Нормальные реакции опорной поверхности, действующие на колеса автомобиля непрерывно изменяются в процессе движения. Эти реакции являются определяющими для сил сопротивления качению и сил сцепления с дорогой.
Рассмотрим вначале самый простой случай, определим нормальные реакции, действующие на колеса автомобиля, стоящего на горизонтальном участке дороги. (см. рис.5). Величины и
можно определить, состав сумму моментов относительно точек контакта переднего (т.А) и заднего (т.В) колес.
Рисунок. 5
В данном случае
(12)
(13)
Далее рассмотрим более общий случай - автомобиль, движущийся с ускорением на подъем (рис 6).
Рисунок.6.
Составим уравнение равновесия относительно точек контакта передних и задних колес с опорной поверхностью
(14)
Из анализа этих уравнений видно, что при ускоренном движении на подъем реакции , будет меньше
.
2.1 Определение координат центра тяжести.
Зная опорные реакции можно расчетным путем определить координату центра тяжести автомобиля, необходимую для оценки свойств автомобиля (например, при расчете устойчивости автомобиля).
Методические указания: Отметить, что положение координат центра тяжести как по длине базы, так и по высоте определяется опытным путем.
Аналитически координата центра тяжести по длине базы определяется, если известно распределение веса по осям, которое обычно приводится в справочной литературе (например: Краткий автомобильный справочник. - М.: Транспорт, 1985).
Так, для двухосного автомобиля, находящегося на горизонтальной площадке, из уравнения моментов относительно точек опоры колес получаем
Рисунок.7.
Координата центра тяжести по высоте автомобиля определяется экспериментально на специальном стенде опрокидывания (рис.8).
|
Рисунок.8.
На стенде фиксируется угол наклона платформы в момент бокового опрокидывания.
Затем определяют вертикальную координату центра тяжести по зависимости
(15)
где b - угол наклона платформы в момент опрокидывания автомобиля, рад.
Необходимо отметить, что зависимость (15) дает приближенное значение , так как она не учитывает дополнительный крен подрессоренной части автомобиля вследствие деформации подвески.
Высота центра тяжести негруженного автомобиля находится в пределах 0,65 - 1,0 м., у автомобиля с полной нагрузкой высота зависит от рода перевозимого груза и его размещения на платформе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подвести итог занятия. Напомнить изученные на занятии учебные вопросы и их значимость для изучения последующих тем. Подчеркнуть еще раз особую значимость учебного материала, изученного на занятии для понимания других тем теории колесных машин и для практической эксплуатации автомобилей.
Дать задание на самостоятельную работу (приложение 1).
Объявить тему следующего занятия и особенности подготовки к нему.
Доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного
Транспорта» ЮУрГУ Глемба К.В.