Элементы финансовой политики




 

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту Российской Федерации. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

В качестве составляющих элементов финансовой политики можно отнести:

- налоговую политику;

- бюджетную политику;

- денежно-кредитную политику;

- ценовую политику;

- таможенную политику;

- социальную политику;

- инвестиционную политику;

- политику в области международных финансов.

В свою очередь финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. выполняет вспомогательную роль. Есть еще и другие направления государственной политики, такие как национальное, геопологическое и военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета.[19]

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

- источников формирования доходов государственного бюджета;

- приоритетных направлений расходов бюджета;

- допустимых пределов разбалансированности бюджета;

- источников финансирования бюджетного дефицита;

- принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс.

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Социальная политика проводит мероприятия разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др. Она связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций. Она связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

 

2.2. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской Федерации

 

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны бюджеты бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и т.д.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятом в предыдущем году законом о бюджете.

 

 

Российский бюджет на 2009 год представляет собой следующее (тыс. руб):

Здравоохранение и социальное развитие 124 224 321,5
Образование 410 443 669,0
Сельское хозяйство 148 228 000,7
Культура, кинематография и средства массовой информации   15 543 439.9
Жилищно-коммунальное хозяйство 81 015 771,7
Транспорт 3 725 945,4

 

Анализируя данный бюджет, можно сделать вывод, что большая часть государственных расходов идет на финансирования в сфере образование, они составляют 410 443 669,0 тыс. руб, т.е. наше правительство заинтересовано в получении и уровне образования российского населения. Затем следуют расходы на сельское хозяйство, для повышения и поддержания его уровня нужен большой вклад финансовых средств. Далее идут расходы на здравоохранение и социальное развитие; жилищно-коммунальное хозяйство; культуру, кинематографию и средства массовой информации и наименьшую статью бюджета занимают затраты на транспорт, которые составляют 3 725 945,4 тыс. руб.

Исполнение бюджета 2009 финансового года осуществлялось в сложных кризисных условиях. Для смягчения ситуации основной объем расходов в 2009 г. был сохранен, несмотря на существенное снижение доходов.

Расходы федерального бюджета на 2009 г. запланированы на уровне 9, 93 трлн. руб., в январе – октябре исполнены на 73,5 % от плана. Дефицит федерального бюджета – 2009 изначально прогнозировался на уровне 8,3 % ВВП, однако с учетом высоких цен на нефть и проводимой курсовой политики удалось сократить дефицит бюджета до 6,9 % ВВП.

В этом году из Резервного фонда в бюджет было направлено 2,8 трлн. руб.

 

На протяжении последних десяти лет федеральный бюджет исполнялся с профицитом, превышение доходов над расходами обеспечивали высокие мировые цены на энергоносители.[20]

Современное бюджетное планирование основывается на методе «от достигнутого». При этом отсутствует экономическая и социальная оценка эффективности бюджетных расходов. Это ведет к неэффективному использованию средств, их распылению и повышенной в них потребности, ослаблен контроль за использованием бюджетных ассигнований.

Таким образом, современное состояние российской бюджетной системы характеризуется:

- стягиванием значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;

- делением всех доходных источников на закрепленные, передаваемые в ведение среднего и низового уровней государственной власти, и регулирующие, объемом которых распоряжается вышестоящий орган;

- широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы;

- субъективизм при решении вопроса об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;

- ориентированная на расходы методология формирования территориальных бюджетов;

- ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов, предоставляющий возможность держать в зависимости нижестоящий орган власти.

2.3.Проблемы и перспективы развития российской

Финансовой политики

 

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика.

Несогласованность антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.

Ресурсами финансовой политики являются величина развития производительных сил, величина собственного финансового капитала, степень развития финансовой инфраструктуры. Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки. В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует.

Российская Федерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно. Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья.

Значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.

Также необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик.

Существует организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

Создание рыночных отношений невозможно без проведения новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовало в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведение реформ для оперативного внесения соответствующих координат.

Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижениебюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.[21]

Мировой практикой доказано, что:

- налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;

-основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы имущества);

-превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

-косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.;

- высокие налоги приводят к утечке капитала;

- в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. проведенный анализ существующей практики показывает наличие резервов повышения эффективности, как в подготовке, так и в реализации финансовой политики. В этой связи необходимо усилить роль Минфина РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства.

3. для формирования предложений по усилению единой финансовой политики целесообразно было бы создать соответствующий временный рабочий орган или комиссию при Президенте РФ или Правительстве РФ с целью подготовки пакета проектов конкретных решений, требующих проработки различных ведомств и с участием субъектов РФ.

4. существование рациональной финансовой политики субъектов РФ является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финорганов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к. в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

5. одновременно в рамках субъектов РФ целесообразно создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и представительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих в республиках, краях и областях. В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:

- догматический характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;

- отсутствие стратегических разработок;

- проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

- отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;

- нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации;

- остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Все это прямо сказывается на неразвитости бюджетной системы и финансовой политики страны. В результате бюджет недополучает значительное количество доходов. Снижение оптовых цен промышленности является одной из главных причин сокращения поступления доходов в федеральный бюджет.

Особую проблему составляет недопоступление налоговых платежей, главными причинами этого стали ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете, рост неплатежей в народном хозяйстве, прямое уклонение от уплаты налогов (укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов).

Это говорит о необходимости пересмотрения фискальной политики:

- ужесточение налоговой дисциплины;

- упрощение налоговой системы;

- налоговое стимулирование торговли и производства конкурентоспособных отечественных товаров.

Таким образом, настоящая ситуация с бюджетной (финансовой) политикой характеризуется большой сложностью. К примеру, нынешний механизм перераспределения средств между бюджетами различных уровней, включающий 6 различных форм. Ему присущи два коренных недостатка:

- действующий механизм оказания финансовой помощи сформировался в условиях жесткого централизма единой бюджетной системы бывшего Советского Союза, в основу его положена цель жесткого регулирования из центра;

- основанный на стремлении обеспечить баланс между доходами и расходами по каждому бюджету, он подавлял инициативу нижестоящих органов власти к изысканию дополнительных финансовых ресурсов.

Сегодня средства бюджета не попадают на счета министерств и ведомств, а доводятся на основании их распоряжений до конкретных получателей на местах. При этом объем распорядительных прав ведомств не ущемлен, а подконтрольность бюджетных ресурсов многократна возросла. Передача бюджетных средств непосредственно потребителям через казначейства в регионах практически страхует валютный рынок страны от резких выбросов рублевой массы.

Существует проблема, состоящая в том, что местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами и это вызывает нарушение налогового законодательства и недоплаты в федеральный бюджет. Это объясняется рядом следующих причин:

- высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;

- действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

- тенденция переведения расходов вниз без подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;

- принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

- доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

В заключение надо сказать, что, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики.

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика государства. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. Финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

Рассмотрев виды финансовой политики, можно сделать вывод, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения.

Рассмотрев финансовую политику России в современных условиях в разрезе составляющих ее элементов и в соответствии с их целями и задачами, то среди ее итогов были как положительные, так и отрицательные стороны ее проведения. Состояние российской бюджетной системы характеризуется:

- стягиванием значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;

- делением всех доходных источников на закрепленные;

- широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы;

- субъективизм при решении вопроса об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;

- ориентированная на расходы методология формирования территориальных бюджетов;

- ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов, предоставляющий возможность держать в зависимости нижестоящий орган власти.

Рассмотрев проблемы и наметив перспективы развития российской финансовой политики можно сказать, что проведенный анализ существующей практики показывает наличие резервов повышения эффективности, как в подготовке, так и в реализации финансовой политики. Для формирования предложений по усилению единой финансовой политики целесообразно было бы создать соответствующий временный рабочий орган или комиссию при Президенте РФ или Правительстве РФ. Отсутствие рациональной финансовой политики тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В рамках субъектов РФ целесообразно создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и представительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих в республиках, краях и областях. В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации.

Список использованной литературы

 

1) Белотелова Н. П., Шуляк П. Н. Финансы. – М.: Юрайт, 2002.

2) Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия – М.: Финансы, 2002.

3) Г. Б. Поляк. Финансы. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

4) Карпов Г.О. Бюджет – 2010: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики. Кудрин А.Л. // Финансы, 2009, № 12.

4) Королев Ю. А. Инфляционные процессы и макроэкономические показатели // Финансы, 2004, № 11.

5) Финансы и кредит. Учебное пособие. Под ред. Перекрестовой Л. В., Романенко Н. М., Сазонова С. П. – М.: 2003.

6) Финансы и кредит. Учебник. Под ред. Белоглазовой Г. Н., Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2004.

7) Финансы. Учебник для вузов. Под ред. Дробозиной Л. А. – М.: Финансы, 2000.

8) Шелопаев Ф. М. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт, 2004.

9) Экономическая теория (Учебник для вузов). Под ред. Видяпина В. И., Добрынина А. И., Тарасовича Л. С. – М.: Экономика, 2003.

 

 


[1] Белотелова Н. П., Шуляк П. Н. Финансы. – М.: Юрайт, 2002. - С.69

[2] Экономическая теория (Учебник для вузов). Под ред. Видяпина В. И., Добрынина А. И., Тарасовича Л. С. – М.: Экономика, 2003. - С.32

[3] Финансы и кредит. Учебное пособие. Под ред. Перекрестовой Л. В., Романенко Н. М., Сазонова С. П. – М.: 2003. - С.48

[4] Экономическая теория (Учебник для вузов). Под ред. Видяпина В. И., Добрынина А. И., Тарасовича Л. С. – М.: Экономика, 2003. - С.34

[5] Королев Ю. А. Инфляционные процессы и макроэкономические показатели // Финансы, 2004, № 11. - С.48

[6] Там же, с. 49

[7] Финансы и кредит. Учебник. Под ред. Белоглазовой Г. Н., Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2004. - С.43

[8] Финансы. Учебник для вузов. Под ред. Дробозиной Л. А. – М.: Финансы, 2000. - С.30

[9] Шелопаев Ф. М. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт, 2004. - С.17

[10] Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия – М.: Финансы, 2002. - С.55

[11] Г. Б. Поляк. Финансы. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. - С. 439

[12] Финансы и кредит. Учебник. Под ред. Белоглазовой Г. Н., Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2004. - С.43

[13] Г. Б. Поляк. Финансы. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – С. 439

[14] Там же, с.441

[15] Финансы и кредит. Учебник. Под ред. Белоглазовой Г. Н., Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2004. - С.44

[16] Г. Б. Поляк. Финансы. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – С.440

[17] Финансовая политика России. Под ред. Набиева Р. А., Тактарова Г. А., Арыкбаева Р. К. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 11

[18] Финансовая политика России. Под ред. Набиева Р. А., Тактарова Г. А., Арыкбаева Р. К. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С.14

 

[19] Финансы. Учебник для вузов. Под ред. Врублёвской О. А., Романского М. В., Сабанти Б. М. – М.: Финансы, 2001. - С.109

[20] Карпов Г.О. Бюджет – 2010: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики. Кудрин А.Л. // Финансы, 2009, № 12. – С.25

[21] Г. Б. Поляк. Финансы. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – С.443



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: