1.1. Количество участников ЕГЭ по учебному предмету (за 3 года)
Таблица 2-1
чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников |
2,68 | 2,36 | 1,98 |
Вывод: количество выпускников, выбирающих предмет География в качестве экзамена, медленно снижается в течение трех лет, что связано с невостребованностью данного предмета при поступлении в высшие учебные заведения региона.
1.2. Процентное соотношение юношей и девушек, участвующих в ЕГЭ
Таблица 2-2
Пол | ||||||
чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | |
Женский | 49,66 | 43,94 | 56,10 | |||
Мужской | 50,34 | 56,06 | 43,90 |
Вывод: соотношение количества девушек и юношей, сдающих ЕГЭ по географии в течение трех лет меняется незначительно и колеблется в обе стороны. Подобное распределение связано с тем, что девушки выбирают данный экзамен при поступлении на направление «экология» в различные ВУЗы региона, а юноши ориентируются на технические профессии, представленные факультетами ГИДРОМЕТ (гидротехнические сооружения, метеорология и так далее)
1.3. Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям
Таблица 2-3
Всего участников ЕГЭ по предмету | |||
Из них: выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО | 97,96 | 92,42 | 92,68 |
выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО | 0,68 | 0,00 | 0,00 |
выпускников прошлых лет | 1,36 | 6,82 | 6,50 |
участники с ограниченными возможностями здоровья | 0,00 | 0,76 | 0,81 |
1.4. Количество участников ЕГЭ по типам ОО
Таблица 2-4
Всего участников ЕГЭ по предмету | |||
Из них: - выпускники лицеев и гимназий | 15,28 | 14,63 | 13,04 |
- выпускники СОШ | 77,78 | 84,55 | 72,17 |
- выпускники СОШ с углубленным изучением отдельных предметов | - | - | 14,78 |
- выпускники СОШ для ОВЗ | - | 0,81 | - |
|
1.5. Количество участников ЕГЭ по предмету по АТЕ региона
Таблица 2-5
АТЕ | Количество участников ЕГЭ по учебному предмету | % от общего числа участников в регионе | Количество участников ЕГЭ по учебному предмету | % от общего числа участников в регионе | Количество участников ЕГЭ по учебному предмету | % от общего числа участников в регионе |
Бокситогорский район | 1,36 | 6,06 | 5,69 | |||
Волосовский район | 3,40 | 1,52 | 0,85 | |||
Волховский район | 8,84 | 9,09 | 5,93 | |||
Всеволожский район | 17,69 | 19,70 | 38,21 | |||
Выборгский район | 10,20 | 12,88 | 7,63 | |||
Гатчинский район | 8,84 | 14,39 | 6,78 | |||
Кингисеппский район | 2,72 | 3,79 | 5,08 | |||
Киришский район | 4,76 | 0,00 | 1,69 | |||
Кировский район | 10,20 | 6,06 | 4,07 | |||
Лодейнопольский район | 2,72 | 0,00 | 0,00 | 0,85 | ||
Ломоносовский район | 3,40 | 3,03 | 2,54 | |||
Лужский район | 1,36 | 3,79 | 1,69 | |||
Подпорожский район | 0,00 | 3,03 | 1,69 | |||
Приозерский район | 4,08 | 2,27 | 0,85 | |||
Сланцевский район | 3,40 | 0,00 | 1,69 | |||
г. Сосновый Бор | 6,12 | 5,30 | 6,50 | |||
Тихвинский район | 4,08 | 6,82 | 5,93 | |||
Тосненский район | 6,80 | 2,27 | 4,24 |
Вывод: традиционно наибольшее количество выпускников, сдающих ЕГЭ по географии представляют самые плотно заселенные, многочисленные районы Ленинградской области - Всеволожский район, Гатчинский и Выборгский районы. Аномально высокий процент выпускников из Всеволожского района (38% в 2020 году против 20% в 2019 году) связано с социально-экономической ситуацией в АТЕ (район активно застраивается, введен в строй ряд новых образовательных учреждений в 2020 году).
|
1.6. Основные УМК по предмету, которые использовались в ОО в 2019-2020 учебном году.
Таблица 2-6
№ п/п | Название УМК | Примерный процент ОО, в которых использовался данный УМК |
1. Линия «Полярная звезда» Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. издательство «Просвещение» (2019); 2. География Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. ООО «Дрофа» (2019); 3. Серия «Роза ветров» Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. Издательство «Вентана-Граф» (2019); 4. Домогацких Е.М. издательство «Русское слово» (2016); | 70% 20% 3% 7% | |
1. Барабанов В.В., Подымов А.В. География. Подготовка к ЕГЭ в 2020 году. Диагностические работы. - М.: МЦНМО, 2020; 2. ЕГЭ. География: тематические и типовые экзаменационные вырианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. 2. Соловьева Ю.А. ЕГЭ 2020. География: тренировочные варианты. 20 вариантов / Ю.А. Соловьева, О.В. Чичерина, А.Б. Эртель. - Москва: Эксмо, 2019. - 264 с. |
Планируемые корректировки в выборе УМК и учебно-методической литературы – не запланированы
1.7. ВЫВОДЫо характере изменения количества участников ЕГЭ по учебному предмету.
Предмет «География» остается в регионе предметом по выбору на последнем месте, с минимальным количеством участников (в пределах 2%). Незначительное число участников экзамена объясняется небольшим количеством направлений подготовки в учебных заведениях высшего образования, для поступления на которые требуется предоставить результаты по данному предмету.
|
За последние три года количество выпускников, выбирающих и сдающих ЕГЭ по географии, медленно снижается от 2,68% в 2018 году до 1,98% в 2020 году.
Как и в прошлые годы, «География» относится к предметам, в которых в распределении участников по гендерному признаку колеблется незначительно и колеблется в обе стороны. Подобное распределение связано с тем, что девушки выбирают данный экзамен при поступлении на направление «экология» в различные ВУЗы, а юноши ориентируются на технические професии, представленные факультетами ГИДРОМЕТ (гидротехнические сооружения, метеорология и так далее).
Подавляющее большинство участников ЕГЭ – это выпускники текущего года - порядка 92%. В 2020 году показатель участников сопоставим с 2019 годом.
Количество участников по типам ОО так же неизменно и характерно для Ленинградской области, что соответствует количеству средних школ и школ с повышенным уровнем образования. На протяжении последних шести лет подавляющее большинство - выпускники средних школ (72%), на долю выпускников лицеев, гимназий приходится 13 % участников экзамена, также в 2020 году в экзамене приняли участие выпускники ОУ с углубленным изучением ряда предметов (порядка 15%).
Распределение участников по предмету по АТЕ региона соотносится в процентном отношении с общим количеством выпускников по муниципальным образованиям. Наибольшее количество участников дают «большие» муниципальные образования – Всеволожский, Выборгский, Гатчинский районы.
Аномально высокий процент выпускников из Всеволожского района (38% в 2020 году против 20% в 2019 году) связано с социально-экономической ситуацией в АТЕ (район активно застраивается, введен в строй ряд новых образовательных учреждений в 2020 году).
За последние три года отмечена следующая стабильная динамика участия по муниципальным образованиям:
снижение количества участников в Гатчинском, Приозерском, Кировском, Тосненском, Волосовском районах;
увеличение количества участников в Кингисеппском, Всеволожском районах.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЕГЭ ПО ПРЕДМЕТУ
2.1. Диаграмма распределения тестовых баллов по предмету в 2020 г.
Анализ диаграммы распределения количества баллов экзамена между участниками позволяет нам сделать следующие выводы: в правом кластере диаграммы кривая распределения баллов находится значительно выше, чем в левом кластере, следовательно, бОльшая часть учеников (72%) выполнила задания экзамена на 61 балл и выше. Один ученик (выпускник прошлых лет) не преодолел порог, 2 ученика заработали максимальное количество баллов - 100. «Пиковый характер» кривой диаграммы связан с пересчетом первичных баллов экзамена в итоговые (100-балльная шкала).
2.2. Динамика результатов ЕГЭ по предмету за последние 3 года
Таблица 2-7
География | Ленинградская область | ||
2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | |
Не преодолели минимального балла, % | 3,40 | 1,52 | 0,81 |
Средний тестовый балл | 65,50 | 63,58 | 65,44 |
Получили от 81 до 99 баллов, % | 17,01 | 10,61 | 16,26 |
Получили 100 баллов, чел. | 2,04 | 0,76 |
2.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:
2.3.1. в разрезе категорий [4] участников ЕГЭ
Таблица 2-8
Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО | Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО | Выпускники прошлых лет | Участники ЕГЭ с ОВЗ | ||||
Доля участников, набравших балл ниже минимального | 0,00 | 0,00 | 12,50 | 0,00 | |||
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов | 28,95 | 0,00 | 75,00 | 100,00 | |||
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов | 51,75 | 0,00 | 12,50 | 0,00 | |||
Доля участников, получивших от 81 до 99 баллов | 17,54 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||
Количество участников, получивших 100 баллов | |||||||
Вывод: бОльшая часть учеников (69%), выполнившая задания экзамена на 61 балл и выше - это выпускники текущего года. Выпускники прошлых лет традиционно на протяжении ряда лет показывают низкие (75% ВПЛ 2020 года набрали менее 60 баллов) и неудовлетворительные результаты. Это связано с отсутствием систематической подготовки к экзамену, которую обеспечивают своим выпускникам образовательные учреждения в течение 10 и 11 года обучения.
2.3.2. в разрезе типа ОО [5]
Таблица 2-9
Доля участников, получивших тестовый балл | Количество участников, получивших 100 баллов | ||||
ниже минимального | от минимального до 60 баллов | от 61 до 80 баллов | от 81 до 99 баллов | ||
Лицеи, гимназии | 0,00 | 66,67 | 20,00 | 13,33 | |
СОШ | 0,00 | 25,30 | 59,04 | 14,46 | |
СОШ с углубленным изучением отдельных предметов | 0,00 | 17,65 | 41,18 | 35,29 | |
СОШ для ОВЗ | - | - | - | - | - |
Вывод: в экзаменах по выбору, а в частности, в ЕГЭ по географии выпускники лицеев и гимназий оказываются традиционно слабее своих сотоварищей из общеобразовательных организаций (более 60 баллов набрали лишь 43% выпускников гимназий и лицеев, в отличие от 73,5% выпускников ОУ). Связано это с отсутствием изучения географии на углубленном уровне по гимназическим и лицейским программам, часто отсутствие предмета как такового в старшей школе (его заменяет предмет «Естествознание»). Также в 2020 году появились выпускники школ с углубленным изучением предметов, которые и стали лидерами-»высокобальниками» (35% таких выпускников набрали более 81 балла).
2.3.3. основные результаты ЕГЭ по предмету в сравнении по АТЕ
Таблица 2-10
Наименование АТЕ | Доля участников, набравших балл ниже минимального | Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов | Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов | Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | Количество выпускников, получивших 100 баллов |
Бокситогорский район | 0,00 | 1,70 | 3,39 | 0,00 | |
Волосовский район | 0,00 | 0,00 | 0,85 | 0,00 | |
Волховский район | 0,00 | 1,70 | 3,39 | 0,85 | |
Всеволожский район | 0,00 | 14,41 | 14,41 | 9,32 | |
Выборгский район | 0,00 | 0,85 | 5,93 | 0,85 | |
Гатчинский район | 0,00 | 1,70 | 4,24 | 0,00 | |
Кингисеппский район | 0,00 | 2,54 | 1,70 | 0,85 | |
Киришский район | 0,00 | 0,00 | 1,70 | 0,00 | |
Кировский район | 0,85 | 1,70 | 0,85 | 0,00 | |
Лодейнопольский район | 0,00 | 0,00 | 0,85 | 0,00 | |
Ломоносовский район | 0,00 | 0,00 | 1,70 | 0,85 | |
Лужский район | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 1,70 | |
Подпорожский район | 0,00 | 0,00 | 1,70 | 0,00 | |
Приозерский район | 0,00 | 0,00 | 0,85 | 0,00 | |
Сланцевский район | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,85 | |
г. Сосновый Бор | 0,00 | 2,54 | 2,54 | 0,85 | |
Тихвинский район | 0,00 | 0,85 | 4,24 | 0,85 | |
Тосненский район | 0,00 | 3,39 | 0,85 | 0,00 |
2.4. Выделение перечня ОО, продемонстрировавших наиболее высокие и низкие результаты ЕГЭ по предмету
2.4.1. перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по предмету
Выбирается [6] от 5 до 15% от общего числа ОО в субъекте Российской Федерации, в которых:
o доля участников ЕГЭ, получивших от 81 до 100 баллов, имеет максимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации);
Примечание: при необходимости по отдельным предметам можно сравнивать и доли участников, получивших от 61 до 80 баллов.
o доля участников ЕГЭ, не достигших минимального балла, имеет минимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации)
Таблица 2-11
№ | Наименование ОО | Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов | Доля участников, не достигших минимального балла |
Образовательные организации не выявлены в связи с минимальным количеством участников в организации |
2.4.2. перечень ОО, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по предмету
Выбирается [7] от 5 до 15% от общего числа ОО в субъекте Российской Федерации, в которых:
o доля участников ЕГЭ, не достигших минимального балла, имеет максимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации);
o доля участников ЕГЭ, получивших от 61 до 100 баллов, имеет минимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации).
Таблица 2-12
№ | Наименование ОО | Доля участников, не достигших минимального балла | Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов | Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
Образовательные организации не выявлены в связи с минимальным количеством участников в организации |
2.5. ВЫВОДЫо характере изменения результатов ЕГЭ по предмету
В 2020 году показатели результативности по предмету более результатов 2019 года.
Средний тестовый балл в 2020 году повысился по сравнению с 2019 годом на 2 балла до 65,45, и, таким образом, оказался на уровне результата 2018 года.
В 2020 году доля высокобалльников повысилась с 10,61% до практически 16,3%, и практически сравнялась по результату с 2018 годом, доля получивших 100 баллов - с 0,8% до 2% (2018 год – 3 стобалльных результата, 2019 год – 1 результат, 2020 год - 2 результата).
В текущем году надо отметить наименьший за три последних года процент показателя не сдавших экзамен - 0,81% (в 2017-2018 годах данный показатель равнялся 3,4-3,5%%, в 2018-2019 годах - 1,5%).
По результатам по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки: как и в прошлые годы, группа выпускников текущего года, по сравнению с выпускниками прошлых лет, имеет лучшие результаты.
БОльшая часть учеников (69%), выполнившая задания экзамена на 61 балл и выше - это выпускники текущего года. Выпускники прошлых лет традиционно на протяжении ряда лет показывают низкие (75% ВПЛ 2020 года набрали менее 60 баллов) и неудовлетворительные результаты. Это связано с отсутствием систематической подготовки к экзамену, которую обеспечивают своим выпускникам образовательные учреждения в течение 10 и 11 года обучения.
Результаты ВПЛ в целом сопоставимы с прошлогодними результатами.
Результаты по типу ОО: в экзаменах по выбору, а в частности, в ЕГЭ по географии выпускники лицеев и гимназий оказываются традиционно слабее своих сотоварищей из общеобразовательных организаций (более 60 баллов набрали лишь 43% выпускников гимназий и лицеев, в отличие от 73,5% выпускников ОУ). Связано это с отсутствием изучения географии на углубленном уровне по гимназическим и лицейским программам, часто отсутствие предмета как такового в старшей школе (его заменяет предмет «Естествознание»).
Также в 2020 году появились выпускники школ с углубленным изучением предметов, которые и стали лидерами-»высокобалльниками» (35% таких выпускников набрали более 81 балла).
Как и в предыдущие годы, сравнение результатов по АТЕ не представляется возможным из-за низкого количества участников.
Также сравнивать показатели школ, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ или низкие результаты по предмету, не предоставляется возможным из-за небольшой выборки (количество участников из каждых школ по 1-2 человека). Тем не менее, в школах с высокими показателями все участники относятся к категории «получивших от 81 до 99 баллов».
В 2020 году в регионе отсутствуют образовательные организации, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по предмету.
Раздел 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ [8]
3.
3.1. Краткая характеристика КИМ по учебному предмету
Все элементы содержания, проверявшиеся в экзаменационной работе 2019 г., проверяются и в экзаменационной работе 2020 г.
Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по географии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии базового и профильного уровней (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
В этом документе выделены основные разделы школьного курса географии, которые взяты за основу выделения блоков содержания, подлежащего проверке в ЕГЭ.
• Источники географической информации
• Природа Земли и человек
• Население мира
• Мировое хозяйство
• Природопользование и геоэкология
• Регионы и страны мира
• География России
В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.
Количество заданий, проверяющих знание отдельных разделов школьного курса географии, определяется с учетом значимости отдельных элементов содержания и необходимости полного охвата требований к уровню подготовки выпускников.
В экзаменационной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 34 задания, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом (18 заданий базового уровня сложности, 8 заданий повышенного уровня сложности и 1 задание высокого уровня сложности).
В экзаменационной работе представлены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
1) задания, требующие записать ответ в виде числа - задание 1 (проверяемый элемент содержания - Географические модели. Географическая карта), задание 20 (Часовые зоны), задание 21 (География миграций России, виды миграций), задания 26 и 27 (Географическая карта. План местности);
2) задания, требующие записать ответ в виде слова - задание 24 (Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства стран мира), задание 25 (Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России);
3) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик - задание 10 (Структура занятости населения стран мира), задание 18 (Столицы. Крупные города);
4) задания, требующие вписать в текст на местах пропусков ответы из предложенного списка - задание 4 (Природа России), задание 11 (Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства стран мира), задание 14 (Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России);
5) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка - задание 3 (рациональное и нерациональное природопользование), задание 9 (География размещения населения по земному шару), задания 12-13, задание 15 (Демографическая политика), задание 16 (Численность населения России), задание 19 (География размещения отраслей сельского хозяйства);
! Задание 16 в представленном варианте КИМ № 319 не проверяет элементы содержания, указанные в спецификации к демоверсии КИМ ЕГЭ по географии 2020, представленных на сайте ФИПИ (задание проверяет усвоение темы «Численность населения России», а не заявленные в спецификации «Отрасли хозяйства России» или «Природно-хозяйственное районирование России»).
6) задания на установление правильной последовательности элементов - задание 2 (Атмосфера), задания 5 - 8, задание 17 (Погода и климат), задания 22 и 23.
Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (2 задания повышенного уровня сложности и 5 заданий высокого уровня сложности).
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
28 задание проверяет знания и умения по теме «Географические модели. Географическая карта, план местности». Ответ представлен в графической форме.
29 задание в КИМ ЕГЭ по географии в 2020 году было представлено следующими единицами содержания: Атмосфера: солнечная радиация, Факторы размещения производства, Половозрастной состав населения.
30 задание проверяло знания и умения выпускников по темам Рациональное и нерациональное природопользование, Атмосфера: климаты Земли.
31 задание в КИМ ЕГЭ по географии в 2020 году было представлено традиционно темой География отраслей производственной и непроизводственной сфер, также как и задания 32 (Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли), 33 и 34 (Численность и естественное движение населения России, Миграции России).
3.2. Анализ выполнения заданий КИМ
Таблица 2-13
Номер задания в КИМ | Проверяемые элементы содержания / умения | Уровень сложности задания | Процент выполнения задания в субъекте Российской Федерации[9] - Ленинградская область | ||||
средний | в группе не преодолевших минимальный балл | в группе от минимального до 60 т.б. | в группе от 61 до 80 т.б. | в группе от 81 до 100 т.б. | |||
Географические модели. Геогра- фическая карта, план местности | Б | 88,14 | 0,00 | 72,97 | 94,83 | 100,00 | |
Атмосфера | Б | 80,51 | 100,00 | 59,46 | 86,21 | 100,00 | |
Рациональ- ное и нерациональное природо- пользование | Б | 71,19 | 0,00 | 52,70 | 75,00 | 95,45 | |
Природа России | Б | 62,29 | 0,00 | 40,54 | 65,52 | 93,18 | |
Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России. | Б | 61,86 | 0,00 | 35,14 | 65,52 | 100,00 | |
Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры,движение Земли. | Б | 85,59 | 0,00 | 64,86 | 96,55 | 95,45 | |
Гидросфера. Состав, строение гидросферы. Мировой океан и его части. | Б | 66,95 | 0,00 | 35,14 | 75,86 | 100,00 | |
Географические особенности воспроизводства населения мира. | Б | 94,07 | 0,00 | 83,78 | 100,00 | 100,00 | |
Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара | Б | 77,97 | 0,00 | 51,35 | 87,93 | 100,00 | |
Структура занятости населения | Б | 83,90 | 0,00 | 67,57 | 89,66 | 100,00 | |
Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | Б | 63,98 | 0,00 | 41,89 | 71,55 | 84,09 | |
Городское и сельское население. Города | Б | 83,05 | 0,00 | 56,76 | 94,83 | 100,00 | |
География отраслей промышленности России | П | 66,95 | 0,00 | 37,84 | 74,14 | 100,00 | |
Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России | Б | 72,88 | 0,00 | 56,76 | 75,86 | 95,45 | |
Демографическая политика | Б | 61,86 | 0,00 | 40,54 | 65,52 | 90,91 | |
Численность, естественное движение населения (7.3.1) | Б | 83,90 | 0,00 | 70,27 | 87,93 | 100,00 | |
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат | Б | 96,61 | 100,00 | 91,89 | 98,28 | 100,00 | |
Столицы и крупные города | Б | 83,05 | 100,00 | 62,16 | 90,52 | 100,00 | |
Ведущие страны – экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции | П | 50,00 | 0,00 | 21,62 | 50,00 | 100,00 | |
Часовые зоны | П | 90,68 | 0,00 | 81,08 | 94,83 | 100,00 | |
Направление и типы миграций | П | 89,83 | 100,00 | 75,68 | 94,83 | 100,00 | |
Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их размещение | П | 83,90 | 0,00 | 59,46 | 94,83 | 100,00 | |
Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология | П | 83,90 | 0,00 | 56,76 | 96,55 | 100,00 | |
Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | П | 56,78 | 0,00 | 43,24 | 58,62 | 77,27 | |
Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России | В | 54,24 | 0,00 | 24,32 | 62,07 | 86,36 | |
Географические модели. Геогра- фическая карта, план местности | Б | 86,44 | 0,00 | 70,27 | 94,83 | 95,45 | |
Географические модели. Геогра- фическая карта, план местности | П | 77,12 | 0,00 | 51,35 | 87,93 | 95,45 | |
Географические модели. Геогра- фическая карта, план местности | В | 76,69 | 0,00 | 40,54 | 92,24 | 100,00 | |
Атмосфера. Погода и климат | В | 42,37 | 0,00 | 20,27 | 47,41 | 68,18 | |
Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства | В | 44,07 | 0,00 | 18,92 | 44,83 | 86,36 | |
Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер | П | 71,61 | 0,00 | 36,49 | 86,21 | 95,45 | |
Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры,движение Земли. | В | 61,86 | 0,00 | 24,32 | 73,28 | 97,73 | |
Численность, естественное движение населения | П | 78,39 | 0,00 | 43,24 | 93,97 | 100,00 | |
Половой и возрастной составы населения | В | 80,93 | 0,00 | 48,65 | 95,69 | 100,00 |
Для содержательного анализа используется один вариант КИМ № 319.
Большинством выпускников освоены умения, относящиеся к разделу «Источники географической информации»: определять по картам географические координаты и расстояния (задание 1 выполнено более 88% сдающих экзамен, среди «стобалльников» этот показатель достигает максимальных значений, задание 26 – более 86%), читать географические карты (задание 17 – 96% выпускников), составить профиль рельефа местности по топографической карте (задание 28 повышенного уровня сложности – 77%, что ниже, чем в 2019 году и объясняется уточнением трактовки критерия оценивания задания «профиль в основном совпадает с эталоном»), анализировать статистическую информацию, представленную в виде диаграмм (задание 16 – 84% выпускников, задание 21 – 90%, что соответствует уровню 2019 года).
Умение использовать карты часовых зон для определения разницы во времени и решения задач, связанных с практическими жизненными ситуациями (задание 20), продемонстрировали более 90% экзаменуемых. Это умение можно считать сформированным.
Понимание географических следствий движений Земли на базовом уровне показали более 85% сдающих экзамен (задание 6), что на 16% больше по сравнению с 2019 годом. Они понимают закономерности изменения продолжительности светового дня и ночи в зависимости от географической широты и положения Земли относительно Солнца на орбите.
Большинство выпускников достигают необходимого уровня требований, относящихся к разделу «Природопользование», при этом 86% выпускников демонстрируют знание и понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, знание об основах рационального природопользования и мерах по сохранению природы (задание 3), а более 70% участников экзамена продемонстрировали умение оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов мира (задание 22 повышенного уровня сложности), хотя данный результат ниже показателя 2019 года, что объясняется использованием в задании новых, не представленных ранее в Открытом банке заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ, примеров воздействия объектов промышленности и сельского хозяйства на окружающую среду.
Большинство участников экзамена по географии достигают необходимого уровня требований, относящихся к разделу «Население мира», о чем свидетельствуют результаты выполнения заданий (задания 8 – 94% выпускников, среди «высокобалльников» этот показатель равен 100%; задание 9 – около 78% выпускников, среди выпускников, набравших от до 61 балла с заданием справились лишь половина; задание 18 – более 83% выпускников).
Умение рассчитывать и анализировать показатели, характеризующие естественное и миграционное движение населения отдельных регионов нашей страны (задания 33 и 34), продемонстрировали 78% и более 80% соответственно.
В разделе «Мировое хозяйство» знания о географических особенностях отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства проверялись заданиями на установления соответствия между странами и структурой занятости населения (задание 10). В среднем 84% участников экзамена продемонстрировали усвоение этих знаний. Также высокий уровень показали выпускники при выполнении задания 31 повышенного уровня сложности – сравнение экономических показателей двух стран мира (72% сдающих экзамен), хотя этот показатель ниже, чем в 2019 году, что объясняется корректировкой критериев оценивания задания, увеличением элементов ответа.
Ряд элементов содержания, проверяемых заданиями ЕГЭ по географии раздела «Природа Земли и человек » можно считать усвоенными. Задание 2 (Атмосфера: влага в воздухе) выполнено 80% выпускников, а задание 23 (Геологические эпохи) - 84% выпускников.
Более 66% выпускников справились с заданием 13, в которых проверялось знания блока «География России», это на 17% выше, чем в 2019 году. В 2020 году процент выполнения данного задания существенно выше, так как объектом вопроса служит география добывающей промышленности, данная тема учениками региона освоена лучше, чем тема «География обрабатывающей промышленности России».
В целом, по результатам выполнения экзаменационной работы по географии 2020 года, показатель выполнения заданий базового уровня сложности не опускается ниже 62%, а заданий повышенного и высокого уровня сложности ниже 42%. Эти результаты заметно выше результатов 2019 года, но необходимо выделить задания, выполнение которых оказалось ниже остальных.
Задания базового уровня сложности низкого процента выполнения:
Задание 4 - Природа России, 62% выполнения. Задание представляет собой текст физико-географического содержания с пропущенными словами. Спектр географических знаний, входящих согласно спецификации в данное задание, огромен. В 2019 году выполнение данного задания составляло 70%, что связано с использованием текстов раздела «Физическая география мира. Географические оболочки» в отличие от 2020 года, где использовались менее изученные тексты раздела «Природа России».
Задание 5 - Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России, 62% выполнения. Традиционно сложное задание, но можно констатировать, что успешность выполнения данного задания повышается - в 2019 году процент выполнения задания 5 был ниже на 3% и составлял 59%.
Задание 11 - Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира, 64% выполнения. Задание, также как и задание №4, представляет собой текст географического описания одной из стран мира с пропущенными словами. Ученик, чтобы успешно выполнить задание, должен обладать необходимыми знаниями о природе, населении, хозяйстве и культуре государств мира.