ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2014 - 2015 гг.
I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6 КЛАСС
Фамилия, имя, отчество____________________________________ Класс _________
Общее время выполнения работы – 60 минут Максимальный балл – 100 баллов
Уважаемые участники I (школьного) тура всероссийской олимпиады школьников по обществознанию!
Вам предлагается выполнить 12 заданий. Прежде чем приступить к работе, внимательно прочтите задание. При выполнении работы учитывайте, что за неверный ответ штрафные баллы не начисляются. Любыми дополнительными материалами, техническими устройствами пользоваться запрещается.
Желаем успеха!
Задание № 1. Выберите один правильный ответ и занесите его в таблицу (4 балла, по 1 баллу за каждый правильный ответ)..
1. Что из перечисленного относится к биологическим потребностям?
а) общение б) движение в) чтение г) творчество
2. Закончите фразу: «И человек и животные…»
а) обладают речью в) используют различные предметы
б) ставят перед собой цели г) преобразуют природу
3. Каким понятием обозначается социально и духовно развитый человек?
а) взрослый б) индивидуальность в) гений г) личность
4. Что из перечисленного относится к социальным признакам человека?
а) необходимость общения в) забота о потомстве
б) большой объем головного мозга г) передвижение на двух ногах
Задание № 2. Согласитесь или опровергните следующие утверждения (ответить «да» или «нет», за каждый правильный ответ - 1 балла, всего - 10 баллов).
№ | Утверждение | Да/нет |
Человек может стать человеком только тогда, когда он растет и развивается среди людей, в человеческом обществе. | ||
Настоящий патриот видит не только достоинства, но и недостатки своей страны. | ||
Одноклассники - это люди, родившиеся в одном году. | ||
Общение - взаимные или дружеские отношения людей. | ||
Игра ребенка не является деятельностью. | ||
Самостоятельность - это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело. | ||
Без общества индивид не может стать личностью | ||
Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. | ||
Государство создается только для военных походов и завоеваний. | ||
Геростратом называют человека, который совершает героические поступки. |
|
|
Задание № 3. Установите соответствие и впишите в таблицу последовательность букв (за каждый верный ответ - 2 балла, всего 10 баллов).
- Использование пушнины а) духовная сфера
для обмена на другие товары.
- Активное участие народа б) экономическая сфера
в выборах.
- Рост цен на товары и услуги. в) политическая сфера
- Участие в музыкальном конкурсе «Голос» г) социальная сфера
- Создание семьи и воспитание детей
Задание № 4. Ниже приведен ряд понятий, одно из которых лишнее. «Лишний» элемент ряда подчеркни и объясни, почему вы так решили (6 баллов, 1 балл за каждое правильно указанное понятие и 1 балл за каждое правильное пояснение).
1) Учебники, вера в Бога, урок, знания, умения ______________________________________
2) Чиновники, налоги, религия, царь, законы ____________________________________
3) Иудаизм, язычество, буддизм, христианство ________________________________
|
|
Задание № 5. Найди в приведенном списке примеры проявления человеком смелости. Обведите номера правильных ответов. (За полный правильный ответ 3 балла, при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов).
1) Школьник отказался от сигареты, предложенной старшим.
2) Подросток грубо ответил на замечания мамы.
3) Солдат поднялся в атаку.
4) Ученик обманул родителей, чтобы избежать наказания.
5) Ученик помог первокласснику пройти мимо большой собаки.
Задания № 6. Установите соответствие между видами потребностей человека и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы занесите в таблицу. (За полный правильный ответ 2 балла, при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов).
Примеры потребностей | Виды потребностей | ||||
1) Пища | А) социальные потребности Б) биологические потребности | ||||
2) Престижная профессия | |||||
3) Общение | |||||
4) Сон и отдых | |||||
Задание № 7.
|
Понятия:
А) человек осваивает природу
Б) человек приспосабливается к природной среде
В) человек зависит от природы
Г) человек преобразует природу
Задание № 8. Соберите слова из фрагментов (2 балла, по 1 баллу за слово).
|
|
1) НИЕ ЩЕ ОБ 2) МОП СА НИЕ НА ОЗ
Ответ: 1) _______________________; 2) ____________________________
Задание № 9. Критерием разграничения двух периодов жизни человека – молодого и зрелого – является его экономическая, социальная, политическая самостоятельность. Установите соответствие между характером самостоятельности человека и их показателями. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов. (14 баллов, по 2 балла за каждый правильный ответ)
Показатели самостоятельности А. Вступление в брак. Б. Допуск к голосованию на выборах. В. Самостоятельность в выборе образа жизни. Г. Способность обеспечить себя средствами существования. Д. Проживание независимо от родителей. Е. Распоряжение деньгами независимо от других. Ж. Способность отвечать перед законом. | Характер самостоятельности человека 1) экономическая 2) социальная 3) политическая |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Задание № 10. Дополните предложения пропущенными словами (за каждый верный ответ - 2 балла, всего - 10 баллов).
1) Человек рождается как биологическое существо, а развивается как __________________
2) Потребность понять и узнать себя способствует развитию _________________________
3) Если человек тебе неприятен, то это можно назвать _______________________________
4) Труд, учеба, общение, игра - это виды человеческой ________________________
5) Основной документ, удостоверяющий личность, гражданство и другие данные владельца - это ____________________________
Задание №11. Прочитайте отрывок из сказки Ш. Перро «Спящая красавица» и найдите подтверждение тому, что в сказочной стране существовало государство. Эти признаки государства подчеркните в тексте (всего- 12 баллов).
Когда у короля родилась дочь, злая фея предсказала, что она уколется веретеном и умрет. Добрая фея сумела смягчить предсказание: после укола о веретено принцесса должна была не умереть, а заснуть на сто лет. Однако король попытался уберечь принцессу от несчастья, которое было предсказано. Для этого особым указом он запретил всем подданным под страхом смертной казни прясть пряжу и хранить в доме веретена и прялки…
Задание №12. Решите кроссворд. В выделенных клетках (по вертикали) получится ключевое слово – характеристика человеческой деятельности. (23 балла, по 2 балла за каждый правильный ответ и 3 балла – за ключевое слово).
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 |
1. В старину на Руси молодого человека называли …, сейчас употребляют термин «подросток».
|
|
2. … дают возможность человеку поступать в соответствии со своими интересами.
3. Его обязан соблюдать каждый человек.
4. Это черты человека, которые определяют особенности его поведения.
5. Попасть на балл – такова была у Золушки …
6. «Семь раз отмерь – один раз отрежь» - это …
7. Объединение близких людей и кровных родственников – это …
8. Врожденная форма поведения – это …
9. Делу - …, потехе – час.
10. Вид деятельности человека, результатом которой является новое знание о мире и самом себе.