Связи психологии с другими науками. Нелинейная классификация Кедрова.




Отрасли научной психологии

В зависимости от того, являются ли задачи научных исследова­ний общими или специфическим и, выделяют две сферы научно-психологических знаний: фундаментальную и прикладную психологию.

Научные знания

       
   

Фундаментальная (общие задачи) психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, об­щие психологические закономерности, которые имеют место во

 

аучные знания

ы в тертралдья участиягрессахвсех сферах психической жизни.

Прикладная психология (специальные задачи) изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей.


К числу отраслей фундаменталь­ной психологии относятся:

-общая психология,

-психология личности,

-дифференциальная психология,

- психофизиология,

- нейропсихология,

- социальная психология,

- психология развития,

- психология аномального развития (или специальная психология),

- сравнительная и зоопсихология.

I. Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека: (познавательные, эмоциональные процессы, а также процессы регуляции деятель­ности, психические состояния человека).

II. Отрасли, в основе которых лежит принцип развития

1. Возрастная психология (психология развития) изучает закономерности развития различных психических про­цессов и качеств личности.

    • детскую психологию,
    • психологию подростка,
    • психологию юности,
    • психологию взрослого человека,
    • геронтопсихологию (психологии старости).

 

  1. психологию аномального развития (или специальную психологию), которая изучает психологические проблемы, связанные с откло­нениями от нормы. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов.
    • Олигофренопсихология изучает патоло­гию психического развития, связанную с врожденными дефекта­ми мозга.
    • Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха.
    • Тифлопсихология изучает психоло­гию развития слабовидящих и незрячих детей.
    • Патопсихологи я изу­чает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболевания х.

 

  1. Сравнительная психология за­нимается сопоставлением психики животных и человека.
    • Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и при­обретенные формы их поведения.
    • Этология – наука о поведении животных, рассматривающая соотношение врожденного и инстинктивного поведения и влияние на него окружающей среды

 

III. Отрасли, в основе которых лежит взаимоотношение личности и общества

Социальная психология изучает психические явления, возни­кающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понима­ние людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.

· Психология больших групп

· Психология малых групп.

· психологию личности, которая занимается изу­чением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.

· Психология общения

К отраслям прикладной психологии относятся:

педагогическая психология

медицинская психология,--

юридическая психология, --

экономическая психология,

психология труда,

политическая психология,

психология спорта,

психология искусства

психология религии,

психология семьи.

1. Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся

· психология обучения и воспитания,

· психология учите­ля,

· психология учебно-воспитательной работы с аномаль­ными детьми.

В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и на­выков интеллектуальной деятельности, выясняются психологичес­кие факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления у учащихся, изучаются проблемы взаи­моотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами И родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с деть­ми имеющими отклонения в психическом развитии.

 

2. Медицинская психология изучает психологические аспекты де­ятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней; роль психики в возникновении, протекании болезней и в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

a. Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейро­психологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображе­ния, мышления, внимания, эмоций.

b. Соматопсихология (роль психики в возникновении, протекании болезней и в их лечении)

3. Юридическая психология занимается приложением психологи­ческих знаний к изучению психологических проблем юридичес­кой практики. Подразделяется на

a. криминологическую,

b. судебную и

c. пенитенциарную (или исправительную) психологию.

4. Экономическая психология изучает вопросы, связанные с эко­номическими отношениями между людьми. Специалисты по эко­номической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы.

a. психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупате­ля, обслуживания клиентов.

b. Психология рекламы (оценка нужд и ожиданий потребителя)

5. Психология труда — это знания о психологических особеннос­тях трудовой деятельности человека, психологических основах на­учной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономер­ностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение вли­яния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

a. инженерная психология (психология деятель­ности человека — оператора за пультом управления машиной),

b. авиационная психология,

c. космическая психология.

6. Политическая психология изучает психологические основы по­литических процессов, происходящих в обществе. К важным про­блемам относятся: психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.

7. Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффек­тивного тренировочного процесса, а также психологические про­блемы. связанные с соревнованиями.

8. Психология религии — направление исследований психологи­ческих проблем религиозного сознания, представлений, чувств ве­рующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.

ФИЛОСОФСКИЕ

9. Психология семьи занимается изучением психологических воп­росов формирования семьи, анализом межличностных, интимных, экономических, хозяйственно-бытовых отношений супругов, вза­имоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного вос­питания.

 

Связи психологии с другими науками. Нелинейная классификация Кедрова.

В нелинейной класси­фикации наук, разработанной Б.М. Кедровым, психология помещена внутри треугольника, вершины которого составляют естественные, общественные и философские науки. Остальные науки находятся на стыке этих основных.


 

 

Особое место между всеми тремя основными разделами наук занимает психология. Она изучает психическую деятельность чело­века с естественноисторической стороны (отсюда ее связь с физи­ологией высшей нервной деятельности как частью биологических наук, следовательно, с естествознанием) и со стороны социаль­ной (отсюда ее связь, например, с педагогическими науками как отраслью общественных наук).

Психология характеризуется тесными связями, прежде всего, с другими науками о человеке — философией, социологией, ис­торией, физиологией, педагогикой.

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии. В современной психологии существует много философско-психологических проблем: предмет и методология психологического исследова­ния; происхождение человеческого сознания; изучение высших форм мышления; место и роль человека в социальных отношениях; смысл жизни, совесть и ответственность; духовность, одиночество и счастье. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку пси­хика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказывают­ся личность, группа, межгрупповые отношения; происходит вза­имный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно строго разграничить социально-пси­хологические и социологические исследования. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем нацио­нальных отношений, политики и экономики, конфликтов необ­ходимо сотрудничество социологов и психологов. Так появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Пси­хика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психоло­гической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла Историческая психология.

Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний для педагогической науки и практики.

Глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов ипедагогов. Это осуществляет педагогическая психология.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: