Тема 5. Психологические особенности готовности к школьному обучению.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Психологические основы развивающего обучения»

Специальность (направление) - 020400 Психология

 

Факультет – социолого-психологический

 

Курс – 4 Семестр - 8

 

Кафедра – психологии

 

Общая трудоемкость дисциплины – 120часов

 

В том числе:

 

Лекции - 30 часов

Практические занятия - 30 часов

Лабораторные занятия -

Самостоятельная работа - 60 часов

 

Рабочая программа принята на заседании кафедры

 

«_____»__________________2008 г.

 

 

Заведующий кафедрой _____________________А.С. Турчин

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Предметом изучения слушателей, участвующих в проблемном семинаре, является педагогическая реальность, рассматриваемая в динамике во взаимодействии с социально-психологическими условиями учебно-воспитательного процесса как основное условие развития личности.

Цель изучения курса «Психологических основ развивающего обучения» заключается в ориентировании слушателей в составляющих современных развивающих педагогических технологий преподавательской деятельности.

Задачи:

1.Ознакомление с философско-методологическими основами отечественной психологии развивающего обучения.

2. Создание условий для построения полной ориентировочной основы действия студентов-психологов в психологическом содержании современных образовательных технологий.

3. Формирование навыков анализа педагогической деятельности.

Качество знаний по курсы «Психологических основ развивающего обучения» определяется на основе результатов экзамена.

 

СТРУКТУРА КУРСА

Тема 1. Философско-методологические основы развивающего обучения. Диалектическая логика Г.Гегеля о развитии. Вклад Э.В.Ильенкова и В.В.Давыдова в создание философского обоснования теории развивающего обучения. Культурно-исторический подход к обучению и воспитанию. Психология и методология деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев). Психология и методология личностно-деятельностного подхода к обучению (А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя).

Тема 2. История развивающего обучения. Предпосылки развивающего обучения в дидактических системах ХУШ-Х!Х вв. Особенности критики базовой теоретической модели «монастырской» школы в начале ХХ в. в России и за рубежом. Активные методы обучения (Дальтон-план, метод проектов) и их модификации в системе трудовой школы Советской России в 20-х – начале 30-х гг. ХХ в.

Педагоги-новаторы и их опыт как эмпирическая база развивающего обучения в 60-80-х гг. ХХ в.

Психолого-педагогические предпосылки создания дидактических систем на базе деятельностного подхода к обучению.

Тема 3. Развитое детство и развивающее образование. Детство как культурно-исторический феномен. Периодизация возрастного развития по Д.Б.Эльконину и особая роль дошкольного детства в становлении человеческой личности (по А.В.Запорожцу и В.Т.Кудрявцеву). Амплификация и симплификация развития психики в условиях дошкольного воспитания. Пихолого-педагогические особенности гуманизации дошкольного образования с учетом психодидактических систем Л.А.Венгера и А.В.Запорожца.

Современные дошкольные образовательные программы и их психолого-педагогическое сопровождение.

Тема 4. Психологические особенности организации и содержание предшкольной образовательной подготовки.

Обоснование необходимости более раннего включения дошкольников, е посещающих детские сады, в систему организованной подготовки к школе. Особенности психики старших дошкольников и их учет в организации деятельности педагога в условиях школы.

Семья дошкольника как значимый фактор его обучения, воспитания и развития.

Особенности диагностики развития речи и познавательной сферы старшего дошкольника. Продуктивные виды деятельности и их освоение детьми, не посещавшими детские сады. Развитие общения в старшем дошкольном возрасте. Нравственное развитие старших дошкольников.

Тема 5. Психологические особенности готовности к школьному обучению.

Психологическая характеристика социальной ситуации развития младшего школьника. Возрастные и индивидуальные особенности шестилетних детей. Психологическая характеристика детских деятельностей и их влияние на развитие личности шестилеток.

Виды готовности к школьному обучению и их диагностика. Возможности компенсации несформированности некоторых видов готовности к обучению школьного типа в период, предшествующий поступлению в школу.

Тема 6. Психологическая характеристика учебной деятельности. Психологическая характеристика учебной деятельности, как «особой деятельности» по Ю.Б.Гиппенрейтер. Мотивы и цели учебной деятельности. Содержательная специфика предмета учебной деятельности в разные возрастные периоды развития личности.

Учебная ситуация, учебная задача, учебные действия.

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.

Моделирование в структуре учебной деятельности.

Способы и критерии оценивания эффективности освоения содержания учебной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: