При дешифрировании почв по аэро- и космическим снимкам используют комплекс прямых и косвенных признаков. К прямым дешифровочным признакам относятся: тон, цвет, рисунок (текстура изображения), размер и форма почвенных контуров. К косвенным – типы и формы рельефа, особенности речных долин и водосборов, характер литологии и растительности, своеобразие антропогенной деятельности. Рассмотрим эти признаки.
Тон фотоизображения. Дешифрирование почв может быть заметно затруднено, если тон его изображения сольется с общим фоном ландшафтов. Тональность снимков характеризуют величиной контрастности:
, где B 1 – яркость объекта; B – яркость фона, окружающего объект. Порог яркостного контраста для глаза человека ~ 2%. Плотность аэрофотоснимков можно измерить с помощью микрофотометров типа МФ-4, ИФО-451 или специальных компьютерных программ.
Контуры пашни имеют разную тональность в зависимости от характера возделываемых культур, их возраста и степени гумусированности почв. Обычно многолетние травы, овощи, силосные и пропашные культуры имеют более темную тональность в сравнении с зерновыми. При созревании культур тон их контуров осветляется.
Цвет фотоизображения почвенного покрова
В связи с развитием цветной и особенно спектрозональной съемки ландшафтов важным и прямым дешифровочным признаком становится цвет фотоизображения почв, естественной растительности (и посевов с.-х. культур), выходов горных пород. Наиболее широкими возможностями в отношении выделения различных почвенных разностей обладают спектрозональные цветные снимки. Фотографируя ландшафт в той области спектра, где различия в отражательной способности различных почв максимальны, можно существенно повысить эффективность подготовки почвенных карт.
|
Растительность и почвы обладают неодинаковой отражательной способностью. У почв наибольшие различия наблюдаются в зоне спектра с λ ~ 700 нм, а у растительности в двух зонах: 1) 520-600 нм и 2) ~ 700 нм. Фотографирование почв в этих зонах спектра повышает степень их дешифрируемости.
Текстура (рисунок фотоизображения) и ее классификация
При ландшафтном дешифрировании аэрофотоснимков этот признак является наиболее устойчивым и надежным. В сравнении с топографическими и землеустроительными планами аэрофотоснимки дают наиболее полное представление о пространственном размещении почвенного покрова. Стереоскопическое рассмотрение снимков проводят путем наложения двух смежных (четных - нечетных) аэрофотоснимков друг на друга так, чтобы их перекрывающиеся части совпали. Затем, указательными пальцами обеих рук находят на снимках характерную точку и от центра в стороны на 6 см разводят снимки, добиваясь стереоэффекта (т.е. объемного изображения объекта). При этом зона перекрытия должна быть обращена вовнутрь, иначе получится обратный стереоэффект.
Границы рабочих площадей отбиваются попарно – через снимок. Например, берут №№ 503 и 505 (или четные 502 и 504). Снимки с «отбитыми» и закрепленными рабочими площадями (полностью перекрываемыми) раскладывают по полевым маршрутам, заворачивают в бумагу и подписывают № маршрута.
ТЕМА 2
Составление фрагмента крупномасштабной эколого-геохимической карты М 1:10000 или М 1:25000
|
Цель: материал темы 2 позволит обучающимся овладеть методикой составления эколого-геохимической карты в камеральных условиях.
Исходный материал для задания тот же, что и в предыдущем, а также составленный ранее фрагмент крупномасштабной геоморфологической карты (с выделенными контурами форм рельефа).
Вопросы для самоконтроля
1. Какая информация содержится в эколого-геохимической карте и как она используется на практике?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое экологическая карта? С какой целью она составляется?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что такое эколого-геохимическое картирование? Назовите его основные этапы.
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Зачем на топографической карте выделяют границы фаций и урочищ?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В чем дополняют друг друга экологическая и эко-геохимическая карты?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Для каких целей используются эколого-геохимические карты в агроландшафтах?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Напишите условные обозначения: пашни, сенокоса, леса, пастбища, гари, кустарника, болота; значки эрозии почв.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В чем состоят особенности химического загрязнения, например, почв пашни и сенокосов в восточных административных районах Подмосковья?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. По какому принципу составляется легенда к ландшафтной и эколого-геохимической картам?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какие типы точек наблюдения используются при эко-геохимическом изучении ландшафтов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Для каких целей закладывают прикопки при почвенно-геохимическом картировании?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок выполнения задания по теме 2
1. На составленной ранее геоморфологической карте (калька-накладка с фрагмента топоосновы или аэрофотоснимка) выделите границы урочищ и фаций – исходя из форм и элементов рельефа, растительности… – и кратко охарактеризовать их особенности.
2. Учитывая элементы мезо- и микрорельефа, частоту горизонталей, уклон (и протяженность склонов, их состояние и характер производственного использования), почвенно-растительный покров, водосборы и базисы эрозии (см. рабочую легенду), дешифровочные признаки, проведите границы между фациями и урочищами.
Прежде всего, следует провести границы фаций местных базисов эрозии: речной и овражно-балочной сети. Напомним, линию контура в пределах пойменных тыловых швов нельзя постоянно вести по одной горизонтали. Целесообразно следовать как бы за уровнем пóлых и меженных вод. Границы днищ эрозионных форм рельефа проводятся по касательной к окружности, мысленно вписываемой в изгиб горизонталей днища.
Привершинные водосборные понижения с выположенными склонами при выделении фаций не должны объединяться с ними в один контур, поскольку в них отсутствует деятельность строго направленного водотока.
Затем приступают к анализу и обозначению на новой кальке фаций с четко выраженным элювиальным процессом – плакоров.
На следующем этапе составления фрагмента ландшафтной карты выделяют фации склоновых площадок, используя для этого сведения по ландшафтному профилированию (точнее, данные о вертикальной и горизонтальной расчлененности рельефа).
Сходные по генезису группы фаций (в пределах однотипного мезорельефа) объединяют в урочища. Границы урочищ оконтуриваются красным цветом, а фаций – синим.
3. Составляют легенду к ландшафтной карте. В легенде под конкретным номером фации даются генетические характеристики компонентов ландшафтов – почвы, растительной ассоциации, почвообразующих пород… Антропогенные модификации фаций указывают на карте черной штриховкой.
4. Раскрашивают и нумеруют контуры фаций и урочищ.
5. Проводят зарамочное оформление карты (см. задание темы 1, а также учебное пособие «Почвенно-экологические исследования в ландшафтах», с. 43).
Зачетный материал – фрагмент учебной ландшафтной карты с выделенными фациями и урочищами (подурочищами), выполненный в цветном изображении в виде кальки – накладки на топокарту. Порядковая нумерация контуров фаций и урочищ приводится, исходя из составленной легенды к ландшафтной карте.
В рабочей тетради (при выполнении темы 2) могут быть (по заданию педагога) представлены описания компонентов ландшафтов по схеме, реализуемой на выездной учебной практике по сельскохозяйственной экологии.
Рассмотрим эту информацию.
Чтобы получить необходимые сведения о природных ландшафтах и ландшафтообразующих процессах в полевой обстановке любого региона проводят рекогносцировку, а затем и собственно ландшафтно-геохимическое картографирование в М 1:10000 или М 1:25000 (крупномасштабная съемка). Рекогносцировка часто проводится путем облета (или объезда) всей изучаемой территории с редкими остановками и изучением ландшафтов. Цели рекогносцировки и сплошного маршрутного картирования разные, хотя эти натурные изыскания включают одинаковые виды работ: маршрутные наблюдения, опорное ландшафтное профилирование, съемку ключевых (и эталонных – ненарушенных) участков. Все виды работ реализуются на так называемых точках: опорных, основных, картировочных и специальных. Опорные точки закладываются на опорном ландшафтном профиле.
Основные точки закладываются при маршрутных исследованиях в наиболее типичных фациях (преобладающих в ландшафте по площади). Полученные сведения можно экстраполировать на аналогичные фации. Это позволяет экономить материальные ресурсы. Подобный подход особенно эффективен при наличии макета ландшафтной карты и камерального дешифрирования аэрофотоснимков. В полевой обстановке один вид фации характеризуется одной основной точкой наблюдения.
Картировочные точки используются для уточнения ландшафтной ситуации, для краткой оценки фаций-аналогов, обстоятельно охарактеризованных на основных и опорных точках.
Специализированные точки закладывают для углубленной оценки одного из компонентов ландшафтов: почв, растительности, пород, гидрографии (характер водосборов, экзогенные процессы…), или оценки почвенно-экологических процессов.
Работа на точках наблюдения начинается с их географической и топографической привязки, которая записывается в полевом дневнике. Местоположение точки отмечается на топографической карте и аэрофотоснимке и нумеруется. Привязка точки осуществляется по двум постоянным ориентирам, на которые можно взять азимут.
Оценка растительного покрова. Обычно она предшествует изучению почв и закладке шурфов на опорных и основных точках. Работа в лесу начинается с выбора нескольких (произвольно устанавливаемых) геоботанических площадок, исходя из цели изысканий и масштаба съемки (площадью 100-400 м2). Площадка должна располагаться в пределах одной растительной ассоциации (биогеоценоза).
При картографировании почв и оценке состояния ландшафтов изучают морфологические признаки почв (их залегание в катенах, экологических профилях и переходных зонах – экотонах), отбирают почвенные образцы для анализов, изучают водно-физические свойства почв. Морфогенетические свойства почв исследуют по почвенным траншеям длиной 10-15 м, основным разрезам, полуямам и прикопкам. Нередко для этого используют зачистки на склонах оврагов и балок, обрывах речных и озерных террас, на стенках оросительных канав, траншей и карьеров. В последнем случае следует строго соблюдать технику безопасности работы на обрыве.
Глубина основных (ключевых) разрезов в зоне тайги составляет 125-200 см и лимитируется часто близким залеганием грунтовых вод и плотных пород (нередко валунами мореных отложений).
Вопросы для самоконтроля
Перечислите словами основные генетические горизонты почв и дайте их индексировку:
1. Дерново-слабоподзолистая легкосуглинистая на карбонатной морене,
2. Дерново-глеевая тяжелосуглинистая на покровных суглинках,
3. Пойменная дерновая слоистая на аллювии,
4. Сильноподзолистая супесчаная на флювиогляциальных отложениях,
5. Подзол иллювиально-железистый песчаный на флювиогляциальных отложениях,
6. Подзол конктактно-глееватый супесчаный на двучленах.
ТЕМА 3
Построение эколого-геохимического профиля
Цель темы 3: научится составлять и интерпретировать эколого-геохимический профиль. Такой профиль пересекает рельеф вкрест и позволяет оценить эко-геохимическую ситуацию в ландшафтах с наименьшими экономическими затратами. Подобные профили обычно закладывают геологи, почвоведы и геохимики, например, при поисковых изысканиях на золото (в речных террасах Республик Тывы и Якутии). В нашем примере оценивается характер и степень химического загрязнения (или аномального содержания) химического соединения в почвах и экосистемах вдоль линии наблюдения, допустим, от берега реки через пойму, террасы и склон коренного берега к плакору.
Цель задания: выработать навыки построения опорного ландшафтно-экологического профиля и ознакомиться с полевыми методами экологических исследований.
Необходимый материал для задания: составленный фрагмент учебной ландшафтной карты М 1:10000, 1:25000, или топографическая карта; миллиметровка, карандаши… Учебное пособие «Почвенно-экологические исследования в ландшафтах» (Яшин И.М. и др., М., 2000).
Вопросы для самоконтроля
1. С какой целью вычерчивается эколого-геохимический профиль?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Охарактеризуйте этапы построения схемы эколого-геохимического профиля.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие компоненты ландшафта входят в геоморфологический профиль?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите компоненты ландшафтного профиля агроландшафта.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какую новую информацию содержит эколого-геохимический профиль?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В каком масштабе проводится построение экологического профиля?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок выполнения работы
Используя гипсометрически-геоморфологический профиль и точки наблюдения (основные, картировочные), составьте ландшафтный, а затем и экологический профили в выбранном масштабе высот и протяженности на миллиметровке (или кальке) с выделением границ фаций и загрязненных некоторыми ТМ участков.
1. Вычертите комплексный ландшафтный профиль с диагностикой почв (и почвенного покрова), растительности, почвообразующих и подстилающих пород, рельефа. Растительность и почвы характеризуют с оценкой их антропогенной нарушенности, состояния и эволюции.
2. На топографической основе (исходной картоснове для составления ландшафтной карты и профиля) покажите положение ключевого (и эталонного) участка, на нем – линию ландшафтного профиля с опорными точками наблюдения.
3. Дайте обоснование для выделения на ландшафтном профиле дополнительных точек – основных, картировочных и специальных.
Зачетный материал по теме: опорный ландшафтный профиль и описание основных точек наблюдения.
Вспомогательный материал можно найти в справочном материале.
Справочный материал
Характеристика полевых методов эколого-геохимических исследований
Эколого-геохимическое картирование территории осуществляется при помощи следующих методов: 1) маршрутного наблюдения, 2) исследований на опорных точках ландшафтного профиля, 3) изучения компонентов ландшафта на ключевых участках («ключах»). Детальное (сплошное) картирование проводится при детальной съемке в масштабе М 1:200 – М 1:1000. При средне- и мелкомасштабном картировании заметно уменьшается количество маршрутов. Известное значение приобретает экстраполяция результатов полевых наблюдений на геокомплексы - аналоги.
Эколого-геохимической съемке предшествуют рекогносцировочные исследования (т.е. предварительное знакомство с изучаемой территорией), позволяющие решить следующие задачи: 1) проверить ряд контуров фаций и урочищ, выделенных на макете ландшафтной карты с реальными объектами, 2) составить рабочий план изысканий, выработать единую терминологию и утвердить единые методы исследований, 3) подготовить (и раздать) всем участникам экологических изысканий диагностические признаки, позволяющие определить генетические особенности почв, растительности и характер их загрязнения, 4) утвердить терминологию и последовательность изыскательных работ с составлением сметы расходов.
Маршрутный метод позволяет изучить пространственные комбинации фаций и урочищ в ландшафте, уточнить межфациальные рубежи и выявить особенности антропогенных трансформаций. Маршруты планируют так, чтобы они, по возможности, полнее пересекали все виды урочищ по наиболее коротким ходам. Иными словами, маршрутом следует пересечь все элементы мезорельефа. Протяженность и длительность маршрутов определяется категорией сложности объекта и масштабом полевых работ.
Метод опорного ландшафтно-геохимического профилирования является основным приемом изучения вертикальной структуры и свойств компонентов фаций и межфациальных взаимосвязей в геохимии ландшафта. Количество опорных профилей зависит от сложности территории изысканий, поэтому при IV-й и V-й категориях сложности на предварительной (камеральной) ландшафтной карте закладывают не один, а несколько профилей, чаще всего параллельных и реже – перпендикулярных друг другу. Профиль начинается от берега реки и заканчивается в автономных (водораздельных) ландшафтах. Другой пример: от днища межгрядовой долины по склонам к автономным ландшафтам.
Построение эколого-геохимического профиля начинается с вычерчивания гипсометрического, а затем и геоморфологического профилей. Последние точно переносятся на миллиметровку в день камеральной обработки собранного материала. Условными обозначениями на профиле показывается вертикальная структура фаций (породы, рыхлые покровные отложения, почвы, фитоценозы, уровень грунтовых вод), особенности границ между ними и содержание изучаемых соединений в почвах.
Ключевой метод исследования наиболее широко используется при средне,- и мелкомасштабных исследованиях. Здесь большую помощь оказывают материалы аэро- и космической съемки и результаты их дешифрирования. Ключевые участки выбирают по характерному сочетанию разных урочищ, а при мелкомасштабных исследованиях (М 1:1000000 и меньше) они включают ряд ландшафтов.
Основное требование к точности ландшафтной съемки – достаточность (для конкретного масштаба) точек наблюдения. Они должны весьма полно (и рационально) охарактеризовать все контуры геокомплексов. Эти требования определяются по аналогии с почвенной съемкой. При ландшафтно-геохимической съемке масштаба М 1:1000000 минимальная величина контура на карте составляет 0,2 см2, что в натуре составляет 20 км2.
При масштабе изысканий М 1:100000 – 0,5 см2 (на карте) и 0,5 км2 на местности; при масштабе М1:25000 – 0,5 см2 на карте и 0,03 км2 на местности. Достаточность точек наблюдения при разномасштабной съемке коррелирует с категорией сложности.
Частая смена в пространстве одного или двух факторов определяет разнообразие морфологии ландшафта и мелкоконтурность его компонентов. Все это создает известные трудности при изучении ландшафтов и при их фиксации на картографической основе.
Перейдем к рассмотрению ландшафтов с эколого-геохимической точки зрения.
___________
ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЛАНДШАФТАХ
ТЕМА 4. Эколого-геохимическая характеристика ландшафтов
Подробно материал темы 4 изложен в учебных пособиях: 1. Яшин И.М. с соавт., Ландшафтоведение (эколого-геохимические аспекты), 2004; 2. Яшин И.М., Карпачевский Л.О. Экогеохимия ландшафтов, 2010.
Цель: научить студентов правильно оценивать эко-геохимическую обстановку в различных ландшафтах России.
Теория
Кратко рассмотрим вопрос темы 4 на примере территории тайги.
Южная тайга на Европейской территории России (ЕТР) простирается в пределах 55…50° с.ш. Леса высоко бонитетные — I…II класса бонитета. Часто вторичные, травянистые, ранее использовались под луга и пашню. Средняя тайга простирается в пределах 59…63 с.ш. и сходна с северо-таежными лесами, но отличается большей сомкнутостью древостоя. Леса высоко, - и средне бонитетные — II…III…IV класса бонитета. Наблюдаются масштабные рубки.
Северная тайга и лесотундра: ее южная граница начинается у Двинского Берéзника (63° с.ш.) в Архангельской области и простирается на север до 66° с.ш.; невдалеке проходит граница Северного полярного круга (66°30¢ с.ш.), например в 25 км севернее г. Мезени. Северные леса подвергаются интенсивным промышленным рубкам и почти заменены вторичными, которые находятся на разных стадиях антропогенной сукцессии.
Экологи, например, отмечают, что антропогенная нагрузка на таежные ландшафты в последние десятилетия существенно повысилась, что привело к их заметному разрушению и масштабной деградации. Добавились и масштабные пожары, причина которых имеет часто антропогенный характер. Эти факторы являются движущей силой сукцессий биоты в экосистемах. Промышленные (крупномасштабные) рубки и пожары нанесли особенно ощутимый урон экосистемам тайги в Тюменской и Иркутской областях. В Архангельской области пуски ракет заметно загрязнили леса Плесецкого, Мезенского и других районов. Наблюдается отравление водных ресурсов озер и болот компонентами ракетного топлива. Колоссальные потери лесных ресурсов наблюдаются в зоне тайги при строительстве гидроэлектростанций и заполнении водохранилищ: богатые природные ресурсы пойменных ландшафтов – основа для развития животноводства были уничтожены.
Помимо интенсивных заготовок древесины в зоне тайги активно проводятся геологоразведочные работы на нефть, газ, уголь, золото, алмазы; экосистемы страдают от техногенных аэральных выбросов - пыли, дыма, и «кислотных дождей» промышленных предприятий. В результате ухудшается экологическая обстановка: снижается биологическая продуктивность лесов и влагозапасы ландшафтов. Грибы и ягоды накапливают тяжелые металлы и иные экотоксиканты, ухудшается качество почв, гумуса, природных вод (Яшин И.М, Шишов Л.Л., Раскатов В.А., 2000).
В любой ландшафтной зоне — от тундр до пустынь — уничтожение или нарушение целостности растительного покрова на холмистом рельефе вызывает глубокую, нередко необратимую трансформацию всего ландшафтного облика.
Фото 1. Поле оз. пшеницы в учхозе «Дружба» Ярославской области (фото Яшина И.М., 2010). На снимке видна активная засоренность агроландшафта.
Антропогенно измененные ландшафты — не эпизодические пятна на поверхности Земли. Это преобладающие ПТК на территории многих государств и географических зон: поросшие лесом карьеры, пустоши; известняково-карстовые плато и низкогорья стран средиземноморского бассейна (Испании, Италии, Греции, Туниса, Марокко, Ливии, Египта, Сирии, Израиля, Турции), поля пшеницы, подсолнечника и рисовые чеки, сады и виноградники, водохранилища и пруды, лесные посадки и лесопарковые массивы в городах, созданные творческим трудом людей.
Степень преобразования природных ландшафтов в результате реализации конкретных социально-экономических проектов определяется следующими факторами: 1) численностью населения, 2) общественным и экономическим укладами, 3) энергетической базой и природными ресурсами, 4) продолжительностью антропогенеза, 5) масштабами региона (страны). Люди за долгий период привыкли к тому, что ландшафт непрерывно обновляется — восстанавливается и очищается, возобновляются природные ресурсы — продукты питания, сырье. Однако в погоне за удовлетворением своих непрерывно растущих потребностей люди нарушают биогеохимические циклы и равновесие между компонентами экосистем и ландшафтов, что нередко приводит к их необратимой деградации.
Локальные разрушения в ландшафтной сфере являются прообразом тех экологических катастроф, которые могут в ближайшие десятилетия перерасти в глобальные, если коренным образом не изменить отношение людей к окружающей природе.
Полевые агроландшафты — это пахотные сельскохозяйственные угодия. В зоне тайги после раскорчевки и сведения леса в севообороты включаются вновь освоенные почвы подзолистого типа. При этом новый пахотный горизонт включает компоненты подзолистого (гор. А2 или EL) и элювиально-иллювиального горизонта (А2В или EL/В), и без длительного (и целенаправленного) окультуривания пахотный горизонт будет еще десятки лет иметь низкий уровень плодородия: незначительное содержание доступных форм азота, фосфора, калия и кальция, а также очень кислую реакцию среды (рН < 4,5) и фульватный состав гумуса, который имеет высокую миграционную способность. Часто он залегает на горизонте В. Однако при полевом картировании молодые специалисты нередко не учитывают выше сказанное и выделяют совершенно другой тип почв, а не окультуренные дерново-слабоподзолистые почвы. Почему? Зачем же тогда проводили окультуривание только что «вышедших» из-под леса дерново-подзолистых почв в течение десятков лет? Причем, понятно, что глубоких изменений пахотные почвы на типовом уровне не претерпели, а изменились только их свойства. Если прекратить приемы окультуривания, то такие почвы быстро вернутся к исходному состоянию, характерному для лесов. Именно лесные формации и произвели подзолистые и дерново-подзолистые почвы.
При размещении с.-х. культур в севооборотах следует учитывать своеобразие элементарных геохимических ландшафтов (ЭГЛ). Так, на водоразделах (межбалочном, межовражном и междуречном) можно сочетать углубление пахотного горизонта с химической мелиорацией. В этих условиях размещают картофель и технические культуры, требующие мощного пахотного горизонта, который при обработках почвы не будет эродирован. В транс-элювиальных ЭГЛ (на склонах мореных холмов, увалов и гряд) целесообразно возделывать многолетние травы (злаковые и бобовые), используя их в качестве барьеров — почвозащитных севооборотов. Трансаккумулятивные ЭГЛ лучше отводить под овощные культуры и плодовые кустарники. Нередко эти экологические объекты отличаются сезонным переувлажнением почв и оглеением ряда генетических горизонтов. Здесь также нецелесообразно размещать плодовые культуры.
Садовые ландшафты отличаются заметным разнообразием их видов в пространстве. Например, в тропиках помимо плодово-ягодных деревьев и кустарников возделывают травянистые многолетники — банан и ананас. Экология садовых плантаций стоит ближе к лесо-культурным, чем к полевым ландшафтам. Однако низкий уровень самоорганизации и самовозобновления, потребность в высокой агротехнике, поливах и правильном выборе участков под сады определяют принадлежность садов к классу сельскохозяйственных или агроландшафтов.
Особую разновидность садовых ландшафтов образуют виноградники. Для получения высококачественной продукции эти плантации нуждаются не только в постоянной обработке почвы, но и внесении значительных доз органических и минеральных удобрений, а также микроэлементов. Сады размещаются, как правило, в ландшафтах автономного и транс-э лювиального типов с глубоким залеганием грунтовых вод, отсутствием в профилях почв признаков засоления, оглеения, плотных коровых горизонтов и не загрязненных техногенными токсичными для биоты продуктами (углеводородами, диоксинами, пестицидами …). Садовые культуры требовательны к теплу и влаге, поэтому для них проводят периодические влагозарядковые поливы и подкормки удобрениями.
Овощные плантации обычно размещают в поймах рек с плодородными пойменными почвами. Здесь нужно учитывать близкое залегание грунтовых вод.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные типы ландшафтов Подмосковья.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите основные компоненты пойменного ландшафта.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите компоненты фации – ельника-черничника зеленомошного в Архангельской области.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какую экологическую роль играет таежная хвойная растительность в функционировании ландшафта? Что происходит с подзолистыми почвами после раскорчевки леса и вовлечении почв в агроландшафты?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Где в таежном геохимическом ландшафте формируются песчаные иллювиально-железистые подзолы?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Покажите на схеме речной долины местоположение подзолов
6. В каком ландшафте формируются аллювиальные почвы и почему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В чем состоят особенности геохимии ландшафтов боровых террас?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________