Понятие производственной программы




Производственная программа – это документ, утвержденный руководством предприятия, на основании которого осуществляется производственная деятельность. Этот документ представляет собой план подробной и развернутой по всем элементам производства. Он также включает в себя в качестве одной из основных частей плавную реализацию продукции. План реализации продукции включает в себя:

· Объем планируемого производства.

· Номенклатуру производимой продукции

· Ассортимент производимой продукции

· Качество

Таким образом производственная программа и план реализации продукции образуют план производства на определенный период по годам. В производственной программе есть 2 большие части, которые между собой увязаны.

· Закупка всех необходимых элементов производства в виде сырья и материалов и полуфабрикатов

· Определение ресурсов производства для переработки этого сырья и материалов в готовую продукцию.

1 часть – это результат маркетинговых исследований рынка поставщиков и покупателей, то 2 часть – это исследование возможностей производства, планируемого объема продукции.

В производственной программе указываются конкретные сроки не только производства продукции, но и замену износившегося оборудования, текучесть кадров и соответственной рассчитываем инвестиции, то есть денежные средства, обеспечивающие предпринимателю возможности замены кадров и оборудования. Производственная программа состоит из этапов.

1 этап – ранжирование производимой продукции с учетом возможности сбыта и интересов предприятия.

2 этап – оценка показателей, зависящих от назначения производства и видов продукции и от конъюнктуры, то есть от уровня конкуренции с одной стороны и от потребности покупателя товаров с другой стороны.

Интересы покупателей формируются не только их личными потребностями, но и рекламой.

3 этап – определение степень спроса на рынке. С этой целью составляется ранговая таблица, которая делится сперва на продукцию основную, уже освоенную предприятием, и новую (дополнительную продукцию, которую нужно будет освоить в плановом периоде. Готовая продукция и продукция, подлежащая освоению ранжируется по степени спроса на рынке на 4 группы:

· Неограниченный спрос

· Ограниченный спрос

· Эпизодический спрос

· Нулевой спрос

Все эти 4 группы спроса делятся еще на 2 части

· Внутренний спрос

· Экспорт

         
Основная поодукция Неограниченный Ограниченный Эпизодический Нулевой
Производимая продукция        

 

4 этап – оценка продукции по степени конкурентоспособности. Этот раздел производственного плана является одним из самых важных разделов, потому что правильное решение этого вопроса и правильное планирование обеспечивают по крайней мере безубыточность производства, а в лучшем случае высокую прибыль. Для этого создается группа экспертов или из наиболее квалифицированных работников, или с привлечением специалистов со стороны, которые оценивают каждую номенклатурную единицу по системе показателей.

Вопросы, рассмаотренные выше:

1) Понятие производственной программы и ее значение для развития предприятия

2) Характеристика 2 основных частей программы

3) Определение степени конкурентоспособности продукции

4) Ранжирование продукции основной и перспективной по степени изменения спроса

2. Факторы, влияющие на реализацию производственной программы.

Влияние фонда заработной платы и персонала на реализацию производственной программы.

Чаще всего на предприятиях, производящих продукцию, производственная программа составляется на 1-2 года. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

· Нестабильная экономическая обстановка в России

· Высокие темпы инфляции

· Большая изменчивость конъюнктуры рынка, на которую влияют факторы внешней среды и с точки зрения повседневных товаров, а также радиоэлектроники – это влияние китайского фактора.

Факторами, влияющими на реализацию производственной программы являются:

· План по труду и заработной плате, то есть обоснование потребности трудовых ресурсов в его изменении с учетом текучести кадров, а также размера фонда заработной платы как по группам персонала, так и в целом.

При разработке этого вопроса нужно учитывать:

· Структура персонала предприятия, то есть соотношение между рабочими (в том числе основного производства), управленческим персоналом (Топ менеджерами, менеджерами среднего звена и линейных (те, кто непосредственно работают с рабочими), специалисты, служащими.

Фонд заработной платы – это планируемая сумма расходов на выплату работникам предприятия за их труд. Заработная плата состоит из 2 частей:

· Основная

· Дополнительная

Дополнительная ЗП – это премиальные вознаграждения и доплата за особые условия работы. Кроме того существуют надбавки (северные, горные итд). Надбавки как правило включают за работу в праздничные дни, выходные и сверхурочные.

Трудовые ресурсы – это главный фактор производства.

В фонде заработной платы при нормальных условиях большая часть зп должна принадлежать рабочим, меньшая часть – управленческому персоналу. Оптимальным считается соотношение 2/3 – рабочий, 1/3 – персонал, не занимающийся производством.

Влияние зарплаты не производственную программу зависит от структуры персонала предприятия. Если в этой структуре производственных рабочих мало, то влияние будет скорее отрицательным, чем положительным и наоборот. Прежде всего потому, что чем выше доля управленческого персонала, тем меньше производственные возможности предприятия.

Расчет оборудования всех видов, обеспечивающих бесперебойную работу. На предприятии рассчитывается потребность во всех видах оборудования, исходя из производственной мощности оборудования, времени его чистой работы и времени простоев оборудования. Чем меньше простой оборудования, тем больше производственная мощность предприятия. Простои бывают 2 видов: нормируемые (обязательно возникающие).

Производственная мощность зависит от периода использования оборудования в течение дня, то есть от сменности его использования.

На производственное программы расчеты всех видов оборудования, обсеспечивающих бесперебойную работу оказывает большое влияние, потому что от времени использования оборудования в течение рабочего дня и от времени его использования в течение смены зависит выпуск продукции.

Загрузка и пропускная способность оборудования.

Загрузка оборудования – это выпуск продукции предприятия в определенном объеме и расчет времени чистой работы оборудования, необходимого для выпуска этого объема работы.

Загрузка зависит от количества договоров предприятия на выпуск продукции. Поэтому плановый отдел обязан рассчитать какое количество заказов на продукцию может быть в том или ином периоде времени.

При разработке производственной программы пропускная способность оборудования и его загрузка требуют особых расчетов, связанных с закупкой оборудования, их наличия, мощностью этого оборудования и загрузкой в течение всего периода планирования. Загрузка зависит от 2 факторов:

· Наличие заказов

· Наличие персонала

Поэтому планирование производственной программы по этому вопросу лучше всего осуществлять путем решения оптимизационной задачи, то есть составление экономика-математической модели, главным критерием которой является минимизация затрат на заработную плату персонала и выполнение плана договоров.

 

Обсепечение материалами.

Обеспечение материалами – это по существу расчет сырья, необходимого для изготовления продукции. При разработке производственной программы в этом вопросе необходимо решить следующие задачи:

· Исходя из плана заключения возможных договоров на планируемый период определяется количеством требуемого сырья.

· Сроки закупок сырья и материалов

· Ассортимент

· Цена

Обеспечение материалами влияет на величину запасов, то есть на объемы складских помещений, а следовательно на аренду, на текущее хранение, что может сказаться на затратах и себестоимости продукции, поэтому при разработке производственной программы если это возможно планировать и внедрить на предприятии, используется японская система обеспечения сырьем, которая называется «КАН-БАН» и в основе которой лежит идея поставки сырья и материалов предприятия в идеале на каждый день работы этого предприятия. В соответствии с этой системы компания Митсубиши у нее в расчете на каждый выпускаемый автомобиль снизились на 1 единицу 77 долларов, у американцев – 500 долларов.

 

Равномерность производства. Равномерность производства подразумевает, что за строго определенный период времени выпускается единица готовой продукции. Влияние планирования равномерного производства на производственную программу выпуска продукции заключается в том, что при нарушении принципа равномерности возникают потери времени, а следовательно снижается выпуск продукции с соответствующей потери эффективности производства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: