Описание целей аффектной области через деятельность учащегося




Категории и их характеристика Действия учащегося
Восприятие: осознание, готовность, избирательность, внимание Проявление сознательного желания учиться и интереса к предмету  
Реагирование: подчиненный отклик, добровольный отклик, удовлетворение от реагирования Выполнение заданий, участие в обсуждении, высказывание  
Усвоение ценностных ориентаций: принятие ценностных ориентаций, убежденность, приверженность   Проявление устойчивого желания участвовать в деятельности, изучение различных точек зрения и выбор своей  
Организация ценностных ориентаций: осмысленное соединение различных ценностных ориентаций, формирования собственных ценностей Построение собственных планов, появление собственной точки зрения, возникновение потребности в деятельности.  
Распространение ценностных ориентаций на деятельность: устойчивая установки на деятельность Появление самоопределения, самостоятельности, инициативности в деятельности.  

 


 

На основании таксономии Б. Блума, а также с учетом вышесказанного представляется возможным расположить цели в иерархической порядке - от простого к сложному.

Такой же подход разделяет глава Европейского общества инженерной педагогики, профессор А. Мелецинек.

 

Таблица 5

Деление целей для отдельных сфер таксономии

 

Наименование сферы Степень Содержание действий  
    Когнитивная     Степень 1 Знать
Степень 2 Понимать смысл
Степень 3 Сознательно использовать
Степень 4 Анализировать
Степень 5 Синтезировать
Степень 6 Оценивать
    Аффектная Степень 1 Воспринимать
Степень 2 Адекватно реагировать
Степень 3 Оценивать
Степень 4 Организовывать
Степень 5 Распределять по значимости
    Психомоторная Степень 1 Имитация
Степень 2 Манипуляция
Степень 3 Точность
Степень 4 Разделение на движения
Степень 5 Естественность

 


 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

На первом уровне

 

 

Второй уровень

 

Третий уровень

 

 

Четвертый уровень

 

 


Общая характеристика уровня В когнитивной сфере В аффектной сфере Уточнена характеристика действий, применительно к профессиональной подготовки электроэнергетика
1. Наличие общего представления и материализованных действий Опознание объектов в ряду других, сравнение свойств объектов, отличие верного от неверного. При заданных целях, алгоритмах и результатов делается вывод об их совместимости.     Осознание цели деятельности, наличие профессиональной направленности и интереса.   Узнавание по изображениям машин, механизмов, оборудования, агрегатов. Распознавание по изображениям и схемам различных типов станков и контрольно-измерительных приборов. Описание технических характеристик, области применения и назначения приборов и оборудования.
2. Выполнение репродуктивной деятельности в речевой форме и использование информации для решения нестандартных задач; алгоритмическая деятельность “по памяти”     Интерпретация и преобразование различного учебного материала (словесного, схематического, графического); Осознание взаимосвязей между исследуемыми процессами и явлениями. Пересказ и воспроизведение учебного материала. Припоминание конкретных фактов, методов и процедур. Воспроизведение употребляемых терминов; основных понятий, правил и принципов.     Формулирование основных понятий, законов, правил. Объяснение сущности технологических процессов. Объяснение устройства и принципа работы машин, механизмов, станков, агрегатов и приборов. Описание характеристики приборов, машин, станков. Изображение схем, чертежей и объяснение их работы. Расчет режимов и параметров по заданным алгоритмам.  
Общая характеристика уровня В когнитивной сфере В аффектной сфере Уточнена характеристика действий, относительно профессиональной подготовки электроэнергетика
  Выполнение продуктивной деятельности в умственной и материальной форме Обобщение, систематизация, конкретизация, алгоритмизация учебного материала, сопоставления различных вариантов действий и выбор оптимального. Использование понятий и принципов в новых ситуациях Применения законов и теории для решения конкретных заданий. Демонстрация правильного применения или процедуры. Выделения главного, разделение на составные части Построение собственных планов, появление собственной точки зрения, возникновения потребности в деятельности   Сравнение технических характеристик однотипних станков, приборов, машин, механизмов и их анализ. Сопоставление различных способов ремонта и сборки машин и механизмов, технологии механической обработки, способов контроля деталей. Выбор оптимальной технологии эксплуатации, сборки, ремонта оборудования; обработка деталей, контроля деталей, узлов, механизмов.    
  Выполнение элементов исследовательской деятельности Выбор на основе сопоставления альтернативного варианта. Оценка логики построения учебного материала. Решение нестандартных задач с дальнейшим анализом ошибок; оценка цели и полученного результата и продукта с выбором путей усовершенствования Появление самоопределения, самостоятельности, инициативы в деятельности   Исследование состояний, режимов, конструкций технических объектов. Выявление противоречий и поиск оптимальных путей разрешения противоречий.  
           

 


Эталоны действий

 

Перечень действий Эталоны
Условия Результат Критерий оценки
1 уровень Узнавание по изображениям машин, механизмов, оборудования, агрегатов. Распознавание по изображениям и схемам различных типов станков и контрольно-измерительных приборов. Описание технических характеристик, области применения и назначения приборов и оборудования   Представление об основах технологии машиностроения, устройстве машин и механизмов, теории резания. Знание условных изображений на чертежах и принципиальных схемах, знание допусков и посадок. Представление о физических величинах, характеризующих процесс.   Названы машины, механизмы, оборудование, агрегаты. На плакатах и схемах названы станки различных типов, различные контрольно-измерительные приборы. Описаны технические характеристики, области применения и назначение приборов и оборудования.   Правильность определения - 70%  
2 уровень Формулирование основных понятий, законов, правил. Объяснение сущности технологических процессов. Объяснение устройства и принципа работы машин, механизмов, станков, агрегатов и приборов. Описание характеристики приборов, машин, станков. Изображение схем, чертежей и объяснение их работы. Расчет режимов и параметров по заданным алгоритмам.     Выполнение действий 1 уровня Узнавание по изображениям машин, механизмов, оборудования, агрегатов. Распознавание по изображениям и схемам различных типов станков и контрольно-измерительных приборов. Описание технических характеристик, области применения и назначения приборов и оборудования     Объяснена сущность протекания технологического процесса. Объяснено влияние различных режимов и параметров процесса на его протекание; рассчитаны режимы и параметры процесса. Изображена принципиальная схема оборудования и определена характеристика его работы. Объяснено устройство и принцип работы оборудования. Описана технология процесса.   При описании параметров и их влиянии на ход процесса ошибок бать не должно. Возможны мелкие неточности при описании технологи.   В расчетах допускается до 30% ошибок.
3 уровень Сравнение технических характеристик однотипних станков, приборов, машин, механизмов и их анализ. Сопоставление различных способов ремонта и сборки машин и механизмов, технологии механической обработки, способов контроля деталей. Выбор оптимальной технологии эксплуатации, сборки, ремонта оборудования; обработка деталей, контроля деталей, узлов, механизмов.       Свободное оперирование методами расчета параметров в цепях с различным способом соединения элементов   Проведен анализ технических характеристик работы оборудования и выбран оптимальный вариант. Предложена оптимальная технология эксплуатации, ремонта, сотки, наладки, обработки, контроля для конкретной ситуации.   Ошибок быть не должно. 30% решений с помощью преподавателяВозможны мелкие неточности при выборе технологии.  
         

 


ВОПРОС ДЛЯ КОНТРОЛЯ

 

1. Укажите наиболее приемлемое определение понятия цели.

 

 

2. Приведите примеры внешних и внутренних источников цели обучения конкретной дисциплины.

 

 

3. Приведите пример перехода внешних целей обучения во внутренние цели преподавателя, ученика.

 

4. Укажите условия перехода внешних целей во внутренние.

 

5. Укажите требования, предъявляемые к целеполаганию в рамках технологического подхода к обучению.

 

6. Опишите предмет и продукт деятельности по постановке цели в обучении.

 

7. В чем отличие и что общего между предметом и продуктом деятельности по целеполаганию в обучении?

 

8. В чем состоит взаимосвязь продукта и предмета обучения?

 

9. Опишите структуру личности, выделив ее основные компоненты.

 

10. Дайте определение понятиям «знать» и «уметь» в свете современных представлений педагогической науки.

 

11. Выделите элементы базовой характеристики личности в профессиональном образовании.

 

12. Назовите характеристики личности, которые формируются в процессе профессионального образования.

 

13. Приведите традиционные способы описания целей в обучении, указав их недостатки.

 

14. Опишите таксономический подход к целеполаганию, укажите, в чем заключается его сущность.

 

15. Что такое когнитивная и аффектная область?

 

16. Назовите имеющиеся уровни целеполагания.

 

17. Охарактеризуйте способы распределения целей для отдельных отраслей таксономии.

 

18. Дайте характеристику каждому из уровней усвоения учебного материала, конкретизируя их для отдельных тем электротехнических дисциплин.

 

19. Дайте определение условий, результатов и критериев оценки эталонов действий по постановке целей в обучении.

 

20. Объясните, каким образом осуществляется постановка цели в практическом и теоретическом обучении. В чем состоит их отличие?

 


ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

 

Задание 1. Для определенной рабочей профессии и определенной темы дисциплины “специальная технология” выполнить деятельность из постановки цели в обучении, для чего:

 

1. Выписать перечень профессиональных действий и типичных заданий деятельности, которые формируются во время усвоения заданной темы.

2. Выписать основные характеристики личности, которые формируются во время усвоения заданной темы.

Результаты представить в форме таблицы:

 

Элементы структуры личности Характеристика цели  
Опыт личности Профессиональная направленность    
Профессиональная компетентность        
Коммуникативная готовность      
Экономическая осведомленность, правовая компетентность      
Функциональные механизмы психики Профессиональная память      
Техническое мышление      
Способность к творческому подходу в решении задач      
Типологические свойства Способность к саморегуляции, самоанализу      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: