Тезис 3. Система Й. Зиккенгера и другие




Лекция 2.3. Формы обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования – 2 часа.

План лекции

1.Понятие и содержание форм обучения.

2.Классификация форм обучения в высшей школе.

1.Понятие и содержание форм обучения.

Тезис 1. Проблема форм организации учебного процесса

Четкого определения в педагогической науке понятий "форма организации обучения" или "организационные формы обучения", как и понятия "формы учебной работы" как педагогических категорий пока нет. Дидактика высшей школы отмечает, что деятельность обучающихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных организационных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством обучающихся, охваченных обучением; местом и временем учебной работы обучающихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др.

Форма организации обучения рассматривается как специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности обучающихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися при работе над определенным учебным материалом.

Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи обучающихся и преподавателя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет систему организации обучения. Организационные формы и системы обучения исторические: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки, теории и практики обучения.

Тезис 2. История форм организации обучения.

В истории педагогики и образования наибольшую известность получили следующие организационные системы обучения, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением групповых и индивидуальных форм организации деятельности обучающихся, степенью их самостоятельности и спецификой руководства процессом обучения со стороны преподавателя: индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная системаи лекционно-семинарская система. Индивидуальное обучение сохранило свою значимость до настоящего времени в виде репетиторства, тьюторства, менторства, гувернерства. По мере развития научного знания и расширения доступа к образованию большего круга людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель, занимаясь с группой детей, по-прежнему обучал индивидуально 10 - 15 человек.

В связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность отбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно-урочная система: классная потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определенного возраста, имеющей твердый состав и называемой классом, а урочная потому, что обучение проводится в строго определенные отрезки времени – уроки. Классно-урочная система была разработана в XVII в. Я.А.Коменским и описана им в книге «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К.Д.Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию

Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной на протяжении около четырехсот лет.

Тезис 3. Система Й. Зиккенгера и другие

1. Онпредложил создавать четыре типа классов: для наиболее способных, для детей со средними способностями, для малоспособных, вспомогательные классы для умственно отсталых. Отбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов. Предполагалось, что учащиеся смогут переходить из одного типа классов в другой, но на практике это оказалось невозможным из-за значительных различий в программах обучения.

2. Для бригадно-лабораторной системы организации занятий, претендовавшей на универсальность, было характерно умаление роли учителя, низведение его функций к периодическим консультациям учащихся. Переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и не сформированности важнейших общеучебных умений.

3. С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская система обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках данной системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

4. В последние годы элементы лекционно-семинарской системы обучения стали использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы. Опыт прямого перенесения лекционно-семинарской системы в школу себя не оправдал.

5. Наиболее устойчивой из перечисленных форм массового обучения оказалась и пока остается классно-урочная система. Она имеет социальную обусловленность, регламентирует совместную деятельность педагога и воспитанников, определяет соотношение индивидуального и коллективного в процессе обучения, степень активности учащихся в учебной деятельности и способы руководства ею со стороны учителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: