Обучение и воспитание русских воинов в ХV–ХVII вв




 

Военное обучение зародилось в стрелецких отрядах и сотнях. Летописи говорят о высоком боевом мастерстве стрельцов. Стрельцы умели «закопатися во рвы», то есть окапываться, чего не делали солдаты западноевропейских армий, так как наемники считали рытье окопов «неоплаченной работой».

Постоянная служба, элементы боевой подготовки, однообразное высококачественное оружие делали стрельцов первоклассным войском того времени. Современники свидетельствуют, что «стрельцы были искусны и научены ратному делу и стрельбе из пищалей».

Образование постоянного войска в виде пехоты, вооруженной огнестрельным оружием, является важным этапом в развитии войска русской феодально-абсолютистской монархии. По своему моральному духу, боеспособности, организации и по степени насыщения огнестрельным оружием русская пехота, особенно стрелецкое войско, значительно опережала западноевропейскую пехоту XVI—XVII веков.

Развитие огнестрельного оружия повышало значение огня в бою. Как свидетельствует Никоновская летопись, при осаде Казани в 1552 г. «огневой бой» стрельцов играл очень важную роль. Располагаясь «во рву», за турами или оградами, стрельцы «из множества пищалей стреляху», содействуя огнем атакующим боярским людям и казакам. При отражении вылазок противника русские войска подпускали его близко к турам и стреляли из пищалей, после чего нападали на врага и громили его.

Эффективность «огневого боя» повысила внимание к искусству ведения огня. Еще при Иване IV в Москве производилась ежегодные смотры ружейной стрельбы. Один из таких смотров, проходивший в Москве 12 декабря 1557 г., описал английский путешественник Дженкинсон. Для проведения смотра был построен ледяной вал в 6 футов[5] вышины и 2 сажени[6] толщины. Стрелки находились на специально сооруженных подмостках на удалении 150 шагов от вала. В стрельбе участвовало 500 пищальников. Смотр производил сам Иван IV. По свидетельству Дженкинсона, ледяной вал в результате стрельбы был окончательно разбит. В этот же день Иван IV проверял искусство артиллерийской стрельбы, которая велась по двум белым мишеням, установленным перед набитыми землей деревянными срубами. Стрельба велась последовательно: сначала орудиями малого калибра, потом среднего, а затем крупного. В результате стрельбы оба сруба были полностью разрушены, несмотря на то, что они были сделаны очень прочно.

Русское войско в многочисленных войнах и боях выработало высокие боевые качества. Иностранные наблюдатели поражались стойкости и выносливости русских воинов. Иностранец Ченслер, прибывший в Москву в 1553 г. и находившийся там несколько месяцев, писал: «Не знаю ни одной страны около нас, которая славилась бы такими людьми...»

По определению Стефана Батория, русские «в защите городов не думают о жизни, хладнокровно становятся на место убитых или взорванных действием подкопа и заграждают пролом грудью, днем и ночью сражаясь, едят один хлеб, умирают от голода, но не сдаются».

Автор немецкой хроники XVI в. Бальтазар Руссов называл русских «сильными военными людьми». Они, писал он, «неутомимы во всякой опасности и тяжелой работе днем и ночью... держатся в крепости до последнего человека, скорее согласятся погибнуть до единого, чем идти под конвоем в чужую землю». О наемниках же он говорил, что им решительно все равно, где бы ни жить, была бы только «возможность вдоволь напиваться и наедаться». Русское войско, служившее интересам своей страны, не может идти в сравнение с немецкими ландскнехтами и всеми другими наемными войсками стран Западной Европы. Высокие боевые качества русских войск вырабатывались в многовековой борьбе с иностранными захватчиками.

Большое влияние на развитие боевой подготовки и воспитание русских войск в XVII в. оказал «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», составленный в период 1606—1621 годов Онисимом Михайловым – высоко грамотным в военном отношении человеком, изучившим не только русский боевой опыт, но и военное искусство ряда стран Западной Европы. «Устав дел ратных» был выдающимся образцом военно-теоретической мысли, отразившим боевой опыт русского войска второй половины XVI и начала XVII века.

В Уставе подчеркивалась мысль о необходимости повседневного обучения войск. Только «ежедневное навыкание, — говорится в одной из статей, — дает и приносит мастерство». Только «ежедневное навыкание дает или приносит мастерство», — гласит «Устав». Систематическим обучением добиваются, «чтоб пушкари не далече на ветр стреляли, и порох не даром выстреляли... рассуждение в стрельбе ведали». Если пушкарь приставлен к новой пушке, то он имеет право сделать три выстрела для того, «чтоб ему у тоя пушки нрав и обычай опознати». Важно отметить, что «Устав» требует делать «всполохи» (тревоги), с тем, чтобы каждый знал свое место в строю и сохранял порядок. Воин также должен к своему оружию «всякое бережение имети».

Войско, говорилось в Уставе, всегда должно быть готово к войне, а его маневр, совершаемый с целью разгрома врага — быстрым. Медлительность «портит многие домыслы», а потому противнику необходимо наносить стремительные удары. Указывалось также на необходимость предохранять свои войска от внезапного нападения противника.

В «Уставе ратных, пушечных и других дел» говорилось также о вождении войск на театре военных действий, о боевых и походных порядках, взаимодействии войск в бою, устройстве лагерей, организации и движении обозов, способах овладения крепостями и их обороне. Большое число статей было посвящено артиллерии, правилам стрельбы, что свидетельствует о резком возрастании роли этого рода войск в бою.

Большое внимание уделялось также соблюдению воинского порядка и дисциплины. От воинов требовалась взаимная поддержка в службе «делом и разумом». За измену и передачу тайн врагу, за грабеж, убийство мирных жителей, утерю оружия в боевых условиях виновные подвергались смертной казни. «Устав» требует и в стране противника «чинить пощаду, не разоряти, не грабити, ни крови их не пролита, но смотря по достоянию дела».

Уже в первых русских уставах большое место отводится моральному фактору, дисциплине, боевому духу войск. Каждый солдат должен приводиться к крестному целованию — приносить клятву (присягу), чтобы государю «верно служити» и чтобы «во всем послушным и покорным быти и делати по его повелению». Воинским людям «лучше есть честно умерети, нежели с бесчестием жити». Воевода по «Уставу» был обязан воодушевлять войска перед сражением и их на то «наговаривати, чтоб они так делали, как достоит делати прямым воинским людям и по крестному целованию».

Такие требования не могли предъявляться к воинам армий Западной Европы того времени, где войска были наемными, а дисциплина основывалась на муштре и репрессиях.

Войсковые начальники должны обладать самостоятельностью и инициативой. Большой воевода имел «полную власть и мочь над всеми воинскими людьми». Он, в отличие от западноевропейских начальников, мог действовать по своему собственному усмотрению и не испрашивать разрешения у государя — дать или не дать сражение.

Согласно уставу «Уставе» от войска требовалась постоянная боевая готовность. «В нынешния времена явно стало, что война и недружба не начинаема и вскоре подвигается... чтоб нам во все времена ото дни ко дни ко встречному бою готовым и вооруженным быти».

Другой русский устав «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданный по указу царя Алексея Михайловича в Москве в 1647 г. в количестве 1200 экз., был предназначено для полков нового строя. Его авторы остались неизвестными, также как неизвестно, являлся ли этот документ оригинальным сочинением или переводным изданием.

В Уставе излагалась организация роты и полка, определялись боевые и походные порядки. В нем выражалось отрицательное отношение к западноевропейскому наемничеству. «Нигде такого бесчинства не сыщешь, как в германских, сиречь, цесарских регементах», ― считали авторы устава. По их мнению, наемники способны лишь на «свары и брани, кражу и грабеж».

В «Учении» отводилось много места обучению войск, например, описывались приемы обращения с мушкетом и пикой, и определялась их значимость в деле достижения победы над противником. Составители порицали тех, кто недооценивает важность систематического обучения, и приводили в доказательство полезности учения ратному строю целый ряд исторических примеров.

«Учение» требовало, чтобы солдат правдиво служил государю, умел обращаться с оружием, знал свое место в строю и в бою, не жалел «тела своего». Большие требования предъявлялись и к командирам.

В уставе отведено значительное место моральному облику воина, который должен служить примером «чести, учтивости и чувства готовности душу положить за други своя». Таким образом, как и в «Уставе ратных, пушечных и других дел», «Учение и хитрость ратного строения...» отводилось большое место моральному фактору, дисциплине, боевому духу войск и взаимной выручке в бою.

Красной нитью в уставе проходит мысль о том, что победа может быть достигнута только при постоянном регулярном обучении войск ратному делу. «Только глупые ослята отвергают ратную науку», — писали составители. Только ратное учение позволит войску «легкими трудами себе великую прибыль, а недругу большое поражение учинить».

О значении изданных уставов говорит хотя бы тот факт, что ежегодно в течение месяца полки «нового строя», созданные в ходе военной реформы 30–50-х годов XVII в. собирались для воинского обучения, которое велось согласно статей этих уставов.

Задачи обороны государства от внешних врагов, укрепление власти самодержавия и его защита от крестьянских выступлений требовали создания послушной, дисциплинированной армии. В своде законов (Соборное Уложение 1649 года) была установлена военно-уголовная ответственность всех ратных людей за нарушение дисциплины. Из преступлений Соборное Уложение на первый план выдвигало измену царю и государству. За переход в лагерь неприятеля и бунт виновникам грозила смертная казнь. За первый побег и самовольный отъезд с поля боя предусматривалось битье кнутом, за второй — битье кнутом и лишение половины оклада и поместья, за эти нарушения в третий раз — битье и полная конфискация поместья. В войсках существовали и крепостнические порядки: за даточных людей (крепостных крестьян, мобилизованных на время военных действий) отвечали их владельцы. Вопросы о преступных деяниях ратных людей и мерах их наказания решали полковые воеводы.

Несмотря на регламентацию условий службы, которая придавала русскому войску черты регулярной армии, своевольство и самоуправство феодальной военной знати ослабляли воинскую дисциплину, снижали боеспособность русского войска. В армии господствовали злоупотребления властью, насилие, вымогательство со стороны «начальных людей», оскорбление личности ратников. Плодилась масса наказов, но дисциплина не повышалась.

Таким образом, проведенные реформы 30-60-х гг. XVII в. сыграли положительную роль в деле укрепления военной организации Руси в период её труднейшего противоборства с Речью Посполитой и Швецией, а также при отражении нашествия турецких войск и крымских татар на Украину.


Литература

1. Павлов С.В. История Отечества. М., 2006.

2. Панков Г.В. История Отечества. М., 2005.

3. Михалков К.В. Военная история. СПб., 2007.

4. Богданов С.К. Военная история России. М., 2007.

5. Боков А.М. История России. М., 2007.

6. Зотова Л.А. История Российского государства. Спб., 2006.


[1] Податная единица, равная 12 человекам населения.

[2] Военная реформа – это изменение существующей военной системы государства, которое проводится по решению высших органов власти. Как правило, реформа вызвана политическими или/и экономическими изменениями, появлением новых видов оружия и другими условиями. Если обратиться к отечественной истории, можно увидеть, что Россия в прошлом пережила не одну военную реформу.

[3] Приказы – центральные органы управления в Русском государстве XVI – начала XVIII в. Наименование произошло от термина «приказ», то есть «особое поручение». Применительно к государственным учреждениям название стало употребляться с 60-х гг. XVI в. Приказы являлись постоянно действующими учреждениями. Каждый из них был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов и имел свой штат. К концу XVI в. их насчитывалось уже 22. Численность наиболее крупных приказов достигала 400 человек. Все приказы находились в непосредственном ведении Боярской думы и царя. Значительная часть приказов занималась вопросами военного управления. В конце XVI в. таковых было уже около 10. Наиболее важными из военных приказов являлись: Разрядный приказ (1555–1711 гг.), Стрелецкий приказ (1571–1701 гг.), Бронный (1573 г. – первая половина XVII в.) и Пушкарский приказ (1577–1700 гг.).

[4] Слово «разряд» в Древнерусском государстве имело много значений. Этим словом называлась вообще всякая роспись. В военном же деле этот термин (от слова «разряжать» — распределять, расписывать) существовал давно.

[5] Фут (англ. foot, буквально – ступня) – единица длины в системе английских и русских мер длины. 1 фут равен 0,3048 м.

[6] Сажень – русская мера длины, равная 3 аршинам, 7 футам или 2,1336 м.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: