Путь становления языковой личности ученика.




К старшим, выпускным классам явственной становится закономерность выбора ключевого слова учеником.

Для десятиклассницы Елизаветы Садецкой приоритетным стал образ света, горения в том значении, которое вкладывал в свои строки А.С.Пушкин: «Пока свободою горим…». На уроках физики Елизавета проявила особый интерес к теме «Световые явления». В 10 классе, начиная размышление над стихотворением Б.Л.Пастернака «Рождественская звезда», она пишет: «В стихотворении речь идет о жизни до Рождения Иисуса Христа и после. Прошлое представляется пеплом: «Светало. Рассвет, как пылинки золы, \ Последние звезды сметал с небосвода…». Сгоревшему прошлому противопоставляется новое свечение, новая надежда: «Он спал весь сияющий …».

Далее мы строим творческую работу, выявляя полюса текста. Ключевое слово помогает определить координаты нравственных ориентиров. У истинного, вечного тихого света (“Он спал весь сияющий”) антитеза – мрак, тьма, (“пылинки золы”) - это «сгоревшее прошлое». Ученица противопоставляет непреходящие и временные понятия. При этом важен мотив именно «тихого света», который имеет исток в первой творческой работе: в 10 классе Елизавета писала о своей малой родине – Петрозаводске: «Я никогда не забуду свою Родину, воспитавшую меня: пусть блеклую и неброскую, но запечатлевшуюся в моем сердце глубоко».

Одно из условий корнесловно-смысловой работы – сердечное восприятие ключевого слова текста. К пониманию духовного смысла восходит выпускница София Козлова. В своем выпускном реферате «“Изыде сеятель сеяти семена своя…” Образ зерна, поля и сеятеля как архетип в русской литературе ХIХ – ХХ веков» она сопоставляет понятия «душа» и «зерно ». Осмысляя стихотворение В.Ходасевича «Путем зерна», София пишет: «…Человек же возрождается душевно, пройдя через страдания, созревает. И неудивительно - ведь слово "зерно" явно имеет общее происхождение с английским kernel - ядро. Но в английском языке есть и другое слово с тем же значением - core, а оно точно произошло от латинского cor - сердце. То есть существует такого рода связь между зерном и сердцем, и хотя cor - термин из области медицины и означает физическое сердце, из смысла слова следует, что зерно - душа ».

Зримый для учителя путь становления Софии - как языковой личности - исключительно интересен. Выбор выпускницей ключевого слова «зерно» для реферативной работы имеет предысторию. В начале учебного года, в 10 классе, София сама определила предпочитаемые личностно значимые ключевые слова: «технологический прогресс». В осенней творческой работе она рассуждала о несовершенстве живой природы по сравнению с делами рук человеческих: «Мы живем в бурно развивающемся мире, мы живем, обратив ясные взгляды в будущее. Значение прогресса во всем очень велико. Наш мир каждую секунду обновляется, словно дисплей, но люди по своей природе более консервативны… Виртуальные актеры способны на большее, чем живые… Сама я развиваюсь в области компьютерных технологий и стараюсь поддерживать себя на уровне ». Но, как показала дальнейшая работа, этот выбор ученицы оказался ситуативным - временным, случайным. Система учебы, организованная по корнесловно – смысловому методу впоследствии помогла выявить постоянные, личностно значимые для Сони слова: «зерно», «поле», «сеятель» и … «плевелы».

Почему София все же предпочла слово «сеятель», а не «компьютер»? Здесь следует сказать о значении системной работы всего школьного коллектива. Избранная Софией Козловой в середине 10 класса тема реферата «Образ зерна…» восходит к докладу по биологии о прорастании зерна, который она готовила еще в 6 классе под руководством учителя Веры Ивановны Ксенофонтовой. Затем Софию «задели за живое» размышления Василия Васильевича Семенцова на уроках литературы об умении и необходимости отличать зерна от плевел (то есть истинное учение от ложного). В результате София выбирает ключевую для нее строку известного стихотворения Н.А.Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное…» как наиболее значимую для нее в курсе русской литературы за 10 класс. В ходе двухлетней работы София приходит к следующему заключению: «Может быть, трудные времена и миновали, и слава Богу, если это так, но разве исчезло зло, разве исчезли ложные идеи? Может быть, в нашем государстве уже почти нет настоящих крестьян, людей, сохранивших крестьянскую культуру, тех, кто руками возделывает почву, но разве мы живем не на родной земле? И разве эта земля умерла? Нет, нет, нет. Конечно, делая выбор, решая что-то, мы не задумываемся всякий раз об отделении зерен от плевел, но мы не можем пренебрегать мудростью предыдущих поколений, тех людей, кому приходилось пережить трудности и кто сумел остаться на верном пути, на твердой почве. Тех, кто взрастил в своем сердце семена света, тех, в чьей душе установились мир и любовь ».

Интересна перекличка выводов в работах Софии и Елизаветы: «Свет—это… высший дар, источник всего земного».

Итак, задача учителя – самому научиться, а затем и ученика научить тому, как следует «отделить зерна от плевел», как отличить смыслы слов, дающих опору в пути спасения от слов не полезных для души. Педагог помогает ученику отличить случайное слово от личностно-значимого. Какого бы возраста ни был наш ученик, при условии его обращения к сути слова, сути явления, он способен постичь истинные смыслы употребляемых слов и совершать впоследствии жизненно важные поступки, сообразуясь с ними.

При этом будем иметь в виду, что восприятие мира у учеников младших классов преимущественно целостное. Задача учителя – сохранить эту целостность. В то время как у учеников старших классов в силу возрастных причин нередко возникают искаженные, смещенные представления, и тогда уяснение ими сокровенных смыслов корней слов помогает восстановить в сознании исконные значения, ключевые для обустройства внутреннего мира, вернуть целостность представлений о мире внешнем, исцелить личность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: