СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО «ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ОСНОВАМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»




Тема 1. Философско-методологические основы развивающего обучения.

План.

1.Диалектическая логика и общефилософское понимание развития.

2.Этапы развития психики по А.Н.Леонтьеву и методология деятельностного подхода.

3.Культурно-историческая теория Л.С.Выготского о связи процессов обучения и развития.

4.Принципы общепсихологического деятельностного подхода к построению процесса учения.

5.Основные постулаты теории деятельности по В.В.Давыдову.

6.Основные принципы психологического анализа в теории деятельности по А.Г.Асмолову.

 

Литература:

Каган М.С. Человеческая деятельность. – М., 1971.

Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

Конспект: Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности.//Хрестоматия по психологии./Под ред. А.В.Петровского. М., 1977. С.206-214.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. С.21-37.

 

Тема 2. История развивающего обучения.

План.

1. Исторические предпосылки появления развивающего обучения в истории психологии обучения.

2. Гуманизация процесса обучения и необходимость обеспечения антропологического подхода к его организации.

3. Первый опыт развивающего обучения в школах Советской России.

4. Педагоги-новаторы как практики развивающего обучения.

5. Психолого-педагогические предпосылки создания дидактических систем на базе деятельностного подхода к обучению.

 

Литература:

1Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Учебник. –М., 1992.

Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. – М., 2001.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.

Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?. – М., 1984.

Конспект:

 

Тема 3. Развитое детство и развивающее образование.

План.

1. Пути решения проблемы соотношения обучения и развития психики в различных научных школах.

2. Детство как культурно-исторический феномен.

3. Изменения в возрастной структуре детства и в понимании возможностей ускорения психического развития средствами обучения.

4. Понятие «зоны актуального» и «зоны ближайшего развития» психики у Л.С.Выготского.

5. Что такое развитое детство?

 

Литература:

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в разных возрастах. – М._Воронеж, 2001.

Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М.-Воронеж, 1997.

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.-Воронеж, 1998.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. – М., 1992.

Конспект:

 

Тема 4. Психологические особенности организации и содержание предшкольной образовательной подготовки.

План

1. Причины введения предшкольной образовательной подготовки старших дошкольников.

2. Психологическая характеристика личности и деятельности старшего дошкольника:

1) самосознание и самооценка;

2) особенности мотивационной сферы личности;

3) развитие познавательных процессов;

4) развитие общения;

3. Игра и продуктивные виды деятельности в старшем дошкольном возрасте.

4. Предпосылки учебной деятельности.

Литература:

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в разных возрастах. – М._Воронеж, 2001.

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение. Владос., 1995.

Никитин Б.П. Развивающие игры.-М., 1985.

Учимся общаться с ребенком./ В.А.Петровский и др. М.: Просвещение, 1993.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. – М., 1992.

Конспект:

Тема 5. Психологические особенности готовности к школьному обучению.

План

  1. Психологическое содержание понятий «школьная зрелость» и «психологическая готовность к школьному обучению».
  2. Основные подходы к определению психологической готовности к обучению школьного типа.
  3. Диагностика готовности к школьному обучению.
  4. Основные факторы, препятствующие успешному началу обучения шести- семилетних детей.
  5. Возможности компенсации неготовности к обучению школьного типа средствами педагогической психологии.

Литература:

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. – М., 1992.

2. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. СПб: Питер, 2007.

3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.

4. Волков В.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. М., 2000.

Конспект:

 

 

Тема 6: Психологическая характеристика учебной деятельности.

План.

1.Понятие об учебной деятельности.

2. Понятие «субъекта» учебной деятельности.

3. Учение как квази исследовательская деятельность.

4.Мотивация учения.

5.Цели учебной деятельности.

6.Структура учебной деятельности.

 

Литература:

Айдарова Л.И.Развитие детей в условиях экспериментального обучения.//Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.:Педагогика, 1978. С.70-141.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.:Педагогика, 1986. С.97-99.

Дусавицкий А.К. Дважды два + икс? – М.: Знание, 1985.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности маладших школьников. М.:Просвещение, 1988.

КОНСПЕКТ:

 

Тема 7. Личностно-деятельностный подход к процессу обучения.

План

  1. Общепсихологические основы формирования направлений обучения.
  2. Основные направления современного обучения. Общее определение подхода к обучению.
  3. Программированное обучение.
  4. Управляемое формирование умственных действий и понятий.
  5. Личностный компонент личностно-деятельностного подхода.
  6. Деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода.
  7. ЛДП с позиции педагога. ЛДП с позиции учащегося.

Литература:

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 1995.

Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. М., 1996.

Управляемое формирование психических процессов. /Под ред. П.Я.Гальперина. М., 1977.

Хамблин Д. Формирование учебных навыков. М.,1986.

Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1978.

Управление познавательной деятельностью учащихся. М.:МГУ,1972.

Стоунс Э. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1984.

 

КОНСПЕКТ: Леонтьев А.Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских авторов периода 1918-1945 гг. М., 1980. С.161-186.

 

Тема 6. Построение процесса обучения в системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.

План.

  1. Исследование возрастных возможностей усвоения знаний Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым.
  2. Экспериментальная проверка концепции учебной деятельности.
  3. Построение теории развивающего обучения.
  4. Психологическая специфика обучения в классах РО.

Литература:

Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. –М.: Знание,1983.

Зак А.З. Развитие теоретического мышления младших школьников. –М.: Педагогика, 1984.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

Реферат: Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: «Педагогика», 1978. С.10-32.

 

Тема 7: Деятельностный подход к процессу обучения.

План

1. Общепсихологические принципы теории деятельности и их роль в психологизации процесса обучения.

2. Проблема взаимосвязи и взаимовлияния процессов обучения и развития.

3. Особенности организации экспериментального обучения в соответствии с положениями деятельностной теории учения.

4. Проблема средств учения в педагогической психологии

Литература:

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.

Философско-психологические основы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1981.

Стоунс Э. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1984.

Фридман Л.М. Пихлогия в современной школе. М.: ТЦ «СФЕРА», 2001.

Фам Мин Хак. Поведение и деятельность. М.:Смысл, 2003.

Реферат:Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М.: Академия, 2006. С.63-75; 75-84; 84-91; 84-96.

 

Тема 8: Личностно-деятельностный подход к процессу обучения.

План

1.Особенности личностной парадигмы образования.

2. Гуманизация и гуманитаризация процесса обучения.

3. Развитие социальной компетентности как отражение принципов личностного подхода к обучению.

4. Психологические особенности личностно-ориентированного образования (ЛОО) и личностно-ориентированного образования (по И.С.Якиманской).

5. Личностный подход к обучению и акмеология образования.

Литература:

Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.:»Логос», 1999.

Рахимов А.З. Педагогическая акмеология. Уфа, 1999.

Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий. / Под ред. А.Г.Асмолова и Г.У.Солдатовой. М.: Смысл, 2006.

Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.

Исенина Е.И. Гуманизация обучения в школе. Идеи. Ценности. Методы. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007.

КОНСПЕКТ: Исенина Е.И. Гуманизация обучения в школе. Иваново, 2007. С.71-76.

 

Тема 9: Построение процесса обучения в системе обучения в системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.

План

1. Психологическая концепция обучения на основе культурно-исторической теории развития психики.

2. Особенности содержательного обобщения как основы развития мышления.

3. Виды общения в обучении.

4. Коллективно-распределенная форма учебного взаимодействия.

5. Проблемы построения учебника в системе РО.

6. Особенности диагностики интеллектуального развития в системе РО.

Литература:

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

Дусавицкий А.К. Дважды два = икс? М.: Знание, 1985.

Зак А.З. Развитие теоретического мышления младших школьников. М.: Педагогика, 1984.

 

Тема 10. Развитие личности учащегося в учебном процессе.

План

1. Возрастная динамика свойств личности учащегося.

2. Школьник как субъект педагогической деятельности.

3. Самооценка и уровень притязаний учащегося.

4. Психологическая характеристика обучаемости.

5. Учебная деятельность как форма развития личности.

6. Проблема ведущей деятельности.

7. Активность личности в развивающейся системе коллектива.

8. Экспериментальные исследования формирования учебной деятельности.

Литература:

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1970.

Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

Фельдштейн Д.И. Возрастная психология. М., 1997.

Фридман Л.И. и др. Психологический справочник учителя. М., 1998.

КОНСПЕКТ: Якобсон П.М. Психология чувств. //Хрестоматия по психологии. М., 1984. С.480-487.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1981.

Леонтьев А.Н. Лекции по психологии. –М.: Смысл, 2002.

Реферат: Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности.//Принцип развития в психологии. – М.,1978. С.142-156.

 

Тема 11. Психологический анализ урока в системе РО.

План.

1. Психологический анализ урока в структуре профессиональной деятельности педагогического психолога.

2. Критерии оценки качества сформированности содержания учебной деятельности в системе РО:

1) рефлексия способа приема и переработки информации;

2)моделирование в структуре учебных действий;

3) характеристики теоретического мышления;

4) оценивание индивидуальных и групповых способов выполнения учебных действий.

3. Личностно-смысловое отношение к учебному предмету.

 

Литература:

Цукерман Л.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: Знание, 1989.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.

Цукерман Л.И. Виды общения в обучении. –М., 1993.

Турчин А.С. Введение в педагогическую психологию – Иваново: Изд-во Иван. ун-та, 2003.

Реферат:

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч.1. М.: Учитель, 2005. С.139-153; 153-156; 156-160; 160-168.

 

4.ФОРМЫСОДЕРЖАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО, ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО

КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

Темы рефератов

1.Культурно-исторический подход к обучению и воспитанию

2.Активные методы обучения (Дальтон-план, метод проектов) и их модификации в системе трудовой школы Советской России в 20-х – начале 30-х гг. ХХ в.

3.Особая роль дошкольного детства в становлении человеческой личности (по А.В.Запорожцу и В.Т.Кудрявцеву).

4.Нравственное развитие старших дошкольников.

5.Возрастные и индивидуальные особенности шестилетних детей.

6.Моделирование в структуре учебной деятельности.

7.Исследования экзаменационного стресса.

8.Варианты дифференциации в учебном процессе школы.

9.Особенности организации обучения в классах РО.

10.Учебная деятельность как форма развития личности.

11.Проблемы школьного учебника.

12.Личностно-смысловое отношение к учебному предмету.

 

 

ВОПРОСЫК ЭЗАМЕНУ

1. Современное образование: психологический аспект.

2. Обучение и развитие. Характер влияния.

3. Психолого-педагогический анализ урока.

4. Психологическая характеристика учебной деятельности и учебной работы

5. Психологическая структура учебной деятельности и ее формирование.

6. Деятельностный подход к процессу обучения.

7. Развитие личности учащегося в учебном процессе.

8. Педагогическое стимулирование творческого мышления учащихся на уроке.

9. Оценка эффективности обучения учащихся в традиционной школьной учебно-воспитательной ситуации.

10. Оценка эффективности обучения в классах развивающего обучения.

11. Взаимодействие учителя с учащимися на уроке.

12. Содержание педагогического общения.

13. Профессиональная компетентность педагога.

14. Психологическая характеристика педагогических умений

15. Развитие личности учащегося на уроке.

16. Психологические особенности учебной деятельности младших школьников.

17. Психологические особенности обучения подростков.

18. Особенности обучения старшеклассников.

19. Особенности индивидуального подхода к обучению в средней школе.

20. Психологические особенности учебной деятельности студентов.

21. Знания, умения и навыки в структуре обучения.

22. Принципы развивающего обучения, введенные Л.В.Занковым.

23. Особенности коллективно-распределенной деятельности в системе Эльконина-Давыдова.

24. Обучение по системе «Школы диалога культур».

25. Проблемное обучение и ТРИЗ.

26. Интерактивные методы обучения.

27. Предыстория развивающего обучения.

28. Философские основы построения педагогических технологий развивающего обучения.

29. Развивающие программы обучения и воспитания в детском саду.

30. Развитое детство и развивающее образование.

31. Проблемы построения учебника в системе РО.

32. Психологические проблемы предшкольной образовательной подготовки.

33. Психологическая готовность к обучению школьного типа.

34. Особенности личностной парадигмы образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: