Понятие субъект труда и профессионал. Профессионализм и профессионал. Этапы становления профессионала.




Тема 4. Психологическая характеристика профессионала.

1.Понятие субъект труда и профессионал. Профессионализм и профессионал. Этапы становления профессионала.

2.Профессионализм как условие развития и становления профессионала. Профессионализация и социализация. Профессионализм и индивидуальность. Специфика усвоения и принятия профессиональной роли.

3.Профессионально важные качества: понятие, методы диагностики. Специфика формирования и развития ПВК.

4.Проблема формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности. Показатели и критерии индивидуального стиля деятельности.

Понятие субъект труда и профессионал. Профессионализм и профессионал. Этапы становления профессионала.

Понятие «профессионализм» используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования к профессии к личности человека – «нормативный профессионализм»«, в других – обладание человеком необходимым нормативным набором психических качеств, когда профессионализм становится внутренней характеристикой человека – «реальный профессионализм». Профессиональное выполнение труда – это всегда осуществление его на высоком уровне. Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность». Компетентность – это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовыефункции. Судить о наличии компетентности можно по результатам труда человека. Компетентность нельзя свести к старанию или к образованности человека. Различают следующие виды профессиональной компетентности: – специальная компетентность – владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность планировать свое дальнейшее профессиональное развитие; – социальная компетентность – владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, готовность к сотрудничеству, социальная ответственность за результаты своего труда; – личностная компетентность – владение приемами личного само- выражения и саморазвития, средствами противостояния профессио- нальным деформациям личности; – индивидуальная компетентность – владение приемами самореа- лизации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению. Умение рационально организовать свой труд. Названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Он может быть хорошим специалистом в своей области, но не уметь общаться. То есть можно сказать, что компетентность конкретного человека, уже, чем его профессионализм. Обычно рассматривают две стороныпрофессионализма: мотивационную и операционную. Главной характеристикой мотивационногокомпонента для высоких уровней профессионализма является духовное наполнение профессии: – направленность профессии на благо других людей, желание оставаться в профессии; 5 1 – мотивация высоких уровней достижений в своем труде; – сильное профессиональное целеполагание; – отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере; – внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успеха – неуспеха в себе самом; – отсутствие перегрузок, стрессов, срывов. Для операционной сферы профессионализма главным является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии: – развитое профессиональное сознание; – высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов; – профессиональная обучаемость и открытость; – творческое отношение к профессии. Выделяют следующие уровни профессионализма: – Допрофессионализм – уровень дилетанта, новичка в профес- сии, который обычно проходит каждый, осваивая профессию. – Профессионализм – уровень, который охватывает большую часть жизни человека (превращение специалиста в профессионала). Внутри этого уровня выделяют этапы: адаптации человека к профессии, само- актуализации человека в профессии, свободное владение профессией в форме мастерства. – Суперпрофессионализм – уровень, характеризующий расцвет профессиональной деятельности в ее высоких достижениях и твор- ческих успехах. Люди этого уровня опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Часто на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом. – Псевдопрофессионализм – уровень, на котором человек осуще- ствляет внешне достаточно активную деятельность, но при этом наблю- даются какие-либо деформации в становлении его как профессионала, приводящие к отсутствию профессионализма. – Послепрофессионализм – этот уровень проходят все люди, до- жившие до пенсионного возраста, но проходят по-разному…

Профессионализм как условие развития и становления профессионала. Профессионализация и социализация. Профессионализм и индивидуальность. Специфика усвоения и принятия профессиональной роли.

Профессиональная жизнь взрослого человека не является одина- ковой на протяжении всей его жизни. Профессиональным возраст- ным развитием называется процесс профессионального становления личности, опосредоанный его возрастом. Возраст в психологии опре- деляется как относительно ограниченная во времени ступень психи- ческого развития. Для возрастного развития характерны следующие закономерности: – качественное своеобразие каждого возраста. В каждом возрас- те складываются новые психические качества (новообразования), они означают вклад этого возраста в общее психическое развитие; 5 7 – неравномерность. По Б.Г. Ананьеву, не совпадает во времени наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зре- лость) и субъекта труда (трудоспособность); – необратимость. Нельзя объективно вернуть себя в предыдущий возраст; – преемственность. Все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь; – сензитивность. На отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен (сензитивен) к некоторым внешним воздействиям; – наличие кризисов. В критический период развитие не прекра- щает своей созидательной работы (Л.С. Выготский, Э.Эриксон). Эти и другие закономерности подробно рассматриваются в воз- растной психологии. Особенно хотелось бы отметить работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Э. Эриксона. В контексте общей логики профессионального возрастного развития возможны большие инди- видуальные «разбросы». Процесс индивидуализации в труде может иметь разные выражения: – индивидуальные различия какфрагментарные проявления непо- хожести людей в профессиональной деятельности. Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех сторонах труда; – индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, ин- дивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятель- ности; – индивидуальность как выражение неповторимости, самобытно- сти личности в труде, индивидуальное профессиональноемировоззре- ние, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности человека в труде. Очень важно, чтобы каждый человек нашел свое место в про- фессиональной структуре общества, соответствующее его индивиду- альным устремлениям, индивидуальной активности и инициативе, его индивидуальным мотивам и способностям. Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении препятствий ее пути к этой цели. Здесь наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса, который состоит в следующем:– необходимо точно сформулировать собственную цель, дости- жимую в условиях профессиональной деятельности; – проанализировав профессиональную ситуацию, выделить две группы условий – способствующих и препятствующих достижению цели; – из условий способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые сокращают время и дают возможность сберечь силы; – из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно изменить и которые изменить нельзя. Подумать, какие из них преобладают; – если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать; – условия, которые препятствуют и которые изменить нельзя, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны; – если же препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, следует на время отказаться от поставленной цели и переключиться на другую цель, которая также может быть достижима в условиях профессиональной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: