Отрасли научной психологии
В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическим и, выделяют две сферы научно-психологических знаний: фундаментальную и прикладную психологию.
Научные знания
![]() | ![]() |
Фундаментальная (общие задачи) психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во
аучные знания
ы в тертралдья участиягрессахвсех сферах психической жизни.
Прикладная психология (специальные задачи) изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей.
К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:
-общая психология,
-психология личности,
-дифференциальная психология,
- психофизиология,
- нейропсихология,
- социальная психология,
- психология развития,
- психология аномального развития (или специальная психология),
- сравнительная и зоопсихология.
I. Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека: (познавательные, эмоциональные процессы, а также процессы регуляции деятельности, психические состояния человека).
II. Отрасли, в основе которых лежит принцип развития
1. Возрастная психология (психология развития) изучает закономерности развития различных психических процессов и качеств личности.
- детскую психологию,
- психологию подростка,
- психологию юности,
- психологию взрослого человека,
- геронтопсихологию (психологии старости).
- психологию аномального развития (или специальную психологию), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормы. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов.
- Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.
- Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха.
- Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей.
- Патопсихологи я изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболевания х.
- Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.
- Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения.
- Этология – наука о поведении животных, рассматривающая соотношение врожденного и инстинктивного поведения и влияние на него окружающей среды
III. Отрасли, в основе которых лежит взаимоотношение личности и общества
Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.
· Психология больших групп
· Психология малых групп.
· психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.
· Психология общения
К отраслям прикладной психологии относятся:
— педагогическая психология
— медицинская психология,--
— юридическая психология, --
— экономическая психология,
— психология труда,
— политическая психология,
— психология спорта,
— психология искусства
— психология религии,
— психология семьи.
1. Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся
· психология обучения и воспитания,
· психология учителя,
· психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.
В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами И родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми имеющими отклонения в психическом развитии.
2. Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней; роль психики в возникновении, протекании болезней и в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.
a. Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.
b. Соматопсихология (роль психики в возникновении, протекании болезней и в их лечении)
3. Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики. Подразделяется на
a. криминологическую,
b. судебную и
c. пенитенциарную (или исправительную) психологию.
4. Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы.
a. психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.
b. Психология рекламы (оценка нужд и ожиданий потребителя)
5. Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.
a. инженерная психология (психология деятельности человека — оператора за пультом управления машиной),
b. авиационная психология,
c. космическая психология.
6. Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. К важным проблемам относятся: психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.
7. Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы. связанные с соревнованиями.
8. Психология религии — направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений, чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.
ФИЛОСОФСКИЕ |
9. Психология семьи занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных, интимных, экономических, хозяйственно-бытовых отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.
Связи психологии с другими науками. Нелинейная классификация Кедрова.
В нелинейной классификации наук, разработанной Б.М. Кедровым, психология помещена внутри треугольника, вершины которого составляют естественные, общественные и философские науки. Остальные науки находятся на стыке этих основных.
Особое место между всеми тремя основными разделами наук занимает психология. Она изучает психическую деятельность человека с естественноисторической стороны (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности как частью биологических наук, следовательно, с естествознанием) и со стороны социальной (отсюда ее связь, например, с педагогическими науками как отраслью общественных наук).
Психология характеризуется тесными связями, прежде всего, с другими науками о человеке — философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.
Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии. В современной психологии существует много философско-психологических проблем: предмет и методология психологического исследования; происхождение человеческого сознания; изучение высших форм мышления; место и роль человека в социальных отношениях; смысл жизни, совесть и ответственность; духовность, одиночество и счастье. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.
Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.
Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения; происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно строго разграничить социально-психологические и социологические исследования. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. Так появилась социальная психология.
Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла Историческая психология.
Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний для педагогической науки и практики.
Глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов ипедагогов. Это осуществляет педагогическая психология.