1. Социальные нормы: понятие, виды, функции. Социальный контроль: механизмы и формы контроля (фронтальный опрос / конспект) План:
- определение социального контроля;
- механизмы социального контроля;
- виды (формы) и функции социального контроля;
- определение девиации;
- виды девиантного поведения.
2. Социологические теории девиантного поведения: аномии, дифференциальной ассоциации, стигматизации, классового конфликта (индивидуальный доклад).
3. Девиации в молодежной среде: масштабы, причины и пути решения проблемы (индивидуальный доклад).
Рекомендуемая литература:
1. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб, 1993.
2. Девиантность и социальный контроль в России (ΧΙΧ-ХХ вв.). Тенденции и социологическое осмысление / Ответ. ред. Я.И. Гилинский. СПб, 2000.
3. Девиантология: хрестоматия / под ред. Ю. А. Клейберга. СПб., 2007.
4. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1995.
5. Рудакова И.А. Девиантное поведение: учебное пособие. Ростов-н/Д. Феникс, 2005.
6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. М.: АСТ, 1998.
7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Трикста: Академический проект, 2005.
Критерии оценки:
1) докладов:
2 балла – тема раскрыта плохо, докладчик допускал фактические ошибки, не продемонстрировал свободного владения материалом (читал, а не рассказывал с опорой на текст доклада; не смог ответить на дополнительные вопросы)
3 балла – тема раскрыта на приемлемом уровне, докладчик не допускал фактических ошибок, однако не продемонстрировал свободного владения материалом (читал, а не рассказывал с опорой на текст доклада; не смог ответить на дополнительные вопросы)
|
4 балла – тема раскрыта подробно; докладчик не допускал фактических ошибок и продемонстрировал средний уровень владения материалом (рассказывал с опорой на текст доклада, но затруднился ответить на большую часть дополнительных вопросов)
5 баллов – тема раскрыта подробно; докладчик не допускал фактических ошибок и продемонстрировал свободное владение материалом (рассказывал с опорой на текст доклада, ответил на большинство дополнительных вопросов)
6 баллов – те же требования, что и для получения 5 баллов + наличие раздаточных материалов и / или презентации (при наличие технических условий в аудитории)
2) ответов с места, вопросов докладчику, дополнений к докладу:
0 баллов – нет ответа / неправильный ответ
0,5 балла – ответ частично правильный или неполный; вопрос на закрепление или уточнение материала доклада
1 балл – ответ полностью правильный / развернутое дополнение к ответу; дополнение к докладу / вопрос, требующий рассуждения или дискуссии
Составитель _____________ А.М. Максимов
«__» __________ 2020 г.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации | ||
Кафедра философии и социологии | ||
41.03.06 Публичная политика и социальные науки | ||
Темы рефератов
по дисциплине «Социология»
1. Объект, предмет и структура социологии.
|
2. Место социологии в системе общественных наук и ее роль в обществе.
3. Становление классической социологии в XIX веке.
4. Марксистская социология: основополагающие идеи, достижения и недостатки.
5. Понимающая социология М. Вебера.
6. Социологическая теория Э. Дюркгейма
7. Зарубежная социология второй половины ХХ века: основные направления и школы.
8. Социология в России XIX-начала ХХ века.
9. Теория П.А. Сорокина и ее значение для развития мировой социологии.
10. Отечественная социология в советское время: достижения и проблемы.
11. Социология в современной России.
12. Признаки общества, уровни его организации.
13. Понятие и виды социальных систем.
14. Понятие социальной структуры и ее исторические типы.
15. Социальные изменения и социальная стабильность. Факторы стабильности.
16. Модернизация общества: содержание, условия, формы и методы.
17. Динамика социальной структуры российского общества в ХХ веке.
18. Социальная мобильность и ее виды.
19. Факторы социальной мобильности в российском обществе.
20. Социальное неравенство: причины и последствия.
21. Бедность как социальная проблема.
22. Понятие и виды социальных институтов.
23. Семья как базовый институт общества.
24. Роль института религии в обществе.
25. Образование как социальный институт.
26. Экономические институты общества.
27. Социальные общности и социальные группы.
28. Групповой контроль и общественное мнение.
29. Этносоциальные общности и их специфика.
30. Проблема взаимосвязи общества и личности.
31. Социальный статус личности и его формирование.
|
32. Социальные типы личности.
33. Социализация личности, ее этапы и формы.
34. Девиантное (отклоняющееся) поведение: понятие и виды.
35. Причины отклоняющего поведения.
36. Социальная природа преступности.
37. Отклоняющееся поведение в молодежной среде: причины и пути решения проблемы.
38. Социальный контроль и социальные санкции.
39. Социальное действие: понятие, структура, типы.
40. Типы и динамика социальных конфликтов.
41. Конфликтологические теории в современной западной социологии.
42. Причины возникновения социальных движений.
43. Понятие культуры в социологии. Функции культуры в обществе
44. Элитарная и массовая культура.
45. Глобальный характер социальных и культурных процессов в современном мире
46. Методика и техника социологических исследований.
Критерии оценки:
12 баллов выставляется обучающемуся, если он полностью раскрыл тему работы, грамотно структурировал материал, использовал и ссылался на пять и более учебных и / или научных источников;
9 баллов – если обучающийся раскрыл тему в существенных моментах, но не в полном объеме и допустил ряд незначительных недочетов при структурировании и оформлении работы; не допускал ошибок в оформлении, но содержание работы не в полной мере раскрывает тему;
6 баллов – если обучающийся раскрыл тему в существенных моментах, но не в полном объеме и допустил серьезные нарушения при оформлении работы (использовал и ссылался менее чем на пять учебных и / или научных источников, не написал введения и/ или заключения);
4 балла – если обучающийся раскрыл тему слабо и при этом допустил серьезные нарушения в оформлении работы
Составитель _____________ А.М. Максимов
«__» __________ 2020 г.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации | ||
Кафедра философии и социологии | ||
41.03.06 Публичная политика и социальные науки | ||
Контрольные вопросы к экзамену
по дисциплине «Социология»
1. Социология как наука. Предмет социологии и структура социологического знания. Место социологии в системе общественных наук.
2. Возникновение социологии как науки. Позитивизм. Социологические воззрения О. Конта и Г. Спенсера.
3. Социологические взгляды Э. Дюркгейма и М. Вебера.
4. Социологические идеи К. Маркса.
5. Структурно-функциональный подход в социологии.
6. Теории социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер).
7. Микросоциологические теории: символический интеракционизм Дж. Мида, теория обмена Дж. Хоманса.
8. Понятие социальной системы. Типы социальных систем.
9. Понятие социального института. Институционализация общественных отношений.
10. Политические и экономические институты общества.
11. Культурные институты общества.
12. Семья как социальный институт.
13. Социальная структура общества. Виды и характеристика больших социальных групп.
14. Социальная стратификация. Типы социальной стратификации.
15. Социальное неравенство как общественная проблема и пути ее решения.
16. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.
17. Глобализация и ее последствия для современного мирового сообщества.
18. Малые социальные группы как объект изучения в социологии. Структура и динамика малых групп.
19. Понятие, структура и типология социального действия.
20. Социальное взаимодействие: основные теоретические подходы.
21. Этническая социология. Этнос как специфическая социальная общность.
22. Социальные изменения. Циклические и линейные теории социальных изменений.
23. Общественный прогресс. Критерии прогресса.
24. Модернизация: сущность процесса и его причины. Теории модернизации.
25. Социологическое понимание личности. Теории личности в современной социологии.
26. Социализация индивида. Понятие, механизм, стадии и агенты социализации.
27. Социальный статус и социальная роль.
28. Социология девиантного поведения. Виды девиаций. Причины девиантного поведения.
29. Социальный контроль и его формы.
30. Методы социологических исследований.
31. Социальная структура в современной России.
32. Социальная мобильность и социальные лифты в современной России.
Критерии оценки:
30 баллов выставляется обучающемуся, если он уверенно и в полном объеме раскрыл вопрос, использовал научную аргументацию, продемонстрировал владение основами социологической теории и общую грамотность речи;
24 балла – если обучающийся в целом верно ответил на вопрос, использовал научную аргументацию, продемонстрировал владение основами социологической теории и общую грамотность речи;
18 баллов – если обучающийся в целом верно ответил на вопрос, но продемонстрировал недостаточное владение основами социологической теории;
12 баллов – если обучающийся при ответе на вопрос допускал серьезные ошибки, но продемонстрировал владение основами социологической теории и общую грамотность речи;
6 баллов – если обучающийся при ответе на вопрос допускал серьезные ошибки и продемонстрировал слабое владение основами социологической теории.
Составитель _____________ А.М. Максимов
«__» __________ 2020 г.