к негосударственным субъектам политической системы обычно относят: партии, общественно-политические движения, другие общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, органы местного самоуправления и другие организации.
Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Особенности политических (современных) партий:
– они представляют собой политические организации;
– представляют собой организации общественные (негосударственные);
– являются устойчивыми и широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;
– имеют свою программу и устав;
– построены на определенных организационных принципах;
– имеют, как правило, фиксированное членство;
– опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах;
– имеют единые идеологию и политические взгляды как основу для создания партии. Другие общественные организации создаются по признаку социальной принадлежности (профсоюзы), на основе возрастных и иных признаков (союзы молодежи, женщин);
– имеют ярко выраженный политический характер, стремятся к захвату и удержанию власти.
Функции партии:
– программная – разработка, формирование и реализация политической программы общества;
– идеологическая – формирование, развитие и внедрение в сознание своей идеологии;
– властно-конкурентная – участие в соревновании (борьбе) за государственную власть, за ее удержание;
|
– властно-практическая – реализация и защита через государственную политику интересов соответствующей части общества;
– властно-кадровая – подготовка и выдвижение кадров государственного аппарата.
Группы давления. Группа давления – общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти (А.В. Малько).
Сила групп давления (профсоюзы, объединения крестьян, молодежи, потребителей и т. д.) зависит от количества членов, их финансовых возможностей, от организованности, сплоченности, от престижа в обществе и т. д. Группы давления разными путями (забастовки, митинги, демонстрации, пикеты, петиции и т. д.) оказывают воздействие на парламент, государственную организацию, администрацию, партии с целью принятия выгодных им решений. Они могут поддержать те или иные партии в предвыборной борьбе.
К группам давления относят: движения; профессиональные союзы; ассоциации предпринимателей; союзы кооперативов, потребителей; добровольные общества и другие общественные объединения. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны и т. п.) (А.В. Малько).
Общественно-политические движения. Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть, выражающая интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.
Отличие общественно-политического движения от политических партий состоит в следующем:
|
– социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);
– они, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии;
– движения не столь долговременны, как партии;
– движения не стремятся к власти, пытаются воздействовать на нее, "повернуть" данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть движение трансформируется в политическую партию);
– в движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.);
– центром политической активности в движении выступает его ядро – инициативные группы, клубы, союзы и т. п.
Взаимодействие государственных и негосударственных организаций. Субъекты политической системы общества взаимодействуют на следующие принципах:
– сотрудничества,
– помощи и содействия друг другу,
– поиска и достижения компромисса,
– координации деятельности.
Формы воздействия на государство негосударственных субъектов могут быть гласными и негласными.
Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются:
– использование средств массовой информации;
– участие в массовых акциях одобрения или протеста;
– демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов.
|
Негласные (теневые) пути воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью:
– групп давления, так называемых мозговых центров;
– близкого окружения;
– элитарных клубов;
– товарищеских групп;
– парламентских лобби;
– политических фракций (Н.Г. Назаренко).
Типичными формами (способами) воздействия на государственные органы являются:
– непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;
– участие членов общественных объединений в работе парламентских комиссий и подкомиссий, межведомственных комитетов и служб;
– поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д.
Формы воздействия государства на негосударственные организации. Государство, как главная властвующая сила общества:
1) предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации;
2) создает необходимые условия для их деятельности;
3) определяет правовое положение некоторых общественных организаций;
4) утверждает уставы данных организаций;
5) охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуры и другие государственные органы).
Государство также может использовать негласные методы. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности.
В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, т. е. ведут политическую игру.
Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлена наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия.