Н.С. Алмазова, Н.Ю. Бикеева
История МуЗЕЕВ МИРА
Учебно-методическое пособие
Для студентов дневного и заочного отделений
Исторического факультета по специальности «Музеология»
Казань
УДК 069
ББК Ш5.101
Утверждено к печати кафедрой музеологии исторического факультета Казанского государственного университета
(протокол № 11 от 1 июля 2008 г.)
Печатается по решению учебно-методической комиссии
исторического факультета Казанского государственного университета
Научный редактор
И.Б. Сидорова
Алмазова Н.С., Бикеева Н.Ю.
История музеев мира: Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности «Музеология». – Казань, 2008. – 28 с.
В пособии представлена программа курса истории музеев мира, список тем для итогового коллоквиума, список источников и литературы. Также в пособии содержится перечень экзаменационных вопросов и глоссарий.
Программа подготовлена на основании соответствующего общего курса, читаемого на историческом факультете и предназначенного для студентов дневного и заочного отделений по специальности «Музеология».
© Н.С. Алмазова, Н.Ю. Бикеева, 2008
© Казанский государственный
Университет, 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История музеев мира» посвящен основным периодам формирования музея как социокультурного института. В курсе рассматриваются роль и значение музея в контексте мировой истории и культуры.
Цель курса - дать студентам необходимый объем знаний по истории становления и развития музея как специфического социокультурного института от античности до современности; ознакомить их с многообразием типов музея; продемонстрировать многосторонние связи музея с различными научными дисциплинами и явлениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, характерными для той или иной эпохи.
|
Задачи курса:
Ø рассмотреть этапы эволюции музея как специфического социокультурного института;
Ø показать развитие представлений о назначении музея и его функциях в различные эпохи;
Ø проследить становление и динамику основных направлений музейной деятельности (хранительской, просветительской, воспитательной и др.);
Ø ознакомить студентов с историей наиболее значительных музейных собраний мира.
В результате освоения курса студент должен:
Ø знать закономерности становления и эволюции музея как социокультурного института с древнейших времен до современности;
Ø знать этапы формирования и коллекционный состав наиболее крупных музейных собраний мира (Европы, Азии, Африки, Америки);
Ø ориентироваться в ведущих тенденциях исследовательской и практической деятельности современных музеев и музейных центров.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
(2 часа)
Предмет курса. Структура курса. Понятийный аппарат. Музей. Коллекция. Понятие музея как социокультурного института. Источники и литература.
ТЕМА 1. МУЗЕИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ
(8 часов)
Коллекционирование в Древней Греции. Понятие музейона. Протомузейные коллекции Древней Греции: святилища, храмы, пинакотеки, стои. Дельфы, Олимпия, Афинский Акрополь.
|
Коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма. Александрия, Пергам.
Коллекционирование в Древнем Риме. Понятие museum. Частные собрания в Древнем Риме. Общественные собрания в Древнем Риме: храмы, форумы, портики, виллы. Состав коллекций. Коллекционеры Древнего Рима.
Элементы музейной деятельности в античности: хранение, экспонирование и показ коллекций.
ТЕМА 2. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(6 часов)
Особенности исторического сознания в средние века. Формирование ценностного отношения к вещи.
Реликвии, культовая утварь. Возникновение и развитие церковных сокровищниц: Монца, Сен-Дени, Конк, Сен-Шапель.
Светские сокровищницы, их функции и значение.
Герцог Жан Беррийский – первый средневековый коллекционер.
ТЕМА 3. МУЗЕИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(12 часов)
Исторические предпосылки возникновения музеев в эпоху Возрождения. Движение гуманистов. Античное наследие в ренессансной культуре.
Ренессансные экспозиции: студиоло, гардеробные, антикварии, галереи, оружейные, кунсткамеры, кабинеты, музей.
Коллекционеры эпохи Возрождения. Выдающиеся собрания светских и духовных магнатов.
Галереи Уффици и Питти. Антикварии Ватикана. Кабинеты и кунсткамеры Центральной Европы. Кабинет Амербахов в Базеле. Кунсткамера Рудольфа II в Праге. Кабинеты естествоиспытателей.
Появление музеографии. С. Квиккиберг и его «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной».
ТЕМА 4. XVII ВЕК: СТАРОЕ И НОВОЕ В МИРЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ (6 часов)
Социальные функции художественных собраний в «золотой век» коллекционирования.
|
Художественные коллекции европейских монархов и их приближенных. Эстетика дворцовых галерей.
Формирование основных художественных собраний Европы: история собрания; состав коллекций; особенности систематизации и экспонирования; ведущие направления музейной деятельности.
Естественно-научные кабинеты. Анатомический кабинет Ф. Рюйша.
ТЕМА 5. МУЗЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
(6 часов)
Возникновение первых публичных музеев в Англии. Феномен публичного музея и его особенности.
Королевские музеи Франции, Англии, Испании, Австрии, Скандинавии. Обзор истории формирования, состав коллекций, социальный статус музеев.
Нововведения в экспонировании произведений. Каталог коллекций музея, его общественная и культурная роль.
ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ МУЗЕЕВ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ
(12 часов)
Наполеоновские войны и музейное строительство. Новые социальные функции музея. Музей Наполеона. Д. Виван-Денон. Пинакотека Брера. Рейксмузеум. Прадо. Реституция художественных ценостей.
Музей и национальное самосознание. Немецкий романтизм и концепции национальных музеев Германии. Глиптотека, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене. Музейный остров в Берлине. Музеи национального искусства. Лондонская национальная галерея. Музеи национальной истории и культуры. Музеи Австро-Венгрии. Особенности музейного строительства на американском континенте. Метрополитен-музей.
Наука и музей. Дифференциация научного знания. Роль естественнонаучных, археологических и этнографических коллекций в создании основ научной систематики, методики научных исследований.
Роль первых всемирных выставок Европы в формировании просветительской миссии музея. Концепция музея в Южном Кенсингтоне и проблема искусства и промышленности в культуре XIX в.
Возникновение профильных музеев Художественные музеи. Музеи слепков. Музеи естественной истории. Музей естественной истории в Лондоне. У.Г. Флауэр. Музеи науки и техники. Музей искусств и ремесел в Париже. Музей науки в Лондоне. Немецкий музей в Мюнхене. Музеи под открытым небом. Скансен.
ТЕМА 7. МУЗЕИ В ТОТАЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ
(6 часов)
Новые функции музейных коллекций. Появление первых профессиональных объединений музейных специалистов.
Музеи фашистской Италии и нацистской Германии как инструмент националистической пропаганды. Превращение музеев в СССР в 20-30 гг. ХХ в. в политико-просветительское учреждение.
Особенности классового и идеологического подхода к искусству и подготовке кадров для музейной работы. Музейные распродажи.
ТЕМА 8. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НОВАЦИИ В МУЗЕЙНОМ МИРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (6 часов)
Музейный бум в послевоенной Европе, расширение музейной сети.
Международные организации и культурное наследие.
Появление музейных комплексов нового типа: музеефицирование кварталов и городов: музеи быта, промышленной археологии; распространение "скансенов", возникновение экомузеев.
Научно-технический прогресс и техническое образование. Развитие сети технических музеев и их типология: музеи почты, печати, транспорта, космонавтики, промышленности и др.
Художественные музеи: новые подходы. Музей современного искусства как музей эпохи постмодернизма.
Музейная архитектура и новые типы коммуникации в музее. Особенности организации и взаимодействия с посетителем. Модернизация традиционных музеев
Внимание к непрофессиональным формам художественного творчества; к примитивному искусству; к творчеству женщин и национальных меньшинств; к маргинальным культурам.
Новые принципы организации музейной среды. Историческая анимация, организация виртуального пространства как один из основных принципов экспозиции третьего тысячелетия. Проблема виртуальных музеев и музейных сайтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа)
ИТОГОВЫЙ КОЛЛОКВИУМ (4 часа)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДОКЛАДОВ
ДЛЯ ИТОГОВОГО КОЛЛОКВИУМА
1. Вашингтонская национальная галерея. История создания и современное состояние галереи.
2. Датский национальный музей древностей. История создания и современное состояние музея.
3. Дворец открытий в Париже. История создания и современное состояние музея.
4. Музей Альгамбра. История создания и современное состояние музея.
5. Музей «Васа» в Стокгольме. История создания и современное состояние музея.
6. Музеи Ватикана. История создания и современное состояние музеев.
7. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. История создания и современное состояние музея.
8. Музей д’Орсэ. История создания и современное состояние музея.
9. Музей естествознания в Лондоне. История создания и современное состояние музея.
10. Музей Питт-Риверса, Фарнем. История создания и современное состояние музея.
11. Музей Прадо. История создания и современное состояние музея.
12. Музей «Ущелье Айронбридж» в Великобритании. История создания и современное состояние музея.
13. Мюнхенский музей естествознания и техники. История создания и современное состояние музея.
14. «Скансен», Стокгольм. История создания и современное состояние музея.
15. Старая Пинакотека в Мюнхене. История создания и современное состояние пинакотеки.
16. Старый музей (Altes Museum) в Берлине. История создания и современное состояние музея.
17. Центр Помпиду. История создания и современное состояние музея.
18. Венский музей истории искусства. История создания и современное состояние музея.
19. Смитсоновский музей в Вашингтоне: история, профили музея, новые экспозиции.
20. Музей Ля-Валетт и Жеода: современные тенденции французской музеологии.
СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
1. Коллекционирование в древней Греции (понятия сокровищниц, музейонов, состав коллекций, знаменитые коллекционеры эпохи эллинизма).
2. Древний Рим: частное коллекционирование и общественные собрания.
3. Сокровищницы средневековья (коллекции, функции, знаменитые коллекционеры).
4. Эпоха Ренессанса и рождение европейского музея. Типы музейных собраний, состав и организация.
5. Знаменитые коллекционеры и выдающиеся собрания эпохи Ренессанса.
6. Художественные коллекции европейских монархов в эпоху Просвещения (типы, состав коллекций, функции).
7. Естественно-научные кабинеты эпохи Просвещения (особенности функционирования).
8. Возникновение первых публичных музеев, их особенности.
9. Музейная политика на рубеже ХVIII – XIX вв. (Наполеоновская Франция и новые социальные функции музеев).
10. Музеи Х1Х века: от универсальных собраний к специализированным музеям. (основные типы, функции).
11. Роль музея в формировании национального самосознания.
12. Художественные музеи Х1Х века.
13. Музеи естественной истории Х1Х века.
14. Музеи науки и техники в Х1Х веке.
15. Музеи под открытым небом на рубеже Х1Х – ХХ веков.
16. Музеи в первой половине ХХ века: влияние тоталитарных режимов на деятельность музея.
17. Новые тенденции в музейном мире во второй половине ХХ века. (принципы организации музейной среды).
18. Музеи Европы в ХХ в.: специфика музейной деятельности.
19. Музеи Америки и Азии в ХХ веке: общее и особенное.
20. Экомузеи, их особенности.