Коноваленко
Подг.гр. ФФН
Занятие № 1
ТЕМА: «Звук и буква У».
Цель: 1. Чёткое произнесение звука.
2. Выделение начального ударного гласного.
3. Договаривание предложений по картинкам (употребление существительных в
именительном и винительном падежах единственного числа).
4. Знакомство с буквой У.
Оборудование: предметные картинки (утюг, удав, улитка, утка, ухо, утёнок,
Умывальник, паук, улей, буквы, дудка, кухня, петух, ива, дуб, будильник,
антенна, автомат, туфли), индивидуальные зеркала, демонстрационная
карточка с буквой У, тетради карандаши, разрезные азбуки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика и гимнастика рук.
3. Знакомство с темой – выделение на слух звука [У] из слов: улица, умный, Уля.
4. Длительное произнесение звука [У]:
а) логопедом;
б) детьми (хором, индивидуально);
в) тихим и громким голосом;
г) наблюдение за положением артикуляционных органов (в зеркалах), за
воздушной струёй, голосом;
д) характеристика звука [У]: поётся – гласный.
5. Выделение звука [У] на слух (с закрытыми глазами):
а) из ряда гласных: уа, ау, уи, иу, оу, уо, аи, ио, ауи, аиу иуа, уиа…;
б) из слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август,(паук, курица, кот, петух,
гамак, туфли, тапки)….
6. Выделение ударного начального гласного в слогах, словах: ух, ах, ох, их, эх, ум,
ам, он, Аня, Оля, Уля….
Физкультурная минутка.
8. Выделение звука [У] на слух и в произношении по предметным картинкам на
панно: проговаривание картинок, отбор картинок на звук [У].
9. Припоминание ранее рассмотренных картинок на звук [У].
10. Знакомство с буквой У: рассматривание карточки с буквой У, отыскивание её в
разрезной азбуке, обведение контура, печатание буквы на доске и в тетрадях.
11. Припоминание раннее рассмотренных картинок на У.
12. Упражнение в составлении предложений – договаривание начатых логопедом
предложений с обязательным использованием ранее предъявленных картинок
на У:
В реке плавает (утёнок).
На берегу громко крякает (утка).
У ребёнка болит (ухо).
Мама включила электрический (утюг).
На листке сидит (улитка).
В лесу живёт огромный (удав).
Мама чистит (умывальник).
Итог занятия.
- Учили звук и букву У.
- Звук [У] – гласный.
Домашнее задание:
1. Игра «Что изменилось?» - упражнение с четырьмя картинками.
2. Игра «Назови первый звук» - выделение первого ударного гласного в слове.
3. Игра с мячом «Назови первый звук» (ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля, умный,
Аня, улица).
4. Печатание на асфальте буквы У.
Подг.гр ФФН
Занятие № 2
Тема: «Звук и буква А».
Цель: 1. Чёткое произнесение звука.
2. Выделение начального ударного гласного (повторение).
3. Анализ звукового ряда из двух гласных.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Договаривание предложений, по предметным картинкам (употребление
существительных в косвенных падежах единственного числа).
6. Знакомство с буквой А.
Оборудование: предметные картинки (автомат, альбом, антенна, бинт, бант,
Утюг,айва, аллея, автомобиль, ателье, атомоход, панама, майка, туфли,
тапки, утёнок), индивидуальные зеркала, карточка с изображением
буквы А, тетради карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия.
1. Организационный момент (припоминание геометрических фигур).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Повторение звука [ У], припоминание рассмотренных ранее картинок на У.
4. Знакомство с темой – выделение звука [ А] из слов: август, аист, адрес, автор,
Аннушка.
5. Произнесение звука [ А], наблюдение за артикуляцией, характеристика (звук
произносится логопедом, детьми, хором и индивидуально).
Вывод: звук [ А] – гласный.
6. Выделение звука [ А] на слух (с закрытыми глазами):
а) из ряда гласных: уа, ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа …;
б) из обратных слогов: ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он …;
в) из слов: азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, (туфли, тапки,
бант, бинт, бунт, книжный)….
7. Анализ звукового ряда из двух гласных – игры: «Отгадай, сколько произнесу
звуков», «Отгадай и назови звуки»:
Ау уа аи иа
Иу уи ао оа
8. Выделение звука [ А] в произношении в словах по предметным картинкам:
А) хоровое проговаривание;
Б) отбор картинок на А – игра «Четвёртый лишний»;
В) игры на развитие внимания и памяти с оставшимися картинками на А:
«Чего не стало?» - 6 картинок;
«Что изменилось?» - 4 картинки.
9. Закрепление употребления косвенных падежей существительных единственного
числа – игра «Закончи предложение» (по предметным картинкам на А, но без
опоры на наглядность):
На крышу поставили телевизионную ….
Солдаты стреляют из ….
Дети рисуют красками в ….
Мама варит варенье из ….
Дети гуляют по садовой ….
10. Физкультурная минутка (пальчиковая гимнастика).
11. Знакомство с буквой А: рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание
буквы в разрезной азбуке, обведение контура буквы А, печатание буквы на доске и
в тетрадях.
Итог.
- Какой звук изучали?
- Какой это звук?
- Почему он гласный?
- Какой ещё знаете гласный звук?
Игра «Отгадай слово» (пропущен первый гласный А или У): .хо,.втомат,.тка,
.нтенна,.льбом,.тюг,.мывальник,.дав,.мник,.така,.атомобиль,.литка.
Домашнее задание:
Игра «Сосчитай и назови звуки» - звуковой анализ (ау, уа).