ВНЕШНИЕ СИЛЫ И МОМЕНТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА АВТОМОБИЛЬ




Военная автомобильная техника в Вооруженных силах используются для различных целей как в качестве отдельных автомобилей, так и в качестве тягачей для буксировки различных прицепных систем. Во время движения автомобили испытывают различные сопротивления, припятствующие их движению. Для преодоления этих препятствий автомобиль должен иметь достаточную силу тяги.

Для того чтобы определить все силы, действующие на колесную машину при ее движении, необходимо рассмотреть общий случай движения на подъем автомобиля-тягача (рис. 1)

Методические указания: Перечислить допущения, принятые при рассмотрении учебного вопроса

При рассмотрении сил, действующих на автомобиль, примем следующие допущения:

дорожные условия под колесами одного моста одинаковы, поэтому принимается плоская (велосипедная) схема;

автомобиль систематичен относительно продольной оси;

нормальные составляющие реакции дороги приложены к середине контактной поверхности, а их смещение учтено в моментах сопротивлению качению колес машины;

угол наклона a участка дороги постоянный;

силы сопротивления качению колес приложены к передним колесам, а силы тяги – к задним.

Рисунок. 1.

Все внешние силы и моменты, действующие на колесную машину, можно разделить на две группы:

- активные (силы и моменты, обеспечивающие движение автомобиля; силы и моменты, оказывающие сопротивление движению);

- пассивные силы и моменты, направленные перпендикулярно к направлению движения (нормальные силы).

К активным силам относится:

- сила тяги.

К пассивным (силам сопротивления движению) относятся:

- сила сопротивления качению;

- сила сопротивления подъему;

- сила сопротивления воздуха;

- сила тяги на крюке;

- сила инерции.

К пассивным относятся нормальные силы:

- нормальные реакции дороги;

- нормальная составляющая веса автомобиля.

Рассмотрим более подробно внешние силы и моменты, действующие на колесную машину.

1.1. Сила тяги

Сила тяги возникает в результате подводимого крутящего момента от двигателя к колесам через агрегаты трансмиссии.

Эта сила была уже рассмотрена в предыдущей теме, поэтому нет необходимости на ней останавливаться.

1.2. Сила сопротивления качению ().

Как было установлено раньше, что при движении по твердым грунтам сопротивление качению обусловлено только гистерезисными потерями энергии в эластичной шине, которые зависят от:

конструкции шин;

давления воздуха и температуры в шине;

нагрузки на шину;

скорости движения машины.

При движении по деформируемым грунтам кроме гистерезисных потерь добавляются потери на деформацию грунта.

Общую силу сопротивления качению определяют по формуле:

(1)

где f – коэффициент сопротивления качению;

a - угол подъема.

Как отмечено выше, сила сопротивления качению зависит от скорости движения, т.к. с увеличением скорости возрастает значение коэффициента f. Но, как показывают исследования, резкое увеличение его наблюдается при скорости выше 50 км/ч, поэтому при движении машины со скоростью до 50 км/ч коэффициент сопротивления качению можно считать постоянным.

1.2. Сила сопротивления подъему (скатывающая сила)

Сила сопротивления подъему является составляющей веса машины, приложенного в центре масс. Вес машины складывается из собственного веса и веса перевозимого груза

(2)

При этом собственный вес машины равен

(3)

Обратившись к рисунку 1 отметим, что вес машины можно разложить на две составляющие, одна из которых равна и является скатывающей силой. Эта сила при движении по усовершенствованным дорогам, где углы подъемов невелики, очень мала. Но так как военные колесные машины должны преодолевать подъемы до 30°, то эта сила достигает величины 0,5 G и в большинстве случаев превосходит силу сопротивления качению в несколько раз.

Методические указания: Следует отметить, что при движении на подъем эта сила является силой сопротивления движению, а на спуске - движущей силой.

Иногда силы сопротивления качению и сопротивления подъему объединяют и полученное общее сопротивление называют сопротивлением дороги, обозначая его Y.

 

(4)

, (5)

где y - коэффициент сопротивления дороги.

 

1.4. Сила сопротивления воздуха

Эта сила оказывает существенное влияние на тягово-скоростные свойства машины, особенно при высоких скоростях движения.

Основной составляющей силы сопротивления воздуха, (~ 60 %) является лобовое сопротивление или так называемое профильное сопротивление.

Лобовое сопротивление вызывается тем, что при движении машины (см. рис. 2) впереди ее создается зона повышенного давления, а сзади - зона разряжения. За счет разных давлений воздуха впереди и сзади машины создается сила лобового сопротивления. И она будет тем больше, чем большая энергия необходима для перемещения воздуха, а последняя зависит от формы движущегося в ней тела, На рисунке 2 показана схема вихреобразования, возникающего при движении автомобиля.

Рисунок.2.

Различают также сопротивления:

- сопротивление выступов (13% потерь), вызываемое выступающими частями машин (зеркало, антенна, дверные ручки);

- сопротивление трения (11% потерь) -сопротивление, обусловленное трением воздуха о наружные поверхности машины (действует в очень тонком пограничном слое, зависит от качества покраски автомобиля и чистоты поверхности). Сопротивление трения грязной машины значительно выше свежевымытой;

- внутреннее сопротивление-(10% потерь) сопротивление, возникающее при прохождении воздуха через подкапотное пространство, систему вентиляции и др.);

- индуктивное сопротивление (8% потерь)-обусловлено разностью давлений на верхнюю и нижнюю части кузова. В результате его действия возникает сила, которая стремиться оторвать автомобиль от поверхности дороги.

Методические указания: Показать на слайдах обтекание воздухом различных по форме тел и пояснить.

Существенное влияние на сопротивление движения оказывает и плотность среды-воздуха. Плотность воздуха уменьшается с увеличением высоты, принято считать, что при подъеме на высоту на каждые 1000 м плотность воздуха уменьшается приблизительно на 8-10 % и примерно пропорционально ей снижается сопротивление воздуха.

Методические указания: Необходимо отметить, что при значительных скоростях движения сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату скорости.

Все сказанное можно выразить математически формулой:

(6)

где - коэффициент сопротивления воздуха;

- площадь лобового сопротивления, м2;

- скорость движения, м/c.

Графическая зависимость величины силы сопротивления воздуха () от скорости движения автомобиля () представлена на рис.3.

Рисунок. 3

Коэффициент сопротивления воздуха зависит от коэффициента лобового сопротивления (коэффициента обтекаемости) и плотности воздуха .Определяется по формуле:

(7)

Для расчетов плотность воздуха принимают постоянной ( = 1,225кг/м3 ГОСТ-4401-81). Учитывая предыдущее утверждение K w= 0,61 . Коэффициент зависит от конфигурации кузова. На рис.4 показана зависимость (в условных единицах) величины от конфигурации кузова.

Рисунок.4

Установка на автомобиль различных выступающих деталей увеличивает лобовое сопротивление. Например, установка дополнительных фар вызывает дополнительное сопротивление = 0,04, антенны = 0,02.

По опытным данным коэффициент сопротивления воздуха для различных типов машин находится в пределах, указанных в таб.1.

Таблица 1

Тип машины Значение
гоночные 0,13 – 0,15
легковые 0,15 – 0, 45
автобусы 0,25 – 0,4
грузовые 0,5 – 0,7
автопоезда 0,55 – 0,95

Площадь лобового сопротивления определяется по следующей зависимости

, (8)

где - коэффициент заполнения площади;

В - ширина машины, м;

Н - высота машины по кабине или тенту, м.

Коэффициент заполнения площади для легковых автомобилей равен = 0,78 - 0,8; грузовых = 0,75 - 0,9 (большие значения для более тяжелых автомобилей).

Необходимо отметить, что все приведенные данные характерны для одиночных машин.

При наличии прицепа коэффициент сопротивления воздуха больше, чем для одиночной машины на 20 - 30% и увеличивается на 15-20% при добавлении следующего прицепа.

Сила сопротивления воздуха рассматривается как сосредоточенная и приложенная в центре парусности, координата, которого примерно равна

С целью уменьшения сопротивления воздуха, а следовательно, и снижения силы сопротивления воздуха на машине применяют скругление различных углов сопряжений, а также путем применения аэродинамических приспособлений (обтекателей).

Методические указания: В заключение этого раздела следует отметить, что при проведении тягово-динамических расчетов при скоростях движения меньших 40 км/ч силой сопротивления воздуха пренебрегают ввиду ее малой величины.

1.5. Сила инерции

Сила инерции () поступательного движения выражается через величину ее массы и поступательного ускорения по формуле:

для автомобиля
(9)

для прицепа

(10)

где m - масса машины;

m- масса прицепа.

 

1.6. Сила тяги на крюке ()

В общем случае сила тяги на крюке вследствие особенностей конструкции тягово-сцепного устройства направлена под углом к дороге, но обычно этот угол не превышает 7-10º, поэтому можно считать, что сила тяги на крюке параллельна дороге.

Силу тяги на крюке можно найти, если спроектировать на ось Х-Х все силы, действующие на прицеп и направленные против движения.

(11)

Все эти слагаемые определяются по тем же формулам, что для автомобиля, но силу сопротивления воздуха можно брать приблизительно 1/3 от силы сопротивления воздуха машины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: