Наиболее известными научно-исследовательскими центрами в России считаются Психологический институт Российской Академии образования — ПИ РАО (Москва), Институт психологии Российской Академии наук — ИП РАН (Москва), факультет психологии Московского университета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психологии Ярославского университета, Институт развития личности (Москва).
Для координации своей деятельности психологи создают профессиональные общественные организации. Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации: России — Российское психологическое общество (РПО), в США —Американская психологическая ассоциация, в Великобритании —британское психологическое общество и т.д. С 1957 г. существует Общество психологов СССР, в дальнейшем в 1994 г. воссозданное как Российское психологическое общество.
Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргкон-сультантов и др.
Какие цели, задачи и интересы объединяют психологов?
Можно выделить следующие основные цели объединения психологов в общественные организации:
1) обмен научной информацией и опытом практической деятельности;
2) регулирование норм и стандартов профессиональной деятельности;
3) повышение квалификации профессиональных психологов;
4) регулирование статуса и норм профессиональных отношений между психологами и работодателями.
.В России существуют и некоторые другие объединения психологов,
· Международная академия психологических наук с центром в Ярославле (МАПН),
· Международная академия акмеологических наук с центром в Санкт-Петербурге, Психофизиологическая ассоциация, Ассоциация гуманистической психологии.
Национальные психологические общества и ассоциации объединяется в международные. К организациям такого типа относятся Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов Международный союз психологической науки, Международный совет психологов.
Кроме того, существуют международные общества и ассоциации по отдельным направлениям научной или практической психологии. К числу наиболее известных и авторитетных относятс например, Международная ассоциация прикладной психологии, Международная ассоциация школьной психологии, Международная ассоциация кросс-культурной психологии, Общество изучения стресса и тревожности, Международная ассоциация групповой психотерапии.
Все психологические общества и ассоциации проводят регулярные встречи, симпозиумы, съезды, конференции.
Каждое общество или ассоциация обычно выпускает регулярные информационные бюллетени, журналы. В России информацию о жизни психологического сообщества можно получить из сообщений в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическом журнале », в «Психологическом информационном бюллетене», издаваемом Институтом психологии РАН, в «Психологической газете», издаваемой фирмой ИМАТОН.
Для повышения квалификации и обмена опытом помимо научных и практических конференций проводятся различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психологов в мероприятиях такого рода необходимо для углубления их знаний, умений, для расширения практического опыта. Для оценки уровня профессиональной квалификации специалистов-психологов в соответствующих ведомствах создаются экспертные комиссии.
Методы психологии. Классификация Б.Г.Ананьева.
Методика – конкретное воплощение метода
Метод – путь исследования
Методология – учение о методе
Классификация предложена Ананьевым в 1977 г.
4 группы методов:
I. организационные
- Сравнительный или метод поперечного среза (предполагает сравнительный анализ психических качеств в различных группах, отличающихся по возрасту, половому признаку)
«+» - быстрота исследования
«-» - нет динамики процесса
- Лонгитюдный (продольного среза) – изучение психических качеств у человека (группы) на протяжении длительного времени
«+» - многократное исследования
«-» - долго
- комплексный метод (изучение одной проблемы разными науками). Пример: мышление – психологи, физиологи, эвристика творческое мышление
II. Эмпирические
- Обсервационные (неэкспериментальные)
· Наблюдение – метод сбора эмпирических данных с помощью органов чувств, кот. Заключается в преднамеренном и систематическом непосредственном восприятии и регистрации психических явлений. (отличать от житейского). Научное наблюдение не ограничивается описанием внешних явлений, объясняет психологич. природу этих явлений, характеризуется наличием гипотез, систематичностью, организованностью, проводится по плану. Данные фиксируются и обрабатываются, формулируются выводы.
«+» - позволяет Фиксировать психические состояния человека в момент их совершения в естественных условиях
«-» - нет возможности ими управлять, субъективизм
· Самонаблюдение
Эксперимент – метод пс. исследования, для кот. целенаправленно создается искусственная ситуация, в кот. изучаемое свойство выявляется, проявляется и оценивается. Цель – установление причинно-следственных связей между явлениями. Отличие от наблюдения – активное вмешательство со стороны исследователя
· Лабораторный (в спец.созданных условиях)
· Естественный (класс, коллектив)
· Психолого-педагогический (в школе, в саду)
- Психодиагностические методы
· Анкета (перечень заранее подготовленных вопросов) – открытые (испытуемый сам формулирует ответ), закрытые
· Беседа (заранее продуманные вопросы, предполагающие развернутые ответы)
«+» - м.зафиксировать эмоциональную и поведенческую реакцию. человека
«-» - много времени, чтобы всех опросить
· Интервью (лаконичный ответ – да, нет)
· Тесты – задания или набор заданий (интеллекта, успешности, проективные, вербальные, индивидуальные и групповые и др.)
3. праксиметрический метод – анализ продуктов деятельности (сочинения, поделки, рисунки)
- Моделирование - создание искусственной ситуации, в которой изучается проявлшение того или иного качества (игра в тренинге)
- Биографический – изучение биографии одного человека или неск. Поколений одной семьи (при изучении способностей)