Сборник заданий
Для расчетно-графических работ
По математике
Для студентов заочного отделения всех направлений
Уфа 2017
Рекомендовано к изданию методической комиссией механического факультета (протокол № 1 от 29 августа 2017 года)и заседанием кафедры математики (протокол № 10 от 28 июня 2017 года)
Составители:
доцент Ардуванова Ф.Ф., ст. преподаватель Зиянгирова С.Р.
Рецензент:
доцент кафедры физики Юмагужин Р.Ю.
Ответственный за выпуск:
и.о. зав. кафедрой математики, доцент Бадретдинов И.Д.
Оглавление
| Введение | |
| Решение типовых задач Задание 1 | |
| Задание 2 | |
| Задание 3 | |
| Задание 4 | |
| Задание 5 | |
| Задание 6 | |
| Задание 7 | |
| Задание 8 | |
| Задание 9 | |
| Задание 10 | |
| Задание 11 | |
| Задание 12 | |
| Задание 13 | |
| Задание 14 | |
| Задание 15 | |
| Задание 16 | |
| Задание 17 | |
| Задание 18 | |
| Задание 19 | |
| Задание 20 | |
| Задание 21 | |
| Задание 22 | |
| Варианты индивидуальных заданий | |
| Библиографический список | |
Введение
Сборник заданий для выполнения расчетно-графических работ по математике предназначен для студентов заочного отделения всех направлений. Сборник включает в себя, помимо заданий, краткие указания к выполнению контрольных и расчетно-графических работ, образцы решения некоторых задач, контрольные задания.
Перед выполнением контрольной работы студенту необходимо изучить соответствующие разделы рекомендуемой литературы [1] – [3] и воспользоваться решениями типовых примеров, содержащихся в настоящем сборнике. Большое количество образцов решенных задач дано в руководстве к решению задач [5] и [7]. Задачи для самостоятельного решения имеются как в представленных методических указаниях, так и в сборниках задач [4 ‑ 6].
Номер варианта по каждому заданию студент выбирает на усмотрение преподавателя: по номеру в списке студентов группы или по формуле
,
где
- номер варианта,
- номер задания,
- предпоследняя цифра шифра студента,
- последняя цифра шифра.
Пример.
Пусть шифр студента 1235, тогда:
номер варианта первого задания:
=
;
номер варианта второго задания:
;
номер варианта третьего задания:
;
номер варианта четвертого задания:
.
Таким образом, студент, имеющий шифр 1235 должен решать задачу №8 в первом задании, №11 – во втором, №14 – в третьем, №17 – в четвертом.
Если итоговая цифра по формуле получится число больше 30, то для определения варианта от полученной цифры вычитают 30.
Пример.
Пусть шифр студента 1298.
Номер варианта третьего задания:
. Промежуток 36 ‑ 30=6. Таким образом, в третьем задании студент решает задачу вариант №6.
Решение типовых задач
Задание 1
Решить систему линейных уравнений
а) методом Крамера; б) методом Гаусса:

Решение:
а) Решим систему методом Крамера. Составим матрицу системы:

Вычислим определитель этой матрицы:

Находим определители
получающиеся из исходного определителя заменой соответственно первого, второго и третьего столбцов столбцом свободных членов: 



Теперь используя формулы Крамера
находим решение системы:

б) Решим систему уравнений методом Гаусса.
Этот метод заключается в последовательном исключении переменных из системы уравнений.
Составим расширенную матрицу системы, в которую входят коэффициенты при переменных и свободные члены:

Чтобы исключить переменную
из второго и третьего уравнений, умножим первую строку на (-2) и (-3) и полученные строки прибавим ко второй и третьей строке соответственно:

Чтобы исключить переменную
из третьего уравнения, умножим вторую строку на (-1) и полученные строку прибавим к строке:

Получили систему уравнений, равносильную исходной системе, в которой первое уравнение содержит три переменных, второе - две, а третье - одну переменную:

Отсюда последовательно находим: 
Проверяем полученное решение, подставляя найденные значения в исходную систему:

Получили тождественные равенства, следовательно, система решена правильно.
Задание 2
Даны координаты вершин треугольника АВС A(-1; 2), B(5;-1), C(-4;-5).
Найти:
1) длину стороны АВ;
2) уравнения сторон АВ и ВС, их угловые коэффициенты;
3) найти величину угла В;
4) уравнение медианы АЕ;
5) уравнение и длину высоты СД;
6) уравнение прямой, проведенной через точку Е, параллельно стороне АВ;
7) сделать чертеж.
Решение.
1) Расстояние d между точками
и
определяется по формуле


воспользовавшись, которой находим длину AB:

2) Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки плоскости
, имеет вид

Подставляя в это уравнение координаты точек А и В, получим уравнение стороны АВ:

(AB)
Угловой коэффициент
прямой АВ найдем, преобразовав полученное уравнение к виду уравнения прямой с угловым коэффициентом 
Имеем
откуда
, откуда
.
Аналогично получим уравнение прямой BC и найдем ее угловой коэффициент:


Далее
, т.е.
.
3) Для нахождения внутреннего угла нашего треугольника воспользуемся формулой

Подставив ранее вычисленные значения
в эту формулу, находим:

| M |
| y |
| x |
| F |
| D |
| E |
| C |
| B |
| A |
Теперь воспользовавшись инженерным микрокалькулятором, получаем
4) Для составления уравнения медианы АЕ найдем сначала координаты точки Е ‑ середины отрезка BC;


Теперь подставив в
координаты точек A и B, получим уравнение медианы:

(AE)
5) Для составления уравнения высоты CD воспользуемся уравнением прямой, проходящей через заданную точку
с заданным угловым коэффициентом k, которое имеет вид

и условием перпендикулярности прямых AB и CD, которое выражается соотношением
откуда
Подставив в
вместо k – значение
, а вместо
‑ координаты точки С, получим уравнение высоты CD:
(CD)
Для вычисления длины высоты CD воспользуемся формулой отыскания расстояния d от заданной точки
до заданной прямой с уравнением
,которая имеет вид

Подставив в эту формулу вместо
‑ координаты точки C, а вместо A, B, C ‑ коэффициенты уравнения прямой AB, получаем

6) Так как искомая прямая EF параллельна прямой AB, то
. Подставив в уравнение
, вместо
, координаты точки E, а вместо k значение
, получаем уравнение прямой EF:

(EF)
Для отыскания координат точки M решаем совместно уравнения прямых EF и CD:

Таким образом, 
7) Треугольник ABC, высота CD, медиана AE, прямая EF и точка M построены в системе координат xOу на рис. 1.
Задание 3
Даны координаты вершин пирамиды ABCD: A (0; 0; 1), B (2; 3; 5), C (6; 2; 3), D (3; 7; 2).
Требуется:
1) Записать векторы
в системе орт
и найти модули этих векторов;
2) Найти угол между векторами
;
3) Найти проекцию вектора
на вектор
;
4) Найти площадь грани
;
5) Найти объем пирамиды
;
6) Составить уравнение ребра
;
7) Составить уравнение грани
.
Решение: 1) Известно, что произвольный вектор a представляется в системе орт
по формуле
(1)
где
- координаты вектора
в системе координат, порожденной ортами, причем
,
.
Если заданы точки
то для вектора
координаты будут следующими
,
, то есть
(2)
Воспользовавшись формулой (2) и координатами заданных точек A, B, C, D, получим:
| А |
| В |
| С |
| D |


Если вектор
задан формулой (1), то его модуль вычисляется следующим образом:
(3)
Используя формулу (3), получаем модули найденных векторов
,
,
.
2) Известна формула

где
‑ скалярное произведение векторов и, которое можно вычислить следующим образом:

Имеем

то есть 
3) Известно, что

то есть в нашем случае

4) Воспользуемся формулой нахождения площади треугольника, построенного на векторах 
,

где
– векторное произведение векторов, которое можно вычислить по следующему правилу:

В нашем примере
причем

Таким образом,
(кв.ед).
5) Объем пирамиды, построенной на трех некомпланарных векторах
можно найти по формуле

где
- смешанное произведение векторов, которое вычисляется следующим образом:

У нас
, где 

то есть
.
6) Известно, что уравнение прямой, проходящей через две заданные точки пространства
и имеет вид:
(4)
Подставив в (4) Координаты точек A и C получим

то есть уравнение ребра AC окончательно запишется следующим образом:
или 
7) Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки
можно записать в виде

Подставляя в него координаты точек A, B, C, получим


; 
Задание 4
Вычислить пределы:
;
г)
; д) 
Решение:
а) 
б)
Подставив предельное значение аргумента в заданное выражение, получим неопределенность вида
, для раскрытия которой числитель и знаменатель дроби разложим на множители, найдя предварительно корни трехчленов.

в)
Подстановка предельного значения х показывает, что имеем неопределенность вида
, для раскрытия которой числитель и знаменатель дроби делим почленно на
. При этом получим пределы вида
и т. д., которые равны нулю.
.
г) Преобразуем данное выражение: 
В каждом сомножителе выполним несложные преобразования, позволяющие применить первый замечательный предел:
, или
. Тогда
.
д) Преобразуем исходное выражение так, чтобы использовать второй замечательный предел:
или
.Выделим внутри скобки единицу, сделаем замену переменной и преобразуем показатель степени.

=
=
=
.
Задание 5
Найти производные функций:

Решение. При вычислении производных используют правила дифференцирования и таблицу производных.
Правила дифференцирования:
1. (с)
=0 2. (u+v)
=u
+v
3. (uv)
=u
v+uv 
4. (сu)
= сu
5.
.
Таблица производных основных элементарных функций:
1.
, в частности:
;
2.
, в частности:
;
3.
, в частности:
;
4.
;
5.
;
6.
;
7.
;
8.
;
9.
;
10.
;
11.
.
а) Используя правило дифференцирования суммы функций и таблицу производных, получим:
.
б) Воспользуемся правилом дифференцирования произведения двух функций и формулами нахождения производной от показательной и логарифмической функции.
=
.
в) Найти производную функции:
.
Используем правило дифференцирования дроби и формулы нахождения производной от
и показательной функции.
.
Задание 6
Исследовать функцию методами дифференциального исчисления и построить ее график: a)
.
Решение. При исследовании функции и построении ее графика полезно воспользоваться следующей схемой:
1. Найти область определения функции.
2. Найти точки пересечения графика с осями координат, если это возможно.
3. Найти асимптоты графика функции.
4. Найти интервалы монотонности и точки экстремума функции.
5. Найти интервалы выпуклости и вогнутости и точки перегиба графика функции.
На основании полученного исследования построить график.
1. Область определения.
.
2. Асимптоты графика:
а) вертикальная 
б) наклонная
, где
.

3. Найдем производную функции.
;
;
.
.
Определим знак производной в промежутках:
| xx | ( )
| (2, 4) | (4, 10) | (10, + )
| |||
x
| + | - | не сущ. | - | + | ||
y
| max | min |

4. Найдем вторую производную функции.

x
| ( )
| (4, + )
| |
| - | не сущ. | + |
y
|
|
|
Точек перегиба графика функции нет.
По результатам исследования построим график функции.
| y |
| -4 |
| x |
Задание 7.
Найти неопределенный интеграл методом подстановки
.
Решение. При нахождении неопределенных интегралов используется таблица интегралов:
| 1) | , ,
| 7) |
|
| 2) |
| 8) |
|
| 3) |
| 9) |
|
| 4) |
| 10) |
|
| 5) |
| 11) |
|
| 6) |
| 12) |
|
В нашем случае имеем
.
Задание 8
Найти неопределенные интегралы, используя выделение полного квадрата
.
Решение:

Задание 9
Найти неопределенные интегралы, применяя метод интегрирования по частям: а)
; б)
.
Решение. а) Используем формулу для интегрирования по частям
.
Пусть
. Тогда
Следовательно,
=
=
.
б) 
.
Задание 10
Найти неопределенный интеграл, пользуясь разложением рациональных дробей на простейшие
.
Решение.
.
После приведения к общему знаменателю получим следующее тождество для числителей:
или
.
Этим тождеством мы и воспользуемся для нахождения коэффициентов
А, В и С, приравняв коэффициенты при одинаковых степенях левой и правой частей тождества:
.
В результате получим:
, для второго интеграла введем подстановку
.
Окончательно, получим
.
Задание 11
Вычислить площадь, ограниченную заданными параболами.
.
Решение: Найдем точки пересечения кривых
,
,
. Используя формулу для вычисления площади плоской фигуры, ограниченной кривыми
,
и прямыми
:
| у = х2 ‑ 4х |
| у = 2х2 ‑ 3х ‑ 6 |
| у |
| х |
| ‑3 |
| 2 |
Задание 12
Найти объем тела, образованного вращением вокруг оси Ох фигуры, расположенной в первом квадранте и ограниченной заданными параболой, прямой и осью Ох,
.
Решение: Найдем точки пересечения кривых
,
,
.
| у = х2 |
| у |
| х |
| 6 |
| 2 |
| 6 |
| В |
| А |
| К |
| О |
,
,
;
вокруг оси
, получим тело вращения, объем которого находим по формуле:
.
Разобьем фигуру на две части: ОАК и АКВ. Применительно к нашему случаю, имеем объем всей фигуры

Задание 13
Найти частное решение уравнения
, удовлетворяющее условию
.
Решение: Запишем, что
, тогда нное уравнение является уравнением с разделяющимися переменными. Умножив обе части уравнения на dx и разделив на множитель (y+ 1), получим уравнение с разделёнными переменными.
или

Интегрируя, имеет: 
In
=In sin x +In C, y+1=С sin x, y=C sin x—1—общее решение заданного уравнения. Используя начальные условия, находим значения постоянной производной C.
2=Сsin
—1; 2= C—1; C=3.
Следовательно, y=3sin x—1 есть частное решение, удовлетворяющее заданным начальным условиям.
Задание 14
Найти общий интеграл уравнения

Решение: Это однородное уравнение, приведем его к виду
т.к. 
Далее вводим новую функцию
, полагая
при этом
и после подстановки данное уравнение преобразуется в уравнение с разделяющимися переменными
или 
Разделим переменные:
и, интегрируя, найдем
или
. Исключая вспомогательную функцию
, окончательно получим 
Задание 15
Решить уравнение 
Решение:
Убедившись, что данное уравнение линейное, полагаем
тогда
и данное уравнение преобразуется к виду:
или 
Так как одну из вспомогательных функций
или
можно взять произвольно, то выберем в качестве
какой ‑ либо частный интеграл уравнения
.
Тогда для отыскания
получим уравнение:
.
Решая первое уравнение, найдем
. Разделяя переменные и интегрируя, найдем его простейший, отличный от нуля частный интеграл:

Подставляя v во второе уравнение и решая его, найдем
как общий интеграл этого уравнения: 
Зная
и
, находим искомую функцию
.
Задание 16
Найти частное решение линейного однородного уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами, удовлетворяющее начальным условиям:

Решение: Общий вид такого уравнения:
, где
и
‑ действительные числа. Корни его характеристического уравнения
могут быть:
1) действительными и различными:
;
2) действительными и равными:
;
3) комплексными:
.
Им соответствуют следующие общие решения уравнения:
1)
;
2)
;
3)
.
а) Характеристическое уравнение
имеет два различных вещественных корня
, поэтому общее решение эт
)
)
y
x
)
,
,