В коммунистическом Китае 14 глава




После моих посещений Америки в 1979, 1981 и 1984 годах многие люди в этой стране выразили желание чем-нибудь помочь Тибету. В результате в июле 1985 года 91 член Конгресса США подписали письмо Ли Сяньняню, бывшему тогда президентом Народного Собрания в Пекине, в котором выражалась поддержка прямых переговоров между китайским правительством и моими представителями. В этом письме настаивалось, чтобы китайцы "дали согласие удовлетворить все разумные и законные требования Его Святейшества Далай Ламы и его народа".

Впервые Тибет получил официальную политическую поддержку — этот факт я посчитал обнадеживающим признаком того, что справедливость нашего дела в конце концов начинает признаваться в международном плане.

Дальнейшим доказательством этого было нарастание интереса среди людей других стран, которые стали предпринимать подобные же шаги.

Затем, в начале 1987 года, я получил приглашение обратиться в Совещание по правам человека Конгресса США в Вашингтоне. Я с благодарностью принял его. Дата визита была назначена на осень. Тем временем некоторые мои старые друзья предложили воспользоваться этой возможностью и выдвинуть конкретные меры по решению тибетского вопроса, с которыми могли бы солидаризироваться поборники справедливости всего мира. Это показалось мне хорошим советом, и я стал формулировать некоторые мысли, накопившиеся за последние несколько лет.

Как раз перед тем, как мне надо было отправляться в Америку, Конгресс опубликовал новый доклад о нарушениях прав человека в Тибете. В нем говорилось, что письмо Конгресса от 1985 года было проигнорировано: "Нет никаких признаков того, чтобы Китайская Народная Республика каким-либо образом приняла во внимание разумные и справедливые требования Далай Ламы".

По прибытии в Америку я передал свое обращение на Капитолийский холм 21 сентября 1987 года. Те предложения, которые я высказал в нем, с тех пор стали называться "Мирным планом из пяти пунктов". Он состоит из следующих пунктов:

1. Превращение всего Тибета в зону мира.

2. Отказ Китая от политики перемещения населения, угрожающей самому существованию тибетцев как нации.

3. Уважение основных прав человека и демократических свобод для тибетского народа.

4. Восстановление и охрана естественной окружающей среды и отказ Китая от использования Тибета для производства ядерного оружия и в качестве свалки ядерных отходов.

5. Проведение открытых переговоров о будущем статусе Тибета и о связях между тибетским и китайским народами.

Кратко изложив эти предложения, я попросил аудиторию задавать вопросы. При этом я заметил нескольких человек, которые были как-будто похожи на китайцев. Я спросил их, так ил это. После некоторого замешательства они ответили, да, они из Агентства Новостей Нового Китая "Синьхуа". С тех пор я стал замечать, что Пекин теперь неизменно посылает своих наблюдателей на все мои выступления за границей. Часто эти люди, мужчины и женщины, проявляют личное дружелюбное отношение ко мне и только иногда, если они бывают настроены отрицательно и саркастически, их лица приобретают виноватое выражение.

Мне хотелось бы объяснить в общих чертах "Мирный план из пяти пунктов". Первый его компонент, мое предложение о том, чтобы весь Тибет, включая восточные провинции Кхам и Амдо, был превращен в зону "ахимсы" (это индийский термин, обозначающий состояние мира и ненасилия), находится в полном соответствии с миролюбивым духом Тибета как буддийской страны. Он также согласуется с подобным же движением в Непале за провозглашение этой страны зоной мира, которое уже получило поддержку Китая. Если бы данное предложение осуществилось, это позволило бы Тибету вновь принять на себя свою историческую роль нейтрального буферного государства, разделяющего великие державы этого континента.

Следующие соображения являются ключевыми элементами предполагаемой Зоны Ахимсы:

— Все Тибетское нагорье полностью должно быть демилитаризовано.

— Производство, испытание и хранение ядерного оружия и других видов вооружений должно быть запрещено.

— Тибетское нагорье должно быть превращено в самый большой биосферный заповедник мира. Будут приняты строгие законы, чтобы защитить животный и растительный мир; эксплуатация природных ресурсов будет тщательно регулироваться с целью не допустить угрозы для экосистем; в более населенных районах будет проводиться политика долгосрочного развития.

— Будет запрещено производство и использование ядерной энергии и другие технологии, имеющие опасные отходы.

— Национальные ресурсы и политика будут направлены непосредственно на активное укрепление мира и охрану окружающей среды. Организации, посвящающие свою деятельность сохранению мира и охране всех форм жизни, найдут в Тибете гостеприимный приют.

— В Тибете будет поощряться создание международных и региональных организаций, содействующих защите прав человека.

Когда будет установлена Зона Ахимсы, это позволит Индии вывести свои войска и демонтировать военное оборудование в районах Гималаев, граничащих с Тибетом. По этому вопросу могло бы быть достигнуто международное соглашение, которое удовлетворило бы законным требованиям безопасности Китая и установило бы доверие между тибетцами, китайцами и другими народами этого региона. В этом заинтересован каждый, особенно в Китае и Индии, ведь таким образом обеспечивается их безопасность и в то же время уменьшается экономическое бремя содержания большого числа войск на гималайской границе. Исторически отношения между Китаем и Индией никогда не были напряженными. Только тогда, когда китайская армия вступила в Тибет, создав тем самым общую границу, между этими державами возникла напряженность, в конечном счете приведшая к войне 1962 года. С тех пор не прекращаются опасные инциденты.

Восстановление добрососедских отношений между двумя самыми большими по населению странами в мире будет скорее обеспечено, если они окажутся отделены друг от друга — как это всегда было прежде — большим и дружественным промежуточным регионом.

Для того, чтобы улучшить взаимоотношения между тибетским народом и китайцами, прежде всего требуется установление доверия. После разрушительной войны, длящейся последние три десятилетия, во время которой миллион с четвертью тибетцев погибли от голода, казней, пыток и самоубийств, а десятки тысяч были заключены в лагеря, только вывод китайских войск может дать толчок истинному процессу примирения. Большая численность оккупационных войск в Тибете является ежедневным напоминанием тибетцам о том гнете и страданиях, которым они подвергаются. Вывод войск стал бы убедительным сигналом о том, что в будущем с Китаем установятся полезные взаимоотношения, основанные на дружбе и доверии.

К сожалению, Пекин истолковал эту первую часть моих предложений как стремление к отделению, хотя я имел в виду не это. Я имел в виду только то, что если между нашими двумя народами имеется истинная гармония, то логично предположить, что та или иная сторона должна сделать уступку или по крайней мере примирительный жест. А поскольку Тибет является пострадавшей стороной, так как мы, тибетцы, потеряли все, мы ничего не можем предложить китайцам. Следовательно, разумно было бы, чтобы для создания атмосферы общего доверия устранились люди с ружьем (независимо от того, прячут они его или нет). Вот что я имею в виду под зоной мира: это просто такая область, где никто не носит оружия. Подобное положение не только поможет создать доверие между двумя сторонами, но и даст китайцам важное экономическое преимущество. Затраты на содержание большой бездействующей армии в Тибете — огромная утечка ресурсов для их развивающейся страны.

Второй компонент моего "Мирного плана из пяти пунктов" затрагивает то, что относится к величайшей угрозе самому будущему существованию тибетцев как отдельной нации, а именно к массовому притоку китайского населения в Тибет. В середине восьмидесятых годов стало ясно, что правительство в Пекине проводит планомерную политику китаизации: то, что некоторые называли "окончательным решением вопроса" втихомолку. Это осуществлялось путем уменьшения доли коренного тибетского населения до уровня незначительного и бесправного меньшинства в собственной стране. Такая политика должна быть прекращена. Подобное массовое переселение китайских граждан в Тибет прямо противоречит Четвертой Женевской Конвенции. В результате, в восточных районах нашей страны китайское население уже превосходит по численности тибетское. Например, в провинции Цинхай, куда теперь входит район Амдо, в котором я родился, по статистике проживает два с половиной миллиона китайцев и только 750 тысяч тибетцев. Даже в так называемом Тибетском Автономном Районе (то есть в центральном и западном Тибете), по нашим сведениям, китайцев уже больше, чем тибетцев.

Эта политика переселения не нова. Китай систематически пользовался ею в других районах. Не так давно маньчжуры были самостоятельной нацией со своей культурой и традициями. А в наши дни в Манчжурии, где поселилось 75 миллионов китайцев, осталось только два или три миллиона маньчжуров. В Восточном Туркестане, который китайцы теперь называют Синьцзян, китайское население выросло с 200 тысяч в 1949 году до более чем семи миллионов в данное время: это составляет больше половины общей численности населения. Вслед за колонизацией китайцами Внутренней Монголии численность китайцев стала восемь с половиной миллионов, а монголов — только два с половиной миллиона человек. В настоящее время во всем Тибете насчитывается уже семь с половиной миллиона китайцев, а число тибетцев только шесть миллионов.

Чтобы тибетцы могли выжить как народ, необходимо, чтобы перемещение населения было прекращено и чтобы китайские переселенцы могли иметь возможность вернуться в Китай. В противном случае тибетцы вскоре станут всего-навсего приманкой для туристов и реликтом великого прошлого. В настоящее время, по-видимому, китайцев держат здесь главным образом материальные стимулы. Условия жизни для них довольно трудны: сообщают, что горная болезнь очень распространена среди китайского населения.

Третий компонент моих предложений относится к правам человека в Тибете. Эти права должны уважаться. Тибетский народ должен снова получить свободу развиваться в культурном, интеллектуальном, экономическом и духовном плане и иметь возможность пользоваться основными демократическими свободами. Нарушения прав человека в Тибете одни из самых серьезных в мире. Это установлено организацией "Эмнисти Интернейшнл" и другими подобными организациями. В Тибете практикуется дискриминация в виде открытого апартеида, который китайцы называют "сегрегацией и ассимиляцией". На самом деле, тибетцы являются в лучшем случае гражданами второго сорта в собственной стране. Лишенные всех основных демократических прав и свобод, они живут при режиме колониальной оккупации, когда вся реальная власть находится в руках китайских аппаратчиков Коммунистической партии и Народно-освободительной Армии Китая. Хотя китайское правительство разрешает тибетцам восстанавливать некоторые буддийские монастыри и проводить в них религиозные службы, оно запрещает всякое серьезное изучение и преподавание религии. Таким образом, в то время как тибетцы в эмиграции имеют возможность пользоваться демократическими правами, обеспеченными конституцией, обнародованной мною в 1963 году, тысячи и тысячи моих соотечественников продолжают страдать в тюрьмах и трудовых лагерях за свою веру и свободу. Потому что в Тибете те тибетцы, которые проявляют лояльность к Китаю, называются "прогрессивными", а те, кто проявляет лояльность к своей собственной родине клеймятся как "преступники" и попадают в заключение.

Мое четвертое предложение призывает сделать серьезные усилия для восстановления природной среды Тибета. Тибет не должен использоваться для производства ядерного вооружения и хранения ядерных отходов. Тибетцы глубоко уважают всякую форму жизни. Это врожденное чувство усиливается нашей буддийской верой, которая запрещает нанесение вреда всем живым существам, будь то человек или животное. До китайского вторжения Тибет был чистым, прекрасным, нетронутым естественным заповедником с уникальными природными условиями.

К сожалению, в течение последних нескольких десятилетий природе Тибета был нанесен огромный ущерб, во многих местах невосполнимому уничтожению подверглись его леса. Общее воздействие на природу Тибета было опустошительным — особенно вследствие высокогорного расположения и засушливости, которые замедляют процесс восстановления растительности, протекающий здесь гораздо дольше, чем в низменных влажных регионах. По этой причине то немногое, что осталось, должно быть взято под охрану, и нужно предпринять усилия для того, чтобы устранить последствия чудовищного и разнузданного обращения Китая с природой Тибета.

В этом деле приоритет должен быть отдан прекращению производства ядерного оружия и, что даже более важно, предотвращению захоронения ядерных отходов. По-видимому, Китай планирует не только размещать здесь собственные отходы, но также и импортировать отходы других стран в обмен на твердую валюту. Опасность, которую представляет такое захоронение, очевидно. Ставится под угрозу жизнь не только поколения нынешнего, но и будущих. Кроме того, те неизбежные проблемы, которые возникнут в пределах определенного района, с легкостью могут перерасти в катастрофу глобальных масштабов. И передача отходов Китаю, который обладает малонаселенными областями, но имеет примитивную технологию, будет скорее всего только кратковременным решением этой проблемы.

В своем призыве к проведению переговоров о будущем статусе Тибета я выразил желание подойти к этому вопросу в обстановке откровенности и доверия с перспективой найти такое решение, которое удовлетворяло бы долговременным интересам каждого — тибетцев, китайцев и, в конечном счете, всех людей на земле — причем мной двигало побуждение внести вклад в установление всеобщего мира на земле при помощи мира в регионе. Все, что я высказывал, не имело целью просто критиковать китайцев. Напротив, я хотел бы помочь китайцам, чем только могу. Я надеялся, что мои предложения будут для них полезны. Но к сожалению, они предпочли увидеть в этих предложениях только призыв к сепаратизму (хотя, что касается будущего Тибета, я нигде не говорил о суверенитете), и Пекин тут же принялся осуждать мою речь в самых сильных выражениях.

Это не слишком меня удивило. Не чересчур был я удивлен и реакцией народа Тибета — хотя и не ожидал ее. Через несколько дней после того, как я произнес речь в Вашингтоне, стали поступать сообщения об огромных демонстрациях в Лхасе.

 

Глава пятнадцатая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: