В области психологии специалист должен:
1. п онимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
2. владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
3. понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинами; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
4. знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
5. знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
6. понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
7. знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
8. знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
9. знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
10. знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
11. иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
12. знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
13. знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
14. знать основные закономерности психологии образования;
15. знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
16. иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
|
17. знать основные сферы и виды деятельности психолога;
18. знать основы психодиагностики и психологического консультирования;
19. знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
20. владеть методами психологического просвещения и преподавания I психологии.
Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практических умений.
К основным сферам специализации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология труда и организационная психология, 7) клиническая психология, 8) психа физиология, 9) специальная психология, 10) психология развития и акмеология, 11) педагогическая психология, 12) психологическое консультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.
Данные требования как минимум необходимы для профессиональной деятельности психолога. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.
Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности.
|
К.А. Рамуль считает необходимым и важным для каждого ученого следующие качества: спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности. Однако, по его мнению, «для ученого-психолога не представляется необходимым или весьма важным обладание какой-нибудь специальной способностью, помимо тех способностей, которые необходимы или весьма важны для каждого ученого вообще...» (Рамуль, 1965, с. 134).
Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжников3 условно выделяют следующие этапы профессионального развития психологов (2001).
1. Восторженно-романтический. Проявляется в период первого знакомства с психологией.
2. Этап самоутверждения. Хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой».
3. Первые разочарования и поиск новых личностных смыслов в обучении и последующей работе.
4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с применением уже известных технологий и методов и накопление отрицательно го опыта их использования.
5. Попытки работать по-новому. Часто эти попытки заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает» (наконец-то), что для творческой работы и импровизации в своем труде, оказывается, нужно
хорошее знание психологической теории и методологии.
|
6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».
7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.
Как отмечают Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова, далеко не все психологи проходят «полный цикл» такого развития, многие «застревают» на каких-то этапах, то есть останавливаются в своем профессиональном развитии
Профессиональное развитие — это личное дело психолога, его профессиональная судьба. Оно не имеет нормативных критериев.