Профессионально важные качества: понятие, методы диагностики. Специфика формирования и развития ПВК.




Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества (ПВК) – это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылкой профессиональной деятельности и ее новообразованием, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К ПВК относятся: психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, ре- чевые), психические состояния, а также отношения к труду и к другим людям. Мотивы, цели, интересы и т.п. мы рассматривали в отдельной лекции, а сейчас попытаемся охарактеризовать такие составляющие ПВК как профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная обучаемость. Профессиональные способности – это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. В литературе отмечается, что личность выбирает профессиональную деятельность в соответствии с ее способностями, сложившимися на предыдущих этапах развития. Личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом. Потен- циальные способности являются условиями развития новых видов де- ятельности. Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профес- сионального типа личности. Различают общечеловеческие способно- сти, а также общие профессиональные и специальные способности. Общечеловеческие способности – это психологические свой- ства, необходимые для включения человека в любую трудовую деятельность. К ним относят: – способность к жизни (жизнеспособность); – способность к труду (трудоспособность); – способность к активности и саморегуляции; – способность к общению, к сотрудничеству с другими людьми, – способность к профессиональной этике, к ответственности за результаты своего труда; – способность к помехоустойчивости, к преодолению препятствий. К противостоянию неблагоприятным воздействиям среды. На фоне общечеловеческих возникают специальные способности (технические, гуманитарные, художественные, музыкальные и др.) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретных видов деятельности. Профессиональные способности формируются на основе обще- человеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специ- альные способности, если те возникли раньше или одновременно с ними. Различают общие и специальные профессиональные способно- сти. Общие профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека конкретной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа, знак, художественный образ). Специальные профессиональ- ные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей. Профессиональные способности тесно связаны с профессиональными знаниями и умениями. Профессиональные знания – это совокупность знаний о структуре труда, способах осуществления профессиональной деятельности, о способностях, о мышлении. Из знаний специалист получает эталоны для своего профессионального развития. Профессиональные умения и навыки – это действия, до- веденные до определенного уровня автоматизма, они образуют «тех- ники» в труде специалиста. Если профессиональные способности – это свойства человека, исполняющего деятельность, то профессио- нальныеумения – характеристики выполнения деятельности конкретным человеком; способности более характеризуют личность, а умения – дея- тельность; способности реализуются в умениях и навыках. Ряд профессий имеет весьма жесткие требования к профессиональным способностям и психологическим качествам человека. В связи с этим говорят о профпригодности. В психологическом словаре профпригодность характеризуется как совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность определяется не только профессиональными способностями, но и мотивацией, чертами характера, удовлетворенностью процессом и результатом труда. Профпригодность бывает абсолютная (при усложненных условиях деятельности) и относительная. Профпригодность – не врожденное качество, она формируется в самой трудовой деятельности. Ее формирование зависит от психических качеств человека и от характера профессиональной подготовленности. Наряду с профессиональными способностями в качестве отдельного компонента операционной сферы рассматривается профессиональное сознание и самосознание Профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональное самосознание включает: – осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются ос- новы профессионального мировоззрения, профессионального кредо; – осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; – учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; – профессиональная самооценка; – положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что ведет к повышению уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией. Профессиональное самосознание меняется в процессе профессио- нализации. Расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала. Большую роль в становлении профессионального самосознания имеет отнесение человеком себя к профессиональной общ- ности. Оно становится более зрелым, если человек видит себя в более широком контексте. Например: гражданское патриотическое самосознание – как человека своей страны; планетарное самосознание как осознание своей причастности ко всему человеческому сообществу; космическое сознание как осознание своей причастности к универсуму, а себя как его индивидуального проявления. Профессиональное сознание находится в динамическом соотношении с неосознаваемым, что может проявляться, например, в импульсивных действиях профессионала, во внутренних конфликтах между осознаваемыми профессиональными ценностями и неосознаваемыми установками. Следующим компонентом операциональной сферы, который по- пытаемся охарактеризовать, является профессиональный тип (склад) мышления, который определяется как преобладающее использова- ние принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений. Профессиональное мышление включает в себя: – процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком профессиональной реальности; – пути получения человекомновых знаний о разных сторонах труда; – приемы постановки, формулирования и решения профессио- нальных задач; – этапы принятия и реализации решений в профессиональной дея- тельности; – приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, вы- работка новых стратегий профессиональной деятельности. Рассмотрим отдельные виды мышления и их возможное включение в профессиональную деятельность: – теоретическое мышление, направленное на выявление отвлеченных закономерностей, правил, на системный анализ развития данной области труда; – практическое мышление, прямо включенное в практику человека, связано с целостным видением ситуации в профессиональной деятельности, сопровождается «чутьем» ситуации («чувство станка», «чувство самолета» и т.д.); – репродуктивное мышление, воспроизводящее определенные способы, приемы профессиональной деятельности по образцу; – продуктивное, творческое мышление, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффектив- ность труда, противостояние экстремальным ситуациям; – наглядно-действенное мышление, при котором решение профессиональных задач происходит с помощью реальных действий в на- блюдаемой ситуации; – наглядно-образное мышление, при котором ситуация и измене- ния в ней представляются человеку как образ желаемого результата; – словесно-логическое мышление, где решение профессиональных задач связано с использованием понятий, логических конструкций, знаков; 6 5 – интуитивноемышление, которое характеризуется быстротой про- текания, отсутствием четко выделенных этапов, минимальной осознан- ностью. Своеобразное сочетание этих видов в зависимости от предмета, свойств, условий, результата труда может образовывать специфичес- кие виды профессиональногомышления – оперативное, управленчес- кое, педагогическое, клиническое и т.п. В специальной литературе описаны психологические характеристики ряда видов профессионального мышления. Так, анализируется предметно-действенное мышление в рамках рабочих профессий, опе- ративное мышление операторов, управленческое мышление админис- тративных работников. При анализе, например управленческого мышления надо учитывать, что труджестко не регламентирован, прак- тическое мышление направлено на анализ ситуации, на вовлечение активности гркпп людей в решении общей задачи, в случае сбоя – на привлечение резервов; возрастает роль прогнозирования, абстрактных компонентов мышления. Признаком современного профессионального мышления называют внимание к альтернативным точкам зрения, диалогичность, плюрализм, усилениероли не только внешних, нои внутренних «мыслительных» тех- нологий. Для характеристики операциональной сферы важна также про- фессиональная обучаемость – открытость к дальнейшему професси- ональномуразвитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к меняющимся условиям профессионального опыта. Важной характеристикой социальной компетентности человека в труде, показателем способности человека к труду является зрелость межличностного общения, способность человека к совместному труду с другими людьми. Профессиональной общностью называют одну из разновидностей социальных объединений людей, которая организо вана специально для эффективного достижения единых профессио- нальных задач. В социальной психологии выделяют (1, с. 197–198) разные виды социальных общностей, прежде всего большие социальные группы и малые социальные группы. С общей характеристикой этих группы можно ознакомиться в специальной литературе.Соответственно этим группам в психологии профессиональной деятельности выделяют большие профессиональные группы, к которым относится профессия (все учителя, все юристы, все экономисты и т.п.) и малые профессиональные группы (бригады, отделы и т. д.). Большая профессиональная группа имеет свои общие задачи профессиональной деятельности, а также нормы и менталитеты труда, учения, поведения. Это объединение людей непосредственно не связанных друг с другом, лично не взаимодействующих. Малые профессиональные группы – это объединения людей, направленные на эффективное решение профессиональных задач, прямо включенных в совместную деятельность, их отношения определяются не только деловыми, но и межличностными эмоциональными отношениями. Малая профессиональная группа может быть формальной (бригада, отдел) и неформальной (профессиональный клуб). Отдельно можно выделить: – малые профессиональные группы высокого уровня (коллектив, команда, община), где имеет место близость ценностных ориентаций, взаимная поддержка, единомыслие; – малые профессиональные объединения творческого типа (профессиональное содружество), где совместная деятельность, главным образом, направлена на решение творческих профессиональных задач, поиск нестандартных решений, на поддержку друг друга в творчестве. На взаимодействие в профессиональной общности влияет про- фессиональная среда – совокупность предметных и социальных ус- ловий труда. Различают профессиональную макросреду (профессия в обществе, требования к ней со стороны общества), профессиональную локальную макросреду (условия и организация работы в учреждениях данной отрасли), профессиональную микросреду – конкретные условия труда на данном предприятии и в данном коллективе. Выделяют, также, виды среды по характеру воздействия на человека: – комфортная рабочая среда, которая обеспечивает максимальную работоспособность и сохраняет здоровье; – относительно комфортная рабочая среда, которая обеспечивает нужный уровень работоспособности и сохранения здоровья, но вызы- вает у человека субъективные ощущения напряженности; – экстремальная рабочая среда, которая приводит к снижению работоспособности, вызывает негативные функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям (скученность, сенсорная депривация, эмоциональная напряженность); – сверхэкстремальная рабочая среда, приводящая к возникнове- нию в организме патологических изменений, в большинстве случаев влечет невозможность выполнения работ. Определяя различные виды профессиональной среды, мы затрагивали такие понятия как эффективность и работоспособность. Дадим этим понятиям краткую характеристику. Эффективность – соответствие полученного результата поставленным целям и задачам. Эффективность определяют либо количеством затрат, необходимых для получения определенного результата, либо результатом, полученном при определенных затратах. При оценке эффективности различают: – объективные, предметно-технологические показатели эффективности (производительность, качество, надежность качественная и количественная); – субъективные, психологические, личностные показатели эффективности: вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация умственных способностей, операций, действий, мотивационно-волевых компонентов; психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов. Эффективность труда тесно связана с работоспособностью человека. Работоспособность понимается как одно из основных социально-биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени и с требу- емой эффективностью и качеством. В психологии труда выделяют пе- риоды работоспособности: – «врабатывание» до повышения работоспособности, длительность этого периода зависит от характера работы и от квалификации исполнителя; – период оптимальной работоспособности, в течение которого могут быть незначительные колебания продуктивности и работоспо- собности, но наблюдается максимальная мобилизация организма и воли; – период полной компенсации, здесь проявляются признаки утом- ления, отвлекаемости, изменения характера движений, но продуктив- ность остается на том же уровне за счет волевого усилия человека; – период снижения максимальной работоспособности; нарастает утомление, явное снижение работоспособности, но за счет волевого усилия возможен «конечный порыв»; – повышение продуктивности даже на основе развивающегося утомления; – период прогрессивного снижения работоспособности организма и продуктивности труда в связи с развитием утомления. Кривая работоспособности может иметь различные варианты, ко- торые связаны с различной длительностью отдельных периодов. Кто- то долго «врабатывается», кто-то быстрее. Одни лучше работают до обеда, другие – после обеда. На кривую работоспособности могут влиять материальное стимулирование за норму выработки, групповое давление, стиль руководства и многие другие факторы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: