Личностные качества психолога




Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фун­дамент профессиональной успешности психолога..

На пути профессионального становления студента-психолога возможны кризисы разочарования (Пряжников, Пряжникова,) в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится психолог. Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие ва­рианты «защит-разочарований»:

1. Разочарование в некогда любимых преподавателях (на каком-то этапе студент выясняет, что преподаватель — это обычный чело­век, с обычным набором недостатков). Хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) в них образец совершенства и пример для подражания.

2. разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологи­ческих дисциплинах или во всех психологии сразу). Студент на­чинает понимать, что психология, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой увлекательно-развлекательной и вообще «скуч­ной».

3. Разочарование в учебном заведении, когда студент узнает, что в других заведениях и преподаватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соцкультбыт организован интереснее, и спортивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т.п. По-своему, студент может ока­заться прав, но, как известно, «хорошо там, где нас нет». А творчес­кая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например связанные с организацией досуга и «развлече­ний», можно решить и своими, студенческими, силами.

4. Разочарование в перспективах дальнейшей работы. Студент по­нимает, что скорее всего он не сможет «хорошо» и «выгодно» устроиться по специальности или что ему долго придется до­вольствоваться маленьким заработком, ведь, как известно, пси­хологи много не зарабатывают, особенно в условиях рыночной
экономики (Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 414—415).

Какие личностные качества побуждают людей заниматься пси­хологией? Владимиру Мих Бехтереву приписывают фразу: «Психологи — с психинкой, неврологи — с нервинкой». Примеров такого рода хва­тает: близорукие занимаются зрением, социальные психопаты — нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состо­явшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты — неразличения красного и зеленого цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. 3. Фрейд, по воспоминани­ям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны. Ф. Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключитель­но высок (Дружинин, 2001, с. 31). Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, по мнению В.Н. Дружинина либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психи­ческого качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации ощущение своей непохожести на других людей и побуждает чело­века к занятиям психологией. Как было показано А. Адлером, ком­плекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией (Дружинин, 2001, с. 31).

Мир другого человека для психолога является загадкой. Он не приписывает свой внутренний мир другому человеку, не опирает­ся на привычный обыденный опыт, а каждый раз относится к пси­хике другого как загадке, разгадку которой нужно найти самому. Душеведческая направленность ума — результат его жизни, порож­денный необычностью внутреннего мира, неадаптированностью к внешнему миру, чувствительностью к состояниям и поведению другого и стремлением эту неадаптированность преодолеть рацио­нальными методами, путем исследования особенностей психики других людей. Отсюда психологам присуща терпимость, снисходи­тельность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний (Дружинин, 2001, с. 32).

Р. Кеттел с коллегами проводил исследование личностных ка­честв, которые отличают психологов-исследователей от психологов-практиков. С помощью 16-факторного опросника, который позволял построить их «профессиональные портреты», изучалась зависимость эффективности их профессиональной деятельности от личност­ных черт.

Эта зависимость выразилась в следующих формулах:

Для психолога-практика:

Эфф. = 0,72А+0,29В+0,29Н+0,29N

Для психолога-исследователя:

Эфф. = 0,31А+0,78В+0,47N

где А — «готовность к контактам», N — «умение поддерживать кон­такт», В — «общая интеллектуальность», Н — «ненасыщаемость кон тактами с другими людьми».

Психолог-практик нуждается в человеческом общении, люди ему не надоедают, а контакты с ними никогда не утоляют жажду обще­ния. Для успеха его профессиональной деятельности это важные I факторы.

Психологи-исследователи не любят интенсивное общение, и соответствующие факторы мало влияют на успех их профессио­нальной деятельности. В то же время «общая интеллектуальность» оказывается очень важным для них фактором.

Таким образом, есть основания полагать, что существует как сходство, так и различие в личностных качествах, важных для таких видов деятельности психолога, как научные исследования и практи­ческая психологическая работа.

К.А. Рамуль утверждает, что для каждого ученого, в том числе и психолога, необходимы следующие черты личности:

1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам; прилежание — способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду; дисциплинированность; способность к критике и самокритике; беспристрастие;умение ладить с людьми

Эмпирических исследований, посвященных этой теме, пока не­много (Аминов, Молоканов, 1992; Молоканов, 1995), Анализ литературы, проведенный Т.А. Верняевой и ее эмпири­ческое исследование (Верняева, 1997, с. 48), показали, что для пси­холога-исследователя необходимы те же общие свойства личности которые необходимы для ученых любой фундаментальной науки! Специфика заключается лишь в выраженности коммуникативных качеств, что связано с общей установкой психологов на изучение человека. В силу того, что в большинстве исследовательских ситуа­ций в психологии требуется взаимодействие психолога-исследо­вателя и испытуемого, они оказываются абсолютно необходимы,

Большое знание для практического психолога имеют коммуника­тивные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог дол­жен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической инту­ицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекатель­ность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения». Структура «таланта общения» вклю­чает в себя 5 блоков качеств личности:

1) способность к полному и правильному восприятию объекта, на­блюдательность, быстрая ориентация в ситуации;

2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманис­тической направленности;

3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;

4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;

5) способность управлять самим собой и процессом общения, уме­ние быть внимательным, умение слушать, тактичность, уме­ние устанавливать контакт, вызывать доверие, обладание чувство юмора

Для психолога важны определенные эмоциональные свойства личности, в частности, непринужденность, естественность и ис­кренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная ста­бильность. К числу необходимых личностных проявлений практического психолога относят способность к эмпатии (сопере­живанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и уме­ние сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть син­дром сгорания и коммуникативной перегрузки.

К значимым волевым качествам относятся настойчивость, тер­пеливость, самообладание, уверенность, необходимые для успеш­ной работы психолога-консультанта. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важно, когда у психолога отсутствует чрезмерная самоуверенность и вера в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога оттал­кивает клиента.

Психолог должен иметь адекватную самооценку, понимать ин­дивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. Каждому психологу важно знать меру своей некомпетентности. Это стимулирует к саморазви­тию. Необходимо понимать возможные пути и способы компенса­ции собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть ус­пешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются оди­наково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу необходимо формировать инди­видуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: