ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ




СРЕДНИЕ ВЕКА

Темы и содержание лекций

1. Средние века как исторический тип культуры.

Формирование культур монотеистического типа. Мировые религии и средневековые цивилизации: христианский тип культуры; арабо-мусульманский мир; индо-буддийский регион. Цивилизации христианской ойкумены: Византия, Западная Европа, Средневековая Русь. Проблема периодизации средневековых культур. «Великое переселение народов» и новая геополитическая карта Европы. Восток и Запад, их взаимодействие в формировании средневековой культуры Европы. От этносов – к нациям: сложение европейских государств и романских языков. Европейский эпос как ведущий жанр литературы раннего средневековья, отражающий становление национального самосознания народов. «Темные века» или «многоликое средневековье»? Социокультурная стратификация: средневековое европейское общество как система субкультур (субкультура церкви и монастыря, или официальная; субкультура рыцарского замка, или феодальная; субкультура города; субкультура народная, или смеховая).

 

2. Субкультура церкви и монастыря

Христианство как идеологическая основа художественной культуры средневековой Европы. Теоцентризм - доминирующая идея средневекового общества. Символ веры. Аскетический идеал христианского искусства. Первые христианские мученики, их образы в искусстве. Первые типы христианских храмов (базилики, катакомбы, баптистерии, мортирии). Христианский символизм в жизни и в искусстве. Имперсональность искусства. Синтез искусств при ведущей роли архитектуры. Собор – «путь по которому вместе идут к одной цели» - архитектурная доминанта города, символическая модель мироздания, «библия для неграмотных» и институт средневековой культуры. Монастырь – начальная ступень до-университетского образования в средние века. Монастырские школы и скриптории. Клерикальная литература. Жанры жития святых и миссионеров. Жанр исповеди (Абеляр и Августин). Эсхатологические сказания о посмертной судьбе человека («видения»). Моральная дидактика (проповеди, нравоучительные рассказы). Научная дидактика («Физиолог», «Бестиарии», «Лапидарии»).

 

3. Рыцарская субкультура.

Романское искусство: формирование первого общеевропейского стиля. Храмовая романская архитектура; роль мозаики, фрески, скульптуры. Архитектурные памятники романского искусства. Романские черты фортификационной архитектуры Северо-Запада: крепостное зодчество средневековой Руси. Романский стиль в архитектуре феодального замка. Рыцарская военная доктрина. Рыцарские ордена (бенедектинский, доминиканский, францисканский, др.). Крестовые походы и их роль в формировании феодальной культуры светско-куртуазного типа. «Этикетный» характер феодальной культуры. Положение женщины в средние века. Любовь и брак. Рыцарская доктрина любви, ее музыкально-поэтическое «обрамление». Лирика провансальских трубадуров, ее представители (Бертран де Борн, Арнаут Даниэль, Джеффри Рюдель, др.). Многообразие поэтических жанров. Менестрели: синтез поэзии и музыки в светском средневековом искусстве. Поэзия немецких миннезингеров (Генрих фон Морунген, Вальтер фон дер Фогельвейде). Рыцарский роман: Творчество нормандских труверов (Томас, Кретьен де Труа, др.). Сюжетные группы рыцарских романов: бретонские лэ; цикл о Тристане и Изольде; цикл романов «круглого стола» (о короле Артуре); цикл романов о святом Граале. Образ рыцаря «без страха и упрека» и идеал «прекрасной дамы» в рыцарской литературе.

 

4. Городская субкультура

Готический собор – архитектурная и идеологическая доминанта европейского города. Основные элементы готического стиля (стрельчатая арка, нервюрный свод, контрфорсы, готическая роза, аркбутаны, замковый камень). Раннеготический пятинефный собор Парижской Богоматери. Зрелая готика (собор в Реймсе). Поздняя – «пламенеющая» - готика (архитектура немецких соборов). Испанская готика; стиль «мудехар». Этапы и характер средневекового образования. Семь свободных искусств. Первые университеты. Субкультура школяров. Поэзия вагантов (голиардов) как самобытный феномен европейской литературы. Синтез латинской учености и городского жаргонного фольклора. Жизнь и творчество Франсуа Вийона как отражение кризиса средневекового мировоззрения и предвозвестие «осени средневековья».

 

5. Народная (смеховая) субкультура.

Народная субкультура как контркультура по отношению к официальной. Работы М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» и Д.С. Лихачева «Смех в культуре Древней Руси» о карнавальной стихии народной среды. Рыночная площадь (оппозиция храму) и городской карнавал. Французские жонглеры, германские шпильманы, английские барды, русские скоморохи. Жанры «низовой» литературы и их связь с фольклором и язычеством. Немецкие шванки (шутки), французские фаблио (басни, городские анекдоты), моралите. Карнавальное и сатирическое начало народного городского «Романа о Лисе».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: