Методика анализа трудовых процессов. Системы производственного обучения.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И

НАУКИ УКРАИНЫ

 

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра педагогики и методики

профессионального обучения

 

Коваленко Е.Э., Чепурко И.П., Королева Н.В., Шишенко Н.А.

 

Рабочая тетрадь по курсу

 

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: Дидактическое проектирование

 

Тема: Дидактическое проектирование практического обучения.

 

Студент

 

Группа

 

 

Харьков 2008

 


 

 

Тема: Дидактическое проектирование практического обучения.

Базовые знания:

Дать определение понятиям:

Элементы содержания образования

 

 

Учебный план

 

 

Цель общеобразовательной подготовки

 

 

Цель политехнической подготовки

 

 

Цель специальной подготовки

 

 

Учебная программа

 

 

Теоретическое обучение

 

 

Практическое обучение

 

 

Профессия

 

 

Специальность

 

 

Способы выделения специальностей

 

 

Квалификация

 

 

Производственный процесс

 

 

Трудовой процесс

 

 

Функции труда

 

 

Функциональные единицы деятельности

 

Знания

 

Умения

 

 

Виды умений

 

 


 

Целевая установка:

1. Формирование умений определять виды профессиональной деятельности квалифицированного рабочего, группу трудовых процессов, определять элементы трудового процесса.

2. Формирование умений анализировать и корректировать систему производственного обучения, проектировать программу профессионально-практической подготовки, составлять сводно-тематический план подготовки специалиста.

Литература:

1. Коваленко О.Е. Методика професійного навчання: Підручник для студентів вищих навчальних закладів / Нар. укр. акад. – Х.: Вид-во НУА, 2005. - 360 с.

2. Коваленко Е.Э. Методика профессионального обучения: Учебник для инженеров-педагогов, преподавателей спецдисциплин системы профессионально-технического и высшего образования – Х.: ЧП „Штрих”, 2003. – 480 с.

3. Коваленко О.Е., Шматков Є.В. Методика професійного навчання. Частина 2. Методика професійно-практичного навчання. Навчальний посібник для студентів інженерно-педагогічних спеціальностей вищих навчальних закладів II-IV рівнів акредитації – Х., 2002. – 214 с.

План изучения теоретического материала

1. Цели и задачи профессионально-практического обучения.

2. Методика анализа трудовых процессов. Системы производственного обучения.

3. Методика формирования цели и содержания профессионально-практической подготовки.

 

1. Цели и задачи профессионально-практического обучения.

 

учебно-производственный процесс в профессионально-техническом учебном заведении – это система организационно-педагогических, методических и технических мер, направленных на реализацию содержания ступенчатого профессионально-технического образования на определенном квалификационном уровне в соответствии с существующими государственными стандартами.

Основная задача профессионально-практического обучения – подготовка будущих квалифицированных рабочих к практической деятельности.

Все обучение происходит под руководством мастера производственного обучения – инженерно-педагогического работника.


 

Рис.1. Права и обязанности мастера производственного обучения


 

Рис.2. Противоречия производственного обучения

 

 


 

Рис. 3 Принципы производственного обучения

 

Принцип обучения на продуктивном труде. Практическая подготовка учащихся происходит в процессе выполнения ими работ, имеющих материальную ценность и используемых в дальнейшем на производстве, в учебных мастерских, при ремонте станков и другого оборудования. В процессе продуктивного труда у учащихся формируется организованность, творческий подход к выполнению учебно-производственных заданий, чувство ответственности. Реализация этого принципа возможна только при использовании передовой технологии и современной организации труда.

Принцип формирования политехнических умений и навыков. При реализации этого принципа в процессе производственного обучения особое значение получает использование научно-технических основ современного производства. Это требует от учащихся не только глубокой профессиональной подготовки в сфере выбранной специальности, но и прочных и разнообразных общетехнических умений и навыков. Расширение политехнического кругозора учащихся должно предусматриваться не только за счет освоения основ производства, понимания ими особенностей техники, технологии и организации труда, но и за счет практического овладения общепроизводственными умениями и навыками, как по основной, так и по смежным профессиям.

Принцип научности. Реализация этого принципа предусматривает на каждом этапе производственного обучения освоение не только основных приемов и операций выполнения типовых работ, технологической последовательности, но и использование современного оборудования, прогрессивных технологий, передовых методов организации труда и рабочего места.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность производственного обучения реализуется с помощью учебных планов и программ, обеспечивающих формирование практических умений и навыков на основе имеющихся теоретических знаний. Систематичность производственного обучения предусматривает соблюдение по этапности: формирование первоначальных умений, совершенствование первоначальных умений в процессе многократного выполнения учебно-производственных работ, формирование навыка.

Принцип связи теории с производственным обучением. Теоретические знания на уроках производственного обучения последовательно конкретизируются и углубляются. При выполнении учебно-производственных работ используются умственные умения, сформированные на уроках теоретического обучения. При решении учебно-производственных заданий используется широкий круг знаний из различных теоретических предметов.

Принцип сознательности и активности. Этот принцип требует оптимального соотношения педагогического управления и сознательной, активной деятельности учащихся при выполнении ими учебно-производственных работ. Сознательное выполнение практических действий и овладение умениями и навыками начинается с полного понимания целей и задач предстоящих действий, создания интереса к ним.

Принцип наглядности. Особое значение имеет правильное сочетание словесного объяснения мастера производственного обучения и использования средств наглядности (образцов продукции, заготовок, технологических процессов и т.д.).

Принцип прочного овладения умениями и навыками. Постепенное формирование умений и преобразование их в навыки должно обеспечиваться в первую очередь построением программы производственного обучения, в которой необходимо предусмотреть систему упражнений по выполнению трудовых действий (приемов). Мастеру производственного обучения необходимо так строить учебный процесс, чтобы одно и то же трудовое действие (трудовой прием), повторяясь многократно, каждый раз приобретало новое содержание.

Принцип поэтапности. Формирование умений и навыков – длительный процесс, разделяющийся на несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои дидактические задачи.

Главным заданием первого этапа является формирование умений выполнения трудовых действий, приемов и операций. Происходит это в учебно-производственных мастерских.

Заданием второго этапа обучения является отработка умений выполнения операций и формирование умений и навыков выполнять комплексные и другие виды сложных работ. Для их усвоения для каждой профессии могут быть выбраны свои специфические условия.

На третьем этапе обучения необходимо выполнять учебно-производственные и производственные работы непосредственно в реальных производственных условиях. Это требует от учащихся приспособления к производственному режиму труда, использования заводской технической и технологической документации, соблюдения технологической дисциплины.

Четвертый этап производственного обучения – пред выпускная производственная практика. Это завершающий этап, во время которого совершенствуются умения и навыки в производственных условиях. Учащиеся должны выполнять работы, полностью соответствующие всем технико-экономическим требованиям конкретного производства с учетом существующих норм продуктивности труда.

 

Методика анализа трудовых процессов. Системы производственного обучения.

Целью практической подготовки является формирование умений осуществлять производительный труд.

Под производительным трудом понимается совокупность трудовых действий рабочего, при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой оборудования. Трудовые действия можно классифицировать по различным признакам.

 

Классификация трудовых действий

1. По назначению:

- Планирование

 

- Подготовка

 

- Осуществление

 

 

- Контроль

 

 

- Обслуживание

 

 

2. По единицам трудовой деятельности:

- Операция

 

- Прием

 

 

- Действие

 

 

- Рабочее движение

 

- Комплекс трудовых операций

 

Исходя из учебных целей, комплекс должен содержать небольшое количество трудовых операций. Например, для токаря: обработка наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торцов и уступов, вытачивание канавок и отрезание готовых деталей.

- Виды работ

 

 

Существует такая схема выполнения отдельных элементов трудового процесса:

 

Рабочее движение → Трудовое действие → Трудовой прием → Трудовая операция → Комплексная работа → Виды работ → Трудовой процесс

 


 

Рис.4 Структура производственного процесса


 

Практическое обучение, а точнее его содержание и формы организации зависят от характера трудового процесса, который лежит в основе избранной профессии.

В соответствии с этим для построения содержания практического обучения следует: определить характер трудовых процессов, присущих данному производству, и структуру системы производственного обучения. В основании рассматриваемой системы лежит принцип группирования составных частей содержания практического обучения и определение последовательности их изучения, что и составляет программу производственного обучения.

Основным связующим звеном производственного процесса и системы производственного обучения является понятие трудовой процесс.

Практическое обучение, а точнее его содержание и формы организации зависят от характера трудового процесса, который лежит в основе избранной профессии.

Тип трудового процесса зависит от:

-

 

-

 

-

 

 

В соответствии с этим, все трудовые процессы классифицируют в зависимости от их отношения к процессу обучения по трем типам, характеристика которых приведена в табл. 1.

 


Таблица 1

Характеристика трудовых процессов по характеру их отношения к процессу обучения

Группы трудовых процессов Типы трудовых процессов Основная учебно-производственная характеристика трудовых процессов Основные особенности процесса производственного обучения
1-я группа   Обработка металла на станках (токарь). Слесарные работы (слесарь). Обработка дерева (столяр). Сборочные и монтажные работы (сборщик, монтажник).   Большая повторяемость основных операций при небольшой их вариативности на разных изделиях. Возможность вычленения, учащения и варьирования операций в производственных условиях. Наличие комплексов операций. Полная возможность организации профессионального обучения при выполнении типичных производственных работ. Необходимость введения учебных объектов для отработки некоторых первоначальных приемов обработки.
2-я группа   Обслуживание основных процессов химического производства (аппаратчик). Обслуживание энергетических установок. Обслуживание автоматических станков и линий металлообработки (наладчик, оператор). Небольшая повторяемость операций при значительной вариативности в связи с ситуацией. Невозможность или значительная трудность вычленения и учащения операций в производственных условиях. Отсутствие комплексов операций. Изучение основ профессии с применением тренажеров, макетов, имитаторов, схем учебных агрегатов, решение технологических ситуационных задач, работ с учебно-производственными алгоритмами.
3-я группа   Строительные работы. Обслуживание текстильных станков. Транспорт. Большая повторяемость операций при трудности их вычленения в производственных условиях. Отсутствие комплексов операций. Сочетание обучения на основе производительного труда по профессии с выполнением расчетных разборочных и лабораторно-практических работ на полигоне и в мастерских.

 


Содержание и организация производственного обучения разрабатывается не только на основе анализа трудовой деятельности рабочего, но и с учетом типа производственного процесса.

Типы производственных процессов в зависимости от уровня механизации (автоматизации) и характера применяемых орудий трудовой деятельности рабочего:

- ручные;

- ручные механизированные;

- машинно-ручные;

- машинные;

- аппаратные;

- автоматизированные.

 

Ручные, ручные механизированные, машинно-ручные и машинные производственные процессы являются также механическими производственными процессами. Механические производственные процессы могут быть обрабатывающими, сборочными, добывающими.

Ручные производственные процессы (ручные профессии) – выполняются рабочими при помощи ручных орудий труда без использования каких-либо источников энергии.

Ручные механизированные производственные процессы выполняются при помощи электрифицированных, пневматических или гидравлических инструментов.

Машинно-ручные производственные процессы (профессии машинного труда) выполняются машиной, но перемещение предмета труда или инструмента осуществляется вручную (пошив изделий на швейной машине, обработка заготовок на станке с ручной подачей).

Машинные производственные процессы характеризуются тем, что обработка и перемещение инструмента выполняются машиной, а вспомогательные работы производятся вручную.

Обрабатывающие процессы – изменяется форма, размеры и внешний вид предметов труда.

Сборочные процессы – изменяется взаимное положение и крепление отдельных частей предмета труда (сборка, сварка, пайка, пошив, строительство).

Добывающие процессы – предмет труда отделяется от массива (добыча угля и т.д.).

 

В ручных процессах рабочий направляет инструмент, регулируя свои физические усилия. От рабочего требуется координация усилий и движений, точность их выполнения.

 

В машинных процессах мускульные усилия рабочего заменяются исполнительным механизмом машины. Здесь важно выполнить настройку и регулировку механизмов машины.

Аппаратные производственные процессы происходят в специальных аппаратах, агрегатах, печах, ваннах, где под воздействием тепловой, электрической или химической энергии изменяются физико-химические и механические свойства материалов и их внутренняя структура.

К таким процессам относятся химические производства, тепловые процессы, термообработка твердых тел, плавка, процессы в пищевой промышленности. К основным обязанностям рабочего относятся функции контроля и регулирования технологического процесса. По показаниям прибора аппаратчик представляет процесс, определяет причины возникновения отклонений, выполняет подналадку и т.д. Регулировка выполняется движением маховиков, тумблеров, рукояток.

 

В автоматизированных производственных процессах функции рабочего сводятся к наладке машины, наблюдению за ее работой, устранению неполадок.

 

Не смотря на разнообразие трудовых процессов и профессий, основная цель производственного обучения заключается в формировании у учащихся способности к профессиональному труду, целесообразной трудовой деятельности.

 

 


Рис. 5. Характеристика трудовых процессов

 


После определения типа трудового процесса, лежащего в основе выбранной профессии, преподаватель приступает к выбору и конструированию программы практической подготовки, в случае подготовки квалифицированных рабочих – это программа производственного обучения.

Программа производственного обучения устанавливает не только объем, но и структуру: на какие составные части должно быть разбито содержание, в какой последовательности необходимо их изучать.

Составными частями содержания производственного обучения являются умения и навыки. Сложность их зависит от возможности расчленения трудовой деятельности на операции и приемы.

 

Умения – это способность выполнять определенные действия на основе соответствующих знаний. В зависимости от способа выполнения действий и предмета деятельности умения подразделяются на предметно-практические, предметно-умственные, знаково-практические и знаково-умственные.

 

Классификация производственных умений и навыков представлена на рис. 6.

 

Необходимый уровень формирования каждого умения определяют, соотнося умение с такими категориями:

· с опорой на источник информации (ОИИ) –

 

 

· самостоятельно (С) –

 

 

· самостоятельно в автоматическом режиме (СА) –

 

Существуют следующие стадии и этапы формирования умений (рис. 7).


Рис. 6. Классификация производственных умений и навыков

 

 

 


 

Рис. 7. Стадии и этапы формирования умений

 

 

 

 


 

Программа производственного обучения определяется понятием система производственного обучения.

Система производственного обучения (СПО) – это объективное единение содержания, форм, методов обучения и дидактических средств, которые обеспечивают учащемуся последовательное овладение трудовыми процессами, операциями, приемами.

Система производственного обучения выбирается в зависимости от типа трудовых процессов.

 

На сегодняшний день существует множество систем производственного обучения, которые сформировались исторически. Характеристика основных типов таких систем приведена в табл. 2 и на рис. 8.

 

Предметная СПО –

 

 

Операционная СПО –

 

 

Операционно-предметная СПО –

 

 

Моторно-тренировочная СПО «ЦИТ» –

 

 

Операционно-комплексная СПО –

 

 


 

Суть операционно-комплексной СПО:

 

 

Такие циклы повторяются, пока учащимися не будут освоены все операции и достаточно сложные производственные работы.

I этап – вводный и тренировочные упражнения:

Ознакомление с профессией, обучают учащихся пользоваться инструментами, выполнять основные приемы, необходимые для управления оборудованием.

Это тренировочные упражнения, которые значительно облегчают освоение операций.

Учащиеся учатся рациональным способам выполнения приемов, координации движений, рабочей позе.

II этап:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: