Показатели и критерии индивидуального стиля деятельности




В качестве критериев рассматриваются: ценностная ориентация на педагогическую деятельность, степень развития профессиональных качеств и способностей, творческая активность в педагогической деятельности, способность к профессиональному саморазвитию, рефлексивная саморегуляция. Каждый критерий раскрывается через систему показателей. При этом рефлексивная саморегуляция характеризует степень оптимальности индивидуального стиля деятельности в педагогическом процессе и потенциал преподавателя для дальнейшего развития индивидуального стиля деятельности в ходе повышения квалификации.

На основе выделенных критериев и показателей описаны пять основных уровней сформированности индивидуального стиля деятельности преподавателя: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий, творческий.
Исходя из определившихся особенностей становления ИСПД, определяются критерии, которые позволяют отследить качественные изменения, происходящие в личности будущего педагога. Каждый из критериев раскрывается через систему показателей.

Мотивационно-ценностный критерий является системообразующим, поскольку показывает направленность личности будущего учителя на самореализацию в педагогической деятельности, стремление к достижениям в ней, а также ценность самосовершенствования. Мотивационно-ценностный критерий характеризуется следующими показателями:

· проявление интереса к будущей профессиональной деятельности;

· сформированность ценностных ориентаций;

· развитая мотивация самосовершенствования в педагогической деятельности и овладения ИСПД.

Содержательно-деятельностный критерий показывает уровень сформированного у будущего педагога индивидуальных способов профессионального поведения, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности на операционально-технологическом уровне. Данный критерий раскрывается через следующие показатели:

· актуализация в профессиональной деятельности индивидуалъно-своеобразной системы коммуникативных, организаторских умений и навыков;

· адекватность в выборе профессиональных действий;

· креативность в профессиональной деятельности.

Рефлексивно-преобразующий критерий позволяет определить уровень владения способами самонаблюдения и самоанализа, направленными на осознание будущим педагогом эффективности своих педагогических действий. Показателями данного компонента являются:

· сформированность рефлексивной позиции;

· владение рефлексивными умениями и навыками;

· готовность к адекватной самооценке.

Вышеперечисленные компоненты в совокупности образуют единый интегрированный пласт профессиональных умений. Успешность становления ИСПД будущих педагогов в процессе подготовки в вузе зависит от обеспечения единства информационного и деятельностного аспектов профессионального образования, ее личностно ориентированным характером.

Профессионально-педагогической деятельности нужен определенный «информационный массив» (совокупность знаний, фактов, опыта деятельности, опыта духовно-ценностных отношений), который должен отвечать актуальным требованиям социума, в частности для обеспечения репрезентативности выводов и принятия решений. Информационный массив каждого учителя носит сугубо индивидуальный характер и зависит от уровня подготовленности, интеллекта, кругозора, умений добывать знания самостоятельно, от полноты информационных источников и многого другого.

Единство информационного и деятельностного компонентов в организации практической подготовки студентов обеспечивается реализацией принципа связи теории с практикой (О.А. Абдуллина, Ю.Н. Кулюткин, И.Ю. Алексашина, B.JI. Строкина и др.). Взаимосвязь теоретических и практических знаний — это завершенное внешнее отношение теоретических и практических знаний, состояние, характеризующее результат овладения педагогическими знаниями. В результате формирования теоретических и практических знаний происходит их взаимное влияние друг на друга, между знаниями образуются регулярные по характеру проявления связи: по типу процессов, которые определяет данная связь — связь функционирования, обеспечивающая функционирование педагога нового типа; связь развития, определяющая постоянное развитие и самосовершенствование педагога. Взаимосвязь теоретических и практических знаний считается завершенной, если в результате взаимного действия теоретических и практических знаний студентов происходит «переплетение» этих знаний, слияние теоретических и практических знаний субъекта, участвующего в практической деятельности.

О.А. Лапина выстраивает определенную логическую цепочку индивидуального стиля деятельности: отправляясь от исходного массива информации, посредством типа познания будущий педагог мысленно конструирует свою деятельность в терминах теорий, стратегий, планов и вариантов, а затем, приняв решение, реализует выбранный вариант в своей профессиональной деятельности, проявляя свою индивидуальность и используя накопленный опыт.

В психолого-педагогической литературе намечен ряд дидактико-методических условий, позволяющих сделать обучение в высшем учебном заведении эффективным путем развития индивидуального стиля педагогической деятельности у будущих педагогов с применением элементов театральной педагогики, деловой или учебной игры. Данные элементы выступают наглядными средствами, с помощью которых будущие педагоги могут моделировать, либо проигрывать определенные ситуации, с применением усвоенных знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: