Авторитет власти и власть авторитета





Принудительные ресурсы

(силовые) включают угрозу применения санкций и само использование субъектом отрядов людей, вооружённых, специально созданных и обученных для обеспечения подчинения объекта властного воздействия.

Экономические ресурсы.

Сильный субъект политической власти имеет возможность использовать и контролировать распределение материальных ресурсов, благ, включая и те, без которых невозможно существование человека. У субъекта государственной власти, в частности, в распоряжении такие средства, как монополия на чеканку денег, возможность устанавливать монополию на производство и продажу стратегической продукции, добычу сырья, устанавливать налоги, определять условия производства, обмена и потребления. Контроль за использованием экономических ресурсов во многих случаях опосредован контролем над социальными ресурсами,

включающими возможность распределения позиций на социальной лестнице – статусов, чинов, должностей, званий, льгот, привилегий, обязанностей.

 

Культурно-информационные ресурсы включают контроль над научными знаниями, информацией и средствами их распространения, возможность формировать ценностные ориентации масс людей, действуя через учреждения культуры, образования (детские сады, школы, вузы). В современном обществе чрезвычайно велики возможности влиять на людей, информируя или дезинформируя их, манипулируя ими с помощью средств массовой информации.

Хорошо известен кумулятивный эффект власти: субъект, обладающий каким-либо видом власти (значительными ресурсами), с большей лёгкостью накапливает ресурсы других видов власти. Власть как бы перетекает к нему. Типичный пример для наших условий: баснословные капиталы могли быстро накапливать те политики, чиновники, бизнесмены, кто обладал информацией о замораживании или отпуске, повышении цен на товары, валюту, контролировал распределение льготных кредитов, определял условия приватизации.

Важным фактором властных отношений являются

мотивы стремления людей к обладанию властью и использованию власти. Обычно имеет место сочетание в разных пропорциях нескольких основных мотивов: возможность улучшить своё материальное положение, повысить уровень потребления, качество жизни; повышение социального статуса, престижности положения удовлетворяет потребность в одобрении другими, а также повышает самооценку. Исследователи часто находят в основе выдающихся примеров воли к власти, выдающейся политической деятельности борьбу человека с собственными комплексами. Борясь за власть и используя её, политики, как правило, говорят, прежде всего, о своём стремлении улучшить общество, сделать его более справедливым, Такой мотив тоже реально существует, однако редко бывает доминирующим. Часто стремятся во власть ради того, чтобы уйти от ответственности за свои грехи.

 

Авторитет власти и власть авторитета

Авторитет — «власть, влияние» — в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком — влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.

Авторитет заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта.

В соответствии с концепцией М. Вебера, авторитет может освящаться тремя источниками:

1. Традиция (например, авторитет церкви);

2. Рационально обоснованная законность;

3. Аффективная законность, основанная на харизме лидера.

Необычное открытие было сделано учёными из университета Лидса. Они провели серию экспериментов: добровольцев попросили бродить по большому залу, не разговаривая друг с другом. Среди участников выбирали несколько человек, которым давались более чёткие инструкции, какого маршрута следует придерживаться. Опубликованный отчёт продемонстрировал, что задать направление группе людей численностью не менее 200 человек может «информированное меньшинство», составляющее всего лишь 5 %. Оставшееся «стадо» бессознательно следует за лидерами. В этом наблюдаются чёткие параллели с поведением групп животных, утверждают исследователи. В ходе экспериментов испытуемые вырабатывали общее решение, хотя им не разрешалось ни разговаривать друг с другом, ни общаться при помощи жестов. В большинстве случаев участники эксперимента даже не осознавали, что их кто-то ведёт.
Нынешняя работа перекликается с исследованием учёных из Утрехтского университета. Они доказали, что большинство людей предпочитает следовать за лидером, даже если проводник «сам не знает, куда идти».

 

ВЛАСТЬ АВТОРИТЕТА - влияние авторитетных лиц, государственных служащих, организации, органов, в силу публичного признания и почитания, на людей, их умонастроения, общественное мнение и поведение. Один из важнейших каналов управленческой деятельности. Информация о ней способна давать дальнейшее приращение известности уже существующему авторитету.

 

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти.





Читайте также:
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.012 с.