясь Всевышнему и обращаясь к нему с горячими и искренними мольбами. Эти люди, едва покинув мечеть, тут же начинали тосковать по ней, и им хотелось вернуться назад.

К этим преуспевшим относятся и люди, полюбившие друг Друга ради Аллаха. Их связывают узы братства по вере. Богобоязненность и праведность соединяла их, и расставались они лишь для того, чтобы сделать какое-нибудь благое дело, угодное Аллаху.

Среди этих людей — те, кого пытались соблазнить женщины, однако их богобоязненность удержала их от совершения греха.

К этим людям относится и человек, который расходует своё имущество ради того, чтобы снискать довольство Всевышнего, и старается подавать милостыню так, чтобы никто не видел, и так, чтобы даже его левая рука не знала о том, что подала правая.

И, наконец, к ним относится человек, сердце которого переполняет страх перед Всевышним, и из глаз его текут слёзы, когда он пребывает в одиночестве и его никто не видит.

 

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Есть семь категорий людей, которые получат убежище под Господней тенью* в День Суда, когда не будет никакой другой тени, помимо Его тени. Это будут: (1) справедливый правитель; (2) юноша, который провел свою юность в почитании и поклонении Аллаху; (3) и тот чье сердце было постоянно приковано к мечети; (4) два любящих человека, которые возлюбили друг друга во имя Аллаха и которые соединились ради Него, а потом ради Него расстались; (5) так же тот, который был приглашен на греховную утеху богатой, красивой женщиной, но отказался, говоря: я гнева Господа страшусь (6) И тот, кто дает милостыню втайне, не выставляя это напоказ, так чтобы левая рука не знала, что творит правая. (7) И тот, чьи глаза проливаются слезой при поминании Аллаха в уединении”. [Передал аль-Бухари, 1423; Муслим, 1031.].

 

*[Под “тенью”, в хадисе подразумевается тень Трона Аллаха, как это пришло в хадисе, который приводит Имам Ахмад в своем сборнике. Передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Любящие друг друга ради Аллаха, в судный день будут восседать на креслах из света, под тенью Трона”. Подобное понимание этого хадиса упоминали многие ученые, из них; Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, Ибн Къайим аль-Джавзия, Ибн Касир, Ибн Раджаб Ханбали, Ибн Хаджар Аскъалани и др.]

 

Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В День воскресения люди будут обливаться потом так (сильно), что пот их пропитает собой землю на семьдесят локтей (в глубину, а некоторых из) них пот обуздает как уздечка“. [Передал аль-Бухари, 6532; Муслим, 2863.].

 

В этих страшных обстоятельствах Аллах укроет в Своей тени, этих семерых, так давайте же взглянем и поразмышляем над их делами, по средством которых они заслужили такое воздаяние.

 

Первый,- это справедливый правитель, который, руководствуясь Истиной правил своими подчиненными, и сторонился страстей, как сказал Аллах:

 

“О Давуд (Давид)! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчета”. Сура Сод 26 аят.

 

Он правил, следуя повелениям Господа своего, Свят Он и Велик: “Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах Слышащий, Видящий”. Сура ан-Ниса 58 аят.

 

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Истинно, взвешивающие правильно – перед Аллахом на кафедрах из света – по правую руку от Милостивого. Всепочитаем Он и Всеславен. При этом обе Его руки – правые. Они те, которые поступают справедливо в своём правлении, в своей семье и во всем другом, за что они отвечают ”. [Приводит Имам Муслим под номером 1827.].

 

Это воздаяние тем, кто был справедлив в своих решениях, кто каждому давал его право. А теперь посмотрите на воздаяние тех, кто бесчинствовал и был несправедлив.

 

Аллах Всевышний говорит: “Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят беззаконники. Он лишь дает им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры”. Сура Ибрахим 42 аят.

 

Передается от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Каждый мужчина, которому поручили в ответственность десять или более человек, в судный день будет приведен к Аллаху с закованными к шее руками. Освободит его от этого лишь его благочестие, грех же оставит его в подобном положении. Начало этого будет огорчающим, процесс этого вызовет глубокое сожаление, а завершится это, его позором в судный день”. [Приводит Имам Ахмад в “Муснаде” 5267, Шейх Албани в “Сахих аль-Джами ас-Сагъир”, под номером 5718, назвал его достоверным].

 

Передается от Ма’кыля Ибн Яссара, что он слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если любой из рабов, кого Аллах поставил пасти паству, умирая, окажется мошенником (обманывающим) свою паству, то Аллах обязательно запретит ему Рай”. [Приводит Имам Бухари под номером 715 и Имам Муслим под номером 142.].

 

Второй,- это юноша, который провел свою юность в служении Аллаху. Аллах с детства облегчил для него благие дела, поселил в его сердце любовь к ним, внушил ему неприязнь к дурному и помог ему отстраниться от этого. Все это по причине благочестивого воспитания и заботы старших о нем, либо по причине чего-либо другого. Аллах сохранил его от того, в чем воспитываются многие другие подростки, проводящие время в постоянных играх, баловстве, пропуская молитвы, всецело погружаясь следованию страстям и удовольствиям.

 

Аллах похвалил благочестивое юношество в Словах Своих: “Это были юноши, которые уверовали в своего Господа, и Мы увеличили их приверженность прямому пути”. Сура аль-Кахф 13 аят.

 

В то время как юноши в этом возрасте, подвергаются сильным искушениям, удивление вызывает тот из них, кто удерживает свои страсти и усердствует в поклонении Аллаху. За это он и удостаивается быть среди семерых, укрытых в тени Аллаха.

 

Этому юноше было известно, что он ответственен за свою молодость, и он действовал в соответствии с заветом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: “Воспользуйся пятью до прихода пяти: молодостью своей перед старостью, досугом перед занятостью, жизнью перед смертью, здоровьем перед недугом и богатством перед бедностью”. [Приводит аль-Хаким в “Мустадраке” под номером 7844, Шейх Албани назвал хадис достоверным.]

 

 

Третий,- это мужчина, сердце которого было постоянно приковано к мечети. Выйдя из мечети, он не находил себе покоя ни в чем из дел, пока вновь не возвращался в нее. Ведь мечеть это дом Аллаха, то кто войдет в него, тот будет гостем Всевышнего Господа. Какое сердце может быть радостней и какая душа будет более счастлива, чем сердце и душа того, кто стал гостем Аллаха в Его доме, под Его опекой!?

 

Подобные ему, воистину являются “оживляющими мечети”, о которых сказал Аллах: “Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути”. Сура ат-Товба 18 аят.

 

Передается от Абу Дарды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мечеть,- это дом каждого богобоязненного. Аллах поручился для каждого, чьим домом будет мечеть, тем, что его постигнет Милость и преодолеет он мост “ас-Сират” и достигнет он Довольства Аллаха и Его Рая”. [Приводит Абу Наьим в “Хульят аль-Авлия” 6176; Так же ат-Табарани и аль-Баззар. Шейх Албани назвал его достоверным см. “Сильсиля ас-Сахиха” под номером 716.].

 

И этот хороший прием будет выражаться для них в этом мире, в спокойствии и умиротворенности что приобретут их сердца, а в мире будущем, в том, что приготовит для них Аллах из щедрот Рая.

 

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто сходит в мечеть утром или вечером, тому Аллах приготовит в Саду пристанище всякий раз, когда тот пойдет в нее утром или вечером”. [Приводит Имам Бухари и Муслим под номером 669.].

 

Четвертый,- это двое, которые любили брат брата ради Аллаха, собирались вместе ради Него и разошлись ради Него. И это, потому что лучшая связь, которая может возникнуть во взаимоотношениях между людьми, это любовь в Аллахе и ненависть ради Аллаха.

 

Аллах Всевышний говорит: “О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах Объемлющий, Знающий”. Сура аль-Маида 54 аят.

 

Передается в хадисе от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто полюбил ради Аллаха и возненавидел ради Аллаха, пожертвовал ради Аллаха и придержался ради Аллаха, тот усовершенствовал свою веру”. [Приводится в “Своде (сунане)” Абу Давуда, под номером 4671; Шейх Албани называет хадис достоверным, в “Сахих аль-Джами ас-Сагъир” под номером 54.].

 

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы, пока не возлюбите друг друга. Хотите, я укажу вам на то, что нужно сделать, чтобы возлюбить друг друга? Распространите “Мир!” среди вас“. [Приводит Имам Муслим под номером 54].

 

И это одно из качеств, приобретая которые человек может почувствовать сладость веры. Эти два человека, их не собрало вместе ни родство, ни мирские дела, их собрала вместе любовь ради Аллаха Всевышнего и они были неразделимы, пока не разделила их смерть.

 

Передается от Абу Малика аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине среди рабов Аллаха есть люди, не принадлежащие ни к пророкам, ни к шахидам (павшим мученикам), но позавидуют им в день Воскресения пророки и шахиды за то положение, которые займут эти люди перед Всевышним Аллахом”. Тут встал один из бедуинов, и с недоумением разводя руками, обратился к Пророку: “О посланник Аллаха, люди, простые люди, не пророки и не шахиды и им позавидуют пророки с шахидами? Опиши нам их”.

 

Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся и ответил: “Это те, кто возлюбили друг друга ради Аллаха, не будучи кровными родственниками и не связанные имущественными делами. Аллах приготовит для них в Судный день кресла из света и усадит их на них, и лица их озарит светом, и одежды им даст из света. Они не испытают страха, тогда когда все будут в страхе, они любимцы Аллаха, на которых нет страха и они не будут опечалены”. [Приводит Имам Ахмад в “Муснаде” 5343; Так же аль-Багъави аш-Шафии в “Шарх ас-Сунна” 1350-51.].

 

О том, что Аллах укроет в Судный день в тени Своего Трона полюбивших друг друга ради Него, упоминается во многих хадисах. Например, Абу Хурайра передаёт такой хадис: «Поистине, в День Воскрешения Всевышний Аллах скажет: "Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в День, когда не будет иной тени, кроме тени Моей, Я укрою их в Своей тени!"» [Муслим, № 2566].

 

Му'аз передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, полюбившие друг друга ради Аллаха будут в тени Трона [в Судный день] » [Табарани; Ахмад; Ибн Хиббан; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 1933].

 

'Убада ибн ас-Самит передаёт со слов Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) слова Всевышнего: «Полюбившие друг друга ради Меня заслужили любви Моей, и Я укрою их в тени Трона в День, когда не будет иной тени, кроме Моей тени» [Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 4, с. 116].

 

Пятый,- это тот, который был приглашен на греховную утеху, богатой, красивой женщиной, но отказался. Это была не простая обычная женщина, это была женщина, обладающая влиянием и необыкновенной красотой, красотой которая опьяняет каждого взглянувшего на нее. Удержаться от такого не под силу каждому, спасется здесь лишь обладатель крепкого Имана.

 

Сказал Къадий Айяд: “Акцент на то, что она являлась обладательницей влияния и красотой, не спроста. Ведь многие стремятся заполучить такую женщину и не многим это удается. А эта женщина, объединила в себе два качества, и она по своему желанию призвала его овладеть ею, ему не надо утруждать себя ухаживанием за ней и соблазнением ее. Посему его терпение и удержание от порыва страсти страшась Аллаха Всевышнего, является высочайшим поклонением, за что Аллах и воздает ему тем, что укроет его под Своей тенью. Обладательница влияния, значит то, что она была из знатного и богатого рода”. [Комментарии ан-Навави к “Сахиху” Имама Муслима 3122.].

 

Аллах говорит: “Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай”. Сура ан-Назиат 40-41 аяты.

 

Передается от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Однажды шли трое мужчин, и вдруг полил дождь, и тогда они укрылись в горной пещере. Но упала перед входом их пещеры огромная каменная глыба с горы и заперла их. Тогда они сказали друг другу: “Вспомните, какие дела угодные Аллаху вы совершили! Посредством этих дел и призови­те Аллаха Всевышнего. Быть может, тогда Аллах отодвинет её для вас”. И один из них сказал: “Боже! Была у меня дочь дяди по отцу. Я полюбил её так сильно, как только может мужчина полюбить женщину. И я домогался её, но она отказывала мне, пока я не принёс ей сто динаров. А я очень устал, пока собирал (копил эти) сто динаров. И вот, я пришёл к ней с ними и, когда пал меж ног её, она сказала: “Раб Аллаха! Побойся Аллаха и не вскрывай печати не по праву!” (Т.е.: “Не срывай печать девственности, ведь я не являюсь твоей женой!”) И тогда я встал от неё. О Аллах, если Ты знаешь, что я сделал это из стремления к Лику Твоему, то отодвинь её для нас ещё немного!” И она была отодвинута“. [Часть хадиса, приводит Имам Бухари и Муслим под номером 2743.].

 

 

Сказал Всевышний Аллах, описывая то что произошло с пророком Йсуфом мир ему: «Когда Йусуф (Иосиф) достиг зрелого возраста, Мы даровали ему умение принимать решения и знание. Так Мы вознаграждаем творящих добро. Женщина, в доме которой он жил, стала соблазнять его, заперла двери и сказала: «Иди ко мне». Он сказал: «Упаси Аллах! Ведь он – мой господин, обеспечивший мне прекрасную жизнь. Воистину, беззаконники не преуспеют». Она возжелала его, и он возжелал бы ее, если бы не увидел знамение своего Господа. Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он был из числа Наших избранных (или искренних) рабов. Они бросились к двери, пытаясь опередить друг друга, и она порвала его рубаху со спины. У двери они встретили ее господина. Она сказала: «Как иначе можно покарать того, кто хотел причинить зло твоей жене, если не заточить его в темницу или не подвергнуть мучительным страданиям?!» Он сказал: «Это она пыталась соблазнить меня». А свидетель из ее семьи сказал: «Если его рубаха разорвана спереди, то она говорит правду, а он лжет. А если его рубаха разорвана со спины, то она лжет, а он говорит правду». Увидев, что его рубаха разорвана со спины, он сказал: «Воистину, все это – ваши женские козни. Воистину, ваши козни велики!». (Сура 12 Йюсуф, аяты 22-28).

 

 

Сказал АбдуРрахман Ас Саади в Тафсире к этим аятам:

Вознаграждение за терпение, проявленное во время этого испытания, во много раз превосходило вознаграждение, которое Йусуф заслужил, когда был изгнан своими братьями. В этот раз многое зависело от него самого, и было много факторов, подталкивающих его к совершению греха, однако его любовь к Аллаху оказалась сильнее всего остального. А во время испытания, которому его подвергли братья, его терпение было вынужденным. Это испытание было подобно болезням, недугам и прочим несчастьям, которые постигают рабов Аллаха независимо от их желания. В таких ситуациях человеку не остается ничего, кроме как проявить терпение, желает он этого или нет.

 

Йусуф вырос красивым, прекрасным и неотразимым юношей. Он жил в доме визиря, где ему оказывали всевозможные почести. Но однажды хозяйка дома решила соблазнить его. Он был рабом и находился в полной зависимости от нее, и она решила принудить его совершить грех, который остался бы совершенно незамеченным остальными людьми. Ситуация усугублялась тем, что хозяйка дома заперла двери. Они оказались в доме одни, и никто не мог проникнуть внутрь без их ведома. Она велела ему подойти к ней и предаться чувствам.

 

Только подумайте, он был иноземцем и мог не стыдиться прелюбодеяния так, как его стыдится человек, согрешивший на родине, среди своих знакомых и близких. Он был рабом и находился во власти своей госпожи. Он был холостым юношей, а она обладала пленящей красотой. И наряду с этим она грозилась заточить его в тюрьму или подвергнуть мучительному наказанию, если он откажется выполнить ее желание.

 

Несмотря на эти сильные факторы Йусуф проявил терпение и не стал ослушаться Аллаха. Он испытывал влечение к этой женщине, но ради своего Господа отказался от этой мысли. Он предпочел покориться воле Аллаха, нежели удовлетворить желание души, повелевающей творить зло. А помогли ему в этом знамения Всевышнего Господа, которыми являются вера и знание, обязывающие людей воздерживаться от грехов и сторониться всего, что запретил Аллах. Именно эти знамения удержали его от великого прегрешения. Он сказал: "Упаси меня Аллах от этого отвратительного поступка! Воистину, этот грех вызывает гнев Аллаха, отдаляет человека от Господа и является предательством по отношению к моему господину, который приютил меня и одарил всем необходимым. Мне не подобает отвечать ему такой чудовищной неблагодарностью, ведь это будет величайшей несправедливостью, а несправедливые люди никогда не обретут успеха".

 

Одним словом, Йусуф не посмел совершить прелюбодеяние, потому что боялся разгневать Аллаха и нарушить свои обязанности перед господином, который заботился о нем прекрасным образом. А наряду с этим он опасался совершить несправедливость, которая лишает людей возможности обрести успех. А еще Всевышний Аллах почтил его великим знамением и поселил в его душе истинную веру, которая побуждала его выполнять Божьи повеления и удерживала его от совершения грехов. Благодаря совокупности этих факторов Аллах удержал Йусуфа от злодеяния и мерзости. Он заслуживал этого, потому что был одним из тех, кто искренне поклонялся одному Аллаху, кого Аллах сделал своими избранниками, одарил многочисленными милостями, обезопасил от неприятностей и благодаря этому сделал лучшими из своих творений. (Конец цитатирования из Тафсира Ас-Саади).

 

Шестой,- это мужчина, который дает садака (милостыню). Как же велика награда жертвующих и как же много тех, кто жертвует, однако садака этого мужчины отличается полной искренностью и тем, что он удостоится у Аллаха великой награды за это. Его искренность достигла такой степени, что он желает скрыть ее даже от самого себя, если бы это было бы возможно. Аллах, хвалит жертвующих своим имуществом, говоря: “Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете”. Сура аль-Бакъара 271 аят.

 

Передается от АбдуЛлаха ибн Джаъфара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Скрытая милостыня остужает Гнев Аллаха”. [Приводит ат-Табарани в “аль-Муъджам ас-Сагъир” 295; Шейх Албани назвал хадис достоверным в “Сахих аль-Джами” под номером 3752.]

 

Седьмой,- это мужчина чье сердце переполнено любовью к Аллаху и страхом перед Ним, его сердце бескрайне возвеличивает Аллаха. Когда он находится в уединении и поминает своего Господа, поминает Величие Его, Милости Аллаха оказанные ему, нижайшему из рабов,- слезятся его глаза и плачет его сердце.

 

Об этом говорит Аллах Всевышний: “Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа”. Сура аль-Анфаль 2 аят.

 

Аллах говорит: “Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей”. Сура аль-Маида 83 аят.

 

Передается от Ибн Абаса, да будет доволен ими обоими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не коснется огонь глаз того, кто плакал от страха перед Аллахом, и того, кто был в дозоре на пути Аллаха”. [Приводится в “Сунане” ат-Тирмизи под номером 1639, ат-Тирмизи сказал; “Хадис хороший необычный”; Шейх Албании назвал его достоверным в “Сахих аль-Джами” под номером 4113.].

 

Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был очень мягкосердечным и часто плакал из страха перед Аллахом, таким же образом поступали праведники до и после него. Аллах Всевышний предостерегает страшным обещанием обладателей черствых сердец, говоря: “Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении”. Сура аз-Зумар 22 аят.

 

Однако Всевышний укроет в Своей тени не только тех, кто относится к упомянутым в хадисе семи группам людей. Есть хадисы, указывающие на то, что и некоторых других Он укроет в Своей тени. Ибн Хаджар аль-'Аскаляни перечислил всё то, за что Всевышний укроет людей в Своей тени в Судный день, и привёл соответствующие хадисы в книге «Ма'рифат алъ-хисалъ алъ-мусыля иля аз-зыляль = Знание того, что приводит в тень» [Фатх Аль-Бари, т. 2, с. 144].

 

Например, укрыт будет тот, кто даст отсрочку должнику, оказавшемуся в бедственном положении, или простит ему часть долга: Абу аль-Юср передаёт слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Того, кто даст отсрочку несостоятельному должнику или простит ему часть долга, укроет Аллах в Своей тени» [Муслим, № 3006; Ахмад].

 

А Абу Катада передаёт такой хадис: «Тот, кто облегчил положение несостоятельного должника или простил ему долг, будет в тени Трона в День Воскрешения» [Сахих аль-джами' ас-сагир, № 1452].

 

Те, кто помогает своим братьям по вере и заботится об их нуждах. В Судный день облегчается положение того, кто в этом мире помогал людям в беде, избавлял их от нужды, снисходительно относился к ним и прощал им их ошибки. Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей в Судный день. Тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире вечном. А того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире вечном. Аллах будет помогать рабу Своему до тех пор, пока сам он помогает брату своему» [Муслим; Мишкат аль-масабих, № 204].

 

‘АбдаЛлах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, он не притесняет его и не бросает в беде. Аллах заботится о нуждах того, кто заботился о нуждах брата своего. А того, кто избавит мусульманина от беды, Аллах избавит от беды в Судный день. И того, кто покроет мусульманина в этом мире, Аллах покроет и в этом мире, и в мире вечном» [Бухари].

 

А Анас передаёт такой хадис: «Тому, кто помог брату своему в его отсутствие, Аллах поможет в этом и в вечном мире» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1217].

 

Те, кто облегчает положение несостоятельного должника. Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Один человек давал людям деньги в долг. При этом он говорил своему слуге: "Если ты, придя к должнику, увидишь, что он в трудном положении, прости ему — может, и Аллах простит нам". И он встретил Аллаха, и Аллах простил ему» [Бухари; Муслим; Мишкат аль-масабих, № 204].

 

Абу Хурайра также передаёт слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Один человек, который никогда не делал ничего благого, давал людям деньги в долг и говорил своему посланцу: "Бери то, что человек может тебе дать, а то, что он не может заплатить тебе, прощай — может, и Аллах простит нас". А после своей смерти он был спрошен: "Делал ли ты когда-нибудь что-то благое?" Он ответил: "Нет, если не считать того, что у меня был слуга, и я ссужал людей деньгами, а посылая его к ним, говорил ему: «Возьми у них то, что они могут тебе дать, а то, что они тебе дать не могут, прощай — может, и Аллах простит нас»". Тогда Аллах сказал: "Я простил тебя"» [Насаи; Ибн Хиббан; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, N8 2073].

 

Хузайфа, 'Укба ибн 'Амир и Абу Мас'уд передают такой хадис: «К Всевышнему Аллаху привели одного из Его рабов, которому Он даровал богатство, и Аллах спросил его: "Что ты делал в земной жизни?" Он ответил: "Я ничего не делал, о Господь мой, кроме одного: Ты наделил меня богатством, и я вёл торговлю с людьми, и я облегчал обеспеченному и прощал несостоятельному". Тогда Всевышний Аллах сказал: "Я имею больше прав на это, чем ты! Спишите всё рабу Моему!"» [аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 124].

 

Те, кто соблюдал справедливость по отношению к своим подданным, своей семье и всем тем, кто находился под их властью и опекой. Справедливые в Судный день займут очень высокое положение. Они будут сидеть на возвышениях из света по правую руку от Милосердного, а обе руки Его — правые (то есть благие, благодатные). ‘АбдаЛлах ибн 'Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, справедливые и беспристрастные будут на возвышениях из света, справа от Милосердного, а обе руки Его правые [благие и благодатные]. Это те, кто справедлив в своём правлении и по отношению к своим семьям, а также к тому, что поручено им» [Муслим, № 1827].

Мученики и мурабиты. [Мурабит — тот, кто несёт дозор на пути Всевышнего, охраняя земли мусульман и границы]. В Судный день всех людей охватит страх, однако мученику это не грозит. Аль-Микдам ибн Ма'ди передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мученику Аллах дарует шесть особенностей: ему прощаются его грехи с первым толчком [выходящей из его ран крови], он видит своё место в Раю, он избавляется от мучений в могиле и от великого ужаса [в Судный день], на голову его возлагается венец величия, один драгоценный камень в котором лучше, чем этот мир со всем, что в нём, даруются ему в жёны семьдесят две черноокие гурии и он получает право заступаться за семьдесят человек из числа своих близких» [Тирмизи; Ибн Маджа; Мишкат аль-масабих, № 3834].

 

Из хадиса следует, что мученик будет избавлен от великого ужаса в Судный день. Это же относится и к мурабиту. Если человек умрёт, будучи мурабитом, Всевышний избавит его от великого ужаса в Судный день. Абу ад-Дарда передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Один день нести дозор на пути Аллаха лучше, чем поститься непрерывно, и того, кто погиб, неся дозор на пути Аллаха, Он избавит от великого ужаса [в Судный день], и даруется ему удел его в Раю в начале и в конце дня, и будет записываться ему награда несущего дозор на пути Аллаха до тех пор, пока Аллах не воскресит его» [Табарани; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 3473].

 

Всевышний почтит мученика ещё и тем, что воскресит его, оставив раны его в неизменном виде, и из них будет струиться кровь. Цвет её будет цветом крови, а запах — ароматом мускуса. Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт такой хадис: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, получивший ранение на пути Аллаха — а Аллах лучше знает о тех, кто получает ранение на Его пути, — обязательно придёт в День Воскрешения со своей раной, и цвет её будет цветом крови, а запах — ароматом мускуса» [Бухари].

 

Му'аз ибн Джабаль передаёт слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Рай обязательно послужит наградой для любого человека, сражавшегося на пути Аллаха хотя бы столько времени, сколько проходит от одной дойки верблюдицы до другой. А раненный на пути Аллаха или тот, кого постигло какое-то несчастье, в Судный день придёт со своей раной, которая окажется такой, будто он получил её только что. Эта рана будет цвета шафрана, а запах, исходящий от неё, — ароматом мускуса» [Тирмизи; Насаи; Абу Давуд; Мишкат аль-масабих, № 3825].

 

Ибн Хаджар сказал: «Учёные сказали: "Смысл воскрешения его в таком виде — в том, что при нём будет свидетельство того, что он отличается от всех остальных, поскольку он пожертвовал жизнью на пути Всевышнего Аллаха"» [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 20].

 

Сдерживающие гнев. Очень часто человеку наносят обиду как посторонние люди, так и близкие, друзья или кто-то, кому он делал добро и о ком заботился. Любая обида, в какую бы форму она ни была облачена, оставляет глубокий след в нашей душе, задевает нас за живое и вызывает ответную реакцию, желание отомстить за нанесённую обиду или оскорбление, ответить тем же или просто сделать обидчику что-то плохое. В таком положении сдержаться, усмирить гнев, взять себя в руки способны очень немногие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: