Виды финансовой политики и механизм ее реализации




С развитием капитализма возникла потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики. Прямой толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929-1933гг., который поставил под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Работы Джона Мейнарда Кейнса и его последователей раскрыли и обосновали принципы финансовой политики.

Экономисты подразделяют финансовую политику на следующие виды: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Такая финансовая политика включает рост государственных расходов и снижение налогового бремени.

Если правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь тем самым удержать объем выпуска продукции на его обычном уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государство проводит политику стабилизации. Политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.[17]

Политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема с целью предотвращения кризиса перепроизводства и инфляции.

Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период (выработка стратегии и тактики финансовой политики), при этом учитываются возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Прямое влияние финансовой политики на экономику начинается только на третьем этапе и определяется содержанием двух предыдущих этапов.

Существуют два типа финансовой политики:

- дискреционная политика или политика, проводимая правительством;

- недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации.

Кроме налогового существует ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить такие как:

1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице.

2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы для помощи фермерам.

3. Эффект надежности компаний.

4. Инертность склонности к потреблению.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.[18]

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

- общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

- социальные программы;

- правительственные закупки;

- государственные инвестиции;

- изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

- управление налоговым гнетом.

Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) политика в области государственных расходов.

2) фискальная политика.

Сущность фискальной политики заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов:

- налоги на доходы и имущество

- налоги на товары и услуги

Исходя из системы налогообложения выделяют главные принципы фискальной политики:

а) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов;

б) налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентноспособным;

в) обязательная уплата налогов;

г) процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.

д) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

е) налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации.

Анализируя налоги как средство государственного управления деловой активностью, важно остановиться на регулирующих их функциях:

- установление и изменение системы налогообложения;

- определение налоговых ставок, их дифференциация;

- предоставление налоговых льгот.

Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Изменяя налоги на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины - вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: