Стадия начальной подготовки




МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ

НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

(на собственным опыте) Исполнитель: Студент 6 курса Факультета СП МВС Группа 263 Дегтерев Андрей Брониславович Научный руководитель: Безлюдов В.А. Работа защищена на „_____” „____” __________ 2009 г. Протокол № ______ Минск 2009 год ОГЛАВЛЕНИЕ Перечень условных обозначений…………………………………………………...2 Введение……………………………………………………………………………...3 Общая характеристика работы……………………………………………………...5 Основная часть……………………………………………………………………….6 Глава 1. Аналитический обзор литературы………………………………………..6 1.1. Возрастные закономерности становления и сохранения спортивного мастерства в беге на средние дистанции……………………………………6 1.2. Эволюция методики подготовки бегунов на средние дистанции…………8 1.3. Этапы многолетней спортивной тренировки бегунов на средние дистанции…………………………………………………………………….12Вывод по 1 главе……………………………………………………………………19 Глава 2. Методика подготовки бегунов на средние дистанции…………………20

2.1. Многолетний тренировочный процесс бегуна на средние дистанции…...20

2.2. Средства и методы подготовки бегуна на средние дистанции…………...30 2.3. Дозировка и контроль соревновательной деятельности бегунов на средние дистанции…………………………………………………………..37 Вывод по 2 главе……………………………………………………………………42 Заключение………………………………………………………………………….44 Список литературы…………………………………………………………………46 Приложение ВВЕДЕНИЕ Уровень результатов белорусских л/атлетов за последние несколько летзаметно снизился. И если в спринте, спортивной ходьбе и технических видахпрограммы соревнований наши спортсмены завоевывают призовые места намеждународной арене, то в беге на средние и длинные дистанции отставание более чем заметно. По мнению тренеров сборной команды страны по видам выносливости: „проблема тут не только в том, что лидеры сборной не могут проявить себя, но и в низких результатах в беге на средние и длинные дистанции в стране в целом”. Так, для победы на чемпионате Беларуси в беге на 800 м, 1500 м, 5000 м, 3000 м с препятствиями достаточно показать результат уровня КМС, а иногда и 1-го взрослого разряда. Одной из основных причин такого положения вещей является не качественная подготовка юных спортсменов. Речь не только о том, что результаты лидеров юношеских и юниорских сборных также отстают от мировых, но и большинство членов этих команд, одаренные атлеты, подающие большие надежды, не добиваются в дальнейшем по-настоящему высоких результатов или заканчивают занятия спортом, едва достигнув 20 – 22 лет. Другая причина - частые ошибки в работе тренеров, нарушающих принципы постепенности, применяющих форсированные методы тренировки, либо «взрослые» нагрузки в работе с юношами и особенно - с юниорами. Сейчас перед тренерами и спортсменами стоит очередная задача –­­ найти пути, позволяющие рационализировать, облегчить тренировку, снизить объем тренировочных нагрузок. Разум человека не может мириться с дальнейшим совершенствованием в спорте только за счет механического увеличения нагрузки, путем повышения объема и интенсивности тренировочной работы. Нужно искать более рациональную смену нагрузок и отдыха. Современному спортсмену, пользующемуся мощной поддержкой науки, эта задача по силам. Вполне закономерно, что бегуны ближайшего будущего найдут новые методы тренировки, которые будут проще и действеннее применяющихся теперь. Для этого нужно тщательно изучать все стороны тренировочного процесса, существующие методы тренировки, историю их возникновения и эволюцию, подвергая проверке и внедряя в практику все, что заслуживает внимания. Однако, несмотря на эти творческие поиски, ведущие принципы советской методики тренировки – всесторонность, сознательность, постепенность, повторность, наглядность, доступность, составляющие основу любого педагогического процесса, - остаются неизменными, и каждый начинающий спортсмен должен знать их отлично. Сравнительно невысокие результаты большинства наших бегунов, особенно на средние дистанции, объясняются прежде всего тем, что они своевременно не получили должной подготовки и в дальнейшем продолжали и продолжают (часто уже не по своей воли) тренироваться, применяясь к требованиям текущего дня, не имея возможности восполнить допущенные пробелы и строго придерживаться основных требований методики тренировки. Тема курсовой работы - «МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ бегунОВ на средние дистанции». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность: Уже в настоящее время объем тренировочных нагрузок сильнейших бегунов за рубежом достиг 3500 – 5000 км и более в год. Этого можно достигнуть только при полном соответствии объема и интенсивности тренировочных нагрузок возрастным особенностям подростков и юношей. Выполнение таких нагрузок требует ежедневных занятий, включающих пробегание 15 – 20 км. И как указывает Суслов Д.П. (1979), каждому уровню спортивных достижений должен соответствовать свой уровень объемов и интенсивности тренировочных нагрузок. То есть каждому результату должна быть своя «цена в нагрузках». Поэтому определение оптимальных объемов тренировочных нагрузок, в зависимости от возраста, уровня подготовленности, а так же планируемого спортивного результата представляется очень важным. Объект исследования: Методика подготовки бегунов на средние дистанции. Предмет исследования: Методика подготовки бегунов на средние дистанции (на собственном опыте). Цель: Выявить рациональную методику подготовки бегунов на средние дистанции. Задачи: 1. Проанализировать литературу по данной проблеме; 2. Выявить оптимальный объем беговых нагрузок у средневиков; 3. Выявить оптимальное соотношение средств подготовки бегунов к объему беговой нагрузки. Метод исследования: В работе использовался метод теоретического анализа, описания, обобщения. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ1.1. Возрастные закономерности становления и сохранения спортивногомастерства в беге на средние дистанции В последние десятилетия в печати получил широкую поддержку тезис всеобщего омоложения спорта высших достижений. Минуя строгую научную проверку, это закрепляется директивными документами. Так, в Положении о ДЮСШ (1987г.) возраст занимающихся в учебно-тренировочных группах легкой атлетики (этап начальной спортивной специализации) жестко регламентирован: 1-й год обучения - 12 лет, 2-й - 13, 3-й - 14, 4-й - 15 лет. Это не оправдано ни с научной, ни с практической точек зрения. Так, например, никто из числа победителей и призеров Всесоюзных спартакиад школьников 1984 года в Ташкенте в беге на 800 и 1500 м не попал впоследствии в сборную команду страны, и лишь 3 человека выполнили нормативы мастера спорта. По данным Бойко А. (1989), из восьми поколений (1945 - 1952 гг. рождения) ведущих юниоров в беге на средние дистанции только 15,9% сохранили свое представительство в списках 25 лучших бегунов страны в оптимальном для этих дистанций возрасте. Группа исследователей (Линец М.; Оренчак И., 1990) изучила 26 персоналий высококвалифицированных бегунов на 800 м и 20 - на 1500м, имеющих личные рекорды в диапазоне 1.45,2 - 1.41,73 и 3.34,57 - 3.29,46 соответственно. При анализе исходили из того, что бегуны приступали к специализированным тренировкам за год до начала систематических выступлений в соревнованиях на избранной дистанции. Оптимальный возраст начала специализации в беге на 800 м находится в диапазоне 12 - 16 лет, в беге на 1500 м – 13 - 16 лет, возраст первых крупных международных успехов - в диапазоне 19 - 21 года (1500 м – 20 – 22 года), возраст высших достижений - в диапазоне 22 - 25 лет (1500м – 27 – 33 года). (Линец М., 1990г.) Исходя из вышеизложенного, в учебно-тренировочные группы ДЮСШ целесообразно зачислять юных бегунов на средние дистанции в возрасте от 12 - 13 до 15 - 16 лет, не придерживаясь строго возрастной регламентации Положения, иначе можно потерять большой отряд потенциально перспективных бегунов. Практика показывает, что около 70 % ведущих бегунов мира на 800 м приступили к специализированным тренировкам в 14 лет и позже, а среди выдающихся бегунов на 1500 м вообще нет таких, кто начал бы специализацию в 12 лет. Первые крупные успехи в соревнованиях следует планировать на возраст 19 - 22 года, а наивысшие достижения - на возраст от 22 - 23 до 25 - 27 лет. В последующем особо одаренные бегуны могут еще в течение 4 - 6 лет показывать спортивные результаты, близкие к личным рекордам и позволяющие успешно выступать на международной арене. (Линец М.; Оренчак И., 1990г.). 1.2. Эволюция методики подготовки бегунов на средние дистанции

Никакие даже самые великие системы не рождаются на пустом месте. Каждому новому явлению предшествует опыт поколений. Любая система взглядов на тренировочный процесса должна опираться на:

* информацию (она черпается при общении со знающими свое дело людьми, а также из литературных источников);

* анализ фактов (их собирают многие годы, наблюдая за тренировкой и соревнованиями бегунов всех уровней);

* собственные умозаключения (после анализа информации и фактов);

* личную практику (как критерий истины).

Довоенная методика спортивной тренировки была в основном интуитивной. Бегуны, добившись однажды международного успеха, сохраняли свое лидерство десятилетия (в начале ХХ века доминировал финский бегун П. Нурми, а в предвоенные и военные годы - швед Г. Хегг). Занимающиеся бегом в те годы даже не ведали о какой-либо системности. Скорее можно говорить не о системе их тренировки, а о способах организации беговых занятий. То есть основная масса спортсменов просто бегала несколько раз в неделю (часто только весной и летом). Мало кто задумывался о деталях своей тренировки. Выходя бегать, каждый интуитивно решал, что сегодня следует сделать. Часто все ограничивалось самым простым: "Попробую в полсилы пробежать 3-4 километра!".

Первым "революционером" среди бегунов стал чех Э. Затопек, который привнес много нового. Он доказал на практике эффективность переменного бега, резко увеличив объем беговых средств. Им были отвергнуты ходьба и длительный медленный равномерный бег (как неспецифичные средства тренировки). Его система была прогрессивной для своего времени. Доказательством служат олимпийские победы и мировые рекорды Э. Затопека, а также его спортивное долголетие: 16 лет активных выступлений.

В конце 50-х - начале 60-х годов XX века на мировой спортивной арене стали доминировать советские бегуны на длинные дистанции. Лучшие представители отечественной школы бега Владимир Куц и Петр Болотников неоднократно улучшали мировые рекорды на стайерских дистанциях и завоевали на Олимпийских играх 1956 и 1960 годов три золотые медали. Успехи советских бегунов того времени связаны в первую очередь с Г.И. Никифоровым.

Многие считают, что краеугольный камень в современную интернациональную систему спортивной тренировки в беге на средние и длинные дистанции был тщательно уложен Г.И. Никифоровым. Его нововведения были направлены в основном на то, чтобы приблизить тренировочные нагрузки бегунов к требованиям, которые предъявляет организму соревновательная деятельность.

Так, он отверг средства малой интенсивности, сократил интервалы отдыха в переменном беге и, главное, "узаконил" в спортивной практике двухразовые ежедневные круглогодичные тренировочные занятия. Г.И. Никифоров интенсифицировал тренировочный процесс бегунов за счет значительного повышения скорости в интервальном беге. Он укоротил отдых между пробежками и при этом увеличил длину отрезков до 1200-1500м.

Будучи настоящим реформатором в своем деле, Г.И. Никифоров привнес в современную систему подготовки бегунов много новаций:

- внес разнообразие в методику тренировки за счет повышения вариативности используемых средств и постоянной смены мест занятий (стадион, местность, шоссе, лес, манеж);

- ввел в процесс подготовки темповый бег на местности, круглогодично используемый на отрезках 8-15 км (зимой со скоростью 3,40-3,20 на 1 км, весной и летом: 3,20-2,55 и быстрее);

- впервые стал использовать тренировку в горах (подготовка к Олимпийским играм 1956 года была организована в Нальчике на высоте 800 м над уровнем моря);

- усовершенствовал фартлек (в его понимании этот метод есть не что иное, как интервальный бег на местности). Поэтому в "игре скоростей" он исключил ходьбу, а восстановительный бег стал проводить в более высоком темпе;

- повысил роль контрольного бега (ранее контрольный бег эпизодически применяли только в соревновательном периоде). Г.И. Никифоров стал использовать это средство круглогодично, как минимум один раз в месяц, а в период подготовки к кроссам "Юманите" - еженедельно, при этом длина отрезков практически соответствовала соревновательной дистанции);

- внедрил в программы подготовки средства для развития скорости (повторный спринт на отрезках 100-150 м и т. п.);

- разработал систему средств, моделирующих соревновательные нагрузки (прикидки, контрольный бег, подводящие соревнования).

Многое из вышеперечисленного составляет арсенал средств и методов спортивной тренировки, который я использую в своих тренировках.

Так теперь тренируются многие сильнейшие бегуны мира. Интернациональная система вобрала в себя все лучшее из спортивной практики, позаимствовав:

* из британской системы - зимние соревнования в кроссах, как одно из важнейших средств подготовки;

* из новозеландской - марафонскую тренировку и бег по шоссе;

* из австралийской - бег по песку;

* из шведской - фартлек;

* из советской - интенсивность и направленность в использовании интервального и повторного бега на средних и длинных отрезках;

* из португальской - использование бега на длинных отрезках с соревновательной скоростью на всех этапах годичного цикла;

* из испанской - круглогодичное использование соревновательного метода (осенью и зимой - соревнования в кроссах и пробегах, весной и летом - на дорожке).

В 1970 годах ход развития методики тренировки показывает, что дальнейшее совершенствование системы подготовки легкоатлетов должно предусматривать разработку подробных 4-х летних планов подготовки в отдельных видах легкой атлетики, конкретных индивидуальных планов тренировки, увеличение количества стартов и повышение тренировочных нагрузок, обеспечение новых средств эффективного восстановления. Важнейшей задачей тренеров на современном этапе развития легкой атлетики является проведение тренировок на самом высоком научно - методическом уровне не только с сильнейшими легкоатлетами, но со спортсменами массовых разрядов. Это главная основа эффективной подготовки легкоатлетов. 1.3. Этапы многолетней спортивной тренировки бегунов на средние дистанции

В многолетней тренировке каждого бегуна на средние и длинные дистанции можно выделить несколько отличающихся друг от друга этапов. Редко спортивные биографии бывают похожими. Путь к вершинам спортивного мастерства - индивидуальный: каждый атлет приходит к успеху своей дорогой. Тем не менее, в многолетней подготовке любого бегуна просматриваются определенные этапы (стадии). Как правило, их бывает три-пять. Вполне согласен с мнением специалистов-теоретиков, которые подразделяют спортивные биографии сильнейших бегунов мира на следующие принципиально важные стадии:

* начальная подготовка,

* предварительная базовая подготовка,

* специализированная базовая подготовка,

* максимальная реализация индивидуальных возможностей,

* сохранение достижений.

Возраст и временные границы для каждой стадии могут быть различными (нет и не может быть похожих спортивных биографий). А вот задачи, которые необходимо последовательно решать на каждой из стадий, весьма идентичны, поскольку их постановка зависит от принципиальной специфики многолетней подготовки бегуна.

Спортивная биография современного бегуна, как правило, продолжительная. Обычно многолетний тренировочный процесс осуществляется в пределах 10-20 лет. Имеется много примеров, когда тренировка в беге продолжается беспрерывно всю сознательную жизнь. Например, Татьяна Позднякова. Ей уже более 50 лет, а она до настоящего времени соревнуется на международном уровне. Спортивная биография бегуньи берет свое начало в 70-х годах: тогда Татьяна бегала средние дистанции. А теперь она сильнейшая в мире на марафонской дистанции в своей возрастной категории.

Особенности организации тренировочного процесса и соревновательной деятельности изменяются в многолетнем плане. Соответственно, на каждой стадии спортивного мастерства должны меняться и задачи подготовки. Но принципиально важно сохранять преемственность при постановке задач и выборе средств и методов для организации процесса многолетней подготовки на очередной стадии. Связь должна быть достаточно устойчивой, так как тренировочный процесс и соревновательная деятельность предыдущей стадии служат базой для следующей.

Стадия начальной подготовки

Начало этой стадии у бегунов на средние и длинные дистанции часто бывает спонтанным, то есть в первые годы осуществляется спортивная деятельность, которую в целом нельзя определить как специализированную тренировку средневика или стайера.

Будущий бегун на стадии начальной подготовки редко тренируется целенаправленно. Развитие физических качеств, физиологических возможностей происходит в основном под воздействием естественных факторов: условий жизни (сельская местность, маленький город, "спальный" район большого города), особенностей семейного воспитания (физический труд, поощрение занятий спортом со стороны родителей), возможностей реализации двигательных потребностей и т.п. В конечном итоге, для тренера вовсе неважно, как его ученик достиг хорошего уровня развития физических качеств, необходимых для данной специализации. Важно другое - чтобы организм отобранного спортсмена был готов переносить специфичные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для бегуна на средние или длинные дистанции, на последующих стадиях многолетней подготовки.

Таким образом, основная задача стадии начальной подготовки - создание необходимых предпосылок для будущей специализации. И неважно, был ли это правильно организованный тренировочный процесс или естественные условия. Важно, чтобы к этапу предварительной базовой подготовки будущий бегун на средние или длинные дистанции имел надежный фундамент выносливости, предпосылки для развития других необходимых качеств, желание тренироваться и соревноваться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: