Рабочая тетрадь
По информатике для 8 класса
По теме «Системы счисления»
Разработала учитель математики и информатики МОУ СОШ № 2
Г. Радужного
Е.П. Ропот
Учебный год
Пояснительная записка
В настоящее время трудно себе представить полноценное преподавание школьных предметов без материалов с печатной основой. Данное пособие предназначено для организации собственной работы учащихся с новым материалом на уроках информатики.
В данной рабочей тетради предоставлены теоретические материалы по теме «Системы счисления», разобраны решения типовых задач, предложены задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Эта тетрадь используется для стимулирования самостоятельного изучения нового материала. Теоретический материал и задания в рабочей тетради дополняют и углубляют сведения, имеющиеся в учебнике.
Тема «Системы счисления» вызывают у учащихся затруднения потому, что при изучении не предусмотрена работа на компьютере и приходится выполнять много вычислений. Это не способствует эффективному усвоению материала, и у ребят пропадает интерес к обучению. Для того чтобы этого не произошло, я предлагаю задания творческого характера в дополнительном разделе.
По теме «Системы счисления» предусмотрено выполнение контрольной работы. Работая с тетрадью, учащиеся выполняют четыре обязательных самостоятельных работы обучающего характера. Все самостоятельные работы составлены на 16 вариантов, что понижает возможность списывания до минимума. Понимая это, учащимся приходится вникать в тему и работать самим, чтобы избежать отрицательной отметки. Этим обуславливается хорошая подготовка к контрольной работе и твёрдые знания по теме.
|
После изучения темы «Системы счисления» учащиеся должны:
Знать | Уметь |
Определение алфавита системы счисления. Определение цифр. Определение системы счисления. Определение развёрнутой формы числа. Виды систем счислений (позиционные и непозиционные). Правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот. Правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. | Представлять числа в развёрнутой форме. Переводить числа в позиционных системах счисления (из 10-ой в 2-ую и наоборот). Выполнять сложение, умножение, вычитание и деление в двоичной системе счисления. |
Содержание
Пояснительная записка стр. 2
Понятия о системах счисления. Исторические сведения стр. 4
Перевод чисел в позиционных системах счисления стр. 5
Самостоятельная работа № 1 по теме: стр. 5
«Перевод чисел в позиционных системах счисления» стр. 9
Самостоятельная работа № 2 по теме:
«Перевод чисел в позиционных системах счисления» стр.11
Самостоятельная работа № 3 по теме:
«Перевод чисел в позиционных системах счисления» стр. 12
Сложение двоичных чисел стр. 13
Вычитание двоичных чисел стр. 14
Умножение в двоичной системе счисления стр.15
Деление в двоичной системе счисления стр. 16
Самостоятельная работа № 4 по теме:
«Арифметические действия в двоичной системе счисления» стр. 20
Контрольная работа по теме: «Системы счисления» стр. 21
Дополнительный раздел: «Занимательно и интересно!» стр. 22
|
Понятия о системах счисления. Исторические сведения.
Все есть число» - говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается символом или группой символов.
Например:
Задолго до нашей эры люди считали мешки с зерном, и за каждый мешок чертили черточку. Когда этих черточек становилось много, люди боялись ошибиться в счете, что напишут лишнюю или не допишут.
Люди вынуждены стали группировать, как вы это сейчас делаете, сотнями, десятками, единицами.
Древнеегипетская система счисления выглядела так:
zzzuuuïïïïï (335)
Египтяне записывали zzz - это были сотни, uuu - десятки, ïïïïï - единицы, вот так они группировали.
В Вавилонской 60- ричной системе счисления единицу обозначали - s, десятку - w.
В Римской СС в качестве «цифр» использовались следующие заглавные латинские буквы:
I V X L C D M
1 5 10 50 100 500 1000
Алфавит системы счисления – это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления.
Цифры – это любой символ (знак), входящий в алфавит данной системы счисления.
И для того, чтобы правильно читать и записывать числа были придуманы СС
Система счисления – это совокупность приемов и правил для обозначения и наименования чисел.
Виды систем счисления: позиционные и непозиционные.
Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления. В них величина, обозначаемая цифрой, зависит от позиции цифры в числе. Например число 555: цифра 5 встречается трижды, причём самая правая обозначает пять единиц, вторая – пять десятков и, наконец, третья – пять сотен.
Система счисления называется непозиционной – когда значения цифры не зависит от её положения в числе. Например, в римской системе счисления число XXX (30) цифра X встречается трижды, и в каждом случае обозначают одну и ту же величину – число 10, три раза по 10 в сумме дают 30. Величина в непозиционной СС определяется как сумма или разность цифр в числе. Если меньшая цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа – прибавляется. Например: IV=4 (V-I), VI=6 (V+I).