Разбор хадисов и книге Булуг аль Марам перевел и добавил комментарии Кулиев Э.




 

Хадис 407. Передают со слов Анаса: «Совершая намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, я и сирота стояли позади него, а Умм Сулейм - позади нас». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в такой форме он встречается у аль-Бухари.

 

Комментарий:

Из этого хадиса вытекает целый ряд важных предписаний.

Во-первых, коллективный намаз может быть дополнительным.

Во-вторых, женщины не имеют права стоять в одном ряду с мужчинами. И если даже женщина одна, она все равно должна стоять позади мужчин.

В-третьих, если молящихся позади имама двое или больше, то они должны стоять позади него.

В-четвертых, несовершеннолетний ребенок имеет право стоять в одном ряду с взрослыми, причем его присутствие может сделать ряд, состоящий всего из двух мусульман, правильным. Это суждение опирается на то, что Анас ибн Малик стоял в одном ряду с сиротой, а сиротами арабы называют только тех, кто лишился отца и не достиг совершеннолетия.

Помимо того, в версиях Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Давуда и ан-Насаи сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, совершил намаз для тех, кого он пришел навестить. Это значит, что разрешается молиться, чтобы обучить кого-либо намазу или чтобы попросить у Аллаха благодати для кого-либо (табаррук).

Наконец, опираясь на хадис Анаса, некоторые ученые считают, что если коллективный намаз уже начался и передние ряды заполнены, то опоздавшему разрешается встать позади них одному. Если на то будет воля Аллаха, ниже мы рассмотрим данный вопрос более подробно.

См. «Субуль ас-Салам», т. 2, с. 26.

 

Хадис 408. Передают со слов Абу Бакры, что он подоспел к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, когда тот находился в поясном поклоне, и поклонился прежде, чем встал в ряд. Когда он рассказал об этом Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, тот сказал: «Пусть Аллах приумножит твое рвение! Но больше так не делай». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Абу Давуд и ан-Насаи.

 

Комментарий:

Из хадиса следует, что если опоздавший на начало намаза успел совершить поясной поклон вместе с имамом, то данный рак‘ат засчитывается. Это мнение разделяло большинство ученых, и оно подтверждается хадисом, переданным Абу Давудом со слов Абу Хурейры. В нем сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы пришли на намаз, когда мы совершаем земной поклон, то совершайте земной поклон вместе с нами, но не засчитывайте его. А тот, кто успел совершить поясной поклон, успел на намаз». Такой трактовке хадиса отдали предпочтение Ибн Раслан, аш-Шаукани и др. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 147.

 

Следует знать, что ученые разошлись во мнениях относительно законности совершения поясного поклона до того, как молящийся присоединится к ряду. Зейд ибн Сабит разрешал поступать так, а Ибн Мас‘уд и Зейд ибн Вахб сами поступали так. Сообщается, что это делали Са‘ид ибн Джубейр, Абу Салама ибн ‘Абд ар-Рахман, ‘Урва, Ибн Джурейдж и Му‘аммар. Аз-Зухри разрешал поступать так только, если человек находится вблизи от ряда. Этого же мнения был аль-Ауза‘и.

 

Ибн Хаджар в “ат-Талхисе” сообщил, что комментаторы разошлись во мнениях относительно слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Больше так не делай». Ибн Хиббан полагал, что он запретил опаздывать на начало намаза. Аль-Мухаллаб ибн Абу Суффа, Ибн Каттан и другие считали, что он запретил начинать намаз прежде, чем человек присоединится к ряду. Это мнение подтверждается версией, переданной Хаммадом ибн Саламой в “аль-Мусаннафе”. В ней сообщается, что после намаза Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Кто из вас присоединился к ряду, будучи в поясном поклоне». Абу Бакра ответил: «Я». Он сказал: «Пусть Аллах приумножит твое рвение! Но больше так не делай».

Некоторые считали, что он запретил спешить на намаз. Ибн ас-Сакан в “ас-Сахихе” передал версию, в которой говорится, что Абу Бакра спешил на намаз, а после его завершения Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Кто только что спешил [на намаз]?» Абу Бакра назвал себя, и он (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Пусть Аллах приумножит твое рвение! Но больше так не делай».

Существует мнение, что слова «больше так не делай» правильнее перевести: «Не повторяй его», т.е. намаз. Однако очевидно, что Абу Бакра спешил присоединиться к намазу, потому что знал, что рак‘ат засчитывается тому, кто успел присоединиться к имаму в поясном поклоне. Следовательно, напоминать ему об этом было излишне, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не стал бы делать этого.

Уместно добавить, что, опираясь на этот хадис, некоторые считают правильным намаз мужчины, который молится один позади ряда. Однако, как подметил Ибн Сеййид ан-Нас, позволение начать намаз позади ряда не означает того, что разрешается совершать позади ряда весь намаз от начала до конца. Имам Ахмад, в частности, считал недействительным намаз того, кто помолился один позади ряда, но разрешал совершать вступить в намаз и совершить поясной поклон, не дойдя до ряда молящихся. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 180; «Итхаф аль-Кирам», с. 119.

 

Хадис 409. Передают со слов Вабисы ибн Ма‘бада, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, увидел человека, который молился один позади ряда. Он приказал ему повторить намаз. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи назвал его хорошим, а Ибн Хиббан - достоверным. В версии ат-Табарани говорится, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Почему ты не встал рядом с ними или не потянул одного из них?»

 

Комментарий:

Хадис Вабисы является достоверным, и шейх аль-Албани подробно рассмотрел его многочисленные версии в книге “Ирва аль-Галиль”, а также в комментариях к книге Ибн Теймийи “Аль-Кава‘ид аль-Фикхиййа ан-Нураниййа”.

Что же касается версии ат-Табарани, то она признана слабой, потому что одним из ее рассказчиков был ас-Сурри ибн Исма‘ил.

Абу Давуд передал похожий хадис со слов Мукатила ибн Хайана. В нем сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас придет и не найдет себе места, то пусть потянет к себе одного из молящихся в ряду, чтобы он встал рядом с ним. Как же велико вознаграждение того, кого потянут к себе!» Однако цепочка рассказчиков хадиса отосланная.

Ат-Табарани и аль-Баззар также передали похожий хадис со слов Ибн ‘Аббаса, однако его цепочка рассказчиков очень слабая. Одно из ее звеньев представлено рассказчиком по имени аль-Хамани, который признан слабым. Он передал данный хадис со слов Абу ‘Умара ибн ‘Абд ар-Рахмана, который был еще более слабым. Более того, некоторые знатоки хадисов считали его лжецом.

См. «Субуль ас-Салам», т. 2, с. 28; «Ирва аль-Галиль», т. 2, с. 327.

 

Хадис 410. Передают со слов Талька ибн ‘Али: «Не совершил намаз тот, кто помолился один позади ряда». Этот хадис передал Ибн Хиббан.

 

Комментарий:

Как уже было отмечено выше, ученые разошлись во мнениях по данному вопросу. Опираясь на хадис Талька и предыдущий хадис Вабисы, ан-Наха‘и, аль-Хасан ибн Салих, Ахмад, Исхак, Хаммад, Ибн Абу Лейла, Ваки‘ ибн Джаррах считали, что намаз стоящего отдельно позади рядов молящихся недействителен. В пользу такого суждения свидетельствует и хадис ‘Али ибн Шейбана о том, что тот прибыл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в качестве делегата. Он сказал: «Мы помолились позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и краем глаза он заметил человека, который не выпрямлял спину в поясных и земных поклонах. Когда же он завершил намаз, то сказал: “О мусульмане! Поистине, не совершил намаза тот, кто не выпрямил спину в поясных и земных поклонах”. А еще он увидел мужчину, молившегося позади ряда. Он дождался, когда тот завершил намаз, и сказал ему: «Повтори намаз, потому что не совершил намаз тот, кто молился один позади ряда». Этот хадис передали Ахмад и Ибн Маджа. Аль-Асрам сообщил, что имам Ахмад назвал хадис хорошим. Ибн Сеййид ан-Нас назвал его рассказчиков известными и заслуживающими доверия. Он же отметил, что вся критика в адрес этого сообщения сводится к тому, что со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Али его рассказывал только ‘Абдуллах ибн Бадр, что, в принципе, не является недостатком, так как тот заслуживал доверия.

 

Несмотря на это, аль-Хасан аль-Басри, аль-Ауза‘и, Малик, аш-Шафи‘и и сторонники умозаключений (асхаб ар-ра’й - ханафиты) считали, что если в переднем ряду нет свободного места, то разрешается совершить намаз, стоя позади ряда. Они ссылались на то, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не приказал Абу Бакре повторить намаз, когда тот совершил поясной поклон до того, как успел встать в ряд. Однако, как уже было отмечено выше, подобное объяснение неубедительно.

 

Более серьезным аргументом является хадис Анаса ибн Малика о том, что Умм Сулейм молилась одна позади ряда, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил намаз у нее дома.

Возражения о том, что запрет на совершение намаза позади ряда не распространяется на женщин, представляются нам необоснованными, потому что хадис ‘Али ибн Шейбана имеет общий смысл.

 

Наконец, если молиться позади ряда запрещено даже тогда, когда передние ряды заполнены, то человек, опоздавший на начало намаза и не нашедший себе места в ряду, оказывается в безвыходной ситуации. Он не может потянуть к себе кого-либо из тех, кто молится в переднем ряду, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил так поступать разрушая ряд. Ан-Насаи и аль-Хаким передали со слов Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто присоединится к ряду, к тому присоединится Аллах, а кто поломает ряд, того поломает Аллах». Аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (6590).

Следовательно, опоздавший на намаз лишается возможности выполнить обязательное предписание - совершить коллективный намаз.

 

Поэтому нам представляется правильным совместить все хадисы на данную тему, распространив запрет на моление позади ряда только на тех, кто имеет возможность присоединиться к уже выстроившимся рядам.

 

Следует знать, что не все ученые запрещали опоздавшему на намаз потянуть к себе одного из молящихся впереди, если передние ряды заполнены целиком. Большинство ученых шафиитского толка разрешали потянуть к себе одного из молящихся впереди, независимо от того, начался намаз или нет. ‘Ата и Ибрахим ан-Наха‘и разрешали поступить так, если намаз уже начался. Они ссылались на некоторые версии хадиса Вабисы, о которых мы говорили выше. Однако все они слабые и не могут служить в качестве аргумента.

Малик и аль-Ауза‘и считали, что тянуть к себе одного из молящихся впереди нежелательно. Ахмад и Исхак считали такой поступок отвратительным. Некоторые называли его несправедливостью по отношению к тому, кого оттягивают назад, потому что он лишается награды, которую мог получить в переднем ряду. Помимо того, такой поступок доставляет беспокойство всем молящимся в переднем ряду, поскольку они вынуждены отвлекаться и смыкать ряд. Однако самым убедительным аргументом в пользу того, что тянуть назад молящегося впереди нельзя, является приведенный выше хадис Ибн ‘Умара. Именно так его интерпретировал шейх Мухаммад ибн Салих. А лучше всего об этом известно Аллаху.

См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 179-181; «аш-Шарх аль-Мумти‘», т. 4, с. 383-385.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: