Тезис 8. Виды классификации форм обучения




1. Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д. И, в том числе, – самообразование.

2. Классификация форм обучения по количеству образовательных учреждений, в которых учатся обучающиеся, проходя одну образовательную программу:

- обычный вариант (наиболее распространенный). Реализуется как одна образовательная программа - одно образовательное учреждение (школа, профессиональное училище, колледж, университет и т.д.);

- другие варианты. Когда обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу. В качестве примера можно привести межшкольные учебно-производственные комбинаты, где старшеклассники нескольких школ района проходили (и, наверное, иногда еще проходят) трудовое обучение. Сейчас создаются так называемые университетские комплексы, научно-учебные комплексы, где обучающиеся из разных образовательных учреждений, в том числе разных уровней, могут проходить обучение на редком, дорогостоящем оборудовании

3. Классификации форм по системам обучения (систему обучения можно определить как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы - начального образования, общего среднего образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и др.).

4. Классификация систем (форм) обучения на основе механизмов декомпозиции его содержания. Дидактика высшей школы определяет такие механизмы:

- дисциплинный. Когда содержание обучения определяется отдельными учебными дисциплинами (иногда еще называют условно предметным обучением). Все рассмотренные выше системы учения-обучения (кроме самоучения) относятся предметному обучению;

- комплексный. Когда декомпозиция содержания обучения осуществляется по выделяемым объектам (иногда называют условно объектным обучением), например, изучение родного края, трудовая деятельность семьи и т.д. Идеи комплексного («объектного») обучения развивались, начиная с XVIII в., и связаны с именами Ж. Жакото, П. Робена, Н.Ф. Гербарта, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинского (система объяснительного чтения) и др.

5. Следующая классификация форм процесса обучения на основании непосредственного или опосредованного общения с преподавателем или учебными материалами. К данной классификации относят:

- обычный (традиционный) вариант. Когда обучающийся непосредственно встречается с преподавателем, у него есть перед глазами книги и другие средства обучения;

- перспективный вариант. Это опосредованное общение с преподавателем и средствами обучения согласно современному принципу «доставки образовательных услуг на дом». К этим формам опосредованного общения относится дистантное обучение – форма обучения, отличающаяся преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным учебными текстами общением преподавателем и обучающихся.

6. Классификация форм обучения на основании числа преподавателей, одновременно проводящих учебное занятие. Данная классификация включает:

- обычный (традиционный) вариант. Когда одно учебное занятие проводит один преподаватель;

- бинарный вариант. Когда одно учебное занятие проводят два и более преподавателя. Например, преподаватели иностранных языков одновременно ведут учебное занятие по теме «Перевод»; лекция, когда в дискуссии участвуют несколько высококвалифицированных преподавателей-экспертов, высказывающих перед обучающимися каждый свое мнение. Обсуждение той или иной проблемы известными специалистами позволяет показать обучающимся разнообразие мнений, подходов к ее решению и др.

7. Классификация форм обучения но основании постоянства или эпизодичности работы преподавателя с данным контингентом обучающихся. Эта форма включает:

- обычный (традиционный) вариант. Когда один преподаватель ведет учебную дисциплину постоянно и целиком;

- разовый вариант. Для проведения отдельных учебных занятий приглашаются другие преподаватели, в том числе так называемые «гостевые профессора» – крупные ученые-специалисты, в том числе из-за рубежа, чтобы рассказать о подходах к решению тех или иных проблем в различных странах.

8. Классификация форм обучения на основании «монолога-диалога». Она включает:

- монологическое обучение. Когда преподаватель говорит, показывает – все обучающиеся слушают и записывают, или обучающихся отвечает – преподаватель и все остальные обучающиеся слушают;

-диалогическое обучение. Когда на учебном занятии происходит обмен информацией, идеями, мнениями между субъектами учебного процесса. Диалог в этом случае может быть как непосредственным вербальным диалогом, так и опосредованным диалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работу в режиме реального времени в сети Интернета. Во многих странах Европы в аудиториях столы преподавателя и обучающихся расставлены не традиционно, как у нас – напротив друг друга, а подковой или кругом – так, чтобы каждый участник занятий мог видеть и разговаривать с любым другим.

9. Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий. Эта классификация включает:

- стационарные занятия. Когда они проводятся в одном и том же месте в образовательном учреждении и т.д.;

- выездные занятия. К ним относятся экскурсии, выездные занятия на предприятиях, в другие образовательные учреждения, производственная практика обучающихся и т.п.

10. Классификация форм занятий по их целевой направленности. Дидактика высшей школы к ним относит: вводные учебные занятия, учебные занятия по формированию знаний и умений, учебные занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные учебные занятия, учебные занятия по контролю освоения материала: контрольные работы, тестирование, собеседования, коллоквиумы (групповая форма собеседования преподавателя с обучающимися), зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а так же самооценивание обучающимися.

11. Классификация форм процесса обучения на основании видов учебных занятий.Она представляет: лекцию, семинарское занятие, лабораторную и лабораторно-практическую работы, практическое занятие, консультацию, конференцию, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игру, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) и т.д.

Резюме

Таким образом, выбирая и применяя формы обучения, преподаватель стремится найти наиболее эффективные, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности обучающихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: