Проблемно-аналитическая СПО –
Таблица 2
Характеристика систем производственного обучения
Наименование СПО | Сущность СПО | Достоинства | Недостатки |
Предметная | Построена по видам выпускаемой продукции; учащийся выполняет те же изделия, что и рабочий-инструктор; программа обучения включает перечень изготавливаемых изделий-предметов | - получение готового изделия стимулирует дальнейшую работу; - происходит раннее включение обучаемых в производственный труд | - отсутствует планомерность в развитии процесса изготовления изделий или выполнения работы; - не проводятся упражнения по отработке приемов и операций, следовательно, учащиеся осваивают ошибочные действия и их приходится переучивать; - отсутствует возможность рационально строить технологические процессы и овладевать разнообразными приспособлениями |
Операционная | Предусматривает последовательное овладение приемами выполнения отдельных усложняющихся операций, не связанных между собой в рамках единого технологического процесса, независимо от производимой продукции. | - дает возможность овладения операциями, которые необходимо усвоить в определенной последовательности в соответствии с требованиями постоянного увеличения сложности; - выше производительность труда, т. к. проще работа | - знания, умения и навыки формируются в виде изолированных частей, не сведенных в единое целое, что не способствует формированию прочных и устойчивых ЗУН; - учащиеся не видят результатов своего труда; - трудность в обеспечении учащихся заготовками и при хранении незавершенной продукции |
Операционно-поточная | Учащийся выполняет конкретную операцию и передает деталь на следующее рабочее место по постоянному маршруту | - учащийся тщательно отрабатывает приемы выполнения операций и видит место каждой из них в технологическом процессе | - аналогичны тем, которые возникают при использовании операционной СПО; - подготовка отличается длительностью; - нет возможности использовать данную СПО при некоторых технологических процессах |
Операционно-предметная | Изучение операций в процессе изготовления изделий возрастающей сложности | - учащиеся видят результат своего труда, что пробуждает интерес к выполняемой работе | - возникают сложности в достижении обучаемыми требуемой степени мастерства |
Моторно-тренировочная СПО «ЦИТ» | Предусматривает деление трудового процесса на составные части – трудовые приемы, выполнение системы упражнений; для каждого трудового процесса разработана особая методика | - у учащихся создаются прочные автоматизированные навыки при выполнении элементов трудовых процессов | - происходит отрыв тренировочных упражнений по выполнению отдельных приемов работы от реальных условий труда |
Операционно-комплексная | Предусматривает чередующееся освоение учащимися основных приемов выполнения операций и постепенно усложняющихся комплексных работ; группировка и последовательность операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последовательности взаимосвязаны | - изучаемые операции постепенно закрепляются при выполнении последующих комплексных работ; - учащиеся обучаются приемам и способам выполнения работ в тех сочетаниях, которые могут встретиться на производстве | - рассчитана на обучение рабочих ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных заведениях |
Проблемно-аналитическая | Происходит общее ознакомление с технологическим процессом в целом, после чего изучение отдельных проблемных ситуаций и упражнений в их выполнении, изучении всего технологического процесса и самостоятельное выполнение задания по его ведению, регулированию и контролю | - способствует формированию интеллектуальных навыков и умений в определенной последовательности, обеспечивает их гибкость | - возникает трудность в запоминании последовательности выполнения действий и развитии умения отличать главные ситуации от второстепенных; - трудно переносятся навыки в действиях по уже изученным ситуациям в новые ситуации |
Рис.8. Системы производственного обучения