Качество системы образования в 2019 году




Наиболее яркой трактовкой данного термина является определение качества как совокупности ряда свойств, характеристик, признаков продукции, определенных категорий товаров, услуг, материалов или же работ, которые в полной мере служат обусловливающим фактором в отношении их способности к удовлетворению потребностей и запросов общества и соответствия собственному назначению, а также предъявляемым требованиям. Рассмотренная мера соответствия формируется на основе конкретных стандартов, контрактов или же договоров. Важно отметить, что создание этой меры может происходить и в тесной взаимосвязи с запросами населения или же конкретных его сегментов. Каким же образом соотнести данное понятие с образовательной категорией?

Качество образования – это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования.

Среди таковых основными являются следующие:

• Содержание образовательного процесса.
• Методика, разработанная в отношении норм обучения.
• Формы обучения.
• Материально-техническая база.
• Состав кадровой структуры.

Важно отметить, что понятию качества (качество образования – это очень важный показатель) нередко приписывают разнообразные, как правило, противоречивые значения. Дело том, что анализ может проводиться как в абсолютном, так и в относительном порядке. Таким образом, абсолютное понятие подразумевает демонстрацию превосходства и определенного статуса, что, естественно, благотворно влияет на имидж того или иного учебного заведения.

Относительное понятие не воспринимает качество как атрибут образовательной услуги и может рассматриваться в двух аспектах: как соответствие определенному государственному стандарту или же как соответствие предпочтениям потребителей услуги. Следует дополнить, что первый аспект отображает точку зрения производителя, а второй – взаимоувязан с потребительскими взглядами. Однако зачастую мнение производителя не равнозначно мнению потребителя, поэтому принято рассмотрение вопроса качества образования тем или иным образовательным учреждением с двух сторон.

Мониторинг качества образования говорит о том, что анализируемый показатель наделен комплексным характером.

В соответствии с данным фактом целесообразным будет перечистить основные его аспекты:

• Взаимосвязь цели обучения и результата.
• Обеспечение абсолютного удовлетворения общества теми или иными образовательными услугами.
• Достойный уровень знаний и навыков; благотворное развитие личности - умственное, нравственное и, конечно же, физическое.
• Обеспечение всех условий для здоровой самооценки личности, ее самоуправления, а также самостоятельной аттестации.
• Формирование разнообразных сред культурного характера для образования в плане политической культуры, духовного обогащения и, конечно же, готовности человека полноценно жить в современном обществе и так далее.

В соответствии с вышеприведенными аспектами можно определить мониторинг качества образования как систему беспрерывного сбора информации по поводу наиболее значимых его свойств, последующую ее качественную обработку, анализ и, конечно же, интерпретацию, которая необходима для обеспечения области образования и общества в целом достоверными, полными и прошедшими классификацию по уровням применения сведениями о соответствии процессов, а также результатов образовательной деятельности определенным нормативам, об актуальных изменениях и соответствующих прогнозах. Главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг.

Управление качеством образования через мониторинг имеет ряд преимуществ и недостатков, но в целях устранения вторых необходимо лишь обеспечить все условия эффективного проведения данного мероприятия.

Основными среди них являются следующие:

• Применение системного подхода.
• Сбор количественных и качественных методов в одну совокупность.
• Грамотная интерпретация информации, полученной в результате проведения мониторинга.
• Использование исключительно качественных инструментов.
• Помощь со стороны управленческих органов в методическом и, конечно же, материальном плане.

Важно отметить, что в основу классификации мониторинга могут быть положены различные факторы: цели его проведения, ключевые функции, сфера использования информации и другие. Наиболее популярным является разделение видов мониторинга в соответствии с выполняемыми им функциями.

Таким образом, качество образования (это важнейшая составляющая социальной сферы) регулируется посредством мониторинга следующих видов:

• Информационный мониторинг.
• Диагностический мониторинг.
• Сравнительный мониторинг.
• Прогностический мониторинг.

Важно отметить, что система качества образования предполагает использование представленных видов мониторинга в чистом виде достаточно редко. Таким образом, сегодня популярным стало такое мероприятие, как проведение комплексного мониторинга, который грамотно сочетает все перечисленные выше элементы.

Рассмотренное выше понятие мониторинга напрямую связано с управлением качеством образования, под которым следует понимать некую систему как стратегических, так и оперативных решений (а затем – действий), осуществление которой происходит планомерным образом. Она направлена на полноценное обеспечение, существенное улучшение, строгий контроль, а также грамотную оценку качества образовательных процессов или услуг.

Важно отметить, что практически в каждой стране (Россия не исключение) беспрерывно функционирует центр качества образования, обеспечивающий и контролирующий выполнение вышеприведенных операций. Данный субъект образовательного процесса занимается и дополнительными вопросами, среди которых, например, планирование учебного процесса и сопутствующая этому оценка факторов, снижающих качество образования. Среди таких факторов можно выделить некоторые дефекты внутреннего или внешнего характера.

На сегодняшний день качество образования в школе определяется следующими факторами:

• Математизация образовательных процессов.
• Создание исторического самосознания.
• Беспрерывное обучение родному языку и истории государства.
• Воспитание личности как патриота своей страны (в соответствии с национальной культурой и языком).
• Формирование настоящего защитника Отечества (для парней).
• Воспитание абсолютного уважения к труду, ведь непосредственно труд является основным условием роста личности в творческом плане.
• Установка на гармоничное развитие человека в отношении творчества.
• Улучшение качества профессионального образования.

В системе современного высшего образования основными показателями безупречного его качества являются:

• Абсолютное соответствие структуры учебных программ требованиям заказчиков, которыми могут выступать, к примеру, государство, бизнес или личность, а также укорененным стандартам образования.
• Высокая степень удовлетворенности заинтересованных сторон (к примеру, работодателей или учащихся) качеством образования.
• Высокая степень удовлетворенности своей деятельностью сотрудников того или иного высшего учебного заведения.
• Благотворное влияние на общество, повышение уровня культуры в общем смысле этого слова.

Сегодня повышение качества образования – важнейшая задача, ведь именно от продуктивности ее выполнения зависит благополучие той или иной страны.

Таким образом, наиболее значимыми условиями ее достижения служат следующие пункты:

• Активизация образовательных стандартов государства, а также базисного плана процесса обучения.
• Оптимизация различных типов нагрузки учащихся (психологической, физической и, конечно же, учебной).
• В случае необходимости обеспечение обучения по индивидуальной программе.
• Развитие дистанционной системы образования.
• Поддержка школ для одаренных личностей со стороны государства.
• Формирование государственной системы в отношении оценки качества образовательного процесса.
• Значительное усиление роли дисциплин, которые могут обеспечить социализацию обучающихся и так далее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: