· православный собор;
· романский храм;
· готический собор;
· иудейская синагога;
· мусульманская мечеть;
· китайская пагода;
· буддийский дацан.
III. Подготовить словарик нуждающихся в комментарии архитектурных терминов.
Задачи:
· Обосновать идею архитектуроцентризма средневекового искусства.
· На архитектурном материале различных конфессий показать канонические принципы и символический характер средневековой культуры.
Семинар 4. Канон и символический характер средневекового искусства.
Часть II. Иконография и символический язык русской иконы.
Задания:
I. Сделать конспект работы Е.Н. Трубецкого “Умозрение в красках” (Работа “Три очерка о русской иконе”; выходные данные см. в списке рекомендуемой литературы).
I. Подготовить материал для беседы по следующим вопросам:
1. Основные иконописные сюжеты и образы
1.1. Образы Спаса (Нерукотворный, Вседержитель, Спас на престоле, Иммануил).
1.2. Образы Богородицы (Оранта, Знамение, Панагия, Одигитрия, Умиление).
1.3. Апостолы, пророки и православные святые.
1.4. Ангелы, их иерархия (девять чинов) и образы на иконе.
1.5. Православные праздники на иконе.
2. Устройство иконостаса православного храма.
3. Цветовая символика и композиционные особенности русской иконы.
4. Иконописные школы на Руси.
4.1. Феофан Грек.
4.2. Андрей Рублев.
4.3. Дионисий.
Основные понятия раздела
Альба, апологетика, апсида, аскеза, баллада, баптистерий, барды, буддизм, ваганты, вассал, вертеп, героический эпос, готика, дацан, донжон, житие, замковый камень, роза готическая, идальго, иконостас, исихия, ислам, исповедь, кансона, канон, квадриум, клерикальная литература, контркультура, контрфорсы, крестовая песнь, крестово-купольный храм, куртуазность, литургия, ляйх, менестрели, мечеть, минарет, миннезанг, мировые религии, мозаика, мортирий, неф, одигитрия, оранта, пагода, панагия, пасторела, патристика, ратуша, романский стиль, рондо, семь свободных искусств, серенада, синтез искусств средневековый, сирвента, скоморохи, скриптории, собор, схоластика, тенсона, теоцентризм, тривиум, трубадуры, труверы, фаблио, фреска, химера, христианство, христианский символизм, шванки, шевалье, школяры (схолары), шпильманы.
|
I. Примерные вопросы к зачету
1. Идейно-мировоззренческие основания средневековой культуры.
2. Священные книги мировых религий как литературные памятники.
3. Клерикальная литература, ее жанровые разновидности.
4. Жанр исповеди в средневековой литературе (сравнительный анализ текстов Августина и Абеляра).
5. Символика русской иконы (с использованием статьи Е. Трубецкого «Умозрение в красках»).
6. Русская икона: основные иконографические типы, сюжеты и образы. Иконописные художественные школы.
7. Синтез искусств в средневековом храме (с использованием статьи П. Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств»).
8. Средневековый храм как модель мира (на примере устройства храма любой конфессии).
9. Средневековый университет и поэзия вагантов.
10. Романский и готический стили в средневековой архитектуре.
11. Лирика трубадуров и миннезингеров.
12. Рыцарский роман: основные циклы и сюжеты.
13. Карнавальный характер народной субкультуры в средние века (по работам М.Бахтина или Д.С. Лихачева).
14. Литература народной средневековой субкультуры.
|
15. Средневековый евразийский эпос.
16. Литература и искусство Византии.
Литература к разделу
I. Основная:
1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990.
3. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. – М., 1993.
4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.
5. Зарубежная литература Средних веков: Хрестоматия. Вып.1. – М., 1974. Вып.2. – М., 1975.
6. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987.
7. История Всемирной литературы. В 9 т. – Т. 2. – М., 1984.
8. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М., 1991.
9. Флоренский П. Иконостас: Избранные труды по искусству. – СПб., 1993.
II. Дополнительная:
1. Аверинцев А.А. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1978.
2. Августин Аврелий Исповедь. История моих бедствий. – М., 1992.
3. Гаспаров М.Л. Поэзия вагантов. // В кн. “Поэзия вагантов” – М., 1975, с. 421-514.
4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства – М., 1990.
5. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981.
6. Данилова И.Е Искусство Средних веков и Византии. – М., 1984.
7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986.
8. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. –М., 1970.
9. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.
10. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М., 1976.
11. Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. – М., 1999.
12. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М., 1986.
13. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб., 1993.
14. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. – М., 1975.
15. Смирнов А.А. Средневековая литература Испании. – Л., 1969.
16. Таксиль Л. Священный вертеп. – М., 1989.
17. Ткачев В.Н. История архитектуры. (См.: Средневековый город, с. 113-127). – М., 1987.
18. Хейзинга Йохан Осень средневековья. – М., 1995.
19. Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. – М., 1965.