Негосударственные виды политической власти




к негосударственным субъектам политической системы обычно относят: партии, общественно-политические движения, другие общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, органы местного самоуправления и другие организации.

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Особенности политических (современных) партий:

– они представляют собой политические организации;

– представляют собой организации общественные (негосударственные);

– являются устойчивыми и широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

– имеют свою программу и устав;

– построены на определенных организационных принципах;

– имеют, как правило, фиксированное членство;

– опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах;

– имеют единые идеологию и политические взгляды как основу для создания партии. Другие общественные организации создаются по признаку социальной принадлежности (профсоюзы), на основе возрастных и иных признаков (союзы молодежи, женщин);

– имеют ярко выраженный политический характер, стремятся к захвату и удержанию власти.

Функции партии:

– программная – разработка, формирование и реализация политической программы общества;

– идеологическая – формирование, развитие и внедрение в сознание своей идеологии;

– властно-конкурентная – участие в соревновании (борьбе) за государственную власть, за ее удержание;

– властно-практическая – реализация и защита через государственную политику интересов соответствующей части общества;

– властно-кадровая – подготовка и выдвижение кадров государственного аппарата.

Группы давления. Группа давления – общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти (А.В. Малько).

Сила групп давления (профсоюзы, объединения крестьян, молодежи, потребителей и т. д.) зависит от количества членов, их финансовых возможностей, от организованности, сплоченности, от престижа в обществе и т. д. Группы давления разными путями (забастовки, митинги, демонстрации, пикеты, петиции и т. д.) оказывают воздействие на парламент, государственную организацию, администрацию, партии с целью принятия выгодных им решений. Они могут поддержать те или иные партии в предвыборной борьбе.

К группам давления относят: движения; профессиональные союзы; ассоциации предпринимателей; союзы кооперативов, потребителей; добровольные общества и другие общественные объединения. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны и т. п.) (А.В. Малько).

Общественно-политические движения. Общественно-полити­ческое движение – это наиболее активная часть, выражающая интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.


Отличие общественно-политического движения от политических партий состоит в следующем:

– социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);

– они, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии;

– движения не столь долговременны, как партии;

– движения не стремятся к власти, пытаются воздействовать на нее, "повернуть" данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть движение трансформируется в политическую партию);

– в движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.);

– центром политической активности в движении выступает его ядро – инициативные группы, клубы, союзы и т. п.

Взаимодействие государственных и негосударственных организаций. Субъекты политической системы общества взаимодействуют на следующие принципах:

– сотрудничества,

– помощи и содействия друг другу,

– поиска и достижения компромисса,

– координации деятельности.

Формы воздействия на государство негосударственных субъектов могут быть гласными и негласными.

Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются:

– использование средств массовой информации;

– участие в массовых акциях одобрения или протеста;

– демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов.

Негласные (теневые) пути воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью:

– групп давления, так называемых мозговых центров;

– близкого окружения;

– элитарных клубов;

– товарищеских групп;

– парламентских лобби;

– политических фракций (Н.Г. Назаренко).

Типичными формами (способами) воздействия на государственные органы являются:

– непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;

– участие членов общественных объединений в работе парламентских комиссий и подкомиссий, межведомственных комитетов и служб;

– поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д.

Формы воздействия государства на негосударственные организации. Государство, как главная властвующая сила общества:

1) предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации;

2) создает необходимые условия для их деятельности;

3) определяет правовое положение некоторых общественных орга­низаций;

4) утверждает уставы данных организаций;

5) охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуры и другие государственные органы).

Государство также может использовать негласные методы. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности.

В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, т. е. ведут политическую игру.

Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлена наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: