НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра педагогики и методики
профессиональной обучения
Коваленко Е.Э., Чепурко И.П.,
Бачиева Л.А., Королева Н.В., Шишенко Н.А.
Рабочая тетрадь по курсу
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ: Дидактическое проектирование
Тема № 4: Методика анализа и прогнозирования цели обучения
Студент ____________________________
Группа __________________
Харьков, 2008
Тема 3. Методика анализа и прогнозирования цели
Обучения
Базовые знания:
Целевой компонент процесса обучения
Триединство целей обучения
Знания
Умения
Навыки
Структура личности и ее компоненты
Целевая установка:
Общая цель:
● сформировать общее представление о сущности и основных элементах деятельности преподавателя на этапе анализа и прогнозирования цели обучения;
● сформировать умение на основании полученных результатов анализа профессиональной деятельности прогнозировать цели обучения;
● сформировать умение конкретизировать цель обучения для различных дисциплин и разделов программы профессиональной подготовки;
● сформировать умение определять параметры цели (эталоны) для различных тем профессиональной подготовки.
Основная литература
1. Коваленко О.Е. Методика професійного навчання: Підруч. для студ. вищ. навч. закл. / Нар. укр. акад. – Х.: Вид – во НУА, 2005. - 360 с.
2. Коваленко Е.Э. Методика профессионального обучения: Учебник для инженеров-педагогов, преподавателей спецдисциплин системы профессионально-технического и высшего образования – Х.: ЧП „Штрих”, 2003. – 480с.
3. Коваленко О.Е., Шматков Є.В. Методика професійного навчання. Тестові завдання для самостійної роботи: Навчальний посібник для студентів інженерно-педагогічних спеціальностей – Х., 2005. – 439с.
План теоретического материала
1. Общая характеристика деятельности по постановке цели в обучении.
2. Методика постановки цели обучения по отдельным дисциплин технического профиля.
3. Методика конкретизации целей обучения по отдельным темам и разделам.
4. Общая характеристика уровней усвоения учебного материала.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Цель отвечает на вопрос: зачем или для чего преподают?
Р. Магер и А. Мелецинек: «Если точно не знать, куда идти, то легко оказаться там, где совсем не хотелось бы быть».
Определение целей:
● Желаемое состояние объекта (М.Марков).
● Желаемое состояние объекта в будущем (О. Шонесси).
● Информация об объективной ценности (полезности), которой человек намеревается добиться (Ю.Козецкий).
● Модель потребного будущего (Н.А. Бернштейн)
● Модель будущих результатов (П.К Анохин.).
● Долгосрочный желаемый результат (Р.Акофф и Ф.Эмери).
● Сознательный образ ожидаемого результата или осознанный желаемый результат (О.К Тихомиров).
«Цель указывает на будущее состояние объекта или системы, к которому стремиться человек ».
Традиционные способы описания целей обучения могут быть представлены таким образом:
1. Через изучаемое содержание
2. Через деятельность преподавателя
3. Через внутренние процессы учащегося
4. Через учебную деятельность учащегося
Указанные способы имеют ряд недостатки, а именно:
· нечеткое преставление о результате обучения;
· невозможность по описанию цели представить содержание обучения;
· невозможность определения степени достижения цели;
· невозможность проверки выполнения данной цели.
Бабанский Ю.К. определяет знание как „проверенный практикой результат познания действительности, правильное отображение ее в мышлении человека”. Умение - как „возможность успешного выполнения действий на основании приобретения знаний для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями”.
И.Ф.Харламов определяет знание как „способность сберегать в памяти и умения воспроизводить основные факты науки и теоретические обобщения, которые выплывают из них”, а умение - как „владение способами применения знаний на практике”.
„Знать - это возможность учащегося осмысливать и воспроизводить учебный материал, выделяя главные положения, разъяснять сущность, доказывать правильность, отвечать на прямые и косвенные вопросы, расчленять на части и т.д.”.
Таблица 1
Описание цели курса „Материаловедение”
Знать | Уметь |
1. Свойства металлов и сплавов, особенности их кристаллического строения, зависимость физических и механических свойств от температуры, сущность методов испытаний металлов и сплавов, принцип действия применяемого оборудования, основные способы защиты металлов от коррозии. | 1.Пользоваться справочной литературой для определения механических свойств металлов и сплавов, оценивать возможности применение металлов и сплавов по результатам механических испытаний. |
2.Механизм процессов, протекающих при затвердевании сплавов, основные линии, точки и структурные составляющие диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов. | 2. Применять диаграмму состояния для определения структуры железоуглеродистых сплавов различного состава. |
Деятельностный подход к обучению требует
Вместо традиционной схемы „передать знание и сформулировать умение и навыки” перед обучением стоит задача: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включает в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее заданных процессах.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ:
· соответствие специалиста основным требованиям, заложенным в документы образования;
· четкое отражение предмета учебной деятельности или содержания учебного материала, осваиваемого обучаемыми;
· отражение элементов учебной деятельности учащихся в процессе достижения цели;
· отражение элементов процесса достижения цели при формировании опыта личности и профессионально значимых качеств личности;
· представление точного и определенного описания формируемого личностного качества таким образом, что его можно безошибочно дифференцировать от любых других качеств личности;
· наличие способа «инструмента» для однозначного выявления диагностических качеств личности в процессе объективного контроля его сформированности;
· наличие шкалы оценки качества.
Под целью понимается предполагаемый результат (образ) деятельности (действия), направленного на предмет, при помощи которого субъект намеревается удовлетворить свою потребность.
Потребность - это психическое явление отражения потребности организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие.
Мотив - это психическое явление ставшее побуждением в выполнении того или иного действия или поступка.
По источнику и способу образования цели могут быть как внешними, так и внутренними.
Внешние цели задаются извне и выражают общественную потребность.
Внутренние цели формируются субъектом деятельности самостоятельно.
![]() |
Рис. 1 Взаимосвязь внешних и внутренних целей.
Процесс перехода внешних целей во внутренние будет идти по необходимому пути при соблюдении таких условий:
● четкое и ясное представление цели, осознанное их понимание;
● формирование отношения к заданной цели
Рис.2 Процесс трансформации предмета в продукт деятельности
Рис. 3 Уровни целей (Мелецинек А.).
Применительно к процессу обучения:
■ На глобальном (стратегическому) уровне определение целей осуществляется
■ На уровне этапного определения целей
■ Уровень оперативного определения целей охватывает
![]() | |||
![]() |
Рис.4 Взаимосвязь содержания образования и целей в обучении