В контексте образования в школе «Гуманитарий» (г.Пушкин)




Становление языковой личности ученика

С.Ф. Щукина -

учитель русского языка и литературы,

руководитель научно-методического направления

Православного педагогического общества

им. равноапп. Мефодия и Кирилла

при отделе религиозного образования

и духовного просвещения СПб епархии

Родной язык

есть неистощимая сокровищница

духовного бытия человеческого.

Ф.И.Буслаев

В последние два десятилетия слово «информация» все чаще вытесняет слово «знание»: мы «обучаем информационным технологиям», проверяем - в первую очередь - «степень владения информацией». Однако это более примитивная цель, чем обучить и проверить степень «овладения знанием», поскольку намерение «научить» в большей мере предполагает осознание учеником сути изучаемого явления. В русском языке слово «знать» имело первоначальный смысл «от лич ать», «уз навать», то есть уяснять для себя «лик» и определять «узы» какого-либо явления, устанавливая внутренние взаимосвязи между смыслами ключевых слов. «Овладеть знаниями» - то есть «выстроить в лад и усвоить смыслы изучаемых явлений».

Не бездумными и бездушными пользователями и потребителями информации хотелось бы видеть наших учеников, а каждого из них - личностью языковой, созидательной - творческой, достойно живущей по чести и совести. Цель работы учителя, продолжающего традиции отечественного образования, - не только обучение, но и воспитание ученика личностью языковой, то есть связанной со своим Отечеством – земным и небесным «посредством унаследованных и запечатленных в глубине сердца корнесловных образцов отношений»[i], - пишет ученый-теоретик и практик В.В.Семенцов, развивая подходы к воспитанию и обучению, обоснованные выдающимся русским просветителем А.С.Шишковым.

Если в традиции европейского образования «обучающее воспитание» (И.Ф.Гербарт и др.) и «воспитывающее обучение» (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, и др.) - понятия равноправные, то для отечественной педагогики всегда предпочтительной была установка на «воспитывающее обучение» (Н.И.Новиков, М.М.Херасков, И.И.Срезневский, Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, С.А. Рачинский, В.А. Сухомлинский и др.). Учитель-наставник обычно видел главную задачу своей деятельности именно в нравственном влиянии на ученика.

К.Д. Ушинский писал: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов»[ii], при этом напоминал, что особенно «сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке» имеет слово.

Такая установка обязывала наставника - в первую очередь - взрастить внутреннего человека в ученике. «Роль воспитания заключается в том, чтобы подвести дитя к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы, - писал философ и педагог, протоиерей В.В.Зеньковский в начале ХХ века, - Система воспитания к свободе есть система приобщения к истине»[iii]. Действительно, в традициях отечественной педагогики, цель работы учителя-наставника - не только умственно, но и душевно, духовно развивать ученика, образовывать, направляя его устремления к самосовершенствованию.

Родственное по смыслу суждение высказывал и философ И.А.Ильин: «Понимать “внешнюю свободу” человеческого духа как формальную и безмерную было бы глубокой и опасной ошибкой: ибо внешняя свобода дается человеку именно для внутреннего освобождения… Тело человека несвободно... Несвободна и душа человека. Прежде всего она связана таинственным образом с телом и обусловлена его здоровой жизнью… Но духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода. Ибо дух есть сила самоопределения к лучшему … Дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия… Это есть извлечение себя из потока обыденной пошлости – противопоставление себя ей, усиление себя до победы над ней. Таков отрицательный этап самоосвобождения. За ним следует положительный этап: он состоит в добровольном и любовном заполнении себя лучшими, избранными и любимыми жизненными содержаниями…».[iv]

Через сокровенный смысл древних корней ключевых слов темы более глубоко и всесторонне может быть раскрыто содержание каждого урока. Не только по мере изучения гуманитарных дисциплин, но и точных, естественных наук, при написании реферативных работ, на уроках-семинарах и даже - на школьных праздниках возможно, обучая, воспитывать учеников, помогать в сущностном восхождении к пониманию смысла ключевых слов изучаемых тем.

Рада поделиться с Вами, уважаемый читатель, некоторыми результатами корнесловно-смысловой работы в средней общеобразовательной школе: опыту обращения к корням ключевого слова.

Практика восемнадцатилетней работы учительского коллектива царскосельской общеобразовательной школы «Гуманитарий» убеждает в том, что при условии единодушия педагогов возможно создать благоприятную почву для становления, возрастания и развития личности ученика, личности языковой. А путь становления языковой личности – это путь обретения навыка видеть вечное во временном. И не только видеть мир в его истинном свете, но и творить его. Этому намерению и был подчинен труд всего школьного коллектива. В ходе общей работы ученики обретали навык пытливого интереса к происхождению – этимологии ключевого или заинтересовавшего их слова изучаемой темы, а при знакомстве с новым определением, термином старались выявить суть слова по нравственным критериям. О степени постижения ими сути явлений можно судить по плодам – их учебным и творческим работам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: