ЛЕКЦИЯ
Тема: Динамика прямолинейного движения машины.
Занятие
Внешние силы и моменты, действующие на автомобиль при движении
Цели:
1. Получение систематизированных знаний:
о внешних силах и моментах, действующих на автомобиль при движении и влиянии на них конструктивных и эксплуатационных факторов;
о содержании основополагающих государственных и отраслевых стандартов по вопросам расчетного и экспериментального определения сил, действующих на автомобиль.
2. Формирование навыков грамотного использования профессиональной лексики
3. Развитие инженерного мышления
Время: 2 часа
Учебные вопросы и расчет времени:
I. Вводная часть | — 5 мин. |
II. Основная часть | — 80 мин. |
1. Виды нагружения элементов конструкции автомобилей и особенности их расчета. | — 10 мин. |
2. Внешние силы и моменты, действующие на автомобиль. | — 40 мин. |
3. Нормальные реакции опорной поверхности, действующие на колеса двухосного автомобиля. | — 30 мин. |
III. Заключительная часть | — 5 мин. |
Материальное обеспечение:
- мультимедийный комплекс
Программное обеспечение: Мультимедийная презентация «Внешние силы и моменты, действующие на автомобиль при движении».
Литература:
1. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Теория эксплуатационных свойств. Учебник для вузов по специальности “Автомобили и автомобильное хозяйство” - М.: Машиностроение, 1989. с.15…20, 39…43, 53…55
2. Смирнов Г.А. Теория движения колесных машин. - М.: Машиностроение, 1990 г, с. 31...36, 44…48
3. Антонов А.С., Кононович Ю.А., Магидович Е.И. и др. Армейские автомобили. Теория. - М.: Воениздат,1970. с. 45…61
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Методические указания:
Принять рапорт дежурного по аудитории.
|
Проверить наличие личного состава и готовность курсантов к занятию.
Напомнить изученный на предыдущем занятии учебный материал.
Провести опрос по следующим вопросам:
1. Чем вызываются потери при качении колеса?
2. Что такое коэффициент сопротивления качению колеса? Какова его физическая сущность?
3. Факторы, влияющие на коэффициент сопротивления качению.
4. Что называется силой и коэффициентом сцепления колеса? Физическая сущность коэффициента сопротивления?
5. Какое максимальное значение может принимать сила тяги колеса Рк?
Для опроса вызвать курсантов к доске с целью использования при ответе рисунков, выполненных на доске.
Объявить тему занятия, цель, учебные вопросы и литературу для самоподготовки.
Динамика прямолинейного движения машины является базовым разделом при изучении теории военной автомобильной техники.
Силы и моменты, действующие на машину, уравнения динамики прямолинейного движения органически входят в большинство тем теории автомобиля. На знании вопросов данной темы базируется методика тягового расчета машины.
Знание вопросов динамики прямолинейного движения машины поможет будущим офицерам-автомобилистам правильно оценивать показатели военной автомобильной техники, их практическом использовании в различных условиях. Все это непосредственно связано с повседневной деятельностью офицера-автомобилиста и в значительной степени влияет на его становление как инженера.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАГРУЖЕНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАСЧЕТА
Внешние силы, действующие на автомобиль, вместе с внутренними факторами влияют на надежность автомобиля, прочность его деталей, выносливость и износостойкость.
|
Под действием нагрузок детали разрушаются или изнашиваются, выходя за пределы, обеспечивающие работоспособность конструкций. В них накапливаются усталостные повреждения, приводящие к поломкам. Под нагрузкой понимают силовое воздействие вызывающее изменение напряженно-деформированного состояния конструкции. Силовые воздействия на автомобиль и его элементы, соответствующие им нагрузки и возникающие в деталях напряжения могут быть следующими:
- постоянные или медленно изменяющиеся: сила тяжести автомобиля и его составных частей, сила затяжки деталей;
- переменные с переменными напряжениями, систематически изменяющимися во времени по величине или по величине и определенному закону: переменные напряжения в валах и зубьях зубчатых колес трансмиссии;
- переменные при неустановившихся режимах переменных напряжений;
- ударные, сопровождающиеся деформациями.
Методические указания: Привести примеры нагружений и пояснить.
По способу воздействия нагрузки могут быть:
статическими
динамическими.
По периодичности действия:
регулярные (детерминированные)
случайные (не регулярные).
Методические указания: Обратить внимание обучающихся на то, что более подробно перечисленные виды нагружений элементов конструкции автомобилей рассматриваются в курсе сопротивления материалов, а особенности их расчета при изучении раздела конструкция колесных машин.