Молитва в одиночку позади ряда.




 

Вопрос: Если человек, зайдя в мечеть, видит, что совершается совместная молитва, и в ряду нет места, то следует ли ему совершать молитву, стоя в одиночку за рядом или ему следует вытянуть из переднего ряда человека и встать рядом с ним?

 

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Мы указали в ответе на вопрос 41025, что не допустимо молиться, стоя позади ряда в одиночку. Это хорошо известное мнение имама Ахмада и этому мнению отдали предпочтение более чем один ученый.

 

Шейх ибн Усеймин (да помилует его Аллах) был спрошен об этой проблеме и он дал детальный ответ:
Обсуждение этого вопроса затрагивает две темы:

1 Действительна ли молитва того, кто совершает ее в одиночку позади ряда?

2 Если мы скажем, что не действительна, а передний ряд заполнен, что ему следует сделать?


По первому вопросу ученые разошлись во мнениях. Некоторые из них сказали, что молитва стоящего позади ряда действительна, вне зависимости от того, есть у него оправдание или нет. Другие заявили, что макрух делать подобное без причины. Это мнение Малика, Шафии и Абу Ханифы.


Они приводили как довод тот факт, что молитва женщины позади ряда действительна, и они сказали, что мужчина и женщина равны в отношении исламских норм. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не приказал Абу Бакрате повторить молитву, хотя он совершил поясной поклон до того, как присоединится к ряду. (Хадис Абу Бакра, Бухари 783).

И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) придвинул ибн Аббаса так, чтобы он стоял позади него во время молитвы (Бухари 117 и Муслим 763). Если допустимо, чтобы человек стоял один часть молитвы, то допустимо, чтобы он стоял один всю молитву, потому что если что-то делает молитву недействительной, то это делает ее вне зависимости от продолжительности, как например, когда человек стоит перед имамом.

 

Относительно хадиса, запрещающего молиться позади ряда, они сказали, что имеется в виду недостаток подобной молитвы (но не ее недействительность). И это подобно хадису, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет молитвы, когда готова еда» (Муслим 650) и т.д.

 

Некоторые же ученые сказали, что молитва того, кто молится в одиночку позади ряда не действительна. Это хорошо известное мнение среди последователей имама Ахмада. Существует и другое сообщение от него, в котором он соглашается с тремя имамами.


Те, кто придерживался этого мнения, опирались на сообщения и рациональное мышление:

Передал имам Ахмад (15862) от Али ибн Шайбана (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел молящегося позади ряда и после того, как тот завершил молитву сказал ему: «Повтори молитву, потому что нет молитвы у того, кто молится позади ряда». Это хадис хасан; имеются также и другие сообщения, которые подтверждают, что это сахих хадис.

Что касается рационального мышления, то джамаа (община) собирается вместе, люди находятся в одном месте, совершают одинаковые действия. Поэтому люди, которые собрались действовать вместе, следуют за имамом, и поэтому собрались в одном месте т.е. в ряд. Если мы скажем, что допустимо им быть разобщенными, то, как же они могут быть общиной?


Эта группа ученых ответили тем, кто приводил контрдовод о том, что женщине допустимо стоять в одиночку позади ряда, так как Сунна указывает, что это правило действует только в отношении женщин, как, например, в хадисе Анаса: «Сирота и я встали позади него (имея ввиду Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а старая женщина встала позади нас». (Бухари 234, Муслим 658), потому что было не уместным ей встать рядом с мужчинами.


Что же касается хадиса Абу Бакраты, то он не встал лишь на короткий промежуток, а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Не делай так больше».


Что же касается хадиса ибн Аббаса, то он не встал позади ряда, а проходил мимо и не вставал на молитву.

 

Что же касается мнения о том, что в хадисе подразумевается недостаток молитвы, но не ее недействительность, то это мнение отвергается, потому что общий принцип в арабском указывает на полное отсутствие того, что отвергается; если же это нельзя интерпретировать таким образом, тогда говорится о том, что это недействительно; если же это не может быть таким образом, тогда понимается как указание на недостаток или несовершенство. Рассматриваемый хадис может указывать на недействительность молитвы, поэтому его следует понимать таким образом.


Что же касается хадиса: «Нет молитвы, когда еда готова», то их объяснение не действительно по двум причинам:

1 Готовая еда является причиной для отвлечения во время намаза. Но отвлечение в намазе не аннулирует молитву, как об этом ясно сказано в хадисе о наущении шайтана (васвас), в котором говорится о том, что шайтан приходит к верующему и шепчет: «Вспомни это, вспомни то», то, что он не вспоминал, и шайтан продолжат пока (верующих) не забудет о том, сколько ракатов он совершил» (Бухари 608, Муслим 389).

2 Хадис: «Нет молитвы у того, кто стоит позади ряда» ясно указывает на то, что молитва не действительна, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал совершить молитву заново, и сказал, что причиной этому было то, что нет молитвы для того, кто стоит в одиночестве позади ряда.


В хадисе Вабиса сказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел как мужчина совершает молитву стоя в одиночестве позади ряда, и он приказал ему повторить молитву. (Абу Дауд 682, Тирмизи 230).


Таким образом, очевидно, что наиболее правильным мнением является то, что обязательно стоять в ряду, и что молитва молящегося отдельно позади ряда недействительна, и он обязан повторить молитву, потому что он не выполнил свою обязанность встать в ряд.

 

Но эта обязанность, как и другие, снимается, если нет места в ряду, или если человек не может выполнить ее по законной шариатской причине, или если он физически не может сделать этого, потому что Аллах сказал (перевод смысла): «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16).


И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда я приказываю вам сделать что-то, то делайте это по мере своих сил» (Бухари 7288, Муслим 1227).


Поэтому, ему следует встать в ряд, если он найдет место. Если же он не может найти место, то это обязательство снимается с него. Это обязательство также снимается с него, если он не может стоять в ряду по шариатской причине


Пример первого варианта: если он обнаружит ряд полным, то он может совершить молитву позади, потому что обязательство спадает в случае отсутствия возможности.


Пример второго варианта: если женщина находится вместе с группой мужчин, то ей следует совершать молитву позади в одиночку, как это указывается сунной. Сунна учит нас тому, что по аналогии с женщиной и мужчина может встать в одиночку позади ряда, если он не может найти места в ряду, потому что физическое оправдание подобно шариатскому.

 

Мнение: если мужчина обнаружит, что ряд полон, то он может либо пройти вперед и встать с боку от имама, или он может вытянуть кого-либо из ряда и встать рядом с ним, или он может молиться в одиночку, без присоединения к джамаату, или он может присоединиться к джамаату, совершая молитву позади ряда.

 

Относительно прохода вперед и стояния рядом с имамом:

1 Это идет против сунны, согласно которой имам должен стоять в одиночку, отдельно от джамаата, стоять перед ними и совершать действия молитвы до него. Это утверждение не опровергается тем фактом, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стоял позади Абу Бакра (как передано Муслимом, 412), потому что в этом случае пришедший был имамом и встал как имам рядом со своим заместителем. Более того, Абу Бакр не мог отойти назад и встать в ряду, и было в интересах джамаата стоять позади Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и повторять такбиры.

2 Что касается человека, который обнаруживает ряд полным и встает рядом с имамом, то когда он пытается пройти к имаму приносит беспокойство молящимся.

3 Это также лишает возможности пришедших после него встать в ряд; если он станет отдельно и кто-то придет, то они смогут сформировать ряд.

 

Относительно вытягивания человека из ряда, то в этом имеется три ошибочных действия:

1 Это создает пустоту в ряду, а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал нам заполнять ряды и запретил оставлять пустоты для шайтана. (Ахмад, 5691; Абу Дауд, 666; оценен как сахих шейхом Альбани в аль-Сахиха).

2 Это нарушает право того, кого вытягивают из ряда, так как он из лучшего места передвигают в худшее.

3 Это отвлекает от молитвы и может привести к спорам после молитвы.

Это утверждение не опровергается сообщением, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку, которого он увидел позади ряда молящимся в одиночку: «Почему же ты не присоединился к ряду или не вытянул кого-либо из ряда», потому что этот хадис слабый, который не может быть использован как довод. (Табарани в аль-Аусат, 8/734; аль-Хайтами сказал: он даиф джиддан т.е. очень слаб).

 

Что касается оставление джамаата, и совершение молитвы в одиночку, то это упущение выполнения обязательного, в то время как человек способен выполнить его.


Молитва позади ряда с джамаатом является выполнением обязательного по мере возможностей. Совершающий молитву с джамаатом в одиночку должен совершать два действия:

1 Молиться с джамаатом

2 Стоять в ряд с ними.


Если он не способен на это, тогда он должен сделать что-то другое.

Говорится, что слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Нет молитвы у того, кто стоит в одиночку позади ряда» общие по смыслу, и нет разницы, между тем полон ряд или нет.

 

Ответом на это будет то, что при этом указывается на нарушение человеком обязанности стоять в ряд. Но если он не может этого, тогда обязательство снимается с него. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не мог объявить недействительной молитву того, кто не способен что-то выполнить.

Подобные примеры можно найти в хадисах, в которых Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет молитвы у того, кто не читает Мать Книги (т.е. суру аль-Фатиха)» (Бухари 756; Муслим 394) и «Нет молитвы у того у кого нет вуду» (Имам Ахмад 9137; Абу Дауд 101; ибн Маджа 399) – если последний достоверен.


Но для того, кто не может читать Фатиху или совершить вуду, тот должен молиться без них и его молитва будет действительной. Но ему следует прочитать из Корана то, что аналогично по длине суре Фатихе или ему следует поминать Аллаха (совершать зикр), если он не может читать Корана, также как ему следует совершить тайаммум, если он не может совершить вуду.

 

В завершении: стояние в ряду обязательно. Если человек видит, что ряд полон, то ему следует совершить молитву позади ряда и не идти вперед, чтобы встать позади имама и не выдергивать кого-либо из ряда, и не следует ему отказывать от молитвы в джамаате.

 

Мнение о допустимости совершения молитвы в одиночку сзади ряда, при наличии оправдания, является мнением шейх уль-Ислама ибн Теймии и нашего шейха Абдуррахмана ас-Сади. Также есть те, кто утверждает, что такая молитва действительна в любом случае.


Вся хвала Аллаху, Господу Миров.

 

Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 11199.

 

 

Шейха Ибн Усаймина (да смилуется над ним Аллах) спросили:

«Возник спор между молящимися относительно того человека, который войдя в мечеть и обнаружил, что уже намаз начали и ряд переполнен, и не осталось место для него в ряду. Дозволенно ли, чтобы он вытянул одного человека из этого переполненного ряда для того, чтобы получил возможность совершать намаз в ряду? Или же он совершает намаз в одиночку позади ряда? Или что ему делать?».

 

Ответ:

«Относительно этого вопроса существуют три положения:

1 Когда человек пришел и обнаружил, что уже ряд переполнен, то он либо совершает намаз в одиночку позади ряда.

2 Либо вытягивает из ряда одного молящего и совершает намаз вместе с ним.

3 Либо направляется к имаму и совершает намаз рядом с ним справа от него.

 

Это три описания, когда он входит в намаз.

 

4 Либо он не совершает намаз с этим джама’атом, а оставляет их.

 

Что выбрать из этих четырех вариантов?

 

Мы говорим: Предпочтением из этих четырех положений является то, чтобы человек совершал намаз в одиночку позади ряда и молился с имамом, поскольку является обязательным выстаивать намаз с джама’атом и быть в ряду. Если же он одно из этих обязательств не в состоянии совершить, а это быть в ряду, то остается другая обязанность, а это намаз с джама’атом. В таком случае мы говорим: Совершай намаз с джама’атом позади ряда, чтобы обрести достоинство джама’ата, а стояние в ряду в таком случае для тебя не является обязательным, так как ты не в состоянии этого сделать.

Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (ат-Тагабун,16).

 

И свидетельствует этому то, что женщина стоит в одиночку позади ряда, если не бывают с ней женщин. Это потому, что нет для нее узаконенного места в рядах мужчин. В связи с тем, что нет для нее узаконенного места в рядах мужчин, она совершает намаз одна.

Поэтому от мужчины, который пришел в мечеть в то время, когда ряд уже переполнен и не осталось для него свободного места, отпадает от него выстаивание молитвы в рядах и становится для него обязательным совершить намаз с джама’атом. Поэтому пусть он совершает намаз позади ряда.

 

Что касается того, чтобы он вытянул кого-нибудь из ряда, дабы совершить намаз с ним в одном ряду, то так делать не следует, так как подобное приводит к трем последствиям:

Первое: Открытие отверстия в ряду. И это противоречит тому, что велел Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) относительно сплоченности и закрывания промежутков между рядами.

Второе: Перенесение того, кого вытянули из лучшего ряда, к менее лучшему. Подобное является из видов преступлений в отношении молящегося (которого вытянули к менее достойному месту).

Третье: Расстройство и нарушение его намаза, поскольку если вытянут этого молящего, то непременно в его сердце произойдет движение, это также является из преступлений в отношении его.

 

Что же касается третьего положения, когда он направляется к имаму и совершает намаз с права от него, то этого делать не следует. Так как имам должен выделяться своим местом от тех, которые следуют за ним в намазе, так же, как выделается от них тем, что он опережает их со словами и делами. Произносит «Аллаху Акбар» прежде них, совершает руку’ (поясной поклон) до них, а также и суджуд (земной поклон) прежде них. Таким же образом он должен выделяться от них своим местом. И это руководство Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), чтобы имам был во главе тех, которые следует за ним в намазе. И соответствие этого очевидно, так как имам должен выделяться и отличаться от них своим местом. Поэтому, если кто-нибудь из молящихся станет рядом с ним, то устранится это особенность, которой выделяться должен только имам в намазе.

 

Что касается четвертого положения, а это оставление джама’ата, то нет никакой основы этому также. Ибо совершение намаза с джама’атом является обязательным, так же, как и пребывание в рядах. Если же он не в состоянии совершить одно из этих обязанностей, то не отпадает другая обязанность по причине того, что он не смог совершить первую обязанность».

 

Источник: «Мажму' фатауа уа расаил» 15\204.

 

_______________________________________

 

Можно сказать пятое мнение в вопросе:

 

Вопрос: Говорят, что нельзя вошедшему и людям, если заполнены ряды, вытащить кого ни будь из рядов, и что он обязан подождать другого входящего, или пока не завершится намаз, и он сделает затем его один.

 

Ответ: Если зашёл мужчина в мечеть, и намаз уже установлен, и ряды заполнены, он попытается встать в ряд, и если он этого не сможет сделать, он встанет вместе с имамом справа от него, и если он и этого не сможет сделать. (То, пускай) подождёт* пока не появится тот, с кем бы он смог встать, и если не получится ничего из этого всего, сделает намаз один после завершения группового намаза.

Источник: Фетва /2601/ Постоянного комитета по фетвам, касательно намаза, в который входят: Абдуллах ибн Баз, Абдуллах ибн Гудaян, Абд ар-Раззак Афифи, Абдуллах ибн Коуд.

 

*Это похоже на самый лучший выход из всех разногласий имеющихся в этом вопросе, так ты ни кому вреда из молящихся не нанесешь, конечно же, если ты не боишься, что когда ты будешь ждать еще кого ни будь кто опоздал на джамаат, боишься что молящиеся уже закончат молитву, тогда лучше руководствоваться тем что сказал шейх Усеймин и начат молитву в одиночку сзади ряда.

 

_______________________________________

 

Из книги шейха Мухаммада ибн Хизама "шарх Булуг аль Марам" озвучил Руслан абу Ибрахим:

 

Вопрос: 1075. Является ли действительным намаз того, кто совершил его в одиночестве позади ряда?

 

Ответ: Нет.

 

Доводы:

1 Хадис Уасыбы ибн Ма'бада о том, что однажды посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи уа салам) увидел человека, который совершает намаз в одиночестве позади ряда, и тогда он приказал ему совершить его заново (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и др.). Достоверный.

2 Хадис 'Али ибн Шейбана марфу'ан: «Нет намаза у того, кто совершает намаз в одиночестве позади ряда» (Ибн Хиббан). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. В нем: 'Абдуррахман ибн 'Али ибн Шейбан – его положение неизвестно (маджхуль аль-халь). Но его поддерживает хадис Уасыбы ибн Ма'бада.

Примечание: у ат-Табарани передается добавка к хадису Уасыбы ибн Ма'бада: «Почему ты не зашел в ряд вместе с ними или не вытянул кого-нибудь?», но она очень слабая.

В ней: ас-Сарий ибн Исма'иль – оставленный передатчик (матрук) и даже обвиненный во лжи.

Слушать разбор вопроса: https://youtu.be/xCGuEfNckj4

 

Вопрос: 1077. Что должен сделать тот, кто не находит себе никого, кто бы встал с ним в ряд?

Ответ: Если может встать в ряд, подвинув людей, то делает так. Если не может, то пробует пройти к имаму, чтобы встать справа от него, и это если не принесет неприятности людям. Если не получается, то можно оттянуть кого-либо из последнего ряда, если при этом не возникнет промежутка в ряду.

Слушать разбор вопроса: https://youtu.be/YTxpEXPQUoE

 

Вопрос: 1078. Каждый ли, кто встанет с тобой в ряд, образует этим ряд?

Ответ: В основе да, кроме того, чей намаз не принимается сам по себе, как неверующий, сумасшедший или очень маленький ребенок (гайру мумейз).

Довод: Правило - «Тот, чей намаз является действительным, имамство того также действительно».

Слушать разбор вопроса: https://youtu.be/B90XH3k7dRw

 

Вопрос: 1079. Если начал намаз в одиночестве за рядом, но до поклона к нему в ряд подошел еще один человек?

Ответ: Рака'ат действителен.

Довод: хадис Абу Баркы Нуфей'а ибн уль-Хариса ас-Сакафи о том, что однажды он зашел в мечеть, а посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам) в это время был в поясном поклоне, и он сделал поясной поклон до того, как дошел до ряда. Тогда пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал ему: «Да добавит тебе Аллах стремления, но больше так не делай» (аль-Бухари). Добавка: «Он сделал поясной поклон до того, как дошел до ряда, а затем пошел так к ряду» (Абу Дауд). Достоверная.

Шейх уль-Ислам Ибн Теймия передал единогласное мнение на то, что тот, который застал то, посредством чего засчитывается рака'ат, тот застал приказ выстраивания в ряд («Маджму' уль-Фатауа» 23т./397стр.).

Слушать разбор вопроса: https://youtu.be/mCQYtmIiayg

 

 

_______________________________________

 

О совершении молитвы в одиночку позади ряда

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

 

А затем:

 

Относительно этого вопроса среди ученых существует три известных мнения:

 

Первое мнение состоит в том, что молитва одного человека позади ряда, является действительной. И это мнение большинства ученых, среди которых Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи’и.

См. «Бидаятуль-муджтахид» 1/187.

 

Второе мнение состоит в том, что молитва одного позади ряда является недействительной, и это мнение имама Ахмада, одно из мнений Малика и многих факъихов и мухаддисов. См. «аль-Ифсах» 1/54.

 

Их доводом является хадис Уабисы ибн Ма’бада, который рассказывал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, который молился в одиночку позади ряда и повелел ему переделать молитву!» Ахмад 4/228, Абу Дауд 682, ат-Тирмизи 230. Достоверность хадиса подтвердили имам Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан и аль-Альбани.

 

Также от Али ибн Шайбана сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет молитвы у того, кто совершил ее в одиночку позади ряда!» Ибн Маджах 1/320, Ибн Хиббан 2202. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани.

 

Сказал имам Абу Бакр аль-Марузи: "Я сказал имаму Ахмаду - "Человек молился позади ряда вдвоём с каким-то человеком, и когда дал салям, посмотрел на того что молился рядом с ним, и увидел, что это джахмит".

Имам Ахмад сказал: "Ему следует повторить молитву в ее время, потому что он молился один позади ряда".

Сказал имам Ибн Батта, разъясняя это сообщение Ахмада и такое же сообщение от Хариджа Ибн Мус'аба: "И это потому, что мазхаб группы факихов - что тот, кто молился один позади ряда, или встал один позади имама - должен повторить молитву. И видимо Хариджа имел в виду что кто молился позади ряда вместе с джахмитом - тот молился позади ряда один, и это потому, что джахмит - не является мусульманином, и не является выполняющим молитву, и стоящий рядом с ним подобен стоящему одному". Источник: "Аль-Ибана", 6/120-121.

 

Сказал ан-Науаи относительно этого вопроса:

Если вошедший нашел в ряду место, то пусть встанет туда, и он имеет право пройти через последний ряд, если даже там не будет места, в случае наличия его в следующих рядах, и это по причине небрежности оставивших пустое место в рядах.

 

Если же он не нашел места, то в этом есть разногласие (в шафиитском мазхабе). И шафиитские ученые передали это (разногласие) в виде двух мнений (шафиитских ученых), однако более правильно что разногласие в форме двух слов (мнений самого имама аш-Шафии).

Одно из них: Он встает один и не вытягивает никого. Имам аш-Шафии ясно заявил об этом в "аль-Бувейти" (книга ученика имама Шафии). Для того чтобы не лишить другого человека преимущества более раннего ряда. И это мнение выбрал аль-Кады Абу ат-Тайб.

 

Второе мнение: И оно правильное (в мазхабе), его передал шейх Абу Хамид и другие от имама аш-Шафии и утвердили его большинство шафиитских ученых - желательно для него вытянуть к себе одного человека из ряда. И желательно также для того кого вытягивают помочь ему в этом….

И причина желательности для вытягиваемого - помощь в достижении привилегии ряда, и для того чтобы выйти из разногласия с учеными говорящими о недействительности намаза одного человека позади рядов. И можно подкрепить это мнение (не аргументировать независимо) сообщением мурсалем (с прерванным иснадом до Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует), который привел имам Абу Дауд в аль-Марасиль, и аль-Байхаки от Мукатиль ибн Хайян (застиг маленьких табиинов, но не встретил никого из Сподвижников. См. Такрибу т-Тахзиб). То, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если пришел (опоздавший) и не нашел никого (т.е. нет ряда), то пусть вытянет человека из ряда и встанет с ним. Какое же великое вознаграждение для вытянутого!"

Источник: аль-Маджмуа' 4\255.

 

И сказал шейх аш-Ширбини после того как упомянул правильное в мазхабе мнение:

«Сказал аз-Заркаши и другие то, что необходимо, чтобы вытягивание было в том случае, если вытягивающий предполагает согласие вытягиваемого. Если же нет, то пусть не вытягивает его, более того это будет запрещено из опасения фитны (и совершает намаз один)»

Источник: Мугний аль-Мухтадж 1\559.

 

Третье мнение состоит в том, что если человек имел возможность встать в ряд, в котором было свободное место, но не сделал этого, тогда его молитва недействительна в соответствии с упомянутыми хадисами. Однако если все ряды были полными и опоздавший не нашел пустого места, чтобы встать в ряд, то тогда его молитва действительна, даже если он молился один позади ряда. Этого мнения придерживались Хасан аль-Басри, имам Ибн Къудама, и ему отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия, его ученик шейх Ибн аль-Къайим, а также Абдуррахман ас-Са’ди и другие ученые. См. «аль-Мугъни» 3/56, «Маджму’уль-фатауа» 23/397, «Фатауа ас-Са’дия» 169.

 

И это мнение является самым правильным из существующих, так как объединяет в себе все хадисы связанные с обсуждаемым вопросом.

 

И оно сильнее первого и второго мнения, так как хадис: «Нет молитвы у того, кто совершил ее в одиночку позади ряда!», опровергает первое мнение. А что касается второго мнения, что совершение молитвы позади ряда в одиночку нарушает молитву в любом случае, то это не совсем так. Если человек зашел в мечеть и видит что все ряды полные, что ему делать? Вообще не молиться?

 

Кто-то может сказать: «Следует вытащить с ряда одного молящегося и присоединиться к нему», и это кстати очень распространенное явление, которое является явной ошибкой по многим причинам!

 

Во-первых, данный поступок не имеет в шариате достоверной основы, а что касается хадиса, в котором говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал молившемуся в одиночку позади ряда: «Почему ты не встал рядом с ними или не вытянул одного из них» ат-Табарани 22/145, то он является недостоверным! В цепи данного хадиса передатчик по имени ас-Сури ибн Исмаиль, который являлся известным лжецом, выдумывавшим хадисы. См. «ат-Тальхыс» 2/38, «аль-Ируа» 2/326.

 

Во-вторых, ученые единогласны, что любое обязательство молитвы и иного поклонения спадает по причине отсутствия способности его совершить! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Избегайте то, что я запретил вам, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете». аль-Бухари 7288, Муслим 1337.

 

В-третьих, тот, кто вытаскивает молящегося с ряда совершает множество порицаемых и недозволенных вещей, как отвлечение молящегося, создание неудобства для мусульман занявших первые ряды, разрывание ряда и т.п. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, того, кто соединил ряд (в молитве), соединит Аллах, а того, кто разорвет ряд, разорвет Аллах!» Абу Дауд 666, Ибн Хузайма 3/23. Хадис достоверный, как разъяснил это шейх аль-Альбани.

 

Таким образом, самым лучшим мнением является мнение ученых третьей стороны. Если человек присоединился к молящимся в джама’ате и приложил все усилия чтобы встать в ряд, но не смог встать в ряд по причине наполненности рядов и не смог присоединиться и встать рядом с имамом, после чего молился в одиночку позади ряда, то его молитва является действительной. И Аллах не возлагает на него то, что он не в состоянии был сделать. В подобной ситуации хадис: «Нет молитвы у того, кто совершил ее в одиночку позади ряда!» подобен хадису: «Нет молитвы у того, кто не прочитал аль-Фатиху». Но несмотря на это если человек присоединиться к молитве во время поясного поклона имама, то его молитва действительна и чтение Фатихи с него спадает по мнению многих ученых!

 

А Аллаху ведомо лучше.

 

 

__________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: