РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ




 

1.1. Количество участников ЕГЭ по учебному предмету (за 3 года)

Таблица 2-1

     
чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников
  2,68   2,36   1,98

 

Вывод: количество выпускников, выбирающих предмет География в качестве экзамена, медленно снижается в течение трех лет, что связано с невостребованностью данного предмета при поступлении в высшие учебные заведения региона.

1.2. Процентное соотношение юношей и девушек, участвующих в ЕГЭ

Таблица 2-2

Пол      
чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников
Женский   49,66   43,94   56,10
Мужской   50,34   56,06   43,90

 

Вывод: соотношение количества девушек и юношей, сдающих ЕГЭ по географии в течение трех лет меняется незначительно и колеблется в обе стороны. Подобное распределение связано с тем, что девушки выбирают данный экзамен при поступлении на направление «экология» в различные ВУЗы региона, а юноши ориентируются на технические профессии, представленные факультетами ГИДРОМЕТ (гидротехнические сооружения, метеорология и так далее)

1.3. Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям

Таблица 2-3

Всего участников ЕГЭ по предмету      
Из них: выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО 97,96 92,42 92,68
выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО 0,68 0,00 0,00
выпускников прошлых лет 1,36 6,82 6,50
участники с ограниченными возможностями здоровья 0,00 0,76 0,81

 

1.4. Количество участников ЕГЭ по типам ОО

Таблица 2-4

Всего участников ЕГЭ по предмету      
     
Из них: - выпускники лицеев и гимназий 15,28 14,63 13,04
- выпускники СОШ 77,78 84,55 72,17
- выпускники СОШ с углубленным изучением отдельных предметов - - 14,78
- выпускники СОШ для ОВЗ - 0,81 -

 

1.5. Количество участников ЕГЭ по предмету по АТЕ региона

Таблица 2-5

АТЕ Количество участников ЕГЭ по учебному предмету % от общего числа участников в регионе Количество участников ЕГЭ по учебному предмету % от общего числа участников в регионе Количество участников ЕГЭ по учебному предмету % от общего числа участников в регионе
     
Бокситогорский район   1,36   6,06   5,69
Волосовский район   3,40   1,52   0,85
Волховский район   8,84   9,09   5,93
Всеволожский район   17,69   19,70   38,21
Выборгский район   10,20   12,88   7,63
Гатчинский район   8,84   14,39   6,78
Кингисеппский район   2,72   3,79   5,08
Киришский район   4,76   0,00   1,69
Кировский район   10,20   6,06   4,07
Лодейнопольский район   2,72 0,00 0,00   0,85
Ломоносовский район   3,40   3,03   2,54
Лужский район   1,36   3,79   1,69
Подпорожский район   0,00   3,03   1,69
Приозерский район   4,08   2,27   0,85
Сланцевский район   3,40   0,00   1,69
г. Сосновый Бор   6,12   5,30   6,50
Тихвинский район   4,08   6,82   5,93
Тосненский район   6,80   2,27   4,24

Вывод: традиционно наибольшее количество выпускников, сдающих ЕГЭ по географии представляют самые плотно заселенные, многочисленные районы Ленинградской области - Всеволожский район, Гатчинский и Выборгский районы. Аномально высокий процент выпускников из Всеволожского района (38% в 2020 году против 20% в 2019 году) связано с социально-экономической ситуацией в АТЕ (район активно застраивается, введен в строй ряд новых образовательных учреждений в 2020 году).

1.6. Основные УМК по предмету, которые использовались в ОО в 2019-2020 учебном году.

Таблица 2-6

№ п/п Название УМК Примерный процент ОО, в которых использовался данный УМК
  1. Линия «Полярная звезда» Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. издательство «Просвещение» (2019); 2. География Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. ООО «Дрофа» (2019); 3. Серия «Роза ветров» Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. Издательство «Вентана-Граф» (2019); 4. Домогацких Е.М. издательство «Русское слово» (2016); 70%   20%   3%     7%
  1. Барабанов В.В., Подымов А.В. География. Подготовка к ЕГЭ в 2020 году. Диагностические работы. - М.: МЦНМО, 2020; 2. ЕГЭ. География: тематические и типовые экзаменационные вырианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. 2. Соловьева Ю.А. ЕГЭ 2020. География: тренировочные варианты. 20 вариантов / Ю.А. Соловьева, О.В. Чичерина, А.Б. Эртель. - Москва: Эксмо, 2019. - 264 с.    

 

Планируемые корректировки в выборе УМК и учебно-методической литературы – не запланированы

1.7. ВЫВОДЫо характере изменения количества участников ЕГЭ по учебному предмету.

 

Предмет «География» остается в регионе предметом по выбору на последнем месте, с минимальным количеством участников (в пределах 2%). Незначительное число участников экзамена объясняется небольшим количеством направлений подготовки в учебных заведениях высшего образования, для поступления на которые требуется предоставить результаты по данному предмету.

За последние три года количество выпускников, выбирающих и сдающих ЕГЭ по географии, медленно снижается от 2,68% в 2018 году до 1,98% в 2020 году.

Как и в прошлые годы, «География» относится к предметам, в которых в распределении участников по гендерному признаку колеблется незначительно и колеблется в обе стороны. Подобное распределение связано с тем, что девушки выбирают данный экзамен при поступлении на направление «экология» в различные ВУЗы, а юноши ориентируются на технические професии, представленные факультетами ГИДРОМЕТ (гидротехнические сооружения, метеорология и так далее).

Подавляющее большинство участников ЕГЭ – это выпускники текущего года - порядка 92%. В 2020 году показатель участников сопоставим с 2019 годом.

Количество участников по типам ОО так же неизменно и характерно для Ленинградской области, что соответствует количеству средних школ и школ с повышенным уровнем образования. На протяжении последних шести лет подавляющее большинство - выпускники средних школ (72%), на долю выпускников лицеев, гимназий приходится 13 % участников экзамена, также в 2020 году в экзамене приняли участие выпускники ОУ с углубленным изучением ряда предметов (порядка 15%).

Распределение участников по предмету по АТЕ региона соотносится в процентном отношении с общим количеством выпускников по муниципальным образованиям. Наибольшее количество участников дают «большие» муниципальные образования – Всеволожский, Выборгский, Гатчинский районы.

Аномально высокий процент выпускников из Всеволожского района (38% в 2020 году против 20% в 2019 году) связано с социально-экономической ситуацией в АТЕ (район активно застраивается, введен в строй ряд новых образовательных учреждений в 2020 году).

За последние три года отмечена следующая стабильная динамика участия по муниципальным образованиям:

снижение количества участников в Гатчинском, Приозерском, Кировском, Тосненском, Волосовском районах;

увеличение количества участников в Кингисеппском, Всеволожском районах.

 

 


РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЕГЭ ПО ПРЕДМЕТУ

2.1. Диаграмма распределения тестовых баллов по предмету в 2020 г.

 


Анализ диаграммы распределения количества баллов экзамена между участниками позволяет нам сделать следующие выводы: в правом кластере диаграммы кривая распределения баллов находится значительно выше, чем в левом кластере, следовательно, бОльшая часть учеников (72%) выполнила задания экзамена на 61 балл и выше. Один ученик (выпускник прошлых лет) не преодолел порог, 2 ученика заработали максимальное количество баллов - 100. «Пиковый характер» кривой диаграммы связан с пересчетом первичных баллов экзамена в итоговые (100-балльная шкала).

2.2. Динамика результатов ЕГЭ по предмету за последние 3 года

Таблица 2-7

География Ленинградская область
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Не преодолели минимального балла, % 3,40 1,52 0,81
Средний тестовый балл 65,50 63,58 65,44
Получили от 81 до 99 баллов, % 17,01 10,61 16,26
Получили 100 баллов, чел. 2,04 0,76  

 

2.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:

2.3.1. в разрезе категорий [4] участников ЕГЭ

Таблица 2-8

  Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО Выпускники прошлых лет Участники ЕГЭ с ОВЗ
Доля участников, набравших балл ниже минимального 0,00 0,00 12,50 0,00
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов 28,95 0,00 75,00 100,00
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов 51,75 0,00 12,50 0,00
Доля участников, получивших от 81 до 99 баллов 17,54 0,00 0,00 0,00
Количество участников, получивших 100 баллов        
               

 

Вывод: бОльшая часть учеников (69%), выполнившая задания экзамена на 61 балл и выше - это выпускники текущего года. Выпускники прошлых лет традиционно на протяжении ряда лет показывают низкие (75% ВПЛ 2020 года набрали менее 60 баллов) и неудовлетворительные результаты. Это связано с отсутствием систематической подготовки к экзамену, которую обеспечивают своим выпускникам образовательные учреждения в течение 10 и 11 года обучения.

 

2.3.2. в разрезе типа ОО [5]

Таблица 2-9

  Доля участников, получивших тестовый балл Количество участников, получивших 100 баллов
ниже минимального от минимального до 60 баллов от 61 до 80 баллов от 81 до 99 баллов
Лицеи, гимназии 0,00 66,67 20,00 13,33  
СОШ 0,00 25,30 59,04 14,46  
СОШ с углубленным изучением отдельных предметов 0,00 17,65 41,18 35,29  
СОШ для ОВЗ - - - - -

 

Вывод: в экзаменах по выбору, а в частности, в ЕГЭ по географии выпускники лицеев и гимназий оказываются традиционно слабее своих сотоварищей из общеобразовательных организаций (более 60 баллов набрали лишь 43% выпускников гимназий и лицеев, в отличие от 73,5% выпускников ОУ). Связано это с отсутствием изучения географии на углубленном уровне по гимназическим и лицейским программам, часто отсутствие предмета как такового в старшей школе (его заменяет предмет «Естествознание»). Также в 2020 году появились выпускники школ с углубленным изучением предметов, которые и стали лидерами-»высокобальниками» (35% таких выпускников набрали более 81 балла).

2.3.3. основные результаты ЕГЭ по предмету в сравнении по АТЕ

Таблица 2-10

Наименование АТЕ Доля участников, набравших балл ниже минимального Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов Количество выпускников, получивших 100 баллов
Бокситогорский район 0,00 1,70 3,39 0,00  
Волосовский район 0,00 0,00 0,85 0,00  
Волховский район 0,00 1,70 3,39 0,85  
Всеволожский район 0,00 14,41 14,41 9,32  
Выборгский район 0,00 0,85 5,93 0,85  
Гатчинский район 0,00 1,70 4,24 0,00  
Кингисеппский район 0,00 2,54 1,70 0,85  
Киришский район 0,00 0,00 1,70 0,00  
Кировский район 0,85 1,70 0,85 0,00  
Лодейнопольский район 0,00 0,00 0,85 0,00  
Ломоносовский район 0,00 0,00 1,70 0,85  
Лужский район 0,00 0,00 0,00 1,70  
Подпорожский район 0,00 0,00 1,70 0,00  
Приозерский район 0,00 0,00 0,85 0,00  
Сланцевский район 0,00 0,00 0,00 0,85  
г. Сосновый Бор 0,00 2,54 2,54 0,85  
Тихвинский район 0,00 0,85 4,24 0,85  
Тосненский район 0,00 3,39 0,85 0,00  

2.4. Выделение перечня ОО, продемонстрировавших наиболее высокие и низкие результаты ЕГЭ по предмету

2.4.1. перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по предмету

Выбирается [6] от 5 до 15% от общего числа ОО в субъекте Российской Федерации, в которых:

o доля участников ЕГЭ, получивших от 81 до 100 баллов, имеет максимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации);

Примечание: при необходимости по отдельным предметам можно сравнивать и доли участников, получивших от 61 до 80 баллов.

o доля участников ЕГЭ, не достигших минимального балла, имеет минимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации)

Таблица 2-11

Наименование ОО Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов Доля участников, не достигших минимального балла
  Образовательные организации не выявлены в связи с минимальным количеством участников в организации      

2.4.2. перечень ОО, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по предмету

Выбирается [7] от 5 до 15% от общего числа ОО в субъекте Российской Федерации, в которых:

o доля участников ЕГЭ, не достигших минимального балла, имеет максимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации);

o доля участников ЕГЭ, получивших от 61 до 100 баллов, имеет минимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации).

Таблица 2-12

Наименование ОО Доля участников, не достигших минимального балла Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов
  Образовательные организации не выявлены в связи с минимальным количеством участников в организации      

2.5. ВЫВОДЫо характере изменения результатов ЕГЭ по предмету

 

В 2020 году показатели результативности по предмету более результатов 2019 года.

Средний тестовый балл в 2020 году повысился по сравнению с 2019 годом на 2 балла до 65,45, и, таким образом, оказался на уровне результата 2018 года.

В 2020 году доля высокобалльников повысилась с 10,61% до практически 16,3%, и практически сравнялась по результату с 2018 годом, доля получивших 100 баллов - с 0,8% до 2% (2018 год – 3 стобалльных результата, 2019 год – 1 результат, 2020 год - 2 результата).

В текущем году надо отметить наименьший за три последних года процент показателя не сдавших экзамен - 0,81% (в 2017-2018 годах данный показатель равнялся 3,4-3,5%%, в 2018-2019 годах - 1,5%).

По результатам по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки: как и в прошлые годы, группа выпускников текущего года, по сравнению с выпускниками прошлых лет, имеет лучшие результаты.

БОльшая часть учеников (69%), выполнившая задания экзамена на 61 балл и выше - это выпускники текущего года. Выпускники прошлых лет традиционно на протяжении ряда лет показывают низкие (75% ВПЛ 2020 года набрали менее 60 баллов) и неудовлетворительные результаты. Это связано с отсутствием систематической подготовки к экзамену, которую обеспечивают своим выпускникам образовательные учреждения в течение 10 и 11 года обучения.

Результаты ВПЛ в целом сопоставимы с прошлогодними результатами.

Результаты по типу ОО: в экзаменах по выбору, а в частности, в ЕГЭ по географии выпускники лицеев и гимназий оказываются традиционно слабее своих сотоварищей из общеобразовательных организаций (более 60 баллов набрали лишь 43% выпускников гимназий и лицеев, в отличие от 73,5% выпускников ОУ). Связано это с отсутствием изучения географии на углубленном уровне по гимназическим и лицейским программам, часто отсутствие предмета как такового в старшей школе (его заменяет предмет «Естествознание»).

Также в 2020 году появились выпускники школ с углубленным изучением предметов, которые и стали лидерами-»высокобалльниками» (35% таких выпускников набрали более 81 балла).

Как и в предыдущие годы, сравнение результатов по АТЕ не представляется возможным из-за низкого количества участников.

Также сравнивать показатели школ, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ или низкие результаты по предмету, не предоставляется возможным из-за небольшой выборки (количество участников из каждых школ по 1-2 человека). Тем не менее, в школах с высокими показателями все участники относятся к категории «получивших от 81 до 99 баллов».

В 2020 году в регионе отсутствуют образовательные организации, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по предмету.

 

Раздел 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ [8]

3.

3.1. Краткая характеристика КИМ по учебному предмету

Все элементы содержания, проверявшиеся в экзаменационной работе 2019 г., проверяются и в экзаменационной работе 2020 г.

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по географии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии базового и профильного уровней (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

В этом документе выделены основные разделы школьного курса географии, которые взяты за основу выделения блоков содержания, подлежащего проверке в ЕГЭ.

• Источники географической информации

• Природа Земли и человек

• Население мира

• Мировое хозяйство

• Природопользование и геоэкология

• Регионы и страны мира

• География России

В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.

Количество заданий, проверяющих знание отдельных разделов школьного курса географии, определяется с учетом значимости отдельных элементов содержания и необходимости полного охвата требований к уровню подготовки выпускников.

В экзаменационной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 34 задания, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом (18 заданий базового уровня сложности, 8 заданий повышенного уровня сложности и 1 задание высокого уровня сложности).

В экзаменационной работе представлены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

1) задания, требующие записать ответ в виде числа - задание 1 (проверяемый элемент содержания - Географические модели. Географическая карта), задание 20 (Часовые зоны), задание 21 (География миграций России, виды миграций), задания 26 и 27 (Географическая карта. План местности);

2) задания, требующие записать ответ в виде слова - задание 24 (Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства стран мира), задание 25 (Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России);

3) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик - задание 10 (Структура занятости населения стран мира), задание 18 (Столицы. Крупные города);

4) задания, требующие вписать в текст на местах пропусков ответы из предложенного списка - задание 4 (Природа России), задание 11 (Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства стран мира), задание 14 (Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России);

5) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка - задание 3 (рациональное и нерациональное природопользование), задание 9 (География размещения населения по земному шару), задания 12-13, задание 15 (Демографическая политика), задание 16 (Численность населения России), задание 19 (География размещения отраслей сельского хозяйства);

! Задание 16 в представленном варианте КИМ № 319 не проверяет элементы содержания, указанные в спецификации к демоверсии КИМ ЕГЭ по географии 2020, представленных на сайте ФИПИ (задание проверяет усвоение темы «Численность населения России», а не заявленные в спецификации «Отрасли хозяйства России» или «Природно-хозяйственное районирование России»).

6) задания на установление правильной последовательности элементов - задание 2 (Атмосфера), задания 5 - 8, задание 17 (Погода и климат), задания 22 и 23.

Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (2 задания повышенного уровня сложности и 5 заданий высокого уровня сложности).

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

28 задание проверяет знания и умения по теме «Географические модели. Географическая карта, план местности». Ответ представлен в графической форме.

29 задание в КИМ ЕГЭ по географии в 2020 году было представлено следующими единицами содержания: Атмосфера: солнечная радиация, Факторы размещения производства, Половозрастной состав населения.

30 задание проверяло знания и умения выпускников по темам Рациональное и нерациональное природопользование, Атмосфера: климаты Земли.

31 задание в КИМ ЕГЭ по географии в 2020 году было представлено традиционно темой География отраслей производственной и непроизводственной сфер, также как и задания 32 (Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли), 33 и 34 (Численность и естественное движение населения России, Миграции России).

3.2. Анализ выполнения заданий КИМ

Таблица 2-13

Номер задания в КИМ Проверяемые элементы содержания / умения Уровень сложности задания   Процент выполнения задания в субъекте Российской Федерации[9] - Ленинградская область
средний в группе не преодолевших минимальный балл в группе от минимального до 60 т.б. в группе от 61 до 80 т.б. в группе от 81 до 100 т.б.
  Географические модели. Геогра- фическая карта, план местности Б 88,14 0,00 72,97 94,83 100,00
  Атмосфера Б 80,51 100,00 59,46 86,21 100,00
  Рациональ- ное и нерациональное природо- пользование Б 71,19 0,00 52,70 75,00 95,45
  Природа России Б 62,29 0,00 40,54 65,52 93,18
  Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России. Б 61,86 0,00 35,14 65,52 100,00
  Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры,движение Земли. Б 85,59 0,00 64,86 96,55 95,45
  Гидросфера. Состав, строение гидросферы. Мировой океан и его части. Б 66,95 0,00 35,14 75,86 100,00
  Географические особенности воспроизводства населения мира. Б 94,07 0,00 83,78 100,00 100,00
  Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара Б 77,97 0,00 51,35 87,93 100,00
  Структура занятости населения Б 83,90 0,00 67,57 89,66 100,00
  Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира Б 63,98 0,00 41,89 71,55 84,09
  Городское и сельское население. Города Б 83,05 0,00 56,76 94,83 100,00
  География отраслей промышленности России П 66,95 0,00 37,84 74,14 100,00
  Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России Б 72,88 0,00 56,76 75,86 95,45
  Демографическая политика Б 61,86 0,00 40,54 65,52 90,91
  Численность, естественное движение населения (7.3.1) Б 83,90 0,00 70,27 87,93 100,00
  Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат Б 96,61 100,00 91,89 98,28 100,00
  Столицы и крупные города Б 83,05 100,00 62,16 90,52 100,00
  Ведущие страны – экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции П 50,00 0,00 21,62 50,00 100,00
  Часовые зоны П 90,68 0,00 81,08 94,83 100,00
  Направление и типы миграций П 89,83 100,00 75,68 94,83 100,00
  Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их размещение П 83,90 0,00 59,46 94,83 100,00
  Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология П 83,90 0,00 56,76 96,55 100,00
  Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира П 56,78 0,00 43,24 58,62 77,27
  Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России В 54,24 0,00 24,32 62,07 86,36
  Географические модели. Геогра- фическая карта, план местности Б 86,44 0,00 70,27 94,83 95,45
  Географические модели. Геогра- фическая карта, план местности П 77,12 0,00 51,35 87,93 95,45
  Географические модели. Геогра- фическая карта, план местности В 76,69 0,00 40,54 92,24 100,00
  Атмосфера. Погода и климат В 42,37 0,00 20,27 47,41 68,18
  Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства В 44,07 0,00 18,92 44,83 86,36
  Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер П 71,61 0,00 36,49 86,21 95,45
  Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры,движение Земли. В 61,86 0,00 24,32 73,28 97,73
  Численность, естественное движение населения П 78,39 0,00 43,24 93,97 100,00
  Половой и возрастной составы населения В 80,93 0,00 48,65 95,69 100,00

Для содержательного анализа используется один вариант КИМ № 319.

Большинством выпускников освоены умения, относящиеся к разделу «Источники географической информации»: определять по картам географические координаты и расстояния (задание 1 выполнено более 88% сдающих экзамен, среди «стобалльников» этот показатель достигает максимальных значений, задание 26 – более 86%), читать географические карты (задание 17 – 96% выпускников), составить профиль рельефа местности по топографической карте (задание 28 повышенного уровня сложности – 77%, что ниже, чем в 2019 году и объясняется уточнением трактовки критерия оценивания задания «профиль в основном совпадает с эталоном»), анализировать статистическую информацию, представленную в виде диаграмм (задание 16 – 84% выпускников, задание 21 – 90%, что соответствует уровню 2019 года).

Умение использовать карты часовых зон для определения разницы во времени и решения задач, связанных с практическими жизненными ситуациями (задание 20), продемонстрировали более 90% экзаменуемых. Это умение можно считать сформированным.

Понимание географических следствий движений Земли на базовом уровне показали более 85% сдающих экзамен (задание 6), что на 16% больше по сравнению с 2019 годом. Они понимают закономерности изменения продолжительности светового дня и ночи в зависимости от географической широты и положения Земли относительно Солнца на орбите.

Большинство выпускников достигают необходимого уровня требований, относящихся к разделу «Природопользование», при этом 86% выпускников демонстрируют знание и понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, знание об основах рационального природопользования и мерах по сохранению природы (задание 3), а более 70% участников экзамена продемонстрировали умение оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов мира (задание 22 повышенного уровня сложности), хотя данный результат ниже показателя 2019 года, что объясняется использованием в задании новых, не представленных ранее в Открытом банке заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ, примеров воздействия объектов промышленности и сельского хозяйства на окружающую среду.

Большинство участников экзамена по географии достигают необходимого уровня требований, относящихся к разделу «Население мира», о чем свидетельствуют результаты выполнения заданий (задания 8 – 94% выпускников, среди «высокобалльников» этот показатель равен 100%; задание 9 – около 78% выпускников, среди выпускников, набравших от до 61 балла с заданием справились лишь половина; задание 18 – более 83% выпускников).

Умение рассчитывать и анализировать показатели, характеризующие естественное и миграционное движение населения отдельных регионов нашей страны (задания 33 и 34), продемонстрировали 78% и более 80% соответственно.

В разделе «Мировое хозяйство» знания о географических особенностях отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства проверялись заданиями на установления соответствия между странами и структурой занятости населения (задание 10). В среднем 84% участников экзамена продемонстрировали усвоение этих знаний. Также высокий уровень показали выпускники при выполнении задания 31 повышенного уровня сложности – сравнение экономических показателей двух стран мира (72% сдающих экзамен), хотя этот показатель ниже, чем в 2019 году, что объясняется корректировкой критериев оценивания задания, увеличением элементов ответа.

Ряд элементов содержания, проверяемых заданиями ЕГЭ по географии раздела «Природа Земли и человек » можно считать усвоенными. Задание 2 (Атмосфера: влага в воздухе) выполнено 80% выпускников, а задание 23 (Геологические эпохи) - 84% выпускников.

Более 66% выпускников справились с заданием 13, в которых проверялось знания блока «География России», это на 17% выше, чем в 2019 году. В 2020 году процент выполнения данного задания существенно выше, так как объектом вопроса служит география добывающей промышленности, данная тема учениками региона освоена лучше, чем тема «География обрабатывающей промышленности России».

В целом, по результатам выполнения экзаменационной работы по географии 2020 года, показатель выполнения заданий базового уровня сложности не опускается ниже 62%, а заданий повышенного и высокого уровня сложности ниже 42%. Эти результаты заметно выше результатов 2019 года, но необходимо выделить задания, выполнение которых оказалось ниже остальных.

 

Задания базового уровня сложности низкого процента выполнения:

Задание 4 - Природа России, 62% выполнения. Задание представляет собой текст физико-географического содержания с пропущенными словами. Спектр географических знаний, входящих согласно спецификации в данное задание, огромен. В 2019 году выполнение данного задания составляло 70%, что связано с использованием текстов раздела «Физическая география мира. Географические оболочки» в отличие от 2020 года, где использовались менее изученные тексты раздела «Природа России».

Задание 5 - Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России, 62% выполнения. Традиционно сложное задание, но можно констатировать, что успешность выполнения данного задания повышается - в 2019 году процент выполнения задания 5 был ниже на 3% и составлял 59%.

Задание 11 - Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира, 64% выполнения. Задание, также как и задание №4, представляет собой текст географического описания одной из стран мира с пропущенными словами. Ученик, чтобы успешно выполнить задание, должен обладать необходимыми знаниями о природе, населении, хозяйстве и культуре государств мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: