Кафедра экологии и общей биологии
Методическая разработка семинарского занятия
Тема: Поведение долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в воде, почве, биоте
Работа выполнена аспирантом
Петровым Аркадием Федоровичем
Орел 2017
Тема занятия: «Поведение долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в воде, почве, биоте»
Место проведения занятия, оснащение: кафедра экологии и общей биологии, аудитория 203
Необходимое оснащение: мультимедийный комплекс.
Продолжительность занятия: 2 часа
Актуальность занятия:
Данное семинарское занятие позволит студентам расширить знания о особенностях распространения радионуклидов, образующихся при ядерных взрывах, радиационных авариях в водной среде, почве и живых организмах.
Цель занятия: закрепление теоретических знаний о миграции, распределении, накопления, трансформации долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в водной среде, почве и живых организмах;
Задачи занятия.
Развивающие задачи: развитие познавательных процессов, способностей составлять и анализировать экологическую информацию, формирование системного профессионального мышления.
Воспитательные задачи: воспитание экологической культуры, мотивов и потребностей в экологически грамотном поведении, развитие эмоциональной сферы студентов.
Конкретные задачи:
Обучающийся должен знать:
- механизмы распределения и миграции радиоактивных веществ в воде, почве, биоте;
- факторы, определяющие поведение радионуклидов в воде, почве, биоте, понятие о естественной дезактивации;
- закономерности накопления радионуклидов в структурных элементах экосистем.
|
Обучающийся должен уметь анализировать радиационную безопасность природных объектов для человека; разрабатывать рекомендации по снижению уровня радиоактивного загрязнения почв, водоемов, сообществ живых организмов.
Обучающийся должен сформировать навыки построения путей миграции в экросистемах стронция 90, цезия 134,137 и других долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения.
Типы занятия: семинарское занятие.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Техногенные системы и экологический риск. Учение о биосфере. Учение о гидросфере. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды. Экология человека. Основы гигиены. Экология растений. Экология животных. Почвоведение. Физика. Химия | → | Миграция, распределение, накопление, трансформация долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в водной среде, почве и живых организмах | → | Производственная практика |
Представление содержания учебного материала
Структура семинара.
I. Подготовительный этап:
1. Организационный момент. Преподаватель приветствует студентов, проверяет присутствующих с обязательным заполнением журнала посещаемости.
2. Называется тема семинара «Поведение долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в воде, почве, биоте».
3. Называется план семинара:
1. Поведение долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в почве: пути поступления, особенности миграции; радиационная ёмкость почв; проведение стронция 90, цезия 134,137 в почвах.
|
2. Поведение долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в воде: пути поступления, особенности миграции и накопления радионуклидов в морской среде, в пресных водах суши;
3. Радионуклиды в живых организмах (в растениях, животных, грибах, микроорганизмах).
4. Вступительное слово преподавателя, в котором говорится о важности рассмотрения данной темы в связи со значительным распространением долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения вследствие радиационных аварий (ЧАЭС, АЭС Фокусима и др.), а также проведения большого числа ядерных взрывов.
II. Основной этап.
1. Организация работы студентов:
- фронтальный опрос студентов по плану, корректировка ответов;
- просмотр фрагментов научно-популярных фильмов: «Чернобыль. 25 лет спустя», «Чернобыльские джунгли»;
- обсуждение, ответы студентов на вопросы:
1. Территории каких стран пострадали от аварии на ЧАЭС?
2. В каких областях РФ почвы имели наиболее высокое радиоактивное загрязнение?
3. Почему лесные пожары на территориях, прилегающих в ЧАЭС, сравнивают с ядерными взрывами?
4. Какие реки были наиболее загрязнены после авари на ЧАЭС? К каким последствиям это привело?
5. Почему после аварии на ЧАЭС начали контролировать радиоактивность молока и мяса домашних животных?
6. На территории каких стран после аварии на ЧАЭС был превышен уровень радиации в почвах, грибах, продукции растениеводства и животноводства, дикорастущих ягодах и фруктах?
7. Почему нельзя заготавливать древесину, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу в 30-километровой зоне вокруг ЧАЭС?
|
8. Почему запрещается покупать грибы и ягоды на стихийных рынках?
9. Какие меры предпринимались после аварии для снижения риска распространения радиоактивного загрязнения экосистем?
III. Заключительный этап.
1. Заключительный контроль. Ответы студентов на вопросы:
· Назовите основные источники долгоживущих радионуклидов, загрязняющих почву.
· Какие факторы определяют горизонтальную миграцию радионуклидов в почве?
· Какие факторы определяют вертикальную миграцию радионуклидов в почве?
· Что представляет собой радиационная ёмкость почв?
· В каких типах почв накапливается больше всего радионуклидов? Ответ обоснуйте.
· Почему различается содержание радионуклидов в прибрежных водах, открытых морях и океане?
· Каковы особенности вертикального распределения радионуклидов в водных системах?
· На какие группы подразделяются радионуклиды по общему характеру распределения? Приведите примеры.
· Что является основным фактором самоочищения водоёмов?
· Какие организмы накапливают наибольшее количество радионуклидов?
· Почему необходимо нормировать содержание радионуклидов в продуктах питания человека?
· Постройте пищевые цепи с участием стронция 90, цезия 134,137.
2. Подведение итогов работы педагогом.
3. Задание для самоподготовки: подготовить доклады на темы:
· «Экологические последствия аварии на АЭС Фукусима».
· «Мирные ядерные взрывы и состояние окружающей среды».
4. Ознакомление со списком рекомендуемой литературы.
1. Биозащита и биобезопасность https://elibrary.ru/ (Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU)
2. Волкова П.Ю. Генетическая дифференциация популяций сосны обыкновенной в условиях хронического радиационного воздействия. Автореферат … кандидата биологических наук. Обнинск, 2013, 22 с.
3. Грейб Р. Влияние малых доз радиации на людей, животных, деревья./ Пер. с англ. В.Н. Якимец. – М.:Мир, 1994.
4. Действие ионизирующей радиации на биоценоз/ Д.А. Криволуцкий и др. - М.: Наука, 1988.
5. Ларионова Н.В. Накопление искусственных радионуклидов растениями на территории бывшего Семипалатинского испытательного полигона. Автореферат … кандидата биологических наук. Обнинск, 2013, 23 с.
6. Ляхова О.Н. Исследование уровня и характера распределения трития в воздушной среде на территории бывшего Семипалатинского испытательного полигона. Автореферат … кандидата биологических наук. Обнинск, 2013, 23 с.
7. Мамихин С.В. Роль макромицетов как накопителей 137Cs в лесных экосистемах // Радиационная биология. Радиоэкология., 2012, том 52, № 4, с. 546–552
8. Переволоцкий А.Н. Р адиационно-экологическая обстановка в лесных биогеоценозах: динамика, факторы, прогноз (на примере региона аварии Чернобыльской АЭС). Автореферат … доктора биологических наук. Обнинск, 2013, 39 с.
9. Пивоваров Ю.П. и др. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Академия, 2004.
10. Пивоваров Ю.П., Михалев В.П. Радиационная экология. - М.: Академия, 2004.
11. Последствия аварии на Фукусиме: [Электронный ресурс] - https://industrial-disasters.ru/disasters/fukushima/
12. Федоркова М.В. Биологическая подвижность радиоцезия в агроценозе на дерново-подзолистой песчаной почве. Автореферат … кандидата биологических наук. Москва, 2013, 26 с.
13. Экология https://elibrary.ru/ (Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU)