ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ




НАУКИ УКРАИНЫ

 

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра педагогики и методики

профессиональной обучения

 

 

Коваленко Е.Э., Чепурко И.П.,

Бачиева Л.А., Королева Н.В., Шишенко Н.А.

 

 

Рабочая тетрадь по курсу

 

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ: Дидактическое проектирование

 

Тема № 4: Методика анализа и прогнозирования цели обучения

 

Студент ____________________________

 

Группа __________________

 

 

 

Харьков, 2008

 

Тема 3. Методика анализа и прогнозирования цели

Обучения

 

 

Базовые знания:

 

Целевой компонент процесса обучения

 

 

Триединство целей обучения

 

Знания

 

 

Умения

 

 

Навыки

 

 

Структура личности и ее компоненты

 

 

Целевая установка:

Общая цель:

● сформировать общее представление о сущности и основных элементах деятельности преподавателя на этапе анализа и прогнозирования цели обучения;

● сформировать умение на основании полученных результатов анализа профессиональной деятельности прогнозировать цели обучения;

● сформировать умение конкретизировать цель обучения для различных дисциплин и разделов программы профессиональной подготовки;

● сформировать умение определять параметры цели (эталоны) для различных тем профессиональной подготовки.

 

Основная литература

1. Коваленко О.Е. Методика професійного навчання: Підруч. для студ. вищ. навч. закл. / Нар. укр. акад. – Х.: Вид – во НУА, 2005. - 360 с.

2. Коваленко Е.Э. Методика профессионального обучения: Учебник для инженеров-педагогов, преподавателей спецдисциплин системы профессионально-технического и высшего образования – Х.: ЧП „Штрих”, 2003. – 480с.

3. Коваленко О.Е., Шматков Є.В. Методика професійного навчання. Тестові завдання для самостійної роботи: Навчальний посібник для студентів інженерно-педагогічних спеціальностей – Х., 2005. – 439с.

 

План теоретического материала

1. Общая характеристика деятельности по постановке цели в обучении.

2. Методика постановки цели обучения по отдельным дисциплин технического профиля.

3. Методика конкретизации целей обучения по отдельным темам и разделам.

4. Общая характеристика уровней усвоения учебного материала.

 

 


 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Цель отвечает на вопрос: зачем или для чего преподают?

Р. Магер и А. Мелецинек: «Если точно не знать, куда идти, то легко оказаться там, где совсем не хотелось бы быть».

Определение целей:

● Желаемое состояние объекта (М.Марков).

● Желаемое состояние объекта в будущем (О. Шонесси).

● Информация об объективной ценности (полезности), которой человек намеревается добиться (Ю.Козецкий).

● Модель потребного будущего (Н.А. Бернштейн)

● Модель будущих результатов (П.К Анохин.).

● Долгосрочный желаемый результат (Р.Акофф и Ф.Эмери).

● Сознательный образ ожидаемого результата или осознанный желаемый результат (О.К Тихомиров).

 

«Цель указывает на будущее состояние объекта или системы, к которому стремиться человек ».

 

Традиционные способы описания целей обучения могут быть представлены таким образом:

 

1. Через изучаемое содержание

 

 

2. Через деятельность преподавателя

 

 

3. Через внутренние процессы учащегося

 

 

4. Через учебную деятельность учащегося

 


Указанные способы имеют ряд недостатки, а именно:

 

· нечеткое преставление о результате обучения;

· невозможность по описанию цели представить содержание обучения;

· невозможность определения степени достижения цели;

· невозможность проверки выполнения данной цели.

 

Бабанский Ю.К. определяет знание как „проверенный практикой результат познания действительности, правильное отображение ее в мышлении человека”. Умение - как „возможность успешного выполнения действий на основании приобретения знаний для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями”.

И.Ф.Харламов определяет знание как „способность сберегать в памяти и умения воспроизводить основные факты науки и теоретические обобщения, которые выплывают из них”, а умение - как „владение способами применения знаний на практике”.

„Знать - это возможность учащегося осмысливать и воспроизводить учебный материал, выделяя главные положения, разъяснять сущность, доказывать правильность, отвечать на прямые и косвенные вопросы, расчленять на части и т.д.”.

 

Таблица 1

Описание цели курса „Материаловедение”

Знать Уметь
1. Свойства металлов и сплавов, особенности их кристаллического строения, зависимость физических и механических свойств от температуры, сущность методов испытаний металлов и сплавов, принцип действия применяемого оборудования, основные способы защиты металлов от коррозии.   1.Пользоваться справочной литературой для определения механических свойств металлов и сплавов, оценивать возможности применение металлов и сплавов по результатам механических испытаний.
2.Механизм процессов, протекающих при затвердевании сплавов, основные линии, точки и структурные составляющие диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов.   2. Применять диаграмму состояния для определения структуры железоуглеродистых сплавов различного состава.

 

Деятельностный подход к обучению требует

 

Вместо традиционной схемы „передать знание и сформулировать умение и навыки” перед обучением стоит задача: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включает в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее заданных процессах.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ:

 

· соответствие специалиста основным требованиям, заложенным в документы образования;

· четкое отражение предмета учебной деятельности или содержания учебного материала, осваиваемого обучаемыми;

· отражение элементов учебной деятельности учащихся в процессе достижения цели;

· отражение элементов процесса достижения цели при формировании опыта личности и профессионально значимых качеств личности;

· представление точного и определенного описания формируемого личностного качества таким образом, что его можно безошибочно дифференцировать от любых других качеств личности;

· наличие способа «инструмента» для однозначного выявления диагностических качеств личности в процессе объективного контроля его сформированности;

· наличие шкалы оценки качества.

 

Под целью понимается предполагаемый результат (образ) деятельности (действия), направленного на предмет, при помощи которого субъект намеревается удовлетворить свою потребность.

 

Потребность - это психическое явление отражения потребности организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие.

Мотив - это психическое явление ставшее побуждением в выполнении того или иного действия или поступка.

По источнику и способу образования цели могут быть как внешними, так и внутренними.

Внешние цели задаются извне и выражают общественную потребность.

Внутренние цели формируются субъектом деятельности самостоятельно.

 

 
 

 

 


Рис. 1 Взаимосвязь внешних и внутренних целей.

 

Процесс перехода внешних целей во внутренние будет идти по необходимому пути при соблюдении таких условий:

● четкое и ясное представление цели, осознанное их понимание;

● формирование отношения к заданной цели

 


Рис.2 Процесс трансформации предмета в продукт деятельности

 


Рис. 3 Уровни целей (Мелецинек А.).

 

Применительно к процессу обучения:

■ На глобальном (стратегическому) уровне определение целей осуществляется

 

 

■ На уровне этапного определения целей

 

■ Уровень оперативного определения целей охватывает


       
 
 
   

 

 


Рис.4 Взаимосвязь содержания образования и целей в обучении

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: