Сборник заданий
Для расчетно-графических работ
По математике
Для студентов заочного отделения всех направлений
Уфа 2017
Рекомендовано к изданию методической комиссией механического факультета (протокол № 1 от 29 августа 2017 года)и заседанием кафедры математики (протокол № 10 от 28 июня 2017 года)
Составители:
доцент Ардуванова Ф.Ф., ст. преподаватель Зиянгирова С.Р.
Рецензент:
доцент кафедры физики Юмагужин Р.Ю.
Ответственный за выпуск:
и.о. зав. кафедрой математики, доцент Бадретдинов И.Д.
Оглавление
Введение | |
Решение типовых задач Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Задание 4 | |
Задание 5 | |
Задание 6 | |
Задание 7 | |
Задание 8 | |
Задание 9 | |
Задание 10 | |
Задание 11 | |
Задание 12 | |
Задание 13 | |
Задание 14 | |
Задание 15 | |
Задание 16 | |
Задание 17 | |
Задание 18 | |
Задание 19 | |
Задание 20 | |
Задание 21 | |
Задание 22 | |
Варианты индивидуальных заданий | |
Библиографический список | |
Введение
Сборник заданий для выполнения расчетно-графических работ по математике предназначен для студентов заочного отделения всех направлений. Сборник включает в себя, помимо заданий, краткие указания к выполнению контрольных и расчетно-графических работ, образцы решения некоторых задач, контрольные задания.
Перед выполнением контрольной работы студенту необходимо изучить соответствующие разделы рекомендуемой литературы [1] – [3] и воспользоваться решениями типовых примеров, содержащихся в настоящем сборнике. Большое количество образцов решенных задач дано в руководстве к решению задач [5] и [7]. Задачи для самостоятельного решения имеются как в представленных методических указаниях, так и в сборниках задач [4 ‑ 6].
Номер варианта по каждому заданию студент выбирает на усмотрение преподавателя: по номеру в списке студентов группы или по формуле ,
где - номер варианта,
- номер задания,
- предпоследняя цифра шифра студента,
- последняя цифра шифра.
Пример.
Пусть шифр студента 1235, тогда:
номер варианта первого задания: = ;
номер варианта второго задания: ;
номер варианта третьего задания: ;
номер варианта четвертого задания: .
Таким образом, студент, имеющий шифр 1235 должен решать задачу №8 в первом задании, №11 – во втором, №14 – в третьем, №17 – в четвертом.
Если итоговая цифра по формуле получится число больше 30, то для определения варианта от полученной цифры вычитают 30.
Пример.
Пусть шифр студента 1298.
Номер варианта третьего задания: . Промежуток 36 ‑ 30=6. Таким образом, в третьем задании студент решает задачу вариант №6.
Решение типовых задач
Задание 1
Решить систему линейных уравнений
а) методом Крамера; б) методом Гаусса:
Решение:
а) Решим систему методом Крамера. Составим матрицу системы:
Вычислим определитель этой матрицы:
Находим определители получающиеся из исходного определителя заменой соответственно первого, второго и третьего столбцов столбцом свободных членов:
Теперь используя формулы Крамера находим решение системы:
б) Решим систему уравнений методом Гаусса.
Этот метод заключается в последовательном исключении переменных из системы уравнений.
Составим расширенную матрицу системы, в которую входят коэффициенты при переменных и свободные члены:
Чтобы исключить переменную из второго и третьего уравнений, умножим первую строку на (-2) и (-3) и полученные строки прибавим ко второй и третьей строке соответственно:
Чтобы исключить переменную из третьего уравнения, умножим вторую строку на (-1) и полученные строку прибавим к строке:
Получили систему уравнений, равносильную исходной системе, в которой первое уравнение содержит три переменных, второе - две, а третье - одну переменную:
Отсюда последовательно находим:
Проверяем полученное решение, подставляя найденные значения в исходную систему:
Получили тождественные равенства, следовательно, система решена правильно.
Задание 2
Даны координаты вершин треугольника АВС A(-1; 2), B(5;-1), C(-4;-5).
Найти:
1) длину стороны АВ;
2) уравнения сторон АВ и ВС, их угловые коэффициенты;
3) найти величину угла В;
4) уравнение медианы АЕ;
5) уравнение и длину высоты СД;
6) уравнение прямой, проведенной через точку Е, параллельно стороне АВ;
7) сделать чертеж.
Решение.
1) Расстояние d между точками и определяется по формуле
воспользовавшись, которой находим длину AB:
2) Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки плоскости , имеет вид
Подставляя в это уравнение координаты точек А и В, получим уравнение стороны АВ:
(AB)
Угловой коэффициент прямой АВ найдем, преобразовав полученное уравнение к виду уравнения прямой с угловым коэффициентом
Имеем откуда , откуда .
Аналогично получим уравнение прямой BC и найдем ее угловой коэффициент:
Далее
, т.е. .
3) Для нахождения внутреннего угла нашего треугольника воспользуемся формулой
Подставив ранее вычисленные значения в эту формулу, находим:
M |
y |
x |
F |
D |
E |
C |
B |
A |
Теперь воспользовавшись инженерным микрокалькулятором, получаем
4) Для составления уравнения медианы АЕ найдем сначала координаты точки Е ‑ середины отрезка BC;
Теперь подставив в координаты точек A и B, получим уравнение медианы:
(AE)
5) Для составления уравнения высоты CD воспользуемся уравнением прямой, проходящей через заданную точку с заданным угловым коэффициентом k, которое имеет вид
и условием перпендикулярности прямых AB и CD, которое выражается соотношением откуда Подставив в вместо k – значение , а вместо ‑ координаты точки С, получим уравнение высоты CD:
(CD)
Для вычисления длины высоты CD воспользуемся формулой отыскания расстояния d от заданной точки до заданной прямой с уравнением ,которая имеет вид
Подставив в эту формулу вместо ‑ координаты точки C, а вместо A, B, C ‑ коэффициенты уравнения прямой AB, получаем
6) Так как искомая прямая EF параллельна прямой AB, то
. Подставив в уравнение , вместо , координаты точки E, а вместо k значение , получаем уравнение прямой EF:
(EF)
Для отыскания координат точки M решаем совместно уравнения прямых EF и CD:
Таким образом,
7) Треугольник ABC, высота CD, медиана AE, прямая EF и точка M построены в системе координат xOу на рис. 1.
Задание 3
Даны координаты вершин пирамиды ABCD: A (0; 0; 1), B (2; 3; 5), C (6; 2; 3), D (3; 7; 2).
Требуется:
1) Записать векторы в системе орт и найти модули этих векторов;
2) Найти угол между векторами ;
3) Найти проекцию вектора на вектор ;
4) Найти площадь грани ;
5) Найти объем пирамиды ;
6) Составить уравнение ребра ;
7) Составить уравнение грани .
Решение: 1) Известно, что произвольный вектор a представляется в системе орт по формуле
(1)
где - координаты вектора в системе координат, порожденной ортами, причем
, .
Если заданы точки то для вектора координаты будут следующими , , то есть
(2)
Воспользовавшись формулой (2) и координатами заданных точек A, B, C, D, получим:
А |
В |
С |
D |
Если вектор задан формулой (1), то его модуль вычисляется следующим образом:
(3)
Используя формулу (3), получаем модули найденных векторов
, , .
2) Известна формула
где ‑ скалярное произведение векторов и, которое можно вычислить следующим образом:
Имеем
то есть
3) Известно, что
то есть в нашем случае
4) Воспользуемся формулой нахождения площади треугольника, построенного на векторах
,
где – векторное произведение векторов, которое можно вычислить по следующему правилу:
В нашем примере причем
Таким образом,
(кв.ед).
5) Объем пирамиды, построенной на трех некомпланарных векторах можно найти по формуле
где - смешанное произведение векторов, которое вычисляется следующим образом:
У нас , где
то есть .
6) Известно, что уравнение прямой, проходящей через две заданные точки пространства и имеет вид:
(4)
Подставив в (4) Координаты точек A и C получим
то есть уравнение ребра AC окончательно запишется следующим образом:
или
7) Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки можно записать в виде
Подставляя в него координаты точек A, B, C, получим
;
Задание 4
Вычислить пределы:
;
г) ; д)
Решение:
а)
б) Подставив предельное значение аргумента в заданное выражение, получим неопределенность вида , для раскрытия которой числитель и знаменатель дроби разложим на множители, найдя предварительно корни трехчленов.
в) Подстановка предельного значения х показывает, что имеем неопределенность вида , для раскрытия которой числитель и знаменатель дроби делим почленно на . При этом получим пределы вида и т. д., которые равны нулю.
.
г) Преобразуем данное выражение:
В каждом сомножителе выполним несложные преобразования, позволяющие применить первый замечательный предел:
, или . Тогда
.
д) Преобразуем исходное выражение так, чтобы использовать второй замечательный предел: или .Выделим внутри скобки единицу, сделаем замену переменной и преобразуем показатель степени.
=
= = .
Задание 5
Найти производные функций:
Решение. При вычислении производных используют правила дифференцирования и таблицу производных.
Правила дифференцирования:
1. (с) =0 2. (u+v) =u +v 3. (uv) =u v+uv
4. (сu) = сu 5. .
Таблица производных основных элементарных функций:
1. , в частности: ;
2. , в частности: ;
3. , в частности: ;
4. ;
5. ;
6. ;
7. ;
8. ;
9. ;
10. ;
11. .
а) Используя правило дифференцирования суммы функций и таблицу производных, получим:
.
б) Воспользуемся правилом дифференцирования произведения двух функций и формулами нахождения производной от показательной и логарифмической функции.
= .
в) Найти производную функции: .
Используем правило дифференцирования дроби и формулы нахождения производной от и показательной функции.
.
Задание 6
Исследовать функцию методами дифференциального исчисления и построить ее график: a) .
Решение. При исследовании функции и построении ее графика полезно воспользоваться следующей схемой:
1. Найти область определения функции.
2. Найти точки пересечения графика с осями координат, если это возможно.
3. Найти асимптоты графика функции.
4. Найти интервалы монотонности и точки экстремума функции.
5. Найти интервалы выпуклости и вогнутости и точки перегиба графика функции.
На основании полученного исследования построить график.
1. Область определения.
.
2. Асимптоты графика:
а) вертикальная
б) наклонная , где
.
3. Найдем производную функции.
; ; .
.
Определим знак производной в промежутках:
xx | () | (2, 4) | (4, 10) | (10, + ) | |||
x | + | - | не сущ. | - | + | ||
y | max | min |
4. Найдем вторую производную функции.
x | () | (4, + ) | |
- | не сущ. | + | |
y |
Точек перегиба графика функции нет.
По результатам исследования построим график функции.
y |
-4 |
x |
Задание 7.
Найти неопределенный интеграл методом подстановки .
Решение. При нахождении неопределенных интегралов используется таблица интегралов:
1) | , , | 7) | |
2) | 8) | ||
3) | 9) | ||
4) | 10) | ||
5) | 11) | ||
6) | 12) |
В нашем случае имеем
.
Задание 8
Найти неопределенные интегралы, используя выделение полного квадрата .
Решение:
Задание 9
Найти неопределенные интегралы, применяя метод интегрирования по частям: а) ; б) .
Решение. а) Используем формулу для интегрирования по частям .
Пусть . Тогда Следовательно, =
= .
б)
.
Задание 10
Найти неопределенный интеграл, пользуясь разложением рациональных дробей на простейшие .
Решение.
.
После приведения к общему знаменателю получим следующее тождество для числителей:
или .
Этим тождеством мы и воспользуемся для нахождения коэффициентов
А, В и С, приравняв коэффициенты при одинаковых степенях левой и правой частей тождества:
.
В результате получим:
, для второго интеграла введем подстановку .
Окончательно, получим
.
Задание 11
Вычислить площадь, ограниченную заданными параболами.
.
Решение: Найдем точки пересечения кривых , , . Используя формулу для вычисления площади плоской фигуры, ограниченной кривыми , и прямыми :
у = х2 ‑ 4х |
у = 2х2 ‑ 3х ‑ 6 |
у |
х |
‑3 |
2 |
Задание 12
Найти объем тела, образованного вращением вокруг оси Ох фигуры, расположенной в первом квадранте и ограниченной заданными параболой, прямой и осью Ох, .
Решение: Найдем точки пересечения кривых , , .
у = х2 |
у |
х |
6 |
2 |
6 |
В |
А |
К |
О |
.
Разобьем фигуру на две части: ОАК и АКВ. Применительно к нашему случаю, имеем объем всей фигуры
Задание 13
Найти частное решение уравнения , удовлетворяющее условию .
Решение: Запишем, что , тогда нное уравнение является уравнением с разделяющимися переменными. Умножив обе части уравнения на dx и разделив на множитель (y+ 1), получим уравнение с разделёнными переменными.
или
Интегрируя, имеет:
In =In sin x +In C, y+1=С sin x, y=C sin x—1—общее решение заданного уравнения. Используя начальные условия, находим значения постоянной производной C.
2=Сsin —1; 2= C—1; C=3.
Следовательно, y=3sin x—1 есть частное решение, удовлетворяющее заданным начальным условиям.
Задание 14
Найти общий интеграл уравнения
Решение: Это однородное уравнение, приведем его к виду
т.к.
Далее вводим новую функцию , полагая при этом и после подстановки данное уравнение преобразуется в уравнение с разделяющимися переменными или
Разделим переменные: и, интегрируя, найдем или . Исключая вспомогательную функцию , окончательно получим
Задание 15
Решить уравнение
Решение:
Убедившись, что данное уравнение линейное, полагаем тогда и данное уравнение преобразуется к виду:
или
Так как одну из вспомогательных функций или можно взять произвольно, то выберем в качестве какой ‑ либо частный интеграл уравнения .
Тогда для отыскания получим уравнение: .
Решая первое уравнение, найдем . Разделяя переменные и интегрируя, найдем его простейший, отличный от нуля частный интеграл:
Подставляя v во второе уравнение и решая его, найдем как общий интеграл этого уравнения:
Зная и , находим искомую функцию .
Задание 16
Найти частное решение линейного однородного уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами, удовлетворяющее начальным условиям:
Решение: Общий вид такого уравнения: , где и ‑ действительные числа. Корни его характеристического уравнения могут быть:
1) действительными и различными: ;
2) действительными и равными: ;
3) комплексными: .
Им соответствуют следующие общие решения уравнения:
1) ;
2) ;
3) .
а) Характеристическое уравнение имеет два различных вещественных корня , поэтому общее решение эт