Найти производные функций




Сборник заданий

Для расчетно-графических работ

По математике

 

Для студентов заочного отделения всех направлений

 

 

Уфа 2017

 


 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией механического факультета (протокол № 1 от 29 августа 2017 года)и заседанием кафедры математики (протокол № 10 от 28 июня 2017 года)

 

Составители:

доцент Ардуванова Ф.Ф., ст. преподаватель Зиянгирова С.Р.

Рецензент:

доцент кафедры физики Юмагужин Р.Ю.

 

Ответственный за выпуск:

и.о. зав. кафедрой математики, доцент Бадретдинов И.Д.

 

 


Оглавление

 

Введение  
Решение типовых задач Задание 1  
Задание 2  
Задание 3  
Задание 4  
Задание 5  
Задание 6  
Задание 7  
Задание 8  
Задание 9  
Задание 10  
Задание 11  
Задание 12  
Задание 13  
Задание 14  
Задание 15  
Задание 16  
Задание 17  
Задание 18  
Задание 19  
Задание 20  
Задание 21  
Задание 22  
Варианты индивидуальных заданий  
Библиографический список  
 


Введение

 

Сборник заданий для выполнения расчетно-графических работ по математике предназначен для студентов заочного отделения всех направлений. Сборник включает в себя, помимо заданий, краткие указания к выполнению контрольных и расчетно-графических работ, образцы решения некоторых задач, контрольные задания.

Перед выполнением контрольной работы студенту необходимо изучить соответствующие разделы рекомендуемой литературы [1] – [3] и воспользоваться решениями типовых примеров, содержащихся в настоящем сборнике. Большое количество образцов решенных задач дано в руководстве к решению задач [5] и [7]. Задачи для самостоятельного решения имеются как в представленных методических указаниях, так и в сборниках задач [4 ‑ 6].

Номер варианта по каждому заданию студент выбирает на усмотрение преподавателя: по номеру в списке студентов группы или по формуле ,

где - номер варианта,

- номер задания,

- предпоследняя цифра шифра студента,

- последняя цифра шифра.

Пример.

Пусть шифр студента 1235, тогда:

номер варианта первого задания: = ;

номер варианта второго задания: ;

номер варианта третьего задания: ;

номер варианта четвертого задания: .

Таким образом, студент, имеющий шифр 1235 должен решать задачу №8 в первом задании, №11 – во втором, №14 – в третьем, №17 – в четвертом.

Если итоговая цифра по формуле получится число больше 30, то для определения варианта от полученной цифры вычитают 30.

Пример.

Пусть шифр студента 1298.

Номер варианта третьего задания: . Промежуток 36 ‑ 30=6. Таким образом, в третьем задании студент решает задачу вариант №6.


Решение типовых задач

Задание 1

Решить систему линейных уравнений

а) методом Крамера; б) методом Гаусса:

 

 

Решение:

а) Решим систему методом Крамера. Составим матрицу системы:

 

 

Вычислим определитель этой матрицы:

 

Находим определители получающиеся из исходного определителя заменой соответственно первого, второго и третьего столбцов столбцом свободных членов:

 

 

 

Теперь используя формулы Крамера находим решение системы:

 

 

б) Решим систему уравнений методом Гаусса.

Этот метод заключается в последовательном исключении переменных из системы уравнений.

Составим расширенную матрицу системы, в которую входят коэффициенты при переменных и свободные члены:

 

 

Чтобы исключить переменную из второго и третьего уравнений, умножим первую строку на (-2) и (-3) и полученные строки прибавим ко второй и третьей строке соответственно:

 

 

Чтобы исключить переменную из третьего уравнения, умножим вторую строку на (-1) и полученные строку прибавим к строке:

 

 

Получили систему уравнений, равносильную исходной системе, в которой первое уравнение содержит три переменных, второе - две, а третье - одну переменную:

 

Отсюда последовательно находим:

Проверяем полученное решение, подставляя найденные значения в исходную систему:

Получили тождественные равенства, следовательно, система решена правильно.

Задание 2

Даны координаты вершин треугольника АВС A(-1; 2), B(5;-1), C(-4;-5).

Найти:

1) длину стороны АВ;

2) уравнения сторон АВ и ВС, их угловые коэффициенты;

3) найти величину угла В;

4) уравнение медианы АЕ;

5) уравнение и длину высоты СД;

6) уравнение прямой, проведенной через точку Е, параллельно стороне АВ;

7) сделать чертеж.

Решение.

1) Расстояние d между точками и определяется по формуле

воспользовавшись, которой находим длину AB:

2) Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки плоскости , имеет вид

Подставляя в это уравнение координаты точек А и В, получим уравнение стороны АВ:

(AB)

 

Угловой коэффициент прямой АВ найдем, преобразовав полученное уравнение к виду уравнения прямой с угловым коэффициентом

Имеем откуда , откуда .

Аналогично получим уравнение прямой BC и найдем ее угловой коэффициент:

Далее

, т.е. .

3) Для нахождения внутреннего угла нашего треугольника воспользуемся формулой

Подставив ранее вычисленные значения в эту формулу, находим:

M
y
x
F
D
E
C
B
A

Теперь воспользовавшись инженерным микрокалькулятором, получаем

4) Для составления уравнения медианы АЕ найдем сначала координаты точки Е ‑ середины отрезка BC;

Теперь подставив в координаты точек A и B, получим уравнение медианы:

(AE)

5) Для составления уравнения высоты CD воспользуемся уравнением прямой, проходящей через заданную точку с заданным угловым коэффициентом k, которое имеет вид

и условием перпендикулярности прямых AB и CD, которое выражается соотношением откуда Подставив в вместо k – значение , а вместо ‑ координаты точки С, получим уравнение высоты CD:

(CD)

Для вычисления длины высоты CD воспользуемся формулой отыскания расстояния d от заданной точки до заданной прямой с уравнением ,которая имеет вид

Подставив в эту формулу вместо ‑ координаты точки C, а вместо A, B, C ‑ коэффициенты уравнения прямой AB, получаем

 

6) Так как искомая прямая EF параллельна прямой AB, то

. Подставив в уравнение , вместо , координаты точки E, а вместо k значение , получаем уравнение прямой EF:

(EF)

Для отыскания координат точки M решаем совместно уравнения прямых EF и CD:

Таким образом,

7) Треугольник ABC, высота CD, медиана AE, прямая EF и точка M построены в системе координат xOу на рис. 1.

 

Задание 3

Даны координаты вершин пирамиды ABCD: A (0; 0; 1), B (2; 3; 5), C (6; 2; 3), D (3; 7; 2).

Требуется:

1) Записать векторы в системе орт и найти модули этих векторов;

2) Найти угол между векторами ;

3) Найти проекцию вектора на вектор ;

4) Найти площадь грани ;

5) Найти объем пирамиды ;

6) Составить уравнение ребра ;

7) Составить уравнение грани .

Решение: 1) Известно, что произвольный вектор a представляется в системе орт по формуле

(1)

где - координаты вектора в системе координат, порожденной ортами, причем

, .

Если заданы точки то для вектора координаты будут следующими , , то есть

(2)

Воспользовавшись формулой (2) и координатами заданных точек A, B, C, D, получим:

А
В
С
D

Если вектор задан формулой (1), то его модуль вычисляется следующим образом:

(3)

Используя формулу (3), получаем модули найденных векторов

, , .

2) Известна формула

 

где ‑ скалярное произведение векторов и, которое можно вычислить следующим образом:

Имеем

то есть

3) Известно, что

то есть в нашем случае

4) Воспользуемся формулой нахождения площади треугольника, построенного на векторах

 

,

где – векторное произведение векторов, которое можно вычислить по следующему правилу:

В нашем примере причем

Таким образом,

(кв.ед).

5) Объем пирамиды, построенной на трех некомпланарных векторах можно найти по формуле

где - смешанное произведение векторов, которое вычисляется следующим образом:

У нас , где

то есть .

6) Известно, что уравнение прямой, проходящей через две заданные точки пространства и имеет вид:

(4)

Подставив в (4) Координаты точек A и C получим

то есть уравнение ребра AC окончательно запишется следующим образом:

или

7) Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки можно записать в виде

Подставляя в него координаты точек A, B, C, получим

;

Задание 4

Вычислить пределы:

;

г) ; д)

Решение:

а)

б) Подставив предельное значение аргумента в заданное выражение, получим неопределенность вида , для раскрытия которой числитель и знаменатель дроби разложим на множители, найдя предварительно корни трехчленов.

 

в) Подстановка предельного значения х показывает, что имеем неопределенность вида , для раскрытия которой числитель и знаменатель дроби делим почленно на . При этом получим пределы вида и т. д., которые равны нулю.

.

г) Преобразуем данное выражение:

В каждом сомножителе выполним несложные преобразования, позволяющие применить первый замечательный предел:

, или . Тогда

 

.

д) Преобразуем исходное выражение так, чтобы использовать второй замечательный предел: или .Выделим внутри скобки единицу, сделаем замену переменной и преобразуем показатель степени.

=

= = .

 

Задание 5

 

Найти производные функций:

Решение. При вычислении производных используют правила дифференцирования и таблицу производных.

Правила дифференцирования:

1. (с) =0 2. (u+v) =u +v 3. (uv) =u v+uv

4. (сu) = сu 5. .

Таблица производных основных элементарных функций:

1. , в частности: ;

2. , в частности: ;

3. , в частности: ;

4. ;

5. ;

6. ;

7. ;

8. ;

9. ;

10. ;

11. .

 

а) Используя правило дифференцирования суммы функций и таблицу производных, получим:

.

б) Воспользуемся правилом дифференцирования произведения двух функций и формулами нахождения производной от показательной и логарифмической функции.

= .

в) Найти производную функции: .

Используем правило дифференцирования дроби и формулы нахождения производной от и показательной функции.

.

 

Задание 6

Исследовать функцию методами дифференциального исчисления и построить ее график: a) .

Решение. При исследовании функции и построении ее графика полезно воспользоваться следующей схемой:

1. Найти область определения функции.

2. Найти точки пересечения графика с осями координат, если это возможно.

3. Найти асимптоты графика функции.

4. Найти интервалы монотонности и точки экстремума функции.

5. Найти интервалы выпуклости и вогнутости и точки перегиба графика функции.

На основании полученного исследования построить график.

1. Область определения.

.

2. Асимптоты графика:

а) вертикальная

б) наклонная , где

.

3. Найдем производную функции.

; ; .

.

Определим знак производной в промежутках:

 

xx ()   (2, 4)   (4, 10)   (10, + )
x +   - не сущ. -   +
y   max       min  

4. Найдем вторую производную функции.

x ()   (4, + )
- не сущ. +
y  

Точек перегиба графика функции нет.

По результатам исследования построим график функции.

 

y
 
-4
 
x

Задание 7.

Найти неопределенный интеграл методом подстановки .

Решение. При нахождении неопределенных интегралов используется таблица интегралов:

 

1) , , 7)
2) 8)
3) 9)
4) 10)
5) 11)
6) 12)

 

В нашем случае имеем

.

Задание 8

Найти неопределенные интегралы, используя выделение полного квадрата .

Решение:

 

Задание 9

Найти неопределенные интегралы, применяя метод интегрирования по частям: а) ; б) .

Решение. а) Используем формулу для интегрирования по частям .

Пусть . Тогда Следовательно, =

= .

б)

.

 

Задание 10

Найти неопределенный интеграл, пользуясь разложением рациональных дробей на простейшие .

 

Решение.

.

После приведения к общему знаменателю получим следующее тождество для числителей:

или .

Этим тождеством мы и воспользуемся для нахождения коэффициентов

А, В и С, приравняв коэффициенты при одинаковых степенях левой и правой частей тождества:

.

В результате получим:

, для второго интеграла введем подстановку .

Окончательно, получим

.

Задание 11

Вычислить площадь, ограниченную заданными параболами.

.

Решение: Найдем точки пересечения кривых , , . Используя формулу для вычисления площади плоской фигуры, ограниченной кривыми , и прямыми :

у = х2 ‑ 4х
у = 2х2 ‑ 3х ‑ 6
у
х
‑3
2

 

 


Задание 12

Найти объем тела, образованного вращением вокруг оси Ох фигуры, расположенной в первом квадранте и ограниченной заданными параболой, прямой и осью Ох, .

Решение: Найдем точки пересечения кривых , , .

у = х2
у
х
6
2
6
В
А
К
О
Известно, что при вращении криволинейной трапеции, ограниченной линиями: , , ; вокруг оси , получим тело вращения, объем которого находим по формуле:

.

Разобьем фигуру на две части: ОАК и АКВ. Применительно к нашему случаю, имеем объем всей фигуры

 

Задание 13

Найти частное решение уравнения , удовлетворяющее условию .

Решение: Запишем, что , тогда нное уравнение является уравнением с разделяющимися переменными. Умножив обе части уравнения на dx и разделив на множитель (y+ 1), получим уравнение с разделёнными переменными.

или

Интегрируя, имеет:

In =In sin x +In C, y+1=С sin x, y=C sin x—1—общее решение заданного уравнения. Используя начальные условия, находим значения постоянной производной C.

 

2=Сsin —1; 2= C—1; C=3.

Следовательно, y=3sin x—1 есть частное решение, удовлетворяющее заданным начальным условиям.

 

Задание 14

Найти общий интеграл уравнения

Решение: Это однородное уравнение, приведем его к виду

т.к.

Далее вводим новую функцию , полагая при этом и после подстановки данное уравнение преобразуется в уравнение с разделяющимися переменными или

Разделим переменные: и, интегрируя, найдем или . Исключая вспомогательную функцию , окончательно получим

 

Задание 15

Решить уравнение

Решение:

Убедившись, что данное уравнение линейное, полагаем тогда и данное уравнение преобразуется к виду:

или

Так как одну из вспомогательных функций или можно взять произвольно, то выберем в качестве какой ‑ либо частный интеграл уравнения .

Тогда для отыскания получим уравнение: .

Решая первое уравнение, найдем . Разделяя переменные и интегрируя, найдем его простейший, отличный от нуля частный интеграл:

Подставляя v во второе уравнение и решая его, найдем как общий интеграл этого уравнения:

Зная и , находим искомую функцию .

 

Задание 16

Найти частное решение линейного однородного уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами, удовлетворяющее начальным условиям:

Решение: Общий вид такого уравнения: , где и ‑ действительные числа. Корни его характеристического уравнения могут быть:

1) действительными и различными: ;

2) действительными и равными: ;

3) комплексными: .

Им соответствуют следующие общие решения уравнения:

1) ;

2) ;

3) .

а) Характеристическое уравнение имеет два различных вещественных корня , поэтому общее решение эт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: