«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Факультет «Социально-гуманитарный»

 

Кафедра «Документоведение и языковая коммуникация»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к выполнению контрольной работы по дисциплине

«Культура устной и письменной речи»

для обучающихся заочной формы обучения

по всем направлению подготовки реализуемым в ДГТУ

 

 

Ростов-на-Дону


 

 

Составитель: Косякова Я.С.

 

Методические рекомендации содержат информацию по подготовке контрольной работы (порядок подготовки, организация защиты, рекомендации по содержанию, требования к оформлению) по дисциплине «Культура устной и письменной речи» для студентов заочной форм обучения по всем направлениям подготовки реализуемым в ДГТУ – Ростов н/Д: ДГТУ, 2017 – 12 с.

 

Рецензент: к.филол.н., доцент Былкова С.В.

 

 

Ó Донской государственный технический университет, 2017


Содержание

1.Общие положения..................................................................... 4

2.Требования к выполнению контрольной работы..................... 4

3. Контрольные задания............................................................... 4

4. Требования к оформлению контрольной работы................... 6

5. Рекомендуемые источники информации…………………………….9

Приложение А. Пример оформления титульного листа контрольной работы.......................................................................... 10

 


Общие положения

Изучение курса «Культура устной и письменной речи» основывается на теоретических положениях одноименного курса, законодательных и нормативных документах, методических материалах, государственных стандартах, нормах письма и произношения.

Основные вопросы курса излагаются на установочных лекциях. Значительную часть необходимой информации студенты должны приобретать в процессе самостоятельного изучения учебной литературы.

Цель контрольной работы - систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по дисциплине «Культура устной и письменной речи».

Требования к выполнению контрольной работы

Основная форма самостоятельной работы студентов - выполнение контрольных работ по темам, указанным в программе.

Задания на контрольные работы индивидуальны и представлены в вариантах. Студент выполняет вариант задания, номер которого соответствует последней цифре номера зачетной книжки.

Контрольная работа содержит материал, охватывающий основные положения дисциплины «Культура устной и письменной речи».

Выполненную контрольную работу студенты направляют на проверку преподавателю через деканат, за которым закреплена выпускающая кафедра. Направлять на проверку контрольную работу по частям не допускается. Разрешается представлять контрольную работу для очного рецензирования преподавателю непосредственно на консультациях.

Рецензирование контрольных работ является основной формой руководства самостоятельной работой студентов со стороны преподавателей. Проверенную контрольную работу вместе с рецензией возвращают студенту. При исправлении ошибок замечания рецензента должны оставаться до предъявления контрольной работы на зачете. Контрольная работа засчитывается только при правильном выполнении всех входящих в нее заданий. На повторную рецензию в случае большого количества ошибок и необходимости их исправления нужно высылать всю работу полностью вместе со всеми предыдущими рецензиями.

 

Контрольные задания

Каждый вариант контрольной работы состоит из десяти заданий. Студент должен выполнить один из вариантов контрольной работы в соответствии с последними цифрами студенческого шифра.

 

Таблица распределения вариантов контрольной работы

(по последним цифрам номера зачетной книжки)

 

Последняя цифра зач. книжки                    
№ варианта                    

 

Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради указывают:

- фамилию и инициалы,

- шифр (если он имеется),

- адрес,

- номер варианта контрольной работы.

В конце работы необходимо указать список использованных источников.

Контрольная работа должна быть написана чернилами, аккуратно, четким почерком. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять в тетради широкие поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.

ВНИМАНИЕ! Работа, выполненная не по своему варианту, к зачету не принимается.

Вариант контрольного задания соответствует последней цифре зачётной книжки.

Вариант № 1

1. Запишите перечисленные ниже слова, расставив в них ударения и дав толкование их лексических значений.

Надолго, намерение, некролог, офицеров, ободрить, опека, облегчить, опошлить, оптовый, обеспечение, приговор, призыв, паралич, пуловер, памятуя, петля, приданое, ремень, ракушка, рассредоточение, средства, сирота, сироты, сирот, статуя, сливовый, столяр, стюард, туфля, танцовщица, таинство, тотчас, уведомить, удобнее, упрочение, умерший, усугубить, феномен, фетиш, фортель, факсимиле, хаос,

2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным или конкретным лексическим значением, попутно исправьте и другие речевые ошибки.

 

1. Все лучшие умы того времени были сосланы на каторгу, сидели в тюрьмах, были казнены. 2. Хочет Венька приобрести свою мечту. 3. Нам пришлось искать пути и средства, способные вызвать интерес к изучаемому произведению. 4. Когда наша Русь была раздроблена, то ее смогло покорить татаро-монгольское иго. 5. Вторая мировая война расколола земной шар на две части. 6. Вся окружающая среда, которая там стояла, все были возмущены. 7. Павел - в первых рядах строительства узкоколейки. 8. Народ принес свои жалобы к парадному подъезду. 9. В парке стоит архитектура.

 

3.Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения, используя словарь иностранных слов.

Аббревиатура, абонент, авантажный, абстрактный, барельеф, банальный, версификация, геральдика, гипертрофированный, глобальный, дубликат, кафешантан, катехизис, ликвидация, нивелировать, нирвана, пари, паноптикум.

4. Объясните значение фразеологизмов и крылатых слов. Составьте и запишите с ними предложения.

По горло, голова горит, не своим голосом, заговор молчания, заводить шарманку, забрать себе в голову, ищи-свищи, ни за какие коврижки, подмазывать колёса, злоба дня.

 

5. Перепишите текст, расставив знаки препинания. Все числительные запишите словами в соответствующей падежной форме.

 

Гражданка Мухина найдя кошелек с 562 093 рублями приобрела самовар стоимостью около 250 600 рублей а также чай сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 рублей прибавив к найденным 562 093 рублям еще что-то около 29 500 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38 минуте пира на хозяйку напал некто Пауков но гости увлеченные едой не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров это его 265 подобная операция. Видно жалеет теперь Мухина о 590 000 потраченных на негодяев-гостей.

 

6. Определите число существительных (единственное, множественное, только единственное, только множественное)

 

Золото, азот, молоко, щавель, снег, малина, вишня бронза, фарфор, Артамонов, Оппенгейм.

7. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

  1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией.
  2. Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными.
  3. Операцию сделал молодой хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию.
  4. “Не в свои сани не садись” вышло в свет в 1853 году.
  5. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло.

8. Оцените фрагмент курсовой работы, дав развернутые ответы на следующие вопросы:

- нет ли отступлений от выбранной темы;

- все ли необходимые компоненты логической схемы научного произведения содержатся во фрагменте (цель, задачи и др.);

- логично ли изложение, нет ли нарушений абзацного членения текста;

- являются ли стилистически корректными выбранные языковые средства;

- соблюдены ли нормы литературного языка (правописные, грамматические, лексические);

- нет ли нарушений требований этикета, предъявляемых к научной речи.

 

Экономический рост и проблемы экологии

Введение

Еще в XVIII веке Адам Смит сформировал принципы поведения homo economicus (человека экономического), в которых главным стимулом жизнедеятельности является стремление к наживе, алчность. Рассматривая современного человека, анализируя его поведение, мы видим, что Смит был очень близок к истине. Есть, конечно, и исключения (священники, аскеты, различные сектанты и так далее), но большая часть человечества по-прежнему одержима желанием максимально удовлетворять свои потребности. Это желание вполне естественно, объяснимо, но хотелось бы знать: где предел человеческих желаний и каковы жертвы, последствия? Мы знаем, согласно закону повышающихся потребностей, что предела нет, а вот вопрос с последствиями этого поведения человека, я думаю, надо разобрать более подробно. Всегда ли цель оправдывает средства? Не поставит ли человек под сомнение своё существование и жизнь будущих поколений, реализуя свои краткосрочные цели?

Согласно закона сообщающихся сосудов, мы знаем, что если где-то прибыло, то где-то убыло. Так и в экономике: обогащение одних людей проходит на фоне обнищания других. Но в своей работе я хочу затронуть не экономический, а экологический аспект данной проблемы, что является целью моей работы.

Глобальное потепление, «озоновые дыры», другие природные катаклизмы – это результат воздействия на природу со стороны человека. И это есть цена, которую мы платим за свое стремление к обогащению. К счастью, мой регион пока не относится к зоне экологического бедствия. Однако простое перечисление объектов, расположенных на территории Мурманской области (а это – предприятия «Североникель», «Печенганикель», «Кандалакшский алюминиевый завод», «Кольская АЭС», Северный флот) дает понять, что проблем настоящих и будущих хоть отбавляй.

Благополучное развитие Мурманской области уже целое десятилетие связывают с освоением месторождений шельфа Баренцева моря. В последнее время мы все чаще слышим о потенциале Приразломного нефтяного. И это вызывает не только радужные надежды, но и тревогу: не нанесет ли это непоправимый ущерб экосистеме нашего региона.

Я же в своей работе хочу остановиться на проблеме транспортировки нефтепродуктов из районов России в Западную Европу и другие регионы и части.

 

9. Составьте и запишите резюме.

 

10. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Особенности официально-делового стиля».

Вариант № 2

1. Запишите перечисленные ниже слова, расставив в них ударения и дав толкование их лексических значений.

Уведомить, удобнее, упрочение, умерший, усугубить, газопровод, гербовый, глашатай, гражданство, грошовый, диспансер, договор, договоры, договоров, досуг, дремота, еретик, ересь, житие, жалюзи, знахарь, зевота, задолго, заусеница, звонит, знамение, издавна, иначе, индустрия, иконопись, иероглиф, километр, квартал, каталог, кладовая, каучук, кремень, красивый, красивее, лацкан, ломоть, мельком, мышление.

 

2. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

 

1. Наступила война. 2. На стадионе жители приморского города стали свидетелями большого театрализованного представления. 3. Лектории выполняют большую роль. 4. Есть годы, часы, минуты, о которых тяжело рассказывать, о них тяжело писать. Слушать их тоже не легко 5. Негритянские жители заперты в застенках трущоб, в нечеловеческих жилищных условиях, без средств к существованию. 6. Вдали показалась стая уток и зайцев. 7. На крыше сидела кошка и повизгивала от удовольствия. 8. Я взял самолет и прилетел к вам в гости. 9. Кричать шепотом - ее любимое занятие.

3. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения, используя словарь иностранных слов.


Альянс, аккомодация, аккредитив, апартеид, афера, билль, брифинг, дебитор, демпинг, депортация, дилемма, иерархия, инвестор, конгрегация, конгломерат.

4. Объясните значение фразеологизмов и крылатых слов. Составьте и запищите с ними предложения.

Повергать в прах, плясать под дудку, держать камень за пазухой, кануть в вечность, зарубить на стенке, ум за разум заходит, держать пари, держать в чёрном теле, войти в силу, маг и волшебник.

5. Перепишите текст, расставив знаки препинания. Все числительные запишите словами в соответствующей падежной форме.

 

У нас в студии П.С. Калашников немалого добившийся в оптовой торговле. Он располагая всего 762 руб. 94 коп. начального капитала за месяц увеличил его до 768 450 руб. Уставный капитал зарегистрированной им вскоре фирмы Аленушка – более 440 990 000 руб. Ныне его состояние приближается к 965 773 000 дол. Наш гость спонсор соревнований Москворецкая перчатка. Боксеры знают о 856 000 руб. ежемесячного Приза Калашникова вручаемого самому бесстрашному спортсмену. Конкурирующая фирма Кирибеевич и К˚ несмотря на правительственную поддержку располагает всего 367 592 084 дол. уставного капитала.

 

6. Найдите слова, в которых неверно образована форма множественного числа родительного падежа. Запишите их верно.

 

Румынов, туркмен, узбеков, гренадеров, ампер, аршинов, солдат, партизанов, гусаров, драгунов, кадет, бедуинов, таджиков, якут, балкар, калмыков, тунгусов.

 

7. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

  1. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.
  2. Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок.
  3. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.
  4. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженные мукой.
  5. Студент или студентка должна прийти за справкой?

8. Оцените фрагмент курсовой работы, дав развернутые ответы на следующие вопросы:

- нет ли отступлений от выбранной темы;

- все ли необходимые компоненты логической схемы научного произведения содержатся во фрагменте (цель, задачи и др.);

- логично ли изложение, нет ли нарушений абзацного членения текста;

- являются ли стилистически корректными выбранные языковые средства;

- соблюдены ли нормы литературного языка (правописные, грамматические, лексические);

- нет ли нарушений требований этикета, предъявляемых к научной речи.

 

Основные проблемы и тенденции в формировании и распределении доходов учащейся молодежи

Введение

Человеческий ресурс – важнейший в экономической системе, соответственно, экономическая система должна обеспечить достойный уровень жизни человека. Естественно, что одним из показателей качества жизни являются доходы. И если доходы пенсионеров и старших возрастных слоев населения являются предметом бытовых, экономических и идеолого-политизированных споров, для отстаивания интересов в которых создаются партии, то проблеме доходов не менее важной группы – учащейся молодежи пока не оказывается достаточное внимание. Конечно, для молодых и энергичных студентов есть много возможных источников доходов. Однако зачастую такие доходы оказываются достаточно низкими, нередко их величина недостаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Именно низкие доходы являются причиной роста преступности среди молодежи и сокращения числа молодых семей с детьми. Таким образом, доходы молодежи и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе, а в особенности в переходной экономике Российской Федерации.

Хочу поставить следующие задачи:

1. Рассмотрение основных проблем и тенденций формирования и распределения доходов учащейся молодежи Российской Федерации.

2. Изучить аналогичные проблемы и тенденции студентов Мурманского государственного технического университета (МГТУ), сравнить их с общероссийскими.

3. Подвести итоги и выработать соответствующие рекомендации.

В данной работе я использовала методы статистического и факторного анализа и анкетирование.

можно гипотетически выдвинуть предположение:

Доход студентов будет в пределах от 1000 до 3000 руб. Этот доход складывается из следующих источников, как-то:

-помощь родителей;

-стипендия;

-временный заработок.

Этот доход тратится в основном на развлечения. Однако в будущем студенты желают заработать примерно 700 ru. Получение этого дохода связывают с работой в сфере бизнеса и предпринимательства.

9. Составьте и запишите заявление о приёме на работу.

10. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Речевые клише и штампы в деловой речи»

 

Вариант № 3

1. Запишите перечисленные ниже слова, расставив в них ударения и дав толкование их лексических значений.

Хозяева, цыган, щавель, юродивый, эксперт, языковой барьер, языковая колбаса, ясли. Безудержный, бредовой, валовой, веснушчатый, ветряная оспа, единовременный, занятой, запасной, зубчатый, кухонный, мелочный, милостивый, суставной, счастливый, тигровый, неоцененный, августовский, обдирный хлеб, совершенный вид. Багроветь, баловать (-ся), бронировать (покрывать броней), бронировать (закреплять), бряцать.

 

2. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления.

 

1. Произведения Твардовского - это признак жизнеутверждающего оптимизма. 2. Пушкин обнародовал свою речь тем, что вносил в нее народные слова. 3. В душе князя Андрея накапливается противоречие к войне. 4. Горький показывает в Актере человека, который не может найти удел своему таланту. 5. В "Толковом словаре" Даля слова даются квадратно-гнездовым способом. 6. Не только Павел Власов, но и его мать Пелагея Ниловна явились прототипами сормовского рабочего Петра Заломова и его матери. 7. Гинекологическая классификация языков и карта языков мира созданы не сразу. 8. Несмотря на то что мы с большой оказией добрались до театра, настроение было приподнятое. 9. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому. 10. Татьяна любит свою няню, эту седобородую старушку.

3. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения, используя словарь иностранных слов.


Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивные, апеллировать, секвестр, мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм.

4. Объясните значение фразеологизмов и крылатых слов. Составьте и запищите с ними предложения.

На ять, чесать языком, злые языки, пойти на стать, старая дева, как об стенку горох, пути разошлись, раз от разу, рай земной, плоть и кровь, запретный плод.

 

5. Перепишите текст, расставив знаки препинания. Все числительные запишите словами в соответствующей падежной форме.

Завтра 16 октября с 18 часов 45 минут до 23 часов 41 минуты на улицу лучше не выходить об этом говорит положение Венеры в градусе 66 широты. Овнам не рекомендуется заключать сделки на сумму свыше 562 770 рублей, а Тельцам – на сумму менее 390 860. Раку в этот день можно рискнуть но не более чем 269 750 рублями. Если Лев уже располагает 580 272 рублями капитала ему повезет к этим 580 272 прибавится от 1,5 до 130 000. Дева давно мечтает о 1 500 000, которые могли бы поправить её дела. Завтра эти мечты сбудутся если Юпитер столкнется с Марсом.

6. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы.

  1. Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Казахстан.
  2. Установлен… три новых рекорда по тяжелой атлетике.
  3. Больше половины поступавших в институт был… хорошо подготовлен… по всем предметам.
  4. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал…сь хранител... чистоты литературного языка.
  5. Первые, кто приш… на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.

7. Укажите предложения, в которых есть речевые ошибки, связанные с употреблением причастий. Исправьте ошибки.

1. "Я талантлив!" - восклицал он, ведомый комиком за кулисы. 2. К сожалению, вместо ожиданной знакомой поляны, увидели совершенно другие, нам не известные места. 3. Товарищи, кто следующий? 4. Он говорил о порядках, господствующих ранее в этом учреждении. 5. Студенты, напишущие слабо контрольную работу, должны будут ее переписать. 6. Каждый студент, пожелавший бы отдохнуть в летнем лагере, должен подать заявление в профком. 7. Прочитанный доклад для учащихся 11-х классов о творчестве И. Бунина вызвал большой интерес. 8. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

 

8. Оцените фрагмент курсовой работы, дав развернутые ответы на следующие вопросы:

- нет ли отступлений от выбранной темы;

- все ли необходимые компоненты логической схемы научного произведения содержатся во фрагменте (цель, задачи и др.);

- логично ли изложение, нет ли нарушений абзацного членения текста;

- являются ли стилистически корректными выбранные языковые средства;

- соблюдены ли нормы литературного языка (правописные, грамматические, лексические);

- нет ли нарушений требований этикета, предъявляемых к научной речи.

 

Инвестиции и конкурентоспособность экономики

Введение

Целью данной работы является определение приоритетной государственной инвестиционной политики, ее структуры, освещение современного инвестиционного климата в стране (в частности в нашем регионе) и роли инвестиционных проектов в достижении стабильности инвестиционного рынка.

Нужно отметить, что эффективная система инвестирования предполагает одновременную максимизацию доходов государства и инвесторов, обеспечение правовых гарантий частным и государственным инвесторам.

Безусловно, оценка сегодняшнего состояния инвестиционного рынка позволяет сказать о преодолении глубочайшего кризиса конца 90-х. Однако, на мой взгляд, еще рано говорить о достижении стабильности. Необходимо двигаться вперед, не отступать от достигнутых позиций; мы должны покорить новые вершины и, преисполненные приятным чувством от достигнутой цели, кинуть с них взгляд в горизонты будущего!

9. Составьте и запишите свою автобиографию.

 

10. Дайте сравнительную характеристику устной и письменной речи?

 

Вариант № 4

1. Запишите перечисленные ниже слова, расставив в них ударения и дав толкование их лексических значений.

Группировать, ерошить, задать, заиндеветь, закупорить, занять, кашлянуть, кичиться, морщить (лоб), морщить (об одежде), наперчить, нормировать, озорничать, плесневеть, прибыть, принудить, уведомить. Каталог, окружит, овен, огниво, обувной

Плато, деяние, пихта, красивее, налущит, нарост, повозрастной, вербовщик, вербa, надорвaло, петельный, толика (малая часть), оптовый, оползневый, гладильщик, дополна, апостроф, кладовая.

 

2. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

 

1. Кричать шепотом - ее любимое занятие. 2. Императрица требовала от графа, чтобы он склонил колени перед княжной. 3. И в этом сражении русские войска потерпели победу. 4. В этих соревнованиях Сергей Бубка одержал поражение. 5. На остановке он прождал ее круглый час. 6. Их новая встреча состоялась глубокой весной. 7. Каждый год в период бархатного месяца сотрудники нашей фирмы отдыхают в Крыму. 8. За стеклянными витражами магазина были видны первые посетители.

3. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения, используя словарь иностранных слов.

Дискуссия, мораторий, демпинг, аутсайдер, экспортировать, де-факто, инкогнито, брифинг, паблисити, арьергард, демократия, аннотация, аномалия, антагонист, альтруист, фетишизм.

4. Объясните значение фразеологизмов и крылатых слов. Составьте и запищите с ними предложения.

Бросать тень, тащить за уши, разводить тары-бары, черт не брат, чепуха на постном масле, не чуять ног под собой, синий чулок, есть чужой хлеб, ящик Пандоры, говорить русским языком.

 

5. Перепишите текст, расставив знаки препинания. Все числительные запишите словами в соответствующей падежной форме.

 

Гражданка Мухина найдя кошелек с 562 093 рублями приобрела самовар стоимостью около 250 600 рублей а также чай сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 рублей прибавив к найденным 562 093 рублям еще что-то около 29 500 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38 минуте пира на хозяйку напал некто Пауков но гости увлеченные едой не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров это его 265 подобная операция. Видно жалеет теперь Мухина о 590 000 потраченных на негодяев-гостей.

 

6. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор:

 

1. Брань на ворот... не виснет - шов на ворот.... 2. Работа на дом... -номер на дом.... 3. В дым... пожарищ - задыхаться в дым.... 4. Весь в жир... - плавает в жир.... 5. Соединение на кле... новой марки - подошва на кле.... 6. Лес на корн... - трещина на корн... зуба. 7. На самом кра... - на переднем кра.... 8. В спасательном круг... - в круг... друзей. 9. На лисьем мех... - снежинки блестят на мех....

 

7. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

  1. Печать, в частности многотиражки и стенные газеты, систематически расширя…т информационные материалы.
  2. В приемной сидела молодая женщина. Это был… секретарь директора.
  3. Немало военных преступников нашл… себе после войны приют в Испании.
  4. За короткий срок построен… и сдан… в эксплуатацию 51 промышленный объект.
  5. Полмесяца прошл… с тех пор, как начались экзамены.

8 Оцените фрагмент курсовой работы, дав развернутые ответы на следующие вопросы:

- нет ли отступлений от выбранной темы;

- все ли необходимые компоненты логической схемы научного произведения содержатся во фрагменте (цель, задачи и др.);

- логично ли изложение, нет ли нарушений абзацного членения текста;

- являются ли стилистически корректными выбранные языковые средства;

- соблюдены ли нормы литературного языка (правописные, грамматические, лексические);

- нет ли нарушений требований этикета, предъявляемых к научной речи.

 

Особенности рынка труда Мурманской области

Введение

Понятие «рынок труда» - весьма сложная и во многом новая для России категория.

Формально началом образования рынка труда в России следует считать принятие закона о занятости населения РСФСР (1991г.). В этом законе впервые зафиксировано право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Законом определено право собственности работника на свою рабочую силу в полном объеме: владение, распоряжение, использование.

Однако для становления полноценного рынка труда недостаточно только формальных, законодательно принятых актов. Необходимы коренные перемены в общественных отношениях, прежде всего изменение характера собственности.

Рассмотрев мировой опыт, я могу с уверенностью утверждать, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарному государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и в соответствии с личными интересами людей. Для него значимо другое: иметь население в безоговорочном подчинении, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Да зачем он нужен, свободный рынок труда, в таких условиях! Более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод – распределение рабочей силы, обслуживающее принадлежащую государству, или квазирыночную, экономику – в научном обиходе тоже именуется «рынком труда». Положение на российском рынке труда определяется ситуацией на рынке труда в разных субъектах Российской Федерации.

Вопросы занятости населения в настоящее время приобретают актуальнейшее значение для любого региона. В связи с этим региональные особенности процессов социального развития должны найти свое отражение в государственной политике занятости, что означает, прежде всего, формирование системы мер государственного регулирования, направленных на предотвращение нарастания социальной напряженности в регионах.

9. Составьте и запишите объявление о вакантных должностях в вашем учреждении (фирме).

10. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка»?

 

Вариант № 5

1. Запишите перечисленные ниже слова, расставив в них ударения и дав толкование их лексических значений.

Апартаменты, боязнь, газопровод, жалюзи, квартал, плодоносить, статуя, феерия, эксперт, языковой, баловать, диспансер, звонит, облегчить, премировать, феномен, хаос, ходатайство, щавель, экспертный, генезис, досуг, каталог, намерение, начать, рудник, хвоя, шабаш, шезлонг, шасси, афера, задолго, знамение, избаловать, пасквиль, подростковый, маневр, таможня, творог, цеховой.

 

2. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления.

1. Пушкин обнародовал свою речь тем, что вносил в нее народные слова. 2. Горький показывает в Актере человека, который не может найти удел своему таланту. 3. Не только Павел Власов, но и его мать Пелагея Ниловна явились прототипами сормовского рабочего Петра Заломова и его матери.4. Несмотря на то что мы с большой оказией добрались до театра, настроение было приподнятое. 5. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому. 6. В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа. 7. Стоят дальневосточные березки в подвенечном саване.

3. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения, используя словарь иностранных слов.


Фетишизм, эвакуация, эстрогены, прерогатива, квота, аудитор, дискриминация, паблисити, эксклюзивные, апеллировать, секвестр, мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм.

4. Объясните значение фразеологизмов и крылатых слов. Составьте и запищите с ними предложения.

Волею судеб, волк в овечьей шкуре, из рук вон, закрутить роман, делать круглые глаза, книга за семью печатями, рыцарь печального образа, петь дифирамбы, сесть не в свои сани, на саврасой не объедешь.

 

5. Перепишите текст, расставив знаки препинания. Все числительные запишите словами в соответствующей падежной форме.

 

У нас в студии П.С. Калашников немалого добившийся в оптовой торговле. Он располагая всего 762 руб. 94 коп. начального капитала за месяц увеличил его до 768 450 руб. Уставный капитал зарегистрированной им вскоре фирмы Аленушка – более 440 990 000 руб. Ныне его состояние приближается к 965 773 000 дол. Наш гость спонсор соревнований Москворецкая перчатка. Боксеры знают о 856 000 руб. ежемесячного Приза Калашникова вручаемого самому бесстрашному спортсмену. Конкурирующая фирма Кирибеевич и К˚ несмотря на правительственную поддержку располагает всего 367 592 084 дол. уставного капитала.

 

6. Запишите предложения. Найдите ошибки в употреблении падежных форм, мотивируйте свой ответ.

1. Роль Несчастливцева в "Лесу" Островского исполнял молодой талантливый актер. 2. Деревья в вишневом саде благоухали. 3. Отряд расположился на мысу реки. 4. Он был весь в поте. 5. В ряде новобранцев его не заметили. 6. Перед экзаменами необходимо трудиться в поте лица. 7. Декорации в "Вишневом саду" были выполнены известным московским художником.

 

7. Раскройте скобки, выбрав подходящий вариант согласования подлежащего со сказуемым.

 

1. Рассказ или повесть регулярно (печатается - печатаются) в каждом номере ежемесячного журнала. 2. Володя с Сережей (собирается - собираются) поступить в один и тот же университет. 3. Шум и смех (послышался - послышались) в соседнем кабинете. 4. По прогнозам синоптиков (ожидается - ожидаются) не то снег, не то дождь. 5. Его спокойствие и простота (удивила - удивили) Оленина.

 

8. Оцените фрагмент курсовой работы, дав развернутые ответы на следующие вопросы:

- нет ли отступлений от выбранной темы;

- все ли необходимые компоненты логической схемы научного произведения содержатся во фрагменте (цель, задачи и др.);

- логично ли изложение, нет ли нарушений абзацного членения текста;

- являются ли стилистически корректными выбранные языковые средства;

- соблюдены ли нормы литературного языка (правописные, грамматические, лексические);

- нет ли нарушений требований этикета, предъявляемых к научной речи.

 

Экономический рост и проблемы экологии

Введение

Еще в XVIII веке Адам Смит сформировал принципы поведения homo economicus (человека экономического), в которых главным стимулом жизнедеятельности является стремление к наживе, алчность. Рассматривая современного человека, анализируя его поведение, мы видим, что Смит был очень близок к истине. Есть, конечно, и исключения (священники, аскеты, различные сектанты и так далее), но большая часть человечества по-прежнему одержима желанием максимально удовлетворять свои потребности. Это желание вполне естественно, объяснимо, но хотелось бы знать: где предел человеческих желаний и каковы жертвы, последствия? Мы знаем, согласно закону повышающихся потребностей, что предела нет, а вот вопрос с последствиями этого поведения человека, я думаю, надо разобрать более подробно. Всегда ли цель оправдывает средства? Не поставит ли человек под сомнение своё существование и жизнь будущих поколений, реализуя свои краткосрочные цели?

Согласно закона сообщающихся сосудов, мы знаем, что если где-то прибыло, то где-то убыло. Так и в экономике: обогащение одних людей проходит на фоне обнищания других. Но в своей работе я хочу затронуть не экономический, а экологический аспект данной проблемы, что является целью моей работы.

Глобальное потепление, «озоновые дыры», другие природные катаклизмы – это результат воздействия на природу со стороны человека. И это есть цена, которую мы платим за свое стремление к обогащению. К счастью, мой регион пока не относится к зоне экологического бедствия. Однако простое перечисление объектов, расположенных на территории Мурманской области (а это – предприятия «Североникель», «Печенга-никель», «Кандалакшский алюминиевый завод», «Кольская АЭС», Северный флот) дает понять, что проблем настоящих и будущих хоть отбавляй.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: