III этап – выполнение сложных комплексных работ в учебных мастерских и работа на штатных рабочих местах.




 

Проблемно-аналитическая СПО –

 


 

Таблица 2

Характеристика систем производственного обучения

Наименование СПО Сущность СПО Достоинства Недостатки
Предметная Построена по видам выпускаемой продукции; учащийся выполняет те же изделия, что и рабочий-инструктор; программа обучения включает перечень изготавливаемых изделий-предметов - получение готового изделия стимулирует дальнейшую работу; - происходит раннее включение обучаемых в производственный труд - отсутствует планомерность в развитии процесса изготовления изделий или выполнения работы; - не проводятся упражнения по отработке приемов и операций, следовательно, учащиеся осваивают ошибочные действия и их приходится переучивать; - отсутствует возможность рационально строить технологические процессы и овладевать разнообразными приспособлениями
Операционная Предусматривает последовательное овладение приемами выполнения отдельных усложняющихся операций, не связанных между собой в рамках единого технологического процесса, независимо от производимой продукции. - дает возможность овладения операциями, которые необходимо усвоить в определенной последовательности в соответствии с требованиями постоянного увеличения сложности; - выше производительность труда, т. к. проще работа - знания, умения и навыки формируются в виде изолированных частей, не сведенных в единое целое, что не способствует формированию прочных и устойчивых ЗУН; - учащиеся не видят результатов своего труда; - трудность в обеспечении учащихся заготовками и при хранении незавершенной продукции
Операционно-поточная Учащийся выполняет конкретную операцию и передает деталь на следующее рабочее место по постоянному маршруту - учащийся тщательно отрабатывает приемы выполнения операций и видит место каждой из них в технологическом процессе - аналогичны тем, которые возникают при использовании операционной СПО; - подготовка отличается длительностью; - нет возможности использовать данную СПО при некоторых технологических процессах
Операционно-предметная Изучение операций в процессе изготовления изделий возрастающей сложности - учащиеся видят результат своего труда, что пробуждает интерес к выполняемой работе - возникают сложности в достижении обучаемыми требуемой степени мастерства
Моторно-тренировочная СПО «ЦИТ» Предусматривает деление трудового процесса на составные части – трудовые приемы, выполнение системы упражнений; для каждого трудового процесса разработана особая методика - у учащихся создаются прочные автоматизированные навыки при выполнении элементов трудовых процессов - происходит отрыв тренировочных упражнений по выполнению отдельных приемов работы от реальных условий труда
Операционно-комплексная Предусматривает чередующееся освоение учащимися основных приемов выполнения операций и постепенно усложняющихся комплексных работ; группировка и последовательность операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последовательности взаимосвязаны - изучаемые операции постепенно закрепляются при выполнении последующих комплексных работ; - учащиеся обучаются приемам и способам выполнения работ в тех сочетаниях, которые могут встретиться на производстве - рассчитана на обучение рабочих ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных заведениях
Проблемно-аналитическая Происходит общее ознакомление с технологическим процессом в целом, после чего изучение отдельных проблемных ситуаций и упражнений в их выполнении, изучении всего технологического процесса и самостоятельное выполнение задания по его ведению, регулированию и контролю - способствует формированию интеллектуальных навыков и умений в определенной последовательности, обеспечивает их гибкость - возникает трудность в запоминании последовательности выполнения действий и развитии умения отличать главные ситуации от второстепенных; - трудно переносятся навыки в действиях по уже изученным ситуациям в новые ситуации

 


 

Рис.8. Системы производственного обучения

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: