Этика профессиональной деятельности психолога




Профессиональная деятельность психолога — это работа с внут­ренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важ­но знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможнос­ти и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить биологию их проведения.

2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществ­ляет свою деятельность исходя, прежде всего из интересов заказ­чика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенно­му в исследование или практическую работу. главный этический принцип психолога — «не навреди». Сформулирован­ный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога.

3) Принцип научной обоснованности и объективности. Психолог может применять только валидные и надежные методы и средства. Необходимо использовать методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психо­лога. Полученные результаты всегда должны быть научно обосно­ваны, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои лич­ные отношения и проблемы на профессиональную деятельность. Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать досто­инство испытуемого клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стре­миться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удов­летворения от общения с психологом. При проведении исследования необходимо сообщать о его цели, своевременно предуп­реждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

5) Принцип соблюдение профессиональной конфиденциальности.

Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагнос­тических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обуслов­ливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога — препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Для более надежной гарантии конфиденциальности материа­лов исследования полезно использовать систему кодирования: на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отче­том, указываются не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором присутствует фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по_ условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком спи­сок лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испы­туемого, место и условия их хранения, цели их использования.

При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом пси­холог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его трав­мировать. Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подле­жать открытому обсуждению, передаче или сообщению за предела­ми тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.

Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: «Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду...»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: