Художественное восприятие




 

 

 

Санкт-Петербург
2016

 

План:

 

 

Введение 3

 

Восприятие музыки и музыкального ритма. Возможности развития музыкального восприятия 7

 

Роль активной деятельности музыканта в восприятии музыкального произведения 12

 

Заключение 17

 

 

 

Введение

Искуcство (от церк.- слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.- слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение:

«Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими »

 

Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. Произведения искусства начали создавать еще в доисторические времена, однако некоторые авторы склонны считать искусством только профессиональную деятельность людей искусства в современных странах Запада. Литература о собственно концепции искусства чрезвычайно обширна. Как говорил Теодор Адорно: «В наше время считается общепризнанным, что из всего, так или иначе касающегося искусства, ничто более не может считаться общепризнанным ».

 

Определение и оценка искусства как явления — предмет непрекращающихся дискуссий. Природу искусства нередко считают самой неуловимой из всех загадок человеческой культуры. Одни авторы считают, что искусство — способ выражения или сопереживания эмоций и идей, другие полагают, что это способ исследования и оценки формальных элементов, третьи — что это мимесис (один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности). Лев Толстой определял искусство как способ непрямой коммуникации между людьми. Бенедетто Кроче и Робин Коллингвуд развивали идеалистическое учение о том, что искусство выражает эмоции, и, следовательно, его сущность имеет место лишь в замысле своего создателя. Теория искусства как формы имеет корни в философии Иммануила Канта и развивалась в начале XX века Роджером Фраем и Кливом Беллом. Взгляд на искусство как на мимесис или представление восходит к философии Аристотеля.

 

В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой». В XX в. в понимании эстетического наметились три основных подхода:

 

1. Реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно (неотъемлемо) и не зависят от наблюдателя,

 

2. Объективистский, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя,

3. Релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нем видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

 

В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство » (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Вот некоторые примеры, доказывающие широкий смысл данного термина: «искусственный», «военное искусство», «артиллерия», «артефакт». Многие другие широко употребляемые слова имеют аналогичную этимологию.

 

До XIX века изящными искусствами называли способности художника или артиста выразить свой талант, пробудить в аудитории эстетические чувства и вовлечь в созерцание «изящных» вещей.

 

Термин искусство может употребляться в разных смыслах:

· процесс использования таланта

· произведение одаренного мастера

· потребление произведений искусства аудиторией

· изучение искусства ( искусствоведение )

«Изящные искусства » — это набор дисциплин (искусств), продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами (искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие символику и иную информацию публике (искусство как потребление).

 

Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям.

В настоящее время в мировой культурной традиции используются понятия об искусстве, берущие свое начало в средиземноморской античности, в особенности в греко-римском понимании этого термина.

 

Что же представляет собой психология искусства? Психология искусства (англ. psychology of art) — отрасль психологии, которая изучает закономерности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, исследует особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов и т. д. при создании задуманных ими произведений, а также разрабатывает психологические вопросы художественного воспитания и эстетического развития.

 

Специфика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в её предмете, но и в методах. Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства.

 

Психология искусства включает в себя как бы два «плеча»: психологию художественного творчества и психологию художественного восприятия. Точкой их пересечения является произведение искусства. В настоящем реферате нам предстоит рассмотреть указанное второе «плечо» психологии искусства. Но при этом мы должны постоянно помнить о том, что художественное восприятие — всего лишь вторая, завершающая часть определенной целостности. Два обозначенных «плеча» искусства составляют единый процесс художественной коммуникации – функционирования искусства в обществе, в процессе которого оно выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство общения. Создание произведения искусства — это непосредственная, ближайшая задача творца, его конечной целью является определенное воздействие, при опосредующей роли художественного произведения, на духовный мир воспринимающих его творение.

 

При рассмотрении искусства как коммуникативного процесса вполне оправданна аналогия с речевым (словесным) общением людей. Основные звенья вербальной коммуникации могут быть обозначены следующими терминами:

 

· отправитель информации (автор)

· язык (исторически сложившаяся система знаков, своего рода арсенал средств общения)

· речь (индивидуальная реализация языковых ресурсов)

· речевое высказывание, имеющее план содержания и план выражения = знаковая последовательность, система и выражаемые ею значение, смысл, сообщение;

· получатель информации (адресат)

В художественной коммуникации этому общепринятому членению соответствуют такие звенья:

· художник

· язык вида искусства, используемый художником

· творческий процесс формосозидания

· произведение искусства в единстве его материальной и идеальной сторон

· реципиент (воспринимающий), публика (анонимное множество воспринимающих)

 

При сравнении художественной коммуникации с обычной, речевой обнаруживаются, как видим, черты некоторой общности, структурного сходства. Но есть и качественные различия между ними. Важнейшие отличия коммуникации в искусстве могут быть суммированы в следующих положениях.

 

1. В искусстве наряду с использованием средств речевого общения огромную роль играют также невербальные каналы и средства коммуникации.

 

2. Художественная коммуникация надстраивается над повседневной, практической. В структурно-семиотических исследованиях языки искусства не без оснований называют вторичными моделирующими системами.

 

3. Процесс формосозидания в искусстве не самоценен; его сверхзадачу составляют преобразования и новации в содержательно-смысловой сфере произведения искусства. Особо важную роль здесь играют процессы «сгущения» и «разрежения» выражаемого значения, смысла. Благодаря этим и многим другим аналогичным процессам возникающий художественный образ отличается огромной емкостью, концентрированностью заключенной в нем информации. Художественный образ принципиально целостен и многозначен, он — не рационализуем, т.е. не передаваем «без остатка» (без утраты части своего содержания) средствами обычной коммуникации.

 

4. Содержательно-смысловая сфера в художественной коммуникации очень тесно связана со своим эмоциональным эквивалентом. Собственно, она составляет с ним одно целое. По этой причине часто образное содержание искусства практически сводят к его эмоциональной составляющей. В действительности связь эмоций и значения (смысла) неразрывна. Причем ведущая роль в этом единстве принадлежит смысловой сфере, выражающей целостность личности, ее ценностные позиции. Эмоции, по сути, являются интегрирующим эквивалентом определенной содержательно-смысловой целостности.

 

5. В художественной коммуникации очень выпукло выражена взаимодополняемость «преднамеренного» и «непреднамеренного», «знакового» и «вещного», сознательного и бессознательного компонентов, уровней. Благодаря этому произведение искусства выражает и сохраняет гораздо больший объем информации, чем тот, который осознавал и стремился целенаправленно передать «адресату» художник.

 

6. Художественную коммуникацию отличает повышенная, по сравнению с обычной речевой коммуникацией, активность воспринимающего субъекта.

 

Так что же представляет собой художественное восприятие? Для начала нам нужно понять, что такое восприятие в целом. Оно представляет собой сложный психофизиологический процесс, который обеспечивает ориентацию человека в окружающем мире. Понятие «восприятие» тесно связано с понятием «ощущение» как целое и его часть. Отдельные свойства предметов и явлений, которые непосредственно влияют на органы чувств, отражаются в сознании человека, образовывая ощущение. Однако в реальной жизни ощущения почти не встречаются в чистом виде, они входят в структуру восприятия.

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно, на слух и в тактильных ощущениях. Остальные сенсорные каналы – обоняние и вкус – представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире. Модальность, которая используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью. По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор (осязание, обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела с подключением эмоций). Доминирующая модальность восприятия может меняться в течение жизни.

 

Таким образом, восприятие - сложный динамический когнитивный процесс, связанный со всей познавательной деятельностью личности. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентацию человека в окружающем мире. Поскольку восприятие является необходимым этапом познания, то оно всегда связано с другими процессами познавательной деятельности - с мышлением, памятью, вниманием. В процессе восприятия происходит анализ и синтез полученных нами разнообразных впечатлений от объектов окружающего мира, то есть их осмысление, интерпретация. Аналитические и синтетические акты восприятия выступают как единый процесс. Наша наблюдательность, умение точно увидеть в вещах окружающего мира их чувственную сторону представляет основу культуры восприятия. Уровень нашего восприятия определяется также полученными в процессе жизнедеятельности знаниями, умениями, навыками, опытом, культурой (в том числе культурой восприятия).

 

Также, чтобы понять, что собой представляет художественное восприятие, важно знать, что такое эстетическое восприятие. Оно представляет собой процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия. Восприятие разных произведений искусств нами выделяется в отдельный вид эстетического восприятия - художественное восприятие, которое имеет собственные характерные черты и качества. Вопрос о характере художественного восприятия исследовали эстетики, художники, искусствоведы.

Итак, художественное восприятие (восприятие разных произведений искусств) – это особый вид эстетического восприятия, черты и качества которого связанны с условным характером искусства и установкой реципиента на получение позитивных эмоций от общения с произведением искусства - эстетического удовольствия. С психологической точки зрения, художественное произведение представляет сбой совокупность эстетических знаков, направленных на то, чтобы возбудить в людях эмоции.

Эстетическое и художественное восприятие обеспечиваются эмоциями, но эмоциями особого рода. Это эмоции, возникающие на фоне сознания, и не являющиеся заданными человеку с рождения, а требующие определенной деятельности, направленной на их формирование. Проблема формирования эстетического и художественного восприятия довольно широко освещается в педагогике, психологии, искусствоведении (М.А. Абрамова, В. Блудова, Л.П.Казанцева и др.). Учёные обеспокоены существующим на сегодняшний день низким уровенем художественного восприятия даже у людей, закончивших, например, эстетические классы или студии. Это, по мнению А. А. Мелик-Пашаева ведёт к потере резервов духовного роста человечества.

 

 

Восприятие музыки и музыкального ритма. Возможности развития музыкального восприятия

 

Особую позицию в психологии восприятия занимает вопрос музыкального восприятия. Сам термин «музыкальное восприятие» трактуется в двух смыслах:

1) как способность человека к проникновению в музыкальный образ и его осмысление;

2) как собственно процесс слушания и «слышания» музыки.

Музыкальное восприятие – способность слышать и переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как художественное единство, а не как механическую сумму звуков (О.А. Апраксина). Согласно Б.М. Теплову, музыкальное восприятие опирается не только на музыкально-слуховые представления, но и на опыт жизненный, который проявляется в богатстве ассоциативных связей (слуховых, зрительных, временных) и других представлений, закрепленных долговременной памятью. Основу музыкального восприятия составляют эмоциональные музыкально-эстетические оценки.

Тараканов (1970г.) выделил три основных типа реакции слушателя на музыку, которая характеризует степень развития его музыкального восприятия как способности:

1. полное непонимание музыки, для которого характерно восприятие музыки как звукового хаоса, лишенного организующего начала. Это низкий уровень развития восприятия, который встречается у маленьких детей, а также у взрослых. Они никогда прежде не встречались с данным музыкальным стилем, который для них является совершенно непонятным и незнакомым;

2. обобщенное, мало дифференцированное восприятие, без глубокого проникновения во внутреннюю структуру музыки. Характерная черта – непосредственная эмоциональная реакция, такое восприятие соответствует среднему уровню развития;

3. полное понимание музыки: предполагает умение осознавать ее в единстве закономерных связей содержания и формы, всех составляющих ее элементов; музыкальный образ воспринимается как явление внутренне осмысленное, гармоничное. Такое восприятие принято называть дифференцированным. Его возможно и необходимо развивать, так как восприятие лежит в основе всех видов и форм музыкальной деятельности, а также составляет фундамент формирования музыкальной культуры человека. В связи с этим, развитие дифференцированного музыкального восприятия является центральной задачей в музыкальной педагогике.

Согласно В.Д. Остроменскому, музыкальное восприятие – это сложный художественно-познавательный акт, возникающий в процессе постижения музыкального искусства и предполагающий наличие у человека специальных способностей, музыкальных знаний, умений и навыков к субъективно-творческому восприятию воплощенных в музыкальных образах явлений окружающей действительности.

При определении сущности музыкального восприятия прежде всего возникает вопрос о том, что именно воспринимает слушатель. Одна из особенностей музыки как искусства заключается в существовании двух уровней творчества. Композитор создает произведение, которое представляет собой зафиксированные на бумаге знаки, непонятные большинству людей и не имеющие звукового существования. Далее он же или другой человек — исполнитель — переводит знаки в звуковую форму, и только тогда произведение может быть воспринято слушателем. Можно констатировать, что восприятию в музыке подлежат как минимум две разные художественные реальности: звуковые формоструктуры (собственно произведение, созданное композитором) и интерпретаторские идеи (то, что порождено исполнителем в процессе разучивания произведения и его исполнения).

Еще одна особенность музыкального восприятия — принципиальные различия в восприятии композитора, исполнителя и слушателя. Эти различия связаны с выявленными в современных исследованиях двумя основными типами музыкального восприятия - интрамузыкальным и экстрамузыкальным. Интрамузыкальная стратегия музыкального восприятия нацелена на постижение музыкальных закономерностей во всей их целостности, а экстрамузыкальная опирается на различные ассоциации и неясные ощущения.

Наряду с закономерностями пространственного восприятия музыки существуют и закономерности ее временного восприятия. Музыкальный ритм рассматривается как временная организация ткани произведения, выявляющаяся для слушателя на первом и втором масштабных уровнях восприятия. Он представляет собой закономерное распределение во времени ритмических единиц, подчиненное регулярному чередованию функционально дифференцированных для восприятия, опорных и переходных долей времени (метр), которое совершается с определенной скоростью (темп).

Существует понятие ритмического диапазона, задаваемого нижней и верхней границей темпа ритмического рисунка. Внутри ритмического диапазона не все воспринимается одинаково. Выделяются три основных участка восприятия ритма:

1. низкие ритмические частоты (медленный темп, крупные длительности) при восприятии мысленно дробятся на более мелкие участки.

2. Высокие ритмические частоты (мелкие длительности в быстром темпе) мысленно объединяются в более крупные комплексы.

3. средние ритмические частоты образуют наиболее часто применяющийся ритмический диапазон и воспринимаются в реальном движении.

Восприятие метра также имеет интересные закономерности. В целом метр играет формообразующую роль: он позволяет сравнивать по длительности отдельные звуки и построения, ощущать их симметричность, уравновешенность соизмеримость в пределах достаточно большого времени. Одно из свойств метра – акцентная метрическая пульсация – представляет собой чередование опорных и неопорных долей времени, которое сопровождается ощущением внутренних толчков - импульсов. То есть, связано с моторикой. Такая пульсация в некоторой мере является самостоятельным фактором: раз возникнув в восприятии, она может вступать в конфликт со всеми остальными элементами музыкального ритма.

В целом могущество музыкального ритма столь велико, что дало в свое время Н.А. Римскому-Корсакову патетически воскликнуть: «И все-таки, главное в музыке – ритм и только он один!».

Давайте же поговорим о развитии музыкального восприятия. Основной путь его роста – это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а также расширение круга знаний слушателя о музыкальных стилях, жанрах, формах. Однако на характер музыкального восприятия и оценку музыкального произведения влияет не только наличие необходимых музыкальных способностей, но и принадлежность слушателя к конкретному социально-демографическому слою. Возраст, уровень образования, место жительства влияют на характер музыкальных предпочтений не менее сильно, чем наличие или отсутствие музыкальных способностей.

В исследованиях удалось установить, что положительные оценки самодеятельной авторской песни и классической музыки положительно коррелируют с наличием у старшеклассника общественной направленности содержания ценностных ориентации. Положительная оценка рок музыки и существенное ее предпочтение в структуре музыкальных интересов может говорить о преобладании защитных реакций, связанных с компенсацией положительных эмоций, недополучаемых в контакте с окружающей действительностью.

 

Оценка музыкального произведения оказывается связанной и с принадлежностью к определенной неформальной группировке. Потребность в общении, удовлетворяемая нередко на почве музыкальных интересов, часто приводит к тому, что школьники, входящие в одну и ту же неформальную группу, имеют одинаковые музыкальные интересы. Потребность быть принятым в группу сверстников, нежелание остаться в изоляции обуславливает сильнейшее давление на все свободные проявления молодого человека, в том числе и на его музыкальные интересы. Тот, кто не разделяет мнения данной молодежной группы по какому-либо вопросу, начинает рассматриваться ею как «чужой», по отношению к которому могут быть применены меры «воспитания». Поэтому во многих молодежных группировках наблюдается узаконенная нивелировка музыкальных интересов. При этом не сам школьник выбирает ту или иную музыку, а та группа, к которой он хочет принадлежать и далеко не всегда эта музыка может оказаться полноценной в художественном отношении.

 

Высокая оценка и признание классической музыки как важного элемента своего духовного багажа возникают у человека как результат определенной зрелости его просоциальных установок, выбранного стиля жизни, обусловленного системой ценностных ориентации личности, образующих в своей совокупности то, что психологи называют «Я – концепцией», которая есть представление о самом себе как общественном человеке.

 

Отказ от низкопробного искусства и, в частности, от малохудожественных образцов рок музыки как разновидности психоэмоционального допинга может произойти не только при усилении позиций музыкального образования, что, безусловно, необходимо, но и при создании всех тех условий, которые приводят к высокой самооценке личности и формированию позитивной Я-концепции. Таким образом, изучая музыкальные предпочтения школьной молодежи и зная их связь с содержанием ценностных ориентации личности, можно с некоторой долей вероятности составить представление об уровне ее социального развития. Музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры, и в этом звене как в зеркале может отразиться с большей или меньшей полнотой вся личность с характерными для нее ценностными ориентациями.

 

Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где – просто шум, производимый различными предметами, машинами или другими объектами. Но услышать в звуках музыки отражение тончайших душевных движений и выражение серьезных и глубоких переживаний дано не каждому. Развить музыкальное восприятие – это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник музыкант – композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия.

 

Далеко не сразу молодой и неопытный слушатель может постичь всю глубину серьезного музыкального сочинения в полном объеме. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей – слуха, памяти, мышления, воображения. На первых этапах развития музыкального восприятия неопытный слушатель воспринимает главным образом «внешний слой» музыкального произведения. Здесь восприятие смутное и нерасчлененное. На последующих этапах слушатель осознает отдельные детали и фрагменты сочинения. На этапе сформированного восприятия произведение осмысливается как целиком, так и с отчетливым различением деталей.

 

Существует следующий порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия:

 

1. выявление главного настроения;

2. определение средств музыкальной выразительности;

3. рассмотрение особенностей развития художественного образа;

4. выявление главной идеи произведения;

5. понимание позиции автора;

6. нахождение в произведении собственного личностного смысла.

 

Развитие восприятия предполагает умение вычленять из общей ткани отдельные средства музыкальной выразительности – мелодию, гармонию, фактуру, темп, ритм и др. как в их неразрывном единстве, так и в отдельности. Более глубокому пониманию особенностей использования средств музыкальной выразительности помогает сравнение выражения одного и того же настроения у разных композиторов. Такие сравнения приводят к пониманию стиля, который в разные эпохи был разным. Сравнение контрастных по настроению произведений способствует более отчетливому пониманию специфики каждого средства музыкальной выразительности. Основное направление проводимой здесь работы заключается в том, чтобы освоить принципы творческого преобразования и отражения действительности в звуках музыки, выявить, какие ассоциации может вызывать то или иное средство.

 

Практика музыкального воспитания показывает, что глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается только в том случае, если человек сможет увидеть в этом произведении нечто значимое для себя. То, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам. При условии, что удается достичь соотнесения содержания произведения, пусть даже написанного в отдаленные времена, с духовным мироощущением слушателя сегодняшнего дня. Возможностью такого соотнесения в наибольшей мере обладает классическая музыка, которая называется таковой в силу своего художественного совершенства.

 

На необходимость развития разных сторон восприятия музыки неоднократно обращали внимание музыковеды-практики, непосредственно работавшие с детской аудиторией. Так, Б.Л. Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь». Поэтому он рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности. Важным условием развития умения мыслить, по убеждению Б.Л. Яворского, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведений.

 

Музыковед М.П. Тараканов также считает, что в первую очередь важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка «не оканчивается, а прекращается». Иначе говоря, анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Вместе с тем Б.М. Теплов писал, что одна из труднейших педагогических задач при развитии восприятия музыки заключается в сохранении эмоционального отношения при все возрастающей сознательности.

 

 

Роль активной деятельности музыканта в восприятии музыкального произведения

 

Пора поговорить о роли музыканта в восприятии музыки. В процессе создания произведения, благода­ря музыкальному восприятию, композиторпроверяет (целостно и фрагментарно) то, что возникает в его вооб­ражении, что фиксируется им в виде нотного текста или на звуконосителе. Причем это может быть как сознатель­но, так и на уровне подсознания. Но всегда композиторс­кое восприятие предвосхищает реакцию слушателя или исполнителя. Даже когда композитор воспринимает свое законченное произведение, прослушивая его на репети­ции, концерте, по радио, телевидению и т. д., он всегда как бы ориентируется на восприятие слушателя, созда­вая в воображении некую идеальную модель слушатель­ского восприятия. То есть композиторское восприятие подчинено прежде всего функции пробы.

Иначе протекает процесс музыкального восприятия у исполнителя, так как он отталкивается от замысла, отраженного в нотной записи. Учитывая влияние звуко­записей на современное исполнительское искусство, может наблюдаться разная степень самостоятельнос­ти в создании музыкального образа, но на слушательское восприятие исполнитель ориентируется всегда.

Музыкальное восприятие исполнителя (если это сло­жившийся художник) ориентировано также и на то, насколь­ко озвученный им образ соответствует авторскому замыс­лу. Музыкант как бы реконструирует восприятие своего произведения композитором. Чаще всего это иллюзорные представления, но бывает и реальная ориентация, если исполняется произведение современного автора, тем бо­лее в его присутствии. Но во всех случаях восприятие и композитора, и исполнителя ориентировано на слушателя.

 

Рассматривая психологическое содержание этапов работы музыканта-исполнителя над музыкальным произведением, Ю. А. Цагарелли отмечает, что в целом работа музыканта-исполнителя состоит из двух этапов: подготовительного (репетиционного) и итогового (концертного выступления), которое предъявляет повышенные требования к надежности музыканта-исполнителя в концертном выступлении, артистизму, аттенционным и эмоционально-волевым качествам.

В свою очередь подготовительный этап работы состоит из следующих стадий:

1. Создание мысленного музыкального образа, выступающего в роли образно-концептуальной модели интерпретации – особые требования на этом этапе предъявляются к структуре способностей, обеспечивающих восприятие и творческую переработку музыкальной информации;

 

2. работа над деталями музыкального произведения – здесь велика роль психомоторики исполнителя, саморегуляции и самоконтроля, внимания и воли. Контролирующая составляющая опирается на симультанный музыкальный образ (эталонную составляющую);

 

3. создание целостного сукцессивного музыкального образа – на этом этапе происходит строительство формы во времени, поэтому предъявляются высокие требование к моторике и интеллекту исполнителя; важна динамическая и статическая выносливость исполнителя.

Д. К. Кирнарская, указывая на то, что исполнение талантливого музыканта наполнено духом импровизации, из которого выросло композиторство и само искусство музыки, отмечает, что одаренный исполнитель заново проходит путь композитора, как бы сочиняя исполняемое произведение, каждый раз воссоздавая его. Выдающимся исполнителям свойственно проходить все этапы творческого процесса, включая одновременный охват произведения как целого. Ученый отмечает, что творческий замысел рождается в зоне «трех I» – Inspiration (вдохновение), Intuition (интуиция), Imagination (воображение).

Можно выделить следующие этапы возникновения творческого замысла исполнителя:

1. возникновение музыкально-творческой потребности, которая способствует формированию музыкально-творческого замысла;

 

2. создание при помощи музыкально-продуктивной способности необходимых для творчества музыкальных элементов и способов их сочленения;

 

3. контроль за внутренней логикой развития музыкальной мысли, который осуществляется при помощи архитектонического слуха. На данном этапе происходит оценка соответствия частей и целого, их взаимной обусловленности.

 

Таким образом, рождение интерпретаторской концепции, столь важной для нашего восприятия музыкального произведения, есть довольно сложный процесс, который начинается с возникновения музыкально-творческой потребности. Движение музыкальной мысли осуществляется в следующем направлении: от рождения образного строя к анализу через синтез и обобщению музыкального высказывания. На основе этого происходит понимание духовно-ценностного смысла музыкального произведения и создание исполнительской концепции, которая реализуется средствами технического мастерства. В процессе работы над музыкальной инт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: