Некоторые верующие совершают при жизни грехи, которые обрекают их на наказание в Судный день. Далее мы упомянем некоторые из этих грехов, а также наказание, которое ожидает совершающих эти грехи.
Те, кто не выплачивал закят. Одно из важнейших прав Всевышнего по отношению к Его рабу — закят. Выплата закята «очищает» имущество верующего, делает его дозволенным, и того, кто не выплачивал закят, в Судный день подвергнут наказанию из-за его имущества. Вот как описывается в аятах и хадисах ожидающее его наказание.
В Судный день человеку представится его богатство в виде плешивого змея с двумя чёрными точками, который обовьёт его шею, вопьётся ему в щёки и скажет: «Я — твоё богатство! Я — твоё сокровище!» Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя чёрными пятнами*, который обовьётся вокруг его шеи в Судный день, вопьётся ему в щёки и скажет: "Я — твоё богатство, я — твоё сокровище"». А потом он прочитал: «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать так лучше для них. Нет, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обвиты тем, что они жалели». (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 180). [Бухари; Мишкат аль-масабих, № 1774].
*[Из комментариев следует, что речь идёт о пятнах над глазами змея или же о его ядовитых железах].
В Судный день появится все его имущество, и если это было золото или серебро, оно превратится в пластины из огня, которыми покроют обладателя этого богатства. Если же в его имуществе были животные — верблюды, коровы, овцы, — они сами будут мучить своего бывшего владельца. Всевышний сказал: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительным наказанием. В тот день [накопленные ими сокровища] будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: "Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!"» (сура 9 «Покаяние», аяты 34-35).
|
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День Воскрешения для любого обладателя золота или серебра, не отдававшего со своего имущества должного, из этого обязательно сделают огненные пластины. Затем их раскалят в пламени Ада и станут прижигать ими его бока, лоб и спину. А как только они остынут, всё это будет повторяться для него в течение Дня, равного по продолжительности пятидесяти тысячам лет, пока не завершится Суд над рабами и не будет показана ему его дорога либо в Рай, либо в Ад». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что ты скажешь о верблюдах?» Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И любого владельца верблюдов, который не будет отдавать со своего имущества должного, куда входит их доение в день прихода на водопой*, в День Воскрешения обязательно бросят лицом вниз на равнине перед этими верблюдами, которые окажутся более тучными, чем они были в мире этом. И все они до последнего отнятого от вымени верблюжонка станут топтать его ногами и хватать его зубами. И всякий раз, как пройдут по нему первые из них, станут возвращать к нему последних. Это будет продолжаться в течение Дня, равного по продолжительности пятидесяти тысячам лет, пока не завершится Суд над рабами и не будет показана ему его дорога либо в Рай, либо в Ад». Его снова спросили: «О Посланник Аллаха, а что [ты скажешь] о коровах и овцах?» Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И любого владельца коров или овец, который не будет отдавать со своего имущества должного, в День Воскрешения обязательно бросят лицом вниз на равнине перед этими коровами и овцами. И не будет среди них животных с изогнутыми рогами, безрогих и животных со сломанными рогами. И все они станут бодать его своими рогами и топтать копытами. И всякий раз, как пройдут по нему первые из них, станут возвращать к нему последних. Это будет продолжаться в течение Дня, равного по продолжительности пятидесяти тысячам лет, пока не завершится Суд над рабами и не будет показана ему его дорога либо в Рай, либо в Ад» [Муслим, № 987; Джами' аль-усуль, т. 4, с. 554].
|
*[То есть поение оказавшихся поблизости нуждающихся молоком в те дни, когда верблюдов пригоняют на водопой (что происходит раз в несколько дней), поскольку в это время у них много молока. Это не является обязательным действием, но желательно].
Гордецы. Высокомерие — великое преступление в законодательстве Всевышнего, и Он люто ненавидит гордецов. Когда Всевышний воскресит Своих рабов, надменным и высокомерным он придаст жалкий облик. 'Амр ибн Шу'айб передаёт со слов своего деда, переданных ему его отцом, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Гордецы будут собраны в Судный день подобными мелким муравьям, но в виде людей, и унижение будет покрывать их отовсюду» [Тирмизи; Мишкат аль-масабих, № 5112].
|
На мелких муравьев люди обычно не обращают никакого внимания и наступают на них, ничего при этом не чувствуя...
Всевышнему ненавистны не только сами высокомерные и кичливые люди, но и те имена, которыми они, преисполненные гордости, величали себя в этом мире. Эти имена, слыша которые гордецы радовались, становятся самыми отвратительными и мерзкими и самыми ненавистными для Всевышнего именами.
Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, самым презренным пред Всемогущим и Великим Аллахом является имя человека, которого называют царём царей» [Бухари; Муслим]. В версии Муслима имеется добавление: «Нет царя, кроме Всевышнего Аллаха».
А вот другая версия этого хадиса: «Самым презренным и мерзким пред Аллахом будет человек, которого называли царём царей. Нет царя, кроме Аллаха» [Муслим; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, №914].
Ибн Батталь сказал: «Если имя такого человека — самое презренное из имён, то человек, носящий это имя, ещё презреннее» [Фатх Аль-Бари, т. 10, с. 589].
Грехи, с совершившими которые Аллах не станет разговаривать и не похвалит их. Во многих аятах и хадисах упоминаются грехи, из-за которых Аллах не станет разговаривать с человеком в Судный день и не станет хвалить его и за которые его ожидает мучительное наказание.
Это относится к людям, которые скрывают ниспосланное Всевышним из Писания. Так поступают и монахи и учёные, которые скрывают своё знание ради того, чтобы снискать довольство правителя, достичь собственной корыстной цели или получить что-нибудь из мирских благ. Так, учёные из числа иудеев и христиан скрывают приметы Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) которые имеются в их Писаниях, и отрицают его пророчество, несмотря на то что они знают о нём не меньше, чем о своих сыновьях.
Всевышний сказал о таких людях: «Воистину, те, которые скрывают ниспосланное Аллахом в Писании и покупают за это малую цену, наполняют свои животы пламенем. Аллах не станет говорить с ними в День Воскрешения и не похвалит их. Им уготованы мучительные страдания. Они купили заблуждение за верное руководство, и мучения — за прощение. Насколько же они готовы терпеть Огонь!» Сура 2 «Корова», аяты 174-175.
Ибн Касир сказал, комментируя слова Всевышнего «Аллах не станет говорить с ними в День Воскрешения и не похвалит их»: «Причина этого в том, что Всевышний разгневан на них, потому что они знали правду, но скрывали её, тем самым заслужив Его гнев, и Он не посмотрит на них и не похвалит их, но подвергнет их мучительному наказанию» [Ибн Касир. Тафсир].
Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кого спрашивали о знании, но он скрыл его, будет взнуздан в Судный день огненной уздой». [Абу Давуд, ат-Тирмизи — он назвал этот хадис хорошим (хасан) — Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Байхаки, аль-Хаким. Аль-Хаким сказал, что этот хадис достоверен согласно условиям аль-Бухари и Муслима].
А в версии Ибн Маджи говорится: «Каждый человек, который, имея знание, скрывает его от людей, придёт в Судный день взнузданным огненной уздой» [Мунзири. Ат-Таргиб ва ат-тархиб].
Среди тех, на кого будет гневаться Аллах в Судный день и с кем Он не станет говорить, кого не похвалит и кого подвергнет мучительному наказанию, будут люди, которые нарушают обещания, данные Всевышнему, и продают клятвы свои за ничтожную цену. Они приносят ложные клятвы, стремясь заполучить что-то из мирских благ. Всевышний сказал о них: «Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День Воскрешения и не похвалит их. Им уготовано мучительное наказание» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 77).
Ибн Касир привёл множество хадисов, так или иначе связанных с этим аятом. Среди них хадис Абу Зарра о том, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С тремя не заговорит Аллах, и не посмотрит на них в Судный день, и не похвалит их, и подвергнет их мучительному наказанию». Абу Зарр спросил: «О Посланник Аллаха, кто же они? Потерпели они убыток!» Он повторил сказанное трижды, после чего сказал: «Это опускающий слишком низко изар свой, сбывающий товар свой при помощи ложных клятв, и тот, кто, давая что-либо, попрекает этим того, кому даёт» [Муслим; Ахмад].
‘АбдаЛлах передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто принёс ложную клятву, чтобы присвоить имущество мусульманина, тот встретит Всевышнего Аллаха разгневанным на него» [Бухари; Муслим].
Абдаллах ибн Абу Ауфа передаёт, что один человек принёс свой товар на рынок и поклялся Аллахом, что ему давали за него столько-то, хотя на самом деле ему столько не давали, для того чтобы какой-нибудь мусульманин купил этот товар. Тогда был ниспослан аят: «Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену...» [Бухари].
Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С тремя не заговорит Аллах в Судный день, не посмотрит на них и не похвалит их, и им уготовано мучительное наказание. Это человек, имеющий в пустыне излишки воды и отказывающий в ней путнику, человек, который после предвечерней молитвы* дал ложную клятву относительно своего товара, и человек, который присягает правителю только ради мирских благ, и если тот даёт ему их, он остаётся верным ему, а если нет, то он нарушает свою клятву»** [Ахмад; Абу Давуд; Тирмизи; Ибн Касир. Тафсир].
*[Этот период выделен особо в связи с тем, что после предвечерней молитвы ангелы дня и ночи, записывающие дела человека, встречаются и сменяют друг друга].
**[Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим достоверным (хасан-сахих)].
Абу Хурайра передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День Воскрешения и не посмотрит на них. Это человек, который даёт ложную клятву в том, что отдал за свой товар больше, чем он отдал на самом деле, человек, который после предвечерней молитвы даёт ложную клятву для того, чтобы присвоить имущество мусульманина, и человек, который отказывается поделиться с другими излишками своей воды, из-за чего Аллах скажет: "Сегодня Я откажу тебе в Своей милости подобно тому, как ты отказал другому в излишках того, что создали не твои руки!"» [Бухари].
Такому же наказанию подвергнутся старик-прелюбодей, правитель-лжец, горделивый бедняк, непочтительный сын, женщина, подражающая мужчинам, сводник, а также тот, кто совершает половое сношение с женой в задний проход и тот, кто волочит одежды свои по земле из высокомерия и кичливости.
Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День Воскрешения Аллах не заговорит с тремя, не похвалит их и не посмотрит на них, и им уготовано мучительное наказание. Это блудливый старец, лживый правитель и горделивый бедняк» [Муслим; Насаи; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 3064].
‘АбдаЛлах ибн 'Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «На троих не посмотрит Аллах в Судный день. Это непочтительный сын, женщина, подражающая мужчинам, и сводник» [Ахмад; Насаи; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 3066].
Абу Хурайра передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах не посмотрит [в Судный день] на того, кто совершает половое сношение со своей женой в задний проход» [Мишкат аль-масабих, № 3194. Ан-Насаи привёл этот хадис в своём сборнике «Ас-Сунан аль-кубра», и он достоверный].
Абу Хурайра также передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не посмотрит Аллах в Судный день на того, кто волочит одежды свои по земле из высокомерия и кичливости» [Бухари; Муслим; Мишкат аль-масабих, № 4311].
Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто волочит одежды свои по земле из гордости и высокомерия, на того не посмотрит Аллах в Судный день» [Бухари; Муслим; Мишкат аль-масабих, № 4312].
Ибн 'Умар также передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Опускают изар, рубаху или концы чалмы. В День Воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто из кичливости слишком низко опускает что-то из них» [Абу Давуд; Насаи; Ибн Маджа; Мишкат аль-масабих, № 4332].
Купающиеся в роскоши богачи. Многие люди погружаются в наслаждения этого мира, стремятся к его благам и живут, утопая в роскоши. Таким людям в Судный день придётся тяжко. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам о том, что человек, у которого в этом мире всего было досыта, в Судный день будет долго голодать. Так, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному из своих сподвижников: «Избавь нас от отрыжки твоей, ибо, поистине, самый сытый в этом мире будет дольше всех голодать в Судный день» [Тирмизи; Ибн Маджа; аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 343].
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) также сказал, что самые богатые люди, у которых мирских благ было вдоволь, получат самую маленькую награду в Судный день, если только они не расходовали своё богатство ради Всевышнего, употребляя его на благие дела. Абу Зарр передаёт такой хадис: «Поистине, богатые в этом мире в Судный день будут бедными — кроме тех, кому даровал Аллах благо [богатство] и кто тратил богатство своё направо и налево, вперёд и назад, употребляя его на благие дела» [Бухари; Муслим; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 1950].
А поскольку у таких людей мало благих дел, другие опережают их, и это после того, как в этом мире они всегда были впереди. Абу Зарр передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тех, у кого было больше всего мирских благ, в Судный день ожидает самое низкое положение — кроме тех, кто тратил приобретённое дозволенным способом богатство своё так, так и так» [Ибн Маджа; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1766].
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) также сообщил нам о том, что люди, отягощенные богатствами, погрязшие в мирских удовольствиях и утопавшие в роскоши, не смогут обойти все препятствия в Судный день и избежать ужасов этого Дня. В «Шу'аб аль-иман = Ответвления веры» приводятся слова сподвижницы по имени Умм ад-Дарда: «Однажды я сказала Абу ад-Дарде: "Почему ты не стремишься обрести то, что стремится обрести такой-то?" Он ответил: "Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, впереди вас ждёт труднопреодолимое препятствие, которое не преодолеть отягощенным»"» [Сахих аль-джами' ас-сагир, № 1997].
Вероломство. Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда соберёт Аллах первых и последних в Судный день, возле каждого подлого и вероломного человека будет поднято знамя, и будет сказано: "Это вероломство такого-то, сына такого-то!"» [Муслим, № 1735. Этот хадис приводится также у аль-Бухари, Абу Давуда, ат-Тирмизи и других].
Под вероломным подразумевается человек, который договаривается с другими о чём-то и даёт обещания, а потом не исполняет их. Что же касается знамени, то имеется в виду большое знамя, какое обычно держит знаменосец войска и на которое смотрят остальные, когда следуют за ним [Навави. Шарх Сахих Муслим, т. 11, с. 42]. Итак, возле каждого вероломного человека будет поднято знамя, на котором будет запёчатлён его обман и вероломство — так он будет опозорен в Судный день. Знамя это будет находиться возле его зада. Абу Са'ид передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У ягодиц каждого вероломного человека в Судный день будет знамя» [Муслим, № 1738].
И чем серьёзнее было предательство и вероломство, тем выше будет поднято знамя. Абу Са'ид передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У каждого обманщика и предателя в Судный день будет знамя, соответствующее величине его вероломства, и, поистине, нет большего вероломства, чем вероломство предводителя людей» [Муслим].
Под предводителем людей подразумевается правитель. Его вероломство столь серьёзно потому, что оно причиняет вред не кому-то одному, а сразу многим людям, а также потому, что правитель обладает силой и властью и ему нет нужды прибегать к обману. Аллах уготовал вероломным и нечестным наказание, понятное людям и привычное для них. Недаром один поэт сказал:
О, горе тебе! Ты ли не слышала
О вероломстве, за которое нам поднимут
Знамя позорное в месте собрания?..
Арабы поступали так: поднимали знамя, которое позорило вероломного человека, в сезон хаджа в местах собрания, а также проводили или провозили преступника по улицам, сообщая людям о его преступлении. [Куртуби. Тазкира].
Незаконное присвоение военной добычи. Имеется в виду, что человек тайно забирает себе что-нибудь из боевых трофеев. За этим преступлением обычно кроется корысть и себялюбие. Всевышний Аллах обещает такому человеку, что непременно опозорит его в Судный день перед всеми людьми, заставив его тащить на себе всё то, что он присвоил в этом мире: «Тот, кто незаконно присваивает трофеи, придёт в День Воскрешения с тем, что он присвоил. Затем каждая душа сполна получит то, что она заработала, и с ними не поступят несправедливо» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 161).
Аль-Куртуби говорит, комментируя этот аят: «То есть этот человек потащит на своей спине и шее всё то, что он присвоил, и ему будет причинять страдания его тяжёлая ноша, а также то, что о его неблаговидном поступке узнают в этот День все люди» [Куртуби. Тафсир].
Сюда же относится и присвоение правителями, чиновниками, рабочими и наместниками общественных средств. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) поведал нам о том, как именно понесут такие люди то, что они присвоили, в Судный день. Обэтом говорится во многих хадисах. Так, Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт: «Однажды Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) поднялся со своего места и, упомянув о присвоении военной добычи, стал говорить о том, какой это огромный грех и насколько это серьёзное преступление. Он сказал: "Пусть никто из вас не приходит ко мне в Судный день, таща на шее своей ревущего верблюда и восклицая: «О Посланник Аллаха! Спаси меня!» — ибо я скажу ему в ответ: «Я ничего не могу сделать для тебя, ведь я предупреждал тебя!» И пусть никто из вас не приходит ко мне в Судный день, таща на шее своей ржущего коня и восклицая: «О Посланник Аллаха! Спаси меня!» — ибо я скажу ему в ответ: «Я ничего не могу сделать для тебя, ведь я предупреждал тебя!» И пусть никто из вас не приходит ко мне в Судный день, таща на шее своей блеющую овцу и восклицая: «О Посланник Аллаха! Спаси меня!» — ибо я скажу ему в ответ: «Я ничего не могу сделать для тебя, ведь я предупреждал тебя!» И пусть никто из вас не приходит ко мне в Судный день, таща на шее своей кричащего человека и восклицая: «О Посланник Аллаха! Спаси меня!» — ибо я скажу ему в ответ: «Я ничего не могу сделать для тебя, ведь я предупреждал тебя!» И пусть никто из вас не приходит ко мне в Судный день с кусками тканей на голове, восклицая: «О Посланник Аллаха! Спаси меня!» — ибо я скажу ему в ответ: «Я ничего не могу сделать для тебя, ведь я предупреждал тебя!» И пусть никто из вас не приходит ко мне в Судный день, таща на шее своей золото и серебро и восклицая: «О Посланник Аллаха! Спаси меня!» — ибо я скажу ему в ответ: «Я ничего не могу сделать для тебя, ведь я предупредил тебя!»"» [Бухари; Муслим; Мишкат аль-масабих, № 3995. Это версия Муслима. Она наиболее полная].
Передают также, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) поручил 'Убаде ибн ас-Самиту распределять собранный закят и сказал ему при этом: «Бойся Аллаха, о Абу аль-Валид, и страшись того, чтобы прийти в Судный день, таща на шее ревущего верблюда, мычащую корову или блеющую овцу» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 857].
Ибн Касир приводит в своём «Тафсире» хадисы, в которых содержится предостережение от незаконного присвоения военной добычи или просто чужого имущества. Среди них есть хадисы, в которых упоминается присвоение сборщиками и распределителями закята части средств, предоставленных в их распоряжение, в частности хадис Абу Хумайда ас-Са'иди: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) поручил одному человеку из племени азд, которого звали Ибн аль-Лютбийя, заниматься сбором закята. Вернувшись, он сказал: "Это — вам, а это было подарено мне". Тогда Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху и сказал: "Поистине, я назначаю одного из вас заниматься делом, а он приходит и говорит: «Это — вам, а это — подарок, который мне преподнесли! Почему не остался он в доме своего отца и своей матери, и не посмотрел, подарят ему это или нет?! Клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас возьмёт себе хоть что-то, не имея на это права, в Судный день он обязательно встретит Всевышнего Аллаха, таща это, будь то ревущий верблюд, мычащая корова или блеющая овца!"» [Бухари; Муслим; Ибн Касир. Тафсир].
Незаконное присвоение земли. ‘АбдаЛлах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто присваивает землю, не имея на то никаких прав, в Судный день провалится сквозь все семь земель» [Бухари].
Двуличие. Самыми скверными людьми в Судный день будут те, кто в этом мире вёл себя, словно хамелеон, постоянно меняя своё поведение и позицию, подлаживаясь и подделываясь под кого-то. Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы обнаружите, что наихудшими из людей в Судный день будут двуличные, которые к этим приходили с одним лицом, а к тем — с другим» [Бухари; Муслим; Мишкат аль-масабих, № 4820].
В некоторых хадисах упоминается о том, что у таких людей в Судный день будет язык из пламени. 'Аммар ибн Ясир (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У того, кто был двуличным в этом мире, в Судный день будет язык из огня» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 892].
Правитель, который отгораживается от народа. Абу Марьям аль-Азди передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «От того, в чьих руках было нечто из дел мусульман и он при этом отгораживалсяот них, не обращая внимания на их нужды и на их бедность, отгородится Аллах в Судный день и не обратит внимания на нужды его» [Абу Давуд; Ибн Маджа; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 6471].
Обеспеченный человек, который просит у людей. ‘АбдаЛлах ибн Мас'уд (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто станет просить у людей, имея при этом то, чего ему и так хватает, его попрошайничество превратится в Судный день в царапину на его лице». Люди спросили:«О Посланник Аллаха! А сколько ему достаточно?» Он ответил: «Пятидесяти дирхемов или золота, равного по стоимости пятидесяти дирхемам» [Абу Давуд; Насаи; Тирмизи; Дарими; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 499].
А 'Имран ибн Хусайн (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт такой хадис: «Попрошайничество обеспеченного — уродство на лице его в Судный день» [Ахмад; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 5747].
Плевок в сторону киблы. Сторона киблы почитаема и священна. Именно поэтому мы обнаруживаем в некоторых хадисах запрет поворачиваться передом или задом к кибле при справлении малой и большой нужды.
Кроме того, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) запретил плевать в сторону киблы. Он сообщил нам о том, что сплёвывающий в сторону киблы придёт в Судный день с этим плевком на лице. Ибн 'Умар передаёт такой хадис: «В Судный день плевок человека в сторону киблы будет на его лице» [Баззар; Ибн Хиббан; Ибн Хузайма; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 2907; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 223].
А Хузайфа ибн аль-Яман передаёт другой хадис: «Плевок того, кто плюнул в сторону киблы, будет у него промеж глаз в Судный день» [Абу Давуд; Ибн Хиббан; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 222].
Человек, который рассказывает о том, чего он на самом деле не видел во сне. Того, кто поступает подобным образом, в Судный день заставят связать узлом два ячменных зёрнышка, а тому, кто слушал разговор людей, которые не желали, чтобы их кто-то слушал, нальют в уши расплавленный свинец.
Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «На того, кто станет рассказывать о том, чего на самом деле он во сне не видел, будет возложена обязанность связать узлом два ячменных зерна, чего он никогда не сможет сделать*. И в Судный день в ухо подслушивавшего разговоры людей, не желавших этого, зальют расплавленный свинец» [Бухари]. *[Здесь подразумевается, что такого человека будут подвергать мучениям до тех пор, пока он не свяжет узлом эти зёрна].