Психологи как профессиональная общность




Наиболее известными научно-исследовательскими центрами в России считаются Психологический институт Российской Акаде­мии образования — ПИ РАО (Москва), Институт психологии Рос­сийской Академии наук — ИП РАН (Москва), факультет психологии Московского университета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический ин­ститут им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психоло­гии Ярославского университета, Институт развития личности (Москва).

Для координации своей деятельности психологи создают профессиональные общественные организации. Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации: России — Российское психологическое общество (РПО), в США —Американская психологическая ассоциация, в Великобритании —британское психологическое общество и т.д. С 1957 г. существует Общество психологов СССР, в дальнейшем в 1994 г. воссозданное как Россий­ское психологическое общество.

Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной пси­хологической деятельности: объединения школьных психологов гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргкон-сультантов и др.

Какие цели, задачи и интересы объединяют психологов?

Можно выделить следующие основные цели объединения пси­хологов в общественные организации:

1) обмен научной информацией и опытом практической дея­тельности;

2) регулирование норм и стандартов профессиональной дея­тельности;

3) повышение квалификации профессиональных психологов;

4) регулирование статуса и норм профессиональных отноше­ний между психологами и работодателями.

.В России существуют и некоторые другие объединения психо­логов,

· Международная академия психологических наук с центром в Ярославле (МАПН),

· Международная академия акмеологических наук с центром в Санкт-Петербурге, Психофизиологическая ассоциация, Ассоциация гуманистической психологии.

 

На­циональные психологические общества и ассоциации объединя­ется в международные. К организациям такого типа относятся Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов Международный союз психологической науки, Международ­ный совет психологов.

Кроме того, существуют международные общества и ассоциации по отдельным направлениям научной или практической психологии. К числу наиболее известных и авторитетных относятс например, Международная ассоциация прикладной психологии, Международная ассоциация школьной психологии, Международная ассоциация кросс-культурной психологии, Общество изуче­ния стресса и тревожности, Международная ассоциация групповой психотерапии.

Все психологические общества и ассоциации проводят регу­лярные встречи, симпозиумы, съезды, конференции.

Каждое общество или ассоциация обычно выпускает регуляр­ные информационные бюллетени, журналы. В России информацию о жизни психологического сообщества можно получить из сооб­щений в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическом журнале », в «Психологическом информационном бюллетене», издаваемом Институтом психологии РАН, в «Психологической газете», издаваемой фирмой ИМАТОН.

Для повышения квалификации и обмена опытом помимо на­учных и практических конференций проводятся различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психологов в мероприя­тиях такого рода необходимо для углубления их знаний, умений, для расширения практического опыта. Для оценки уровня профес­сиональной квалификации специалистов-психологов в соответству­ющих ведомствах создаются экспертные комиссии.

Методы психологии. Классификация Б.Г.Ананьева.

Методика – конкретное воплощение метода

Метод – путь исследования

Методология – учение о методе

 

Классификация предложена Ананьевым в 1977 г.

4 группы методов:

I. организационные

  1. Сравнительный или метод поперечного среза (предполагает сравнительный анализ психических качеств в различных группах, отличающихся по возрасту, половому признаку)

«+» - быстрота исследования

«-» - нет динамики процесса

  1. Лонгитюдный (продольного среза) – изучение психических качеств у человека (группы) на протяжении длительного времени

«+» - многократное исследования

«-» - долго

  1. комплексный метод (изучение одной проблемы разными науками). Пример: мышление – психологи, физиологи, эвристика творческое мышление

II. Эмпирические

  1. Обсервационные (неэкспериментальные)

· Наблюдение – метод сбора эмпирических данных с помощью органов чувств, кот. Заключается в преднамеренном и систематическом непосредственном восприятии и регистрации психических явлений. (отличать от житейского). Научное наблюдение не ограничивается описанием внешних явлений, объясняет психологич. природу этих явлений, характеризуется наличием гипотез, систематичностью, организованностью, проводится по плану. Данные фиксируются и обрабатываются, формулируются выводы.

«+» - позволяет Фиксировать психические состояния человека в момент их совершения в естественных условиях

«-» - нет возможности ими управлять, субъективизм

· Самонаблюдение

Эксперимент – метод пс. исследования, для кот. целенаправленно создается искусственная ситуация, в кот. изучаемое свойство выявляется, проявляется и оценивается. Цель – установление причинно-следственных связей между явлениями. Отличие от наблюдения – активное вмешательство со стороны исследователя

· Лабораторный (в спец.созданных условиях)

· Естественный (класс, коллектив)

· Психолого-педагогический (в школе, в саду)

  1. Психодиагностические методы

· Анкета (перечень заранее подготовленных вопросов) – открытые (испытуемый сам формулирует ответ), закрытые

· Беседа (заранее продуманные вопросы, предполагающие развернутые ответы)

«+» - м.зафиксировать эмоциональную и поведенческую реакцию. человека

«-» - много времени, чтобы всех опросить

· Интервью (лаконичный ответ – да, нет)

· Тесты – задания или набор заданий (интеллекта, успешности, проективные, вербальные, индивидуальные и групповые и др.)

3. праксиметрический метод – анализ продуктов деятельности (сочинения, поделки, рисунки)

  1. Моделирование - создание искусственной ситуации, в которой изучается проявлшение того или иного качества (игра в тренинге)
  2. Биографический – изучение биографии одного человека или неск. Поколений одной семьи (при изучении способностей)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: