Программа психокоррекционной работы по формированию позитивного самоотношения слабовидящих подростков из Йемена




Анализ системы психологической помощи в практике специального образования показывает, что события внутренней жизни ребенка – отношение к происходящему, связь событий и настроений, переживания, чувства – остаются за рамками целенаправленного обучения или предоставляются фрагментарно. В связи с этим введение предлагаемой психокоррекционной программы «Мир отношений», в которой важнейшим направлением станет робота по формированию позитивного самоотношения слабовидящих школьников предоставляется нам актуальным направлением.

Цель программы – развитие позитивного самоотношения слабовидящих подростков в возрасте 14 – 16 лет из Республики Йемен.

Предлагаемая программа ориентирована на решение следующих задач в условиях специального школьного обучения:

1. Способствовать развитию у подростков с нарушенным зрением познавательного отношения к внутренней жизни человека;

2. Способствовать формированию представлений слабовидящих подростков о содержании их личного социального и эмоционального опыта;

 

3. Систематизировать представления учащихся с ослабленным зрением о событиях жизни и явлениях внутреннего мира окружающих их людей;

4. Сформировать понятийный аппарат и систему интеллектуальных действий, обеспечивающих возможность разноаспектного анализа явлений и закономерностей внутренней жизни человека, социальных взаимодействий;

5. Вооружить слабовидящих подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций;

6. Создать условия для включения подростков с расстройствами зрения в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия;

7. Способствовать развитию адекватного понимания самого себя и последствия зрительного дефекта.

Программа «Мир отношений» представляет собой ряд последовательных этапов, позволяющих постепенно сформировать у подростков с нарушенным зрением позитивное отношение к себе.

Первый этап – подготовительный: включает в себя консолидацию всех специалистов, работающих с данными детьми. С этой целью совместно с администрацией образовательного учреждения проводится обучающий семинар на тему «Особенности самоотношения слабовидящих подростков». Это мероприятие познакомит педагогов с современными подходами в исследовании самоотношения в отечественной и зарубежной литературе, с ролью и значением позитивного самоотношения для полноценного развития личности, с условиями его формирования. В ходе семинара обсуждаются результаты проведенного исследования.

Индивидуальная и групповая работа с учителями, направленная на создание внутришкольных условий, позволяющих детям развивать позитивное самоотношение. В дальнейшем в процессе индивидуального консультирования с педагогами неоднократно обсуждаются вопросы оказания поддержки конкретным учащимся. Первым критерием отбора учителей в группы для занятий является возможность относительно частого взаимодействия с учащимися в учебно-воспитательном процессе. В ходе индивидуальных встреч с педагогами обсуждались индивидуальные проблемы взаимодействия с подростками.

Задачи работы с педагогами:

- при поддержке педагогов и воспитателей развивать у подростков навыки позитивного самовосприятия и самооценивания, самопонимания;

- ознакомление учителей с основными психологичнскими и физиологическими особенностями детей подросткового возраста с нарушениями зрения;

- обучение учителей навыкам эффективного социально-поддерживающего поведения;

- ознакомление педагогического коллектива с особенностями самоотношения слабовидящих школьников и способами психолого-педагогической коррекции негативного самоотношения.

Консультативно-просветительская работа с родителями по проьлеме формирования позитивного отношения к себе подростков с нарушенным зрением, направленная на создание внутрисемейных условий, позволяющих детям развивать самознание и самопонимание.

Реализация поставленных задач осуществляется в ходе родительских собраний, а также индивидуальных и подгрупповых консультаций по составленному с каждым участником эксперимента графику.

Задачи работы с родителями:

- обучение родителей навыкам эффективного социально поддерживающего поведения;

- с помощью родителей развивать у подростков продуктивные формы самопознания и самовосприятия;

- ознакомление родителей с основными психологическими и физиологическими подростков с нарушением зрения;

- осознание проблем, стоящих перед ребенком с нарушением зрения.

На этом этапе составляются списки детей, нуждающихся в пихокоррекционной помощи, и согласовываются с родителями и администрацией. Подготавливается помещение, необходимая документация, наглядность и оборудование для проведения занятий. Утверждается план и расписание занятий. Проводятся предварительные беседы с подростками на предмет их участия в программе.

Второй ознакомительный этап ориентирован на создание группы и формирование на занятиях доверительной обстановки. На этапе формирования группы производится первоначальный отбор и проведение индивидуальных встреч с каждым членом группы. Следует убедить подростков, что они приобретут полезные знания и опыт, а также надежный психологический инструмент, который позволит им успешно справляться с возможными проблемами и неудачами. На предварительном собеседовании необходимо помочь детям определить их личные цели, то есть чему бы им хотелось научиться в группе. В процессе собеседования необходимо объяснить, чем ребенок будет заниматься в группе и чему можно будет научиться.

Группа формируется на основе анализа психологических особенностей слабовидящего подростка. Учитываются предпочтения ребенка в выборе партнера по общению, результаты констатирующего эксперимента, данные наблюдений и бесед Важнейшим условием эффективной групповой работы является оптимальный состав и численность участников группы. Исходя из наличия у подростков нарушенного зрения, формируются малые группы по 5-6 человек. Кроме того, по мнению А.И.Захарова, такой количественный состав делает группу управляемой, предупреждает ее распад на изолированные микрогруппы.

Третий этап — установочный, целью которого является формирование положительного настроя на работу и снятии напряженности в общении. После формирования группы работа строится поэтапно: сначала участники знакомятся друг с другом и с правилами работы в группе. Большое внимание уделяется созданию атмосферы доверия и благоприятного психологического климата. Затем идет работа по снятию барьеров на проявление чувств и эмоций. Учитывая тот факт, что подростки всегда охотно откликаются невозможность узнать что-то новое о себе, о своем характере, поговорить о своих проблемах важно, правильно мотивировать ребенка на участие в программе. Для этого не обходимо подробно рассказать о содержании работы, объяснить положительные перспективы участия и т.д. Определить у подростков представления о будущей работе и цели, которые они ставят перед собой. Осознание целей своей работы в группе дает детям определенное чувство комфорта. Осознание целей обеспечивает чувство безопасности и целеустремленности.

С помощью специальных психотехнических средств в группе создается атмосфера безопасности и психологического комфорта. Подростки с нарушенным зрением, много лет знающие друг друга, “знакомятся” заново уже как участники группы, которая существует по своим собственным законам. На этом этапе необходимо обратить внимание на спонтанное, естественное поведение подростка, проявление активности, настроения на этом этапе; учесть сплоченность группы при решении коллективных задач; оценить уровень самостоятельности и активности каждого подростка; обратить внимание на лидерские позиции членов группы; эмоционально поддерживать детей, имеющих проблемы группового взаимодействия.

Для эффективной групповой работы необходимо выработать единые требования, правила и нормы поведения всех участников:

- Работа “от и до”: подростки, принявшие решение участвовать в работе, изыскивают возможности присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.

- Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения занятий.

- "Здесь и сейчас" – предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их

сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии.

- Все высказывания должны идти от своего имени.

- Принцип персонификации высказываний. При обращении к другому участнику или в рассказе о нем не обходимо обращаться непосредственно к нему.

- Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

- Активное участие в работе.

- Добровольность участия в занятиях.

- Искренность в общении.

- Определение сильных сторон личности.

- Уважение говорящего.

- Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

- Все неприятное и злое оставить за дверью, но если принес с собой, то обсуди со всеми.

- Если кому-то сольно, не делай еще больнее.

- Помогать друг другу в тяжелых ситуациях, стараться понять того, кто рядом.

- Не выносить за пределы группы происходящее в ней.

- Не бояться ошибок, не ругаться, не кусаться.

Основными задачами этого этапа являются:

- образование группы как целого;

- создание установки на взаимодействие с участниками группы;

- снятие тревожности, повышение уверенности подростков в себе;

- формирование желания сотрудничать с психологом и что- либо

изменить в своей жизни;

- формулировка целей, ожиданий.

Предлагаемые в программе занятия имеют четкую структуру:

1. Тематическая разминка.

2. Диагностика проблемы в ходе выполнения упражнения или

небольшой игры.

3. Теоретический “кусок”: введение понятий, правил, технологий.

4. Обработка навыков в серии упражнений.

5. Обобщение полученных навыков в ролевой игре.

6. Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на

вопросы ведущего).

7. Межличностная поддержка, обратная связь.

В качестве примера можно привести вариант следующий вариант

занятия на этом этапе.

Занятие "Успехов в работе! ".

Цель: Создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников, развития доверия друг к другу, создание групповых ритуалов, овладение игровым стилем общения, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему придется работать вместе с группой.

Содержание занятия и упражнения: участники по кругу представляются и отвечают на вопросы: как твое имя? Чего ты ожидаешь от занятия? Есть у тебя какие-то опасения, связанные с занятиями? Затем подростки придумывают ассоциации к каждому участнику (растения, явления природы, животные и т.д.) и дают им свои описания. Для усиления доверительного отношения к товарищам можно предать по кругу мягкую игрушку, после чего описать свое эмоциональное состояние, а также использовать другие приемы группового сплочения. В качестве помощи в рефлексии группового процесса может быть использована техника “самооценка включенности” в групповой процесс. Усилить положительное впечатление об участниках поможет «Интервью» по К. Фопелю, а также «Поиск общего», «Представление участников по парам», «Снежный ком», «Ласковое имя» "Переходы", «Сколько нас», Комплименты».

Формировать положительный настрой в группе и доверительные отношения помогут упражнения. В задании «Найди себя» предлагается выбрать один предмет, который сейчас наиболее близок подросткам, с которым вдруг почувствовал какую-то связь, который привлекает, и описывает его. В задании «Добра» детям предоставляется возможность сказать добрые слова или рассказать о своих близких, друзьях, которые (желательно) находятся в группе и др.

Завершить занятие можно упражнениями: «Образ группы», "Общий рисунок", "Рисунок музыки" и т.д. Ведущий предлагает группе лист ватмана и цветные мелки. Каждый участник изображает на этом листе некий предмет, образ, символизирующий для него в данный момент группу. За один раз можно нарисовать только один образ, но подходить к листу можно несколько раз. Вопросы задавать нецелесообразно. По окончании рисования можно только обменяться чувствами. Упражнение «Соглашение»: каждый член группы составляет соглашение с самим собой, отвечая на вопросы: - что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе? каким образом я собираюсь это делать? когда я это буду делать?

Четвертый психокоррекционный этап включает в себя два взаимодополняющих друг друга блока: пропедевтический и основной. Роль пропедевтического этапа заключается в том, чтобы описать вместе с ребенком массив значимых событий его жизни. На этом фактическом и эмоционально значимом для самого ребенка материале предлагается учить его анализировать прожитое в разных ракурсах и с разных позиций, последовательно переходя от описания событий стороны жизни к вычленению и описанию явлений внутренней жизни. Существенным элементом псхокоррекционной работы является фиксация на бумаге внутренних переживаний традиционно в виде записей или рисунков, которые делают подростки. По мнению И.В. Дубровиной, [160], в умении выражать и фиксировать мысли и чувства на бумаге заложена огромная развивающая сила. Работа с дневником должна помочь начать движение «от значения к смыслам», которое в конечном итоге и открывает возможность перехода от познания бытийной стороны жизни к познанию внутренней жизни человека.

Накопленный на пропедевтическом этапе и представленный в дневнике жизненный опыт самого ребенка должен стать на следующих этапах работы основой для построения первых содержательных обобщений в области явлений внутренней жизни человека. Для формирования позитивного самоотношения у подростков с нарушенным зрением необходима согласованная работа различных компонентов самоотношения. Его базовой основой является адекватное взаимодействие трех типов отношений: отношение к себе, отношение к другому и ожидаемое отношение от него. Традиционно психологический ущерб позитивному самоотношению связывают с угрозой, исходящей со стороны собственного опыта или со стороны другого субъекта (Ю.Б. Захарова, 1991). Исключение деструктивных чужеродных элементов из структуры самоотношения личности является необходимым для развития позитивного отношения личности к собственному «Я». В рамках основного этапа психокоррекционной работы целесообразно выделить несколько направлений:

1) работа в системе отношений «Я – значимые другие» в групповой форме. Данное направление актуально для подросткового возраста, где интимно-личностное общение со сверстниками становится важнейшей частью жизни ребенка. Работа в группе сверстников позволяет получить информацию об отношении со стороны значимого другого для того, чтобы она стала основой для усиления положительного эмоционального отношения к своей личности, что может быть достаточным для диалога с частью «Я», которая содержит отрицательное отношение к собственной личности. В качестве примера можно привести следующий вариант занятия.

Среди возможных вариантов работы может выступать общение ведущего с кем-то из участников группы. В это время остальные воздерживаются от замечаний и вмешательства. По окончании работы те, кто не участвовал в терапии, делятся впечатлениями и наблюдениями. В ходе обмена мнениями становится ясно, что большинство, как правило, отождествляло себя с терапируемым и уже успело прийти к некоторым выводам относительно собственных проблем, осознав прежде недоступные фрагменты своего собственного мира. Возможно и одновременное взаимодействие нескольких участников. В этих условиях подросток узнает, как же на самом деле он выглядит в глазах окружающих, что они думают о нем и его поведении.

Следующие занятия предполагают развитие самоодобрения, получение подкрепления положительного отношения от других, переход от внешних источников подкрепления к внутренним, осмысление самораскрытия участников занятия как способа построения значимых отношений. Далее внимание направляется на принятие других, выход за пределы самовосприятия, осмысление восприятия другим человеком через обратную связь, избавление от негативных ожиданий со стороны окружающих через проживание прошлых травмирующих ситуаций.

В рамках этого направления могут быть предложены следующие занятия:

1. Что Я знанию об обещании?

2. Умею ли Я общаться?

3. Я и другие знают, что Я общительный человек?

4. Формы и средства общения;

5. Трудности в общении;

6. Способы эффективного общения;

7. Общайтесь с удовольствием;

8. Сложный мир отношений.

9. Мои рефлексивные способности.

В качестве примера можно привести следующий вариант занятия.

Сложный мир отношений.

Цель: помочь участникам зафиксировать свои умения видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей. Побуждение учащихся к самоодобрению в проблемных ситуациях. Выработка способов, помогающих самопринятию, осознанию положительного отношения к ним окружающих.

Содержание и упражнения: при соблюдении структуры занятия, представленной в начале программы, после разминки и теоретической части подростки составляют списки качеств личности, необходимых в межличностном общении. Затем ранжируют их по значимости у себя, у близких и друзей, а также у незначимых для них людей. После обсуждения можно провести серию упражнений. Центральным среди них станет задание «Чемодан», в который дети собирают то, что очень нужно человеку в общении с другими людьми. Для развития навыков успешного общения могут быть предложены упражнения "Искренняя радость", "Броуновское движение", "Захвати руки", "Передача чувств прикосновениями". Упражнение «Решительный разговор» предполагает, что подростки откровенно выскажутся о том, от каких слов и привычек в общении с людьми они хотели бы избавиться.

Осознанию ценности и важности межличностного общения помогут задания: «Друг для друга», позволяющее высказать мнение об уровне компетентности в общении участников группы и получить ответ на вопрос – Какой Я в общении? В упражнении по «Секрету» подросткам представляется возможность поделиться планами на будущее, мечтами с человеком, которому они больше всех доверяют в группе. Упражнение «Понимание» позволит слабовидящим подросткам научиться распознавать по внешним признакам чувства и эмоции собеседника.

В ходе работы идет развитие адекватных представлений о себе в совокупности с актуальными чувствами по отношению к своей личности. Определяются способы личностного развития через контакт со своими чувствами и противоречивыми состояниями. Затем внимание направляется на развитие позитивного отношения к другому и ожидаемого положительного эмоционального отношения от него через получение обратной связи.

2) групповая работа в системе «Я и мое отношение к себе» направлена на переоценку прошлого опыта, исключение некритично включенных в «Я – образ» чужеродных элементов и заключалась в гармонизации аффективных компонентов самоотношения. Осуществлялась в групповой и индивидуальной формах.

Порядок организации работы определен тем, что слабовидящие дети часто стараются избегать новой информации о своей личности из опасения разрушить позитивный образ «Я», который они стараются поддерживать как в своих глазах, так и в глазах окружающих. Так, сначала подросток приглашался в группу для участия в работе, а затем (по запросу) – на индивидуальную консультацию. При такой организации эффективность помощи значительно повышается. Тематика занятий может быть следующей:

1. Уверенный ли Я в себе человек?

2. Основы самопонимания;

3. Какой Я человек?

4. Мои проблемы и способы их решения;

5. Осознание жизненных кризисов.

6. Социально-психологический тренинг самопонимания.

7. Трудный путь самопознания.

8. Мои способы самовыражения.

В качестве примера можно предложить следующий фрагмент занятия.

Какой я человек?

Цель – критически проанализировать результаты самонаблюдения и особенности собственной личности.


 

 

Содержание и упражнения: каждый участник пишет на своем листке имя, ниже -10 раз "Я" и против каждого "Я" обозначает свои ответы на вопросы: "Кто Я?", сравнивая себя с явлениями в природе, растениями, животными, цветом, предметами. После чего каждый ребенок создает рисунки, определяет свои личностные качества и представляется участникам занятия. Таким образом, каждый школьник имеет возможность раскрыть себя в новом качестве. Продолжить работу можно упражнением "Кто Я?". В нем подростку предлагается дать несколько вариантов ответа на следующие вопросы: Кто Я такой? Как меня охарактеризовали бы мои мама и папа? Как ты думаешь, что сказал бы о тебе твой лучший друг (подруга)? Затем интересным будет задание «Отгадай, кто это?». В дальнейшем целесообразно сравнить самохарактеристики с детскими описаниями характеристик людей, которые им симпатичны и неприятны. Интересна техника, предложенная В.В.Петровским "Портретная галерея" – каждый рисует портрет себя, как интересного человека. После того как картины нарисованы, под каждой делается короткая реклама своего интереса и информация о том, с кем бы хотел изображенный на портрете иметь контакты в течении всех занятий.

Рисунок "Карта моей личности" может представлять собой рисунок на чистом листе или на бланке с контурами территории, что предполагает возможность побыть с самим собой, формирование более глубокого отношения друг к другу. Задача этого упражнения – знакомство с собой формирование глубокого и позитивного отношения к своей личности. Аналогичным по целям и значению может выступать упражнение «Части моего Я». Ведущий предлагает участникам вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств. Подростки ведут внутренний диалог с собой, и должны попытаться нарисовать эти разные части своего "Я" символически. Дополнят занятия упражнения "Моё лучшее Я", "Лесенка", "Представление Я", проективная методика "Символические задания на выявление "Социального Я" (по Б.Лонгу, Р.Зиллеру, Р.Хендерсону), методика ранжирования, упражнение на составление метафорического описания себя: «Катастрофа», упражнение на умение смотреть на себя со стороны, на разбор внутренних конфликтов – «Письмо себе».

Завершить занятие следует в позитивном тоне, например упражнением «Сильные стороны». Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно подчеркнуть то, что есть или может быть точкой опоры в разные моменты жизни. Могут быть применены упражнения: "Девиз", "Визитная карточка", "Интервью", Незаконченный тезис (люблю: - ненавижу:)", "Дневник самовоспитания". Интересным будет задание рассказать о тех моментах в жизни, когда ребенок пережил чувство успеха или победы. При этом он описывает те ресурсы, которые он задействовал

Для достижения успеха. В этом контексте можно предложить упражнения: «Я в лучах солнца»; в ходе которого подростки рисуют себя или описывают себя исключительно в положительном свете – в лучах солнца. Похожее по смыслу задание «Я подарок для человечества» способствует осознанию ребенком собственной индивидуальности и значимости путем критического аргументированного рассказа о себе. Позволяет прислушаться к своему внутреннему миру задание «Коллаж на тему «Кто Я?» при решении которого подростки с нарушенным зрением выбирают из разнообразного иллюстративного материала похожие на себя картинки

Также предлагаются вопросы для участников:

1. Что нового себе я узнал во время занятий группы?

2. Что нового я узнал о других?

3. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?

4. Каким образом я буду это делать?

Важное значение для человека имеет эмоциональный аспект самоотношения. Он представляет собой целостное, пристрастное переживание самого себя, своих личностных качеств и особенностей. Это составляет основу самопознания, определяет жизненный путь личности и выражается в таких образованиях, как самоуважение, себялюбие или самоуничижение и т.д. Эмоциональное самоотношение не ограничено решением проблем самопринятия и самопознания, оно проявляется в поведении, является основой отношений с людьми и с миром. В силу этого проблема выработки позитивного эмоционального самоотношения приобретает особую важность. Целью работы в этом направлении состоит в осознании реального эмоционального самоотношения и осознания защитных механизмов, позволяющих не переживать негативную самооценку; в интеграции негативных переживаний и представлений о самом себе. В рамках этого направления можно предложить серию занятий:

1. Эмоциональная сфера личности.

Цель занятия – познакомить слабовидящих подростков со сложным миром эмоций и чувств.

2. Мои эмоции и чувства.

Целью данного занятия является расширение знания о чувствах и эмоциях, развитие безоценочного их принятия, умения отреагировать эмоции, формировать умение управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций в процессе общения.

Задачи занятия:

- заново познакомится с эмоциями;

- осознание проявления эмоций;

- поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.

Во время занятий мы будем исходить из следующих положений:

- чувства важны и испытание различных чувств нормально для живого существа;

- нет абсолютно плохих и абсолютно хороших чувств, и те, и другие имеют право на существование;

- существует разница между испытываемыми чувствами и способами их выражения;

- различают конструктивные и деструктивные (самодеструктивные) выражения эмоций.

В занятии можно использовать следующие упражнения: «Настроение», «Называем чувства», «Передаем чувства», «Слова гнева», «Чувства без слов». Работа над отрицательными и положительными эмоциями может осуществляться посредством следующих упражнений: «Мусорное ведро», «Автопилот»; игра «Хлопки» (упражнение направлено на снятие напряжения); игра «Лабиринт», «Коллективная страшная история», «Рисование страхов», «Уговоры».

3) направление психокоррекционной работы по формированию позитивного самоотношения у слабовидящих подростков: «Этика самоотношения». Необходимо подчеркнуть, что эта проблема теснейшим образом связана с нормами морали и этики межличностных отношений: безнравственный поступок рождает безнравственное отношение к себе. В этом возрасте у подростков одной из важнейших социально-психологических характеристик является их способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осознацию своих поступков и поведения других людей. Более общие характеристики содержательной стороны этого явления отражает описание ценностного самоотношения. Оно раскрывает как система личностных образований, определяющих устойчивую степень положительного отношения к собственному Я. Ценностное самоотношение обеспечивает духовно-нравственное, деятельностно-практическое самоообогащение личности и выступает как продукт самознания личности (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, А.Г.Спиркин и др.), условие ее саморазвития (А.Адлер, А.Маслоу, К.Роджерс, К.Юнг и др.).

Осознание своего Я через определенную систему отношений личности предполагает четкое определение области этого познания: Я как человек (E.Olson, 1999), Я как личность (Л.А. Леонтьев, 1993; В.С.Мерлин, 1970,1990), Я как самость (Д.И.Дубровський, 1983; И.В.Журавлев,;Э.Эриксон, 1996), Я как представления человека о самом себе (Р.Бернс, 1986; P.Linville,1987; U.Neisser, 1997; R.Shavelson, J.Hubner, & G.Stanton,1976), Я как деятель, субъект принятия решений и исполнения действий (А.В. Петровский, 1997; C.Carver & M.Scheier, 1981; D.Hamachek, 1971), Я как ментальный аппарат саморефлексии (M.Leary & J.Tangney, 2003).

Таким образом, проблема этики самоотношения имеет важное значение в процессе социализации и становлении личности подростка с нарушенным зрением. В связи с этим можно предложить такие темы для обсуждения:

- личные и общественные ценности и идеалы;

- мои моральные установки и ориентиры;

- противоречат ли мои моральные устои самоотношению;

- я в системе моральных отношений;

- соотносятся ли нормы морали и нравственности с отношением к себе.

4) направление осуществляется с целью формирования ценностного самоотношения, которое выражается в усложнении представлений учащихся о своем личностном развитии. На первых стадиях становления ценностного самоотношения учащиеся ориентированы в своем личностном развитии на поддержку значимого другого. С развитием более полного знания о себе. Как о личности, подростки переходят к более высокому уровню развития ценностного самоотношения и возможностям личностного самораскрытия, проявления своего личностного потенциала. Они занимают более активную позицию по отношению к своим личностным проявлениям. Происходит качественное изменение отношения учащегося к самому себе, реализуемое в более активной его позиции по укреплению в себе ценностных личностных качеств. Результатом развития ценностного самоотношения является раскрытие личностного потенциала учащегося.

Развитие ценностного самоотношения укрепляет доверие ребенка к своим потенциальным возможностям, что благоприятно сказывается на преодолении учащимися кризисных периодов, особенно в осознании проблемы нарушенного зрения. Осознание ребенком своих личностных качеств подводит учащегося к принятию ценностности своего внутреннего мира и важности усилий в развитии собственной индивидуальности. В качестве примера можно предложить такие занятия:

1. Мой внутренний потенциал и жизненные перспективы.

2. Способы работы над собой.

3. Ценим себя и окружающих.

4. Роль общения в развитии позитивного самовосприятия. Приведем фрагмент этого занятия:

В занятие включены упражнения, построенные по принципу «обратной связи». Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в себе и в особенностях своих отношений с окружающими, должен обращать внимание на различные признаки, свидетельствующие об истинных последствиях поведения. Обеспечение других обратной связью способствует повышению взаимного доверия, создает условия для более глубоких и теплых отношений.

Содержание занятия и упражнения: после приветствия и анализа настроя подростков на работу необходимо выяснить, с какими трудностями дети столкнулись на предыдущих занятиях, какие моменты запомнились им наиболее ярко. Основное назначение этого этапа состоит в следующем:

• Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;

• Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Основная часть занятия может быть представлена упражнениями на углубление процессов раскрытия личностных качеств: «Поделись со мной». Оно позволяет диагностировать ряд личностных качеств и расширить способы взаимопонимания. Интересными для детского восприятия будут задания «Доверяющее падение», «Я тебя понимаю». В работе могут быть использованы упражнения на углубление процессов самораскрытия, развития умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению: «Комиссионный магазин», «Без маски», «Образ «Я» и т. д.

5) направление ориентировано на работу с акцентуированными подростками. Наши исследования показали, что почти у большинства учащихся наблюдается тот или иной тип акцентуации характера. Своевременное распознавание типа или акцентуации характера у подростков, по мнению К. Леонгарда, является чрезвычайно важным для психологической коррекции негативного самоотношения, эмоциональных срывов или нервно-психических нарушений.

С акцентуированным подростками проводится индивидуальная работа и даются практические рекомендации педагогам и родителям, помогающие предотвратить конфликтные ситуации или нервные срывы. В акцентуированных проявлениях личностных особенностей учащихся диалектически переплетены позитивные и негативные черты, требующие адекватных каждой личности приемов коррекции.

Знание особенностей психотипа подростка позволяет оптимально взаимодействовать с ним, помогать становлению и развитию его личности, не нарушая при этом естественного природного начала в каждом ребенке. Наши рекомендации важны также потому, что это дает реальную возможность педагогам, родителям предвидеть, прогнозировать в определенной степени его поведение в той или иной ситуации. Знания особенностей характера открывают перспективы для эффективной помощи учащимся, которые могут использовать свои положительные черты и по возможности контролировать отрицательные, избегая нервно-эмоционального перенапряжения, невротического состояния и психоэмоционального дискомфорта. В качестве примера можно привести следующее занятие:

Я и мой характер.

Цель - познакомить подростков с нарушенным зрением с содержанием понятия характер и помочь проанализировать собственные черты характера.

Содержание и упражнения: Тест «Какав Ваш характер», тест «Волевой ли Вы человек?», задание самому себе: «Наметь программу развития твоей воли: пять-шесть главных недостатков характера, которые можно было бы устранить каждодневным усилием воли», «Мои сутки», «Закон Паркинсона», «Дневник самовоспитания». Интересной в работе с подростками будет «Викторина – Черты характера».

Методы и формы работы

Одной из важнейших задач любой психокоррекционной работы со слабовидящими подростками является изменение их самоотношения в сторону увеличения самопринятия. Наиболее эффективными и доступными формами психокоррекционного воздействия в настоящее время являются различные групповые психологические методы, ориентированные на изменение самоприятия личности. Изменение отдельных составляющих самоотношения личности при использовании тех или иных групповых подходов представлены в работах О.Л.Сибгатуллиной, в трудах В.Н.Никитина. В них рассматриваются возможности социально-психологических методов в коррекции самоотношения и изучаются телесно ориентированные методы как средство изменения компонентов самоотношения. Веременко Н.И. показывает эффективность танцевально-двигательных методов в данном направлении психологической работы. При использовании этих методов акцент делался больше на осознание своего тела, физического образа-Я. «Самоценность» и «самообвинение» входят в обобщенный фактор, названный «аутосимпатией», который отражает эмоциональное отношение индивида к себе. Принятие подростком изменений своей внешности как неокончательных и формирование физической культуры тела повышают самоценность личности и снижают уровень негативных эмоций в собственный адрес.

Работа с половой идентичностью с целью принятия себя и увеличения степени уверенности в себе показана в исследованиях психоаналитического направления (З.Фрейд, Э.Эриксон, Х.Дойч, К.Хорни). При этом в тифлопсихологических исследованиях не представлены иссле<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: