Система менеджмента качества в 2019 году




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОРЕНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ»

(ГАПОУ ОКЭИ)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ОКЭИ 38.02.07.5 0 19.19 ОО

 

 
 
Качество продукции на предприятии и пути его повышения


На тему __________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

 

 
 
67


Количество листов _________________________________________________

 
 
 


Дата готовности работы____________________________________________

 

 
 
Турутин Роман Артёмович 2ДБ4


Студент_______________________________________________________

(Ф.И.О., группа, курс)

 
 
Кравенков С.О


Кравченко С.О
Руководитель работы ______________________________________________

 
Нормоконтроль____________________________________________________

 

Защищена _______________________ с оценкой _______________________

 
 
 

 


Оренбург 2019

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Поэтому качество продукции является одним из важнейших факторов деятельности любого предприятия. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства. Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. В настоящее время в условиях рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке, как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом - снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы.

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед россий­скими предприятиями, является их адаптация к усло­виям рыночной экономики. Решение этой проблемы - необходи­мое условие для их выживания и дальнейшего развития. Современная рыночная экономика предъявляет принципи­ально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В на­стоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое поло­жение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конку­рентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связа­на с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества про­дукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое ме­сто. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Концепция национальной политики России в области качест­ва продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно - технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны. Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения,

 

повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и

мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 9002 - 2015). Насыщенность рынка изделиями высокого технического уровня и качественными потребительскими товарами - это главный признак полнокровной, процветающей экономики.

Сегодня в мире применяются различные системы управления качества. Необходимо понимать, что современная концепция управления качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспортные возможности, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.

 

Целью работы является исследование сущности качества выпускаемой продукции, изучение систем управления качеством, анализ качества продукции и формирование основных направления по повышению качества продукции на ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат».

 

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучить экономическую сущность качества продукции на предприятии и выяснить основные пути его повышения.

- проанализировать качество продукции ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат».

- разработать основные направления повышения качества на ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат».

 

Объект исследования – ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат».

Предмет исследования - качество выпускаемой предприятием продукции.

Использованные методы исследования включают в себя: общенаучные методы: теоретический и эмпирический (анализ, синтез, описание). А также методы обработки результатов маркетинговых исследований, включающих методы экспертных оценок.

Практическая значимость состоит в выводах и предложениях, сделанных по результатам проведённых в работе оценки динамики, структуры и эффективности управления капиталом в ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат».

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………

1 Качество продукции на предприятии и пути его повышения……….

1.1 Качество продукции: понятие, сущность, роль в производственно-хозяйственной деятельности предприятия …………………………………

1.2 Показатели и системы качества в современных условиях развития экономики…………………………………………………………………

1.3 Управление качеством продукции на предприятии: структура, меры, показатели…………………………………………………………………

2 Анализ качества продукции на ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат».

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат».

2.2 Организация системы менеджмента качества на предприятии и оценка её уровня.

2.3 Формирование системы менеджмента качества на ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат».

3 Направления повышения качества продукции на ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат».

Заключение……………………………………………………………………

Список используемых источников………………………………………….

 

1. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ПУТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

 

1.1 Качество продукции: понятие, сущность, роль в производственно-хозяйственной деятельности предприятия

 

В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки сущности качества продукции, но есть и стандартная.

Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее значением.

Согласно международному стандарту ГОСТ Р ИСО 9000:2018 качество - «совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности»

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.

Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе. «относительное качество», «мера качества»).

Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

Следовательно, качество как экономическая категория. это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

Качество продукции - не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая категория. Как экономическая категория она тесно связана с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость это полезность товара вообще, то качество продукции - это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но неотделимо от нее, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественной потребности. Потребительная же стоимость является более широким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности.

Качество продукции как экономическая категория выполняет следующие функции:

наиболее полное удовлетворение потребителей продукции;

является важнейшим свойством (признанием) любого товара или услуги, без которых они таковыми не являются;

характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности;

качество продукции является основой для оплаты труда работников, формирования себестоимости и цены продукции.

Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цену, прибыль, рентабельность и др.

Значение повышения качества продукции необходимо рассматривать как на макро-, так и на микроуровне, т. е. на уровне предприятия.

Повышение качества на макроуровне позволяет:

увеличить экспорт товаров и услуг;

улучшить структуру экспорта;

осуществить на практике ускорение НТП;

повысить эффективность общественного производства, так как улучшение качества продукции в конечном итоге ведет к улучшению использования средств и предметов труда, рабочей силы и финансовых ресурсов;

повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата;

повысить престиж государства со всеми вытекающими отсюда последствиями;

воспитывать граждан в духе прекрасного и многое другое.

Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства означает ускорение НТП, повышение эффективности общественного производства и экспорта, могущество и процветание.

Поэтому государство должно проводить политику, направленную на повышение и поддержание высокого качества отечественной продукции, и для этого должны быть задействованы все государственные рычаги, и в первую очередь правовые основы.

Качество определяется не инженером, не с помощью методов общего управления. Оно определяется потребителем. В основе качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использования услуги. Оно измеряется по отношению к его требованиям, обусловленным или не обусловленным, сознательным или просто ощущаемым, технически выполнимым или полностью субъективным, но всегда претерпевающим изменения.

 

Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации.

 

Слово «качество» в любом абстрактном смысле не является общераспространенным синонимом слова «лучший». Слово «качество» используется в значении наиболее полного удовлетворения требований потребителя, будь-то сфера материального производства (автомобиль, холодильник, микроволновая печь) или сфера нематериального производства (составление расписания движения автобусов, обслуживание в ресторане, больничный уход).

Проверки качества должны проводиться лицами, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки. При этом желательно взаимодействие проверяющих с персоналом проверяющих участков. Одной из целей проверки качества является оценка необходимости осуществления улучшающих или корректирующих мероприятий.

 

 

Качество продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности предприятий любой формы собственности.

Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.

Имидж высокого уровня - это известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля - товарному знаку, средствам рекламы и др. В условиях рынка и конкуренции, если фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым спросом, она имеет все, и наоборот.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии - это высокий имидж у покупателей, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового положения предприятия.

 

1.2 Показатели и системы качества в современных условиях развития экономики

 

Исходя из понимания, что качество является совокупностью характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности, сформируем группы показателей качества, наличие которых необходимо как для периодического анализа требований к качеству существующих объектов, так и для разработки новых объектов.Основные группы показателей качества, применимые во всем объеме в большей степени категории оборудования и в меньшей степени - к некоторым другим категориям продукции в зависимости от характера решаемых задач по оценке качества продукции показатели можно классифицировать по различным признакам.

По количеству характеризуемых свойств:

–­ Единичный показатель – это показатель качества про­дукции, характеризующий одно из ее свойств, например вкус, цвет, аромат, влажность, упругость, консистенция, набухаемость и т. п. Единичные показатели могут относиться, как к единице продукции, так и к общности единиц однородной продукции, характеризующей простое свойство.

– Комплексный показатель – это показатель качества, характеризующий несколько свойств объекта. Он позволяет характеризовать несколько свойств объекта в целом или целую группу его свойств.

- Интегральный показатель – это показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее приобретение и эксплуатацию или потребление.

По характеризуемым свойствам:

- Показатель назначения качества продукции

- характеризуют приспособленность продукции для использования по назначению и обуславливают область её применения.

- Показатель Надёжности - вводятся для количественной оценки (характеристики) одного или нескольких свойств, составляющих надежность объекта. Показатели надежности характеризуется следующими свойствами: безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью. Все указанные свойства имеют определенные статистические и временные количественные показатели, которым должна соответствовать продукция.

 

- Показатель экономичности качества - это показатели, характеризующие расход материальных ресурсов при изготовлении и эксплуатации изделия: масса изделия, расход топлива на единицу полезного действия, число операторов, обслуживающих агрегат. Показатели экономичности предусматривают оценку эффективности самой системы качества с точки зрения экономических последствий, влияющих на прибыль и потери, издержки. Экономическая эффективность производства характеризует расходы на изготовление продукции определенной стоимости при наименьших затратах ресурсов, обеспечивающих максимальное достижение наибольшего объема выпуска продукции. Это в первую очередь себестоимость, цена покупки и цена потребления, рентабельность и т.д.

– Эргономические показатели - отображают удобство и комфорт использования и характеризуют систему «человек – изделие – среда использования». Эргономические показатели характеризуют систему «человек-изделие-среда использования», определяющая эргономические свойства человека, в существенной степени влияет на конструкционную группу, ставя решение ряда конструкционных задач в зависимость от эргономических свойств человека. К таким свойствам относятся: гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические. Все они характеризуются определенными показателями.

- Эстетическое свойство изделия - чув­ственно воспринимаемая особенность изделия, имеющая ценность для потребителя. Эстетические показатели предусматривают оценку: соответствия внешнего вида продукции современному стилю, моде, колористическому оформлению, отделке и силуэту, гармоничности. Характеризуют информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам), целостность композиции (пластичность, упорядоченность графических изобразительных элементов).

- Показатели технологичности - характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Показатели технологичности имеют отношение к таким свойствам конструкции изделия, которые определяют его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Они являются определяющими для показателей экономичности. Единичные показатели технологичности - удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия, длительность цикла технического обслуживания и ремонтов и др.

- Показатели стандартизации качества и унификации - характеризуют удельный вес стандартных составных частей изделия, рациональную их повторяемость и заимствование. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, каковыми являются входящие в него детали, узлы, агрегаты, комплекты и комплексы. К данной группе относятся коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости, коэффициент унификации изделия или группы изделий.

- Патентно-правовые показатели - характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом.

- Экологические показатели - характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду возникающих уровень вредных воздействий на окружающую среду возникающих при эксплуатации или потребление продукции. Показатели данной группы зависят от используемых в конструкциях изделий материалов, от возможности утилизации изделий по окончании срока годности или срока службы, от технологических процессов производства продукции и от переработки сырья. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации. Таким образом, экологическая опасность зависит от используемых в изделиях материалов, от газообразных и жидких выбросов, твердых отходов, уровня излучений и шумов и ряда других факторов;

 

- Показатель транспортабительности - характеризуют способность продукции сохранять свою пригодность, (надежность) в процес­се транспортирования, а также приспособленность к перемеще­нию, не сопровождающемуся эксплуатацией или использованием.

По способу выражения:

- Показатели качества натуральных единицах - выражается термостойкость (в градусах), вместимость посуды — в литрах, количество теплоты — в Джоулях.

- В стоимостном выражении - включающая затраты производителя, связанные с её выпуском, реализацией, последующим обслуживанием.

- Конструкционные показатели включают такие специфические и иногда взаимоисключающие показатели качества как унификация, взаимозаменяемость, совместимость и ряд других. Очевидно, что в условиях рыночной системы, когда одним из путей завоевания рынка является конкуренция, реализация некоторых из указанных показателей является неоправданной.

По этапам определения значений показателей:

- Прогнозные

- Проектные

- Производственные

- Эксплутационные

 

Ki = Pi / Piб

где Pi - значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;

Piб - значение единичного базового показателя качества.

При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества (К), который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:

К = f(n,bi,ki), i = 1,2,3,……..,ni

где K - комплексный показатель качества продукции;- число учитываемых показателей; коэффициент весомости i-го показателя качества; -i-й показатель качества (единичный или относительный).

Алгоритм расчета комплексного показателя качества приведен на схеме (Рисунок 1.1).

 

Рисунок 1.1 - Алгоритм расчета комплексного показателя качества

 

Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости и вида функциональной зависимости f применяются опытно-статистические и экспертные методы.

Комплексный показатель качества продукции - это показатель, характеризующий несколько ее свойств. Например коэффициент готовности (Кг):

 

Кг = Т / (Т - Тв)

 

где Т - наработка изделия на отказ (показатель безотказности);

ТВ - среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности), т.е. КГ характеризует два свойства изделия - безотказность и ремонтопригодность.

 

 

В свою очередь:

Тв = То + Ту

где ТО - среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа;

ТУ - среднее время, необходимое для устранения отказа.

Таким образом, ремонтопригодность - сложное свойство изделия по отношению к ТО и ТУ. Следовательно, относительно коэффициента готовности КГ показатель ТВ можно рассматривать как единичный, а относительно ТО и ТУ - как комплексный.

Интегральный показатель качества продукции (И) - отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

 

И = Э / (Зс + Зэ)

 

где Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (срок полезного использования холодильника, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта и т.д.);

ЗС - суммарные затраты на создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты);

ЗЭ - суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты).

Ни одно крупное предприятие в современном мире не обходиться без системы менеджмента качества.

Системы управления качеством на предприятиях появились в связи с развитием деятельности по управлению качеством продукции. Ужесточающаяся конкуренция и осознание роли качества как основы конкурентоспособности вынуждали предприятия перейти от отдельных разрозненных элементов управления качеством к их объединению в единую, комплексную систему управления - с учётом всех факторов, влияющих на качество.

В результате система качества получила статус одной из систем управления предприятием, наряду с системами управления персоналом, производством, снабжением и другими.

Внедрение системы качества позволяет организовать и проводить плановую, регулярную работу по качеству. При наличии необходимой материальной базы, современной технологии и квалифицированного, заинтересованного персонала, это повышает стабильность качества всей выпускаемой продукции, а не только отдельных образцов для выставок и презентаций. Такая система служит дополнительной гарантией качества для заказчиков, многие из которых практикуют проверку систем качества у потенциальных поставщиков, результаты которой могут влиять на заключение контрактов. Распространение подобных взаимоотношений поставщиков с заказчиками в мировой торговле привело к появлению серии международных стандартов ИСО 9000 на системы качества, а затем - к возникновению и развитию сертификации этих систем независимыми органами.

 

Внедрение системы менеджмента качества позволяет решить на предприятии следующие задачи:

 

1) обеспечить стабильный выпуск высококачественной продукции;

2) увеличить объем производства и найти рынки для ее реализации;

3) повысить возможные продажи продукции по более высоким ценам;

4) решить проблему конкурентоспособности продукции и устойчивого финансового положения.

Данные системы позволяют вносить необходимые корректировки в процесс управления предприятием на стадии как жизненного цикла продукции, так и товара.

 

1.3 Управление качеством продукции на предприятии: структура, меры, показатели

 

Управление в промышленности можно определить как передачу прав и ответственности за организацию работ при сохранении средств обеспечения надлежащих результатов.

Таким образом, процедура удовлетворения требований, предъявляемых к качеству в промышленности, определяется как «управление» качеством, а процедуры удовлетворения требований производства и уровня издержек определяются соответственно как «управление» производством и «управление» уровнем издержек. Для такого управления обычно характерны следующие четыре этапа:

1) разработка стандартов. Определение необходимых норм, затрат для обеспечения качества продукции, стандартов качества работы, стандартов безопасности и стандартов надежности;

2) оценка соответствия. Сравнение (верификация) соответствия изготовленного изделия или предоставленной услуги с этими стандартами;

3) принятие необходимых мер. Решение возникающих проблем и устранение их причин на всех стадиях проектирования, разработки, производства и обслуживания, влияющих на удовлетворение потребностей потребителя;

4) планирование мер по совершенствованию разрабатываемых стандартов. Постоянное проведение работ, направленных на совершенствование норм, затрат для обеспечения качества продукции, стандартов качества работы, стандартов безопасности и стандартов надежности.

Для обеспечения эффективности, управление качеством должно начинаться с определения требований потребителя, предъявляемых к качеству продукции, и завершаться только после передачи изделия в руки потребителя, удовлетворенного качеством этого изделия. В этом заключается его основополагающий принцип и основное отличие от других понятий. Для достижения вышеуказанной цели комплексное управление качеством регулирует скоординированные действия людей, механизмов и имеющейся информации. Широта такой области применения управления качеством объясняется влиянием многих этапов промышленного цикла на качество изделия:

1) в процессе изучения рынка оценивается уровень качества, который нужен потребителю и за который потребитель готов платить;

2) проектирование изделия способствует уточнению оценки рынка;

3) закупочная деятельность предполагает выбор оптовых фирм, предлагающих свою продукцию, и заключение с ними долговременных договорных соглашений;

4) выбор технологии производства заключается в отборе соответствующих инструментов, механизмов и процессов;

5) производственный контроль и цеховые контролеры оказывают решающее воздействие на качество продукции во время ее производства, предварительной и окончательной сборки;

6) посредством контроля механических свойств и функциональных испытаний изделий проверяется соответствие продукции техническим условиям;

7) характеристики поставки продукции определяют качество упаковки и процесс транспортирования;

8) установка и техническое обслуживание изделий позволяют обеспечить соответствующую эксплуатацию изделий путем их использования в соответствии с инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию.

Фактически расходы на качество определяются на протяжении всего промышленного цикла. Вот почему нельзя добиться эффективности управления качеством, если пытаться достигнуть ее посредством реализации таких отдельных составленных элементов управления, как проектирование изделия, выявление брака, обучение рабочих, контроль поставщиков, статистический анализ качества или исследование надежности изделия.

Подобно традиционным методам контроля комплексное управление качеством ориентируется на ответственность за обеспечение качества продукции, однако его более широкая область применения существенно дополняет эту функцию. Первостепенной задачей управления качеством становится обеспечение приемлемого для потребителя качества при оптимальных расходах.

Как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций: планирование, мотивация, организация, контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение мероприятий.

При управлении качеством эти общеуправленческие функции наполняются своим содержанием и состав функций управления качеством можно представить следующим образом:

1) политика в области качества;

2) планирование качества;

3) обучение и мотивация персонала;

4) организация работы по качеству;

5) контроль качества;

6) информация о качестве продукции, потребностях рынка и научно-техническом прогрессе;

7) разработка необходимых мероприятий;

8) принятие решений руководством предприятия;

9) реализация мероприятий;

10) взаимодействие с внешней средой (решение вопросов качества с поставщиками, потребителями, государственными органами).

Все эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация представляет собой процесс управления качеством продукции.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно,

 

т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую «петлю качества». «Петля качества» - модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях - от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества» (Рисунок 1.2):

1) маркетинг, поиск и изучение рынка;

2) проектирование и/или разработка технических требований к продукции;

3) материально-техническое снабжение;

4) подготовка и разработка производственных процессов;

5) производство;

6) контроль и испытания;

7) упаковка и хранение;

8) реализация и распределение продукции;

9) монтаж и эксплуатация;

10) техническая помощь в обслуживании;

11) утилизация после использования изделия.

 

Рисунок 1.2 - Петля качества

 

Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех участках «петли качества», участие всех работников в обеспечении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат, обязательность выявления дефектов и устранения вызвавших эти дефекты причин.

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

 

Нормотворческая деятельность проявляется прежде всего в разработке и применении стандартов.

Стандарт - нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: