Аудит систем качества в 2019 году




Исходя из основной цели, определяются и задачи аудита:

• В ходе аудита необходимо определить действие и результативность системы менеджмента качества. Т.е. в ходе аудита определяется насколько внедрена система качества в организации, работает ли она, и помогает ли система качества достигать результатов по основной деятельности организации.
• Аудит должен дать информацию об эффективности системы качества - т.е. аудит должен показать работает ли система качества именно как система, либо от этой системы работают только отдельные элементы, а все остальные требования выполняются только формально, либо не выполняется вовсе.
• Необходимо определить уровень соответствия стандартам и процедурам СМК - т.е. аудит показывает, насколько близко к правилам, установленным в процедурах системы качества, выполняется работа в организации и есть ли различия между реальной работой и тем, что установлено в документации системы качества.
• Следующей задачей будет являться проверка качества выполнения работ - т.е. в ходе аудита может проверяться соответствие результатов работ, тем требованиям, которые установлены в договорах или технических заданиях.
• Аудит должен позволить оценить влияние изменений в организации на систему менеджмента качества - организация никогда не стоит на месте, в любой организации происходят какие-либо изменения. Эти изменения в той или иной степени могут влиять на систему качества. Аудит системы качества может показать, как эти изменения отразились на системе качества, происходят ли в системе качества изменения, адекватные изменениям организации.

Главный результат, к которому должен приводить аудит – это определение возможностей для улучшения в работе организации. Поэтому в любом аудите существенное значение имеют объективные свидетельства, которые аудиторы обнаруживают в ходе проведения аудита. Получить такие свидетельства можно только в том случае, когда критерии аудита и правила оценки несоответствий являются четкими и не допускают различного толкования.

Аудит это процесс, в выполнении которого всегда задействовано множество участников. В зависимости от того, какие задачи решаются участниками в этом процессе можно выделить несколько основных ролей.

Как правило, вне зависимости от того внешний это аудит или внутренний существуют следующие роли участников аудита:

• Заказчик аудита – стандарт ИСО 19011:2011 определяет заказчика аудита как организацию или лицо, заказавшее аудит. Заказчик аудита, это сторона наиболее заинтересованная в его проведении и получении результатов аудита. Заказчиком аудита, как правило, выступает руководство проверяемой организации. В том случае, когда проводится внутренний аудит руководство организации заинтересовано в том, чтобы аудиторы объективно и точно оценили работу системы качества и предоставили данные о всех несоответствиях в работе и возможностях по оптимизации работы. В том случае, когда проводится внешний аудит руководство организации заинтересовано в том, чтобы система качества была признана соответствующей требованиям и это было подтверждено документально (выдачей сертификата - в случае сертификационного аудита, или заключением контракта - в случае проверки со стороны потенциального заказчика продукции, работ или услуг организации).
• Аудиторы – лица обладающие компетентностью для проведения аудита (ИСО 19011:2011). Качество и результативность проведения аудита во многом зависит от квалификации и подготовки аудиторов. В связи с этим квалификации аудиторов уделяется особое внимание. Общие требования к квалификации аудиторов представлены в стандарте ИСО 19011:2011. Как правило, они применяются к профессиональным аудиторам, работающим в органах по сертификации. Требования к квалификации внутренних аудиторов организация может устанавливать сама, но это не значит, что аудитором может быть назначен любой сотрудник организации. Для того, что сотрудник организации мог результативно и эффективно проводить внутренние аудиты он должен быть обучен методам и техникам проведения аудита, знать требования системы качества, знать, как работает система качества организации и хорошо разбираться в той предметной области деятельности, которую он будет проверять.
• Технические эксперты – это лица, предоставляющие аудиторам специальные знания или опыт. В ходе аудита, могут возникать вопросы, для проверки которых знаний и квалификации аудиторов оказывается недостаточно. В таких случаях к аудиту могут привлекаться технические эксперты. Привлечение технических экспертов возможно как при внутреннем аудите, так и при внешнем. В случае внутреннего аудита техническими экспертами могут выступать сотрудники подразделений, которые выполняют работу, аналогичную проверяемой, но при этом они не должны проверять свою работу или работу своего подразделения. Например, если в организации существуют два проектных отдела, то специалист из одного отдела может выступать в качестве технического эксперта при аудите второго отдела и наоборот. В случае внешнего аудита технические эксперты привлекаются внешними аудиторами из сторонних организаций.
• Проверяемая сторона. В качестве проверяемой стороны выступают сотрудники проверяемой организации. В случае как внутреннего, так и внешнего аудита проверяемой стороной может быть любой сотрудник организации, в том числе и руководство организации, и внутренние аудиторы.

Аудит систем менеджмента качества относится к видам аудита, которые не регламентируются федеральным или международным законодательством. Соответственно, не существует обязательных законодательных норм для определения порядка и правил аудита систем качества, определения требований к аудиторам и необходимой отчетности. Связано это с тем, что сертификация систем качества относится к добровольной области сертификации и все работы, связанные с построением и внедрением системы качества являются добровольной инициативой организации. Соответственно, для организаций, занимающихся аудитом систем качества нет необходимости в получении лицензий, либо других разрешительных документов для ведения этой деятельности. Для проведения внутренних аудитов таких документов тем более не требуется.

 

 

2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ОРЕНБУРГСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ОРЕНБУРГСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

 

Открытое Акционерное Общество «Оренбургский Хлебокомбинат» было зарегистрировано в 23.09.2002 году. В настоящее время «Оренбургский Хлебокомбинат» - это является одним из крупнейших предприятий перерабатывающей промышленности Оренбургской области, способное по своим производственным мощностям выпускать в сутки до 100 тонн хлебобулочной и кондитерской продукции.

Адрес предприятия: 460022, Оренбургская обл, Оренбург. г, Кавказская улица, 4. Тел. 8-(35-32)-54-11-70; E-mail: info@orhk.ru

 

 

Открытое Акционерное Общество «Оренбургский Хлебокомбинат» основан на частной форме собственности и находится в ведении Министерства пищевой промышленности Российской Федерации. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, печать с изображением государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, товарный знак, бланки и штампы, образцы которых утверждает генеральный директор.

 

Ассортимент выпускаемой продукции следующий: традиционные виды хлеба, оригинальные виды хлеба, батоны, сдобные изделия, слоёные изделия, тесто, пончики, бараночные изделия, сухарь, квас, свадебный каравай, свадебные торты, заказные торты, домашние торты, бисквитные торты, классические торты, медовые торты, пироженые, кексы, рулеты, конфеты, чак-чак, ирис, мармелад, зефир, печенье, пряники, вафли, вафельные торты, кукурузные палочки, хлебцы, макароны, козинак, халва.

 

Проектная мощность завода составляет 340 тысяч литров пива в год. С начального периода и до настоящего момента хлебокомбинатом были освоены следующие виды продукции: Хлеб Деревенский, Хлеб Целинный, Хлеб Толстовый, Хлеб Подовый, Хлеб Никитский, Хлеб Украинский, Хлеб Столичный, Хлеб Украинский Резанный, Хлеб Дарницкий, Хлеб Десертный, Хлеб Йодированный Поданный, Хлеб Бокато, Хлеб Сергеевский, Хлеб с Отрубями, Хлеб Солнышко, Хлеб Монастырский, Хлеб Рижский, Хлеб Борадинский, Хлеб Губернский, Хлеб Богородский, Батон Молочный, Хала, Плетёнка с Маком, Батон Здоровье, Батон «К Завтраку», Батон Бутербродный, Батон Юбилейный, Сдоба Слатёна, Сдоба Малютка, Сдоба Домашняя, Сдоба Загадка, Сдоба Лакомая, Ватрушка с творогом, Булка Листик, Булта с изюмом, Плюшка Московская, Сдоба Малышок, Сдоба Маковая, Булка Фитнес, Сдоба Ванильная, Сдоба Сырная, Сдоба Изюминка, Сдоба Мелкоштучная, Пирог Слоённый, Слойка Свердловская, Краусан с Сыром, Круассан с Курогой, Круассан с Конфитюром, Слойка Улитка, Тесто Пельменное, Тесто Любительское, Тесто Дрожжевое, Пончики Колечки, Пончики Берлинские, Бублики Ванильные, Бублики Челночные, Сушки Малютки, Сушки с маком, Сушки Детские, Сухари Пшеничные, Сухари Ржаные, Сухари Славянские, Сухари Панировочные, Сухари Ванильные, Каравай Розы, Каравай Лебеди, Торт Пожарная Машина, Торт 1 сентября, Торт Кити, Торт Гитара, Торт Великобритания, Торт Годик, Торт Квадратик, Торт С днём Учителя, Торт Рубаночек, Торт Футбол, Торт Корзина, Торт Дон Жуан, Торт Охота, Торт НХЛ, Торт Сокровища Флинта, Торт Минушка, Торт Аквариум, Торт Прага, Торт Вишнёвый Рай, Торт Зимняя Вишня, Торт Ягодное Лукашко, Торт Виснушка, Торт Воздушный Поцелуй, Торт Панчо, Торт Королевский, Торт Ностальжи, Торт Аристократ, Торт Вероника, Торт Смайлик, Торт Детский, Торт Смуглянка, Торт Фруктовый Всадник, Торт Смуглянка, Торт Весна.Торт Цветочный, Торт Эгоист, Торт Желание, Торт Персиковый, Торт Сказка, Торт Валентинка, Торт Искушение.

Подобная политика продолжается заводом и в настоящее время: ежегодными планами предприятия предусматривается дальнейшее совершенствование техпроцессов, оборудования.

 

На «Оренбургском Хлебокомбинате» сертифицировано 40% видов продукции, все они имеют сертификаты соответствия в Национальной системе сертификации Российской Федерации. При производстве на предприятии применяются стандарты Российской Федерации, межгосударственные стандарты, гармонизированные с международными. На предприятии существует фонд технических нормативных правовых актов, который насчитывает более 200 нормативных документов.

Продукция Открытого Акционерного Общества «Оренбургского Хлебокомбината» реализуется на территории Российской Федерации и не распространяется за пределами территории Оренбургской области.

 

На основании анализа сравнительных данных разрабатываются мероприятия по модернизации выпускаемой продукции, повышении её качества и конкурентоспособности.

Высокий уровень вкуса и стабильное качество поставляемой продукции обеспечивает предприятию повышенный спрос на нее, высокую загрузку производственных мощностей и ритмичную деятельность.

В 2012 года предприятие получило золотой кубок на конкурсе Лучший Хлеб России - 2012»

На рынке пивоваренной продукции Открытое Акционерное Общество «Оренбургский Хлебокомбинат» работает уже более десяти лет и за этот период отлажена технология производства, приобретен значительный опыт рабочими и служащими, что позволяет достичь качественных показателей и относительно невысокой себестоимости продукции.

Предприятие постоянно работает над расширением номенклатуры и ассортимента продукции в соответствии с требованиями рынка. В рамках Федеральной программы создания пищевой продукции Открытого Акционерного Общества «Оренбургский Хлебокомбинат» участвует в создании и освоении новых сортов слабоалкогольной продукции.

Система качества постоянно совершенствуется, дорабатывается документация системы качества, определены процессы, их взаимодействие, внедрены документы системы менеджмента качества.

Создание новой продукции проводится по заказу потребителей; по инициативе предприятия. Продукция, подлежащая разработке и постановке на производство должна удовлетворять требованиям потребителя, безопасности для жизни и здоровья людей и соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации.

 

2.2 Организация системы менеджмента качества на предприятии

Качество продукции является категорией, которая интересует аналитиков предприятия постоянно, так как от соотношения «цена – качество» зависит соотношение «затраты – выпуск продукции – прибыль». Именно повышение качества продукции обеспечивает выживаемость предприятия в условиях рынка, поскольку оно равнозначно росту объемов производства, но со значительно меньшими затратами. В связи с этим рассмотрим классификацию показателей качества, отдельные аналитические показатели и порядок их расчета, сделаем выводы по полученным данным, а также дадим рекомендации, направленные на рост качества продукции.

Улучшение качества продукции — важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства.

Общепризнанной является следующая классификация показателей качества:

1) показатели назначения — характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции;

2) показатели надежности изделия:

  • безотказность;
  • сохраняемость;
  • ремонтопригодность;
  • долговечность.

В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все, так и некоторые названные показатели;

3) показатели технологичности — отражают эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. С помощью технологичности достигается:

  • массовость выпуска продукции;
  • рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции;

4) показатели стандартизации и унификации — определяют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя, так и для потребителя;

5) эргономические — характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием;

6) эстетические — оценивают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия;

7) показатели транспортабельности — выражают приспособленность продукции к транспортировке;

8) патентно-правовые — характеризуют патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении ее конкурентоспособности;

9) экологические — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Данные показатели отсутствуют, когда производство продукции не может быть экологически опасным в принципе (например, выпуск телевизоров, компакт-дисков);

10) показатели безопасности — обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.

Показатели качества хлебобулочной продукции можно классифицировать следующим образом:

  • функциональные — характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и прогрессивность технических решений, закладываемых в продукцию (калорийность хлеба);
  • показатели состава продукции — определяют содержание в продукции химических элементов или структурных групп (например, в хлебе — массовая доля сахара, соли и т. п.);
  • показатели надежности — это свойство хлеба сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, хранения и транспортирования;
  • показатели технологичности — характеризуют эффективность технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении хлеба;
  • эргономические — отражают соответствие изделия (хлеба) гигиеническим, физиологическим, антропометрическим и психологическим свойствам человека. Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Однако здесь важна и цена изделия, с которой связан вопрос экономически оптимального качества. Ведь покупатель, приобретая то или иное изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена набор свойств, которыми оно обладает.

Одним из способов улучшения и оптимизации качества продукции является применение методики функционально-стоимостного анализа. Эффективность применения такого анализа состоит в том, что он позволяет снизить затраты при одновременном повышении качества продукции, что обеспечивает ее конкурентоспособность.

Рассмотрим основные направления количественной оценки и анализа качества продукции.

Анализ качества продукции начинается с общей оценки выполнения плана и динамики выпуска сертифицированной продукции. Данные для анализа привлекаются из бизнес-плана и оперативно-технического учета служб технического контроля, маркетинга и сбыта продукции предприятия.

Аналитическим показателем, характеризующим уровень качества продукции, является удельный вес (УВ) сертифицированной продукции (СП) в общем объеме продукции, работ, услуг (Q):

 

УВ = СП / Q.

 

Этот показатель характеризует долю сертифицированной продукции на 1 руб. стоимости общего объема продукции (работ, услуг), соответствующую требованиям условий регионального и внешнего рынка, а значит, конкурентоспособную.

Например, организация занимается производством хлебобулочных изделий. Тогда вопрос сертификации является одним из важнейших, поскольку для подтверждения соответствия нормативным документам качества муки, а также макаронных и хлебобулочных изделий составляется хлебный сертификат. Процедура сертификации хлебобулочных изделий считается самой трудоемкой и сложной. И это понятно. Согласно требованиям ГОСТа или ТУ каждая булка, кекс или плетенка должны четко выдерживать соответствующие параметры, быть в меру поджаренными, не иметь подгорелостей, посторонних привкусов и предметов, загрязнений и ароматов.

Поэтому применительно к хлебозаводу удельный вес сертифицированной продукции должен составлять 100 %.

Сопоставив фактический удельный вес или коэффициенты сертифицированной продукции с аналогичными плановыми показателями или показателями за прошлый год, можно судить о выполнении плана повышения качества продукции или об изменении уровня качества продукции по сравнению с прошлым годом.

При невыполнении планового задания по выпуску сертифицированной продукции необходимо проанализировать номенклатуру такой продукции и установить, по каким ее видам фактический объем не достиг планового уровня. Следует также обращать внимание на просроченность сертификатов. Оценивая достигнутый уровень сертифицирования продукции, важно изучить:

1. характер технических параметров, подвергнутых проверке и лабораторным испытаниям по видам продукции;

2. влияние таких важнейших факторов, как:

  • уровень качества труда рабочих и специалистов;
  • повышение профессионального уровня рабочих, специалистов;
  • применение новых технологий, рецептур;
  • качество используемого сырья;
  • внедрение системы маркетинга, охватывающей сферу исследований, разработок, закупки.

 

Для оценки выполнения плана по качеству товара производится анализ удельного веса бракованных и рекламационных товаров (табл. 1).

 

Таблица 1. Анализ обобщающих показателей качества товара ОАО «Хлебозавод № 5» за 2018 г.
Показатель 2017 г. 2018 г.
план факт
Удельный вес товаров, %:      
высшей категории качества      
вывозимых в другие области 0,5 1,5 1,0
бракованных 0,8 0,4 0,3
рекламационных 0,04 0,07 0,06
Потери от брака, тыс. руб.      

 

Данные, приведенные в табл. 1, показывают, что за отчетный период в организации проделана определенная работа по улучшению качества товара. Об этом свидетельствует увеличение удельного веса товара высшей категории качества на 10 % по сравнению с прошлым периодом, а также повышение удельного веса товаров, вывозимых в другие области.

Однако план по объему продукции, вывозимой в другие области, не выполнен, и нужно выяснить причины, по которым это произошло (нарушение условий договоров транспортной компанией, сбои в производстве продукции, нарушение условий договора со стороны покупателя и т. д.).

Рост доли продукции высшей категории свидетельствует об улучшении качества, однако необходимо добиваться увеличения этого показателя до 100 %. Также следует отметить, что 1 % от всего объема продукции, поставляемой в другие области, является достаточно малой величиной и отделу сбыта предприятия нужно стремиться увеличить данный показатель. При этом необходимо провести маркетинговые исследования спроса на выпускаемую предприятием продукцию в части экспорта, чтобы избежать неэффективных «темпов роста» объема продаж.

Снижение доли бракованных товаров способствовало снижению потерь от брака на 20 тыс. руб. (100 – 120). Здесь отметим следующий положительный момент: предприятие запланировало на 2013 г. потери от брака в размере 150 тыс. руб., а фактически получило на 50 тыс. руб. меньше. Отрицательным фактором является рост рекламаций от потребителей товаров. На них следует обратить особое внимание, так как предприятие относится к пищевой промышленности и рекламации могут повлечь за собой серьезные последствия.

По товарам, качество которых характеризуется сортом, рассчитывается их доля в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, а также средневзвешенная цена товаров в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по структуре фактическую долю каждого сорта в общем объеме товаров сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества — с данными прошлых периодов.

Коэффициент сортности (Ксорт) рассчитывается для отдельного вида товара по следующей формуле:

,

 

где Qi — количество товаров i-го сорта;

Рi — цена единицы товара i-го сорта;

Рв — цена единицы продукции высшего сорта;

m — количество сортов данного вида продукции.

Оценим коэффициент сортности и его динамику на примере ОАО «Хлебозавод № 5» и его продукции «Батон "Дачный"» (табл. 2).

 

Таблица 2. Анализ качества продукции «Батон "Дачный"» за 2013 г.
Сорт товара Цена, руб. Выпуск товара, шт. Объем производства, тыс. руб.
план факт план факт По цене I сорта
план факт
I   10 450 11 200 292,6 313,6 292,6 313,6
II       105,6 111,1 134,4 141,4
Итого   15 250 16 250 398,2 424,7 427,0 455,0

 

Анализ данных табл. 2 позволяет сделать следующий вывод: если бы весь товар продавался по цене первого сорта, то плановый объем производства составил бы 427,0 тыс. руб., что на 28,8 тыс. руб. (427,0 – 398,2) больше реального планового показателя, а фактический объем производства вырос бы до 455,0 тыс. руб., что на 30,3 тыс. руб. (455,0 – 424,7) больше реального значения. Сумма 30,3 тыс. руб. — это упущенная выгода предприятия.

Если бы все товары были первосортными, то плановая стоимость выпуска товара составила бы 427,0 тыс. руб., а фактическая — 455,0 тыс. руб.

Рассчитаем коэффициенты сортности:

  • плановый Ксорт (план): 398,2 тыс. руб. / 427,0 тыс. руб. = 0,9326;
  • фактический Ксорт (факт): 424,7 тыс. руб. / 455,0 тыс. руб. = 0,9334.

Из полученных данных следует, что фактический коэффициент сортности на 0,0008 (0,9334 – 0,9326) превышает плановый, что говорит о незначительном улучшении фактического качества по сравнению с запланированным.

В данном случае прежде чем снижать объем выпуска второсортной продукции и увеличивать объем производства первосортной, необходимо дополнительно проанализировать объем продаж продукции соответствующего качества, провести рейтинговую оценку, исследовать рентабельность продаж. Так как возможна ситуация, что рентабельность продаж второсортной продукции будет ниже первосортной, тогда не может быть и речи о снижении ее объемов производства.

Увеличение (снижение) выпуска товаров по сортности (∆Ксорт) в отчетном периоде по сравнению с планом определяется по формуле:

 

∆Ксорт = Ксорт (факт) / Ксорт (план).

 

Для нашего примера ∆Ксорт: 0,9334 / 0,9326 = 1,001.

Поскольку фактический коэффициент сортности хоть и незначительно, но превысил его плановое значение, то это также свидетельствует о росте качества продукции фактически по сравнению с планом.

Резерв повышения качества товара равен разности между стоимостью реального выпуска товара и выпуска только первосортного товара, что составляет:

  • для плановых показателей: 427,0 тыс. руб. – 398,2 тыс. руб. = 28,8 тыс. руб.;
  • для фактических показателей: 455,0 тыс. руб. – 424,7 тыс. руб. = 30,3 тыс. руб.

Качество товара является параметром, который оказывает влияние на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж, прибыль. Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости товара, поэтому формулы для расчета имеют следующий вид:

  • изменение объема производства товаров (∆Vп):

 

∆Vп = (Р1 – Р0) × Qк;

 

  • изменение выручки от продаж (∆В):

 

∆В = (Р1 – Р0) × Qпк;

 

  • изменение прибыли (∆П):

 

∆П = [(Р1 – Р0) × Qк] – [(C1 – C0) × Qпк],

 

где Р0, Р1 — соответственно цена изделия до и после изменения качества;

Qк — количество произведенного товара повышенного качества;

Qпк — количество проданного товара повышенного качества;

С0, С1 — соответственно себестоимость изделия до и после изменения качества.

Проведем расчет по указанным формулам на примере данных ОАО «Хлебозавод № 5» и его продукции «Батон "Дачный"» (табл. 3).

 

Таблица 3. Анализ влияния изменений качества продукции «Батон "Дачный"» на ключевые параметры деятельности ОАО «Хлебозавод № 5» за 2013 г.
Показатель До изменения качества продукции После изменения качества продукции Отклонение
Цена продукции, руб.     +6,0
Себестоимость единицы изделия, руб. 18,1 23,1 +5,0
Количество произведенного товара повышенного качества, шт.      
Количество проданного товара повышенного качества, шт.      

 

Определим влияние изменения качества продукции:

  • изменение объема производства товаров:

∆Vп = (28 руб. – 22 руб.) × 8200 шт. = 49 200 руб.;

  • изменение выручки от продаж:

∆В = (28 руб. – 22 руб.) × 8050 шт. = 48 300 руб.;

  • изменение прибыли:

∆П = [(28 руб. – 22 руб.) × 8200 шт.] – [(23,1 руб. – 18,1 руб.) × 8050 шт.] = 8950 руб.

Из полученных расчетов следует, что поскольку произошло увеличение прибыли, то улучшение качества производимой продукции оказало положительное влияние на прибыль организации (она выросла на 8950 руб.), несмотря на рост себестоимости (на 5,0 руб.) и цены реализации (на 6,0 руб.). При таких данных необходимо поддерживать намеченную динамику улучшения качества.

Полезным также является анализ влияния сортового состава товара на объем выпуска каждого изделия в стоимостном выражении. Для этого заполним табл. 4 с учетом данных табл. 2.

 

Таблица 4. Влияние сортового состава товара «Батон "Дачный"» за 2013 г. на изменение его цены
Сорт Цена, руб. Сортовая структура товара, % Изменение средней цены, руб.
план факт +/–
I   68,5 68,9 +0,4 +11,2 (28 × 0,4)
II   31,5 31,1 –0,4 –8,8 (22 × (–0,4))
Итого       +2,4

 

Из данных табл. 4 видно, что с улучшением качества товара относительно плановых показателей (увеличением товара I сорта и уменьшением доли товара II сорта) средняя цена увеличилась на 2,4 руб., а стоимость всего фактического выпуска — на 39 тыс. руб. (16 250 шт. × 2,4 руб.).

Аналогичные расчеты выполняют по всем видам товаров, по которым установлен сорт, после этого результаты обобщаются.

Важным косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака (табл. 5).

 

Таблица 5. Анализ потерь от брака продукции «Батон "Дачный"» за 2013 г.
№ п/п Показатель Сумма, тыс. руб.
  Себестоимость забракованных товаров  
  Расходы по исправлению брака 1,8
  Стоимость брака по цене возможного использования 8,6
  Сумма удержаний с виновных лиц 2,4
  Потери от брака (п. 1 + п. 2 + п. 3 – п. 4)  

 

Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере выручка от продажи продукции «Батон "Дачный"» составляет 424 700 руб. (28 руб. × 11 200 шт. + 22 руб. × 5050 шт.), а ее себестоимость — 300 125 руб.

Отсюда фактический уровень рентабельности затрат:

(424 700 руб. – 300 125 руб.) / 300 125 руб. × 100 % = +41,5 %.

Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,415 раза.

Потери товарной продукции:

18 тыс. руб. × 1,415 = 25,47 тыс. руб., или 0,05 % (25,47 / 424 700 × 100 %) от стоимости фактического выпуска.

В качестве одного из способов анализа и оценки качества продукции можно использовать метод рейтинговой оценки, позволяющий выявить «лидеров» и «лузеров» продаж. Проведем данный анализ на примере четырех видов продукции (на практике данный анализ можно проводить одновременно по всем видам продукции предприятия или их групп), производимой ОАО «Хлебозавод № 5». Для этого воспользуемся показателями рентабельности продаж, прибыли от продаж, рентабельности затрат, объема продаж. Напомним, что для проведения данного анализа используют темп роста этих показателей. Разместим данные в табл. 6.

 

Таблица 6. Исходные данные для рейтинговой оценки качества продукции ОАО «Хлебозавод № 5»
Показатель Темп роста показателей Цех-эталон
батон «Дачный» I сорт батон «Дачный» II сорт батон «Городской» батон «Нарезной»
Рентабельность продаж 1051 1022 984 1013  
Прибыль от продаж 1013 1041 1022 994  
Рентабельность затрат 963 944 1021 1002  
Объем продаж 1032 1023 994 1051  
К1 (метод суммы мест, коэф.)          
К2 (метод расстояний, коэф.) 0,06823 0,08823 0,08989 0,06440  

 

Среди методов рейтинговой оценки остановимся на методе суммы мест и методе расстояний.

С помощью метода суммы мест рейтинг можно определить следующим образом:

 

где Мij — место, которое занимает j-я продукция по i-му показателю.

Поскольку в нашем примере (см. табл. 6) все показатели должны увеличиваться, то распределение мест осуществлялось по принципу: 1-е место — максимальному показателю:

Кбатон «Дачный» I сорт = 1 + 3 + 3 + 2 = 9;

Кбатон «Дачный» II сорт = 2 + 1 + 4 + 3 = 10;

Кбатон «Городской» = 4 + 2 + 1 + 4 = 11;

Кбатон «Нарезной» = 3 + 4 + 2 + 1 = 10.

С позиций этого метода наилучшим считается батон «Дачный» I сорта, а наихудшим с точки зрения анализируемых показателей — батон «Городской».

Метод расстояний предполагает следующий расчет:

где Хij — i-й показатель по j-й продукции;

Хi эталон — эталонный показатель среди i-х показателей.

Определим рейтинг данной продукции с помощью метода расстояний:

 

Как видим, с позиций метода расстояний наиболее удачным видом продукции является батон «Нарезной» (у него наименьшее значение коэффициента), неудачным — батон «Городской».

Таким образом, предприятию следует обратить внимание на продукцию «Батон "Нарезной"»:

  • более детально проанализировать качество;
  • разработать меры по улучшению качества;
  • выяснить причины снижения объема продаж;
  • провести сегментарный анализ по географическим признакам.

Основными причинами понижения качества товаров могут быть:

  • плохое качество сырья;
  • низкий уровень технологии и организации производства;
  • низкая квалификация работников;
  • аритмичность производства и др.

После изучения причин снижения качества и допущенного брака по местам их возникновения определяют центры ответственности и разрабатывают мероприятия по их устранению.

Далее анализируют динамику количества принятых рекламаций, стоимости и доли зарекламированной продукции по сравнению с прошлым годом или за ряд лет в целом по продукции и по важнейшим изделиям (табл. 7). Это дает возможность выявить продукцию, на которую следует обратить внимание маркетинговой службе предприятия для повышения ее качества и конкурентоспособности.

 

Таблица 7. Анализ рекламаций по продукции «Батон "Дачный"» за 2013 г.
Показатель 2012 г. 2013 г.
Объем реализованной продукции в действующих оптовых ценах, руб. 398 560 424 700
Всего рекламаций:    
в натуральном выражении, шт.    
в стоимостном выражении, руб.    
в процентах к объему реализации продукции, % 0,48 0,44
В том числе:    
продукция I сорта:    
в натур


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: